Внедрение системы наставничества в коллективе «Открытый ВЗГЛЯД» педагога Коровкиной С.А.
статья

Коровкина Светлана Аркадьевна

О наставничестве в изостудии "Открытый ВЗГЛЯД", педагог Коровкина С.А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внедрение системы наставничества в коллективе «Открытый ВЗГЛЯД» педагога Коровкиной С.А.

В изостудии «Открытый ВЗГЛЯД», под руководством педагога дополнительного образования Коровкиной Светланы Аркадьевны занимаются дети от 7-ми до 13 лет по различным программам по изобразительному творчеству. Есть параллельные программы начального или углублённого уровня, а есть программы, следующие одна за другой. Для начинающих заниматься изобразительным творчеством, такие как «Разноцветный мир-2», «Введение в искусство живописи», «Живая кисточка. Есть программы углублённого уровня, такие как: «Изобразительное творчество», «Изобразительное искусство» и «Я в художники пойду…».

Детям 7-8 лет, только пришедшим в коллектив, безусловно наставником становлюсь я, их педагог (форма «Учитель-ученик»). Я готова поделиться опытом и навыками, для самореализации всех ребят, пришедших заниматься в студию. Я предстаю перед учащимися первого года обучения мастером своего дела, профессиональным художником, имеющим успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, т.е. примером. Я создаю комфортные условия для решения конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем, поиска индивидуальных учебных и жизненных целей и способов их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития своих учеников. Главным критерием выбора образовательной траектории для меня стал принцип, чтобы всем детям было комфортно обучаться. Чтобы учащиеся могли заниматься одновременно с удовольствием, и заниматься на результат – полученные знания, умения, навыки с одной стороны и признание этого результата - достижения в конкурсах дипломы, призы и т.п. с другой стороны. Дети смотрят на меня, педагога, друг на друга, подстраиваются друг под друга, учатся у меня, педагога, друг у друга. Таким образом создаётся положительная динамика и повышается качество образовательного процесса.

Уже с первого года обучения и даже с первого полугодия, я как наставник предлагаю всем, в том числе и одарённым детям поучаствовать в выставке творческих работ на уровне нашего Центра творчества – «Осенний букет», лучшие работы готовятся на районные конкурс «Братья наши меньшие». Сотрудничество и соавторство педагога и ребенка при создании творческих работ, где я-педагог вместе с учащимися готовлю выставочную работу, учу детей, наставляю их и одновременно учусь у них. Наставляемые дети всегда гордятся результатом, когда видят свою работу и даже работы своих друзей на выставке, не говоря уже о мероприятии вручения диплома.

Наставничеством в форме «педагог- ученик» в нашей студии стала совместная выставка работ педагога и учащихся, так например сентябре 2018 года состоялась юбилейная выставка «Территория творчества» и участие в XVII городском выставочно - конкурсном проекте «От мастерства учителя к мастерству ученика» на тему: «Далекому прошлому верность храня», где результат был оценен диплом победителя I степени. Хотя конкретно в этом проекте были использованы разные формы наставничества, в том числе и форма «Ученик-ученик».

Наставничество в форме «Ученик-ученик» в коллективе «Открытый ВЗГЛЯД» по факту практикуется уже много лет, как неформальное явление. Такое наставничество похоже на стихийно возникшие отношения между учащимися: обучение и передача знаний осуществляются на основе взаимного интереса и существующих взаимоотношений. Однако, это подмеченные во время педагогического наблюдения связи между учащимися, которые я максимально использую в образовательном процессе. Наставничество между обучающимися в изостудии «Открытый взгляд» строится на добровольной основе. Процесс взаимообучения детей активизирует творческий процесс. Такой подход и дает возможность учащимся прожить разные социальные роли – «Ученика», «Учителя», «Помощника», «Наблюдателя». Социально активные учащихся выбирают наставничество с целью самореализации в качестве добровольного помощника. В качестве краткосрочного наставничества, например, активного учащегося, обладающего лидерским и организаторскими качествами и неординарностью мышления всегда, можно попросить вдохновить и помочь организовать команду детей во время выполнения коллективной работы, а победитель конкурсов различных уровней может поделиться своим личным опытом с ребёнком, который, не до оценивает свои возможности или стесняется публичности в конкурсах. Учащийся, демонстрирующий высокие образовательные результаты может вступить в обмен мнениями с равным для себя учеником группы для реализации собственных проектов или в процессе обмена мнениями у них возникнет новый общий проект. Так создаются комфортные условия для общения между детьми внутри коллектива, развиваются гибкие навыки и метакомпетенций, улучшаются образовательные и творческие результаты, реализуется лидерский потенциал. Бывают случаи, когда в середине учебного года в группу приходит новый ученик, к нему в обязательном порядке я прикрепляю опытного коммуникабельного учащегося для помощи в адаптации в коллективе.

Долгосрочное наставничество чаще сего я использую, когда в коллективе обучаются братья и сёстры, у них есть возможность встречаться вне занятий, которые проходят по определённому расписанию. Старшие братья или сёстры уже закончили программы начального уровня и занимаются по углублённым программам и младшие придя в коллектив, естественным образом становятся наставляемыми для старших по всему спектру вопросов., от организационных до учебных и личностных. В таких тандемах часто возникают оригинальные творческие проекты. Старшие всегда могут помочь придумать и предложить тему и сюжет для творческой работы младших или совместной работы и помочь с выбором наиболее выгодных материалов и инструментов, а ещё эффективнее получается результат, когда к этому подключаются заинтересованные родители.

Наставничество в форме «Ученик-ученик» нашло применение во время проведения мероприятий межстудийных проектов «День птиц», «День моря», когда старшие учащиеся коллектива «WEB-дизайн» педагога Тарасовой Я.Ю. выступили наставниками для младших учащихся коллектива «Открытый ВЗГЛЯД» и провели мастер-классы по изготовлению элементов инсталляции экологической направленности. Преимущества мастер-классов, как формы наставничества у детей были оценены многими опробовавшими их детьми и родителями. Сочетание пользы с увлекательностью, творчества с командной работой подарили детям именно те яркие незабываемые эмоции, которые каждый мечтает получить от праздника. Известно, что любую информацию дети лучше всего воспринимают в игровой форме – именно поэтому интересные мастер-классы для детей стали идеальной почвой для усвоения новых навыков. Особенно если мастер-классы организованы детьми для детей.

База наставников и база наставляемых может меняться в зависимости от потребностей коллектива и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей). В одной ситуации один ребёнок может быть как наставником, так в другой ситуации тот же ребёнок будет наставляемым. Например, талантливый ребёнок может стать наставником для отстающего и в то же время ему самому может быть нужен наставник так, как у этого талантливого ребёнка, может быть, отстраненность от коллектива.

Возможностью для реализации практики наставничества среди обучающихся в коллективе изостудии «Открытый ВЗГЛЯД» являются воспитательные мероприятия, социальные проекты, акции; открытые занятия, мастер-классы, выставки, фестивали, конкурсы; творческие лаборатории на занятиях, практика сотворчества; личные поручения; советы обучающемся от наставников и т.п.

Реализация образовательных программ невозможна без привлечения родителей, как участников образовательного процесса. Совместное творчество детей и родителей формирует хорошие, доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие обучающегося. В данном случае наставником над родителями выступает педагог – руководитель детского творческого объединения.

При необходимости, я приглашаю родителей на консультации с психологической службой Центра творчества, организую и провожу родительские собрания коллектива, совместные массовые мероприятия по принципу «сотворчества», даю личные поручения, привлекаю к совместным мероприятиям. Так был организован мастер-класс в форме семейной творческой мастерской «Мастерская деда Мороза», где воспитанники коллектива «Открытый ВЗГЛЯД» и их родители изготовили ёлочные игрушки из проволоки в технике Wire Wrap, в рамках воспитательной работы. Уже давно известно, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие, доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие обучающихся.

С гиперактивными родителями, стремящимися вникнуть во все аспекты образовательного процесса, я использую прием «личных поручений», выполняя которые такой родитель занимается реально нужным коллективу делом. Родителям с завышенные ожиданиями от ребенка, не готового ещё к участию в конкурсных мероприятиях, я применяю прием сотворчества. Родитель, испытав на себе сложность подготовки конкурсной работы, например для участия в конкурсе творческих семей, в результате корректирует свое поведение по отношению к своему ребенку.

Эффективность наставничества объясняется его индивидуальным характером, никакая другая форма обучения не может быть столь адресной и приближенной к реальным условиям. Наставник может быстро реагировать на допущенные его подопечным ошибки, детально разобрать их и указать на правильный ход работы.

Таким образом, эффективность применения практики наставничества изостудии «Открытый ВЗГЛЯД» заключается в намеренно сформированных педагогом Коровкиной С.А. и действующих во время образовательного процесса отношениях между учащимися, между педагогом и родителями, а также между педагогом и учащимися. Результатом такой деятельности является развитие творческого потенциала и рост уровня личностных компетенций воспитанников, что подтверждается динамикой результативности освоения дополнительных общеобразовательных программ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Медиабезопасность младших школьников: взгляд педагога"

В этой статье говорится о негативном воздействии интернета на младших школьников....

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Чтобы осуществлять наставническую деятельность, мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом, со своей сложившейся системой педагогической деятельности. Необходимо развивать свой творчес...

Создание системы наставничества в школе для детей с ОВЗ

В статье раскрывается система сопровождения обучающихся школы, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы в обучении. Особенность состоит в том, что школа для детей с ОВЗ, ле...

Наставничество - как ступень профессионального роста педагога.

Описание опыта наставничества в общеобразовательном учреждении....

Роль наставничества в профессиональном росте молодых педагогов

Статья "Роль наставничества в профессиональном росте молодых педагогов" раскрывает роль учителя-наставника в профессиональном становлении молодых коллег, подчеркивает важность совместного со...

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ

Наставничество как институт поддержки молодых педагогов...

Образовательный проект "Наставничество как траектория развития личноти педагога"

Образовательный проект "Наставничество как траектория развития личности педагога"...