Рабочая программа по письму и развитию речи, для обучающихся со сложной структурой дефекта.
рабочая программа

программа для работы с детьми со слдожной структурой дефекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями начального образования ,на основании государственной «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой  умственной отсталостью» Баряева Л.Б, Яковлева Н.Н 2011г и рабочей тетради О.С. Жуковой. Большие логопедические прописи .Москва: Издательство АСТ, 2020.-128с. обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.

     Программа составлена на 68часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.

Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:

-формировать навык письменной речи;

-развивать и координировать движения кисти руки и пальцев;

-прививать  усидчивость, навыки правильной посадки при письме.  

Цель данного курса – формирование  графических навыков. 

Курс предусматривает изучение следующих разделов:

  • Подготовка руки к письму;
  • Повторение ранее изученных букв;
  • Допиши и назови.

Изучение данного курса связано с преподаванием других предметов, а именно: счет, изобразительная деятельность, основы безопасности жизнедеятельности , чтение и развитие речи.

Особенность данного курса в том, что у обучающихся наблюдается  не сформированность графических умений, требующая, в первую очередь , поддержание интереса к данному виду обучения и формирования координации движений кисти и пальцев рук.

Особенностью организации учебного процесса является то, что на уроках, условно называемых письмо, обучающиеся готовятся к овладению  графическим  образом букв, а также их начертанию. Работа над письменной речью с  детьми, имеющими сложные дефекты, очень длительна и кропотлива. По мере развития зрительного восприятия и пространственной ориентировки начинается осознание образа буквы, ее пространственного расположения, сочетания с другими буквами, процесс складывания букв в слоги – по возможности ребенка.    Замена вербальных абстрактных звуковых образов графическими, зрительными, возможно, облегчит обучающимся, имеющему тип мышления «буквального» восприятия, понимание действительности. Реальные предметы, картинки, напечатанные буквы, слоги и слова применяют на всех этапах работы с детьми.

     Обучение письменной речи целесообразно вести одновременно  с обучением чтению по трем направлениям: аналитико – синтетическое чтение, послоговое чтение, по принципу чередования всех направлений, так как каждое задействует различные психические механизмы.

Для оценки знаний, умений и навыков обучающихся используются следующие виды и формы контроля: практическая работа, ответы на вопросы.

Тематический план

Письмо и развитие речи

9 «В» класс

(2 часа в неделю, всего 68 часов)

Название раздела

Количество

часов

1.

Подготовка руки к письму.

3

2.

Повторение ранее изученных букв

33

3.

Допиши и назови

32

Итого

68

Календарно-тематический план

Письмо и развитие речи

9«В» класс

№п/п

Название раздела, темы

Количество

часов

Дата

1.

Подготовка руки к письму.

3

1

Обведи линии и узоры.

1

2

Обведи линии и узоры.

1

3

Обведи и дорисуй.

1

2.

Повторение ранее изученных букв

33

4

Буква А

1

5

Буква О

1

6

Буква У

1

7

Буква И

1

8

Буква Ы

1

9

Буква Э

1

10

Буква М

1

11

Буква П

1

12

Буква Б

1

13

Буква Н

1

14

Буква Т

1

15

Буква В

1

16

Буква Я

1

17

Буква Д

1

18

Буква Ф

1

19

Буква С

1

20

Буква Е

1

21

Буква К

1

22

Буква Г

1

23

Буква Х

1

24

Буква З

1

25

Буква Ш

1

26

Буква Ж

1

27

Буква Л

1

28

Буква Р

1

29

Буква Е

1

30

Буква Й

1

31

Буква Ч

1

32

Буква Щ

1

33

Буква  Ц

1

34

Буква Ю

1

35

Буква Ь

1

36

Буква ъ

1

3.

Допиши и назови

32

37

Допиши и назови буквы

1

39

Обведи только правильные буквы

1

40

С какой буквы начинается слово

1

41

С какой буквы начинается слово

1

42

На какую букву заканчивается слово

1

43

На какую букву заканчивается слово

1

44

Выбери и впиши

1

45

Выбери и впиши

1

46

Из каких букв состоит слово

1

47

Из каких букв состоит слово

1

48

Обведи буквы из которых состоят слова

1

49

Обведи буквы из которых состоят слова

1

50

Напиши слоги

1

51

Обведи слова

1

52

Письмо  слов по точкам

1

53

Сложи из слогов слова, запиши

1

54

Сложи из слогов слова, запиши

1

55

Напиши слоги, составь слова

1

56

Составь из букв слова

1

57

Найди и обведи слова, соответствующие рисункам

1

58

Найди и обведи слова, соответствующие рисункам

1

59

Найди и обведи слова, соответствующие рисункам

1

60

Найди и обведи слова, соответствующие рисункам

1

61

Впиши пропущенные буквы

1

62

Напиши слоги, сложи слова.

1

63

Допиши слова ,покажи нужные картинки.

1

64

Расставь слоги по порядку

1

65

Выбери подходящую букву

1

66

Выбери подходящую букву

1

67

Напиши и прочитай слово

1

68

Напиши имена ребят

1

Список литературы

Для учителя:

  1. Баряева Л.Б, Яковлева Н.Н «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой  умственной отсталостью» .- СПб.:ЦДК,2011. -480с.
  2. А.Р.Маллер «Ребенок с ограниченными возможностями» - М., 2001.
  3. А.Р.Маллер, Г.В.Цикото. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. -М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  4. Рабочая  тетрадь  О.С. Жуковой. Большие логопедические прописи .Москва: Издательство АСТ, 2020.-128с.

Для обучающихся

1. Рабочая  тетрадь  О.С. Жуковой. Большие логопедические прописи .Москва: Издательство АСТ, 2020.-128с.

Перечень требований к знаниям и умениям обучающихся

Должны уметь:

-правильно  сидеть при письме;

-правильно писать изученные буквы;  

- грамотно списывать с печатного текста.

Должны знать:

-изученные буквы.

-написание изученных букв.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Специальная школа № 78»

        «Согласовано»

   Заместитель директора по УВР

  ______________ Яковлева В.Ю.

   «____»____________20 __ г.

Утверждаю:

Директор

______________Е.Д. Лапина

Приказ №___от «____» _______2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ

для обучающихся 9 класса «В»

со сложными дефектами развития

                                                                                          Составитель:

                                                                                          Учитель: Терехова В.А.

Рассмотрена на заседании методического объединения

Протокол № 1   от «30» 08    2021г.

Утверждена на педагогическом совете

Протокол № 1   от «30» 08      2021г.

г. Новокузнецк 2021г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебные вещи и их назначение (урок развития речи для детей со сложной структурой дефекта)

Данный урок преследует такие учебные цели:интеллектуальное и речевое развитие учащихся; развитие пространственного, речевого и осязательного восприятия и сенсомоторной координации. Расширение словарн...

Рабочая программа по развитию речи 1 класс со сложной структурой дефекта

Развитие речи, предметные уроки и экскурсии направлены на расширение представлений об окружающем и умения пользоватся речью. Занятия по развитию речи направлены на то, чтобы новые слова способствовали...

Конспект урока по развитию речи в классе со сложной структурой дефекта (7 класс)

Уроки развития речи является наиважнейшими для слабослышащих учащихся вспомогательных классов....

рабочая программа по письму и развитию речи для обучающихся по 8 виду

Рабочая программа разработана на основе Программы специальных образовательных учреждений 8 вида....

Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс

Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс...

Конспект урока по развитию речи (в классе со сложной структурой дефекта) на тему: "Профессии"

Данный конспект составлен с учетом возможностей учащихся со сложной структурой дефекта....