Задержка психического развития: проявления, коррекция, прогноз развития ребёнка. Консультация для родителей и педагогов
консультация

Царевская Елена Геннадьевна

Материалы консультации раскрывают особенности проявлений ЗПР у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также основные направления профилактики и коррекции трудностей адаптации и обучения детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zpr._proyavleniya_korrektsiya_prognoz_razvitiya_rebyonka.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Задержка психического развития: проявления, коррекция,

прогноз развития ребёнка

(Консультация для педагогов и родителей)

   Исследования специалистов свидетельствуют об изменении психофизиологических особенностей у 40% детей, поступающих в школу. Низкий уровень готовности к школьному обучению значительной части первоклассников требует специальной диагностики, позволяющей установить причины дезадаптации и наметить пути её преодоления.

   В своём выступлении хочу остановиться на характеристике детей с задержкой психического развития, поскольку именно эта категория учащихся имеет значительные трудности обучения, преодолеть которые позволяет только слаженное взаимодействие в работе учителя, родителей и узких специалистов, в том числе врача невропатолога или психоневролога.

  С точки зрения педагогических исследований дети с ЗПР выделяются среди неуспевающих учеников массовой школы тем, что медленно обучаются и имеют «специфические» трудности обучения. Причины этого различны: от педагогической запущенности до повреждения и выраженной функциональной незрелости центральной нервной системы.

   В настоящее время под ЗПР понимается временное, нестойкое и обратимое психическое недоразвитие, замедление его темпа, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления и малой интеллектуальной направленности, часто осложнённое рядом расстройств в эмоциональной и личностной сферах, связанное с ощущением неуспеха и неадекватного родительского отношения.

      Среди причин ЗПР выделяют наследственную предрасположенность, хронические соматические заболевания, органическую недостаточность нервной системы, длительные неблагоприятные условия воспитания. На основе этиологического принципа выделяют 4 варианта ЗПР (К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, Е.В. Соколова):

  1. Конституционального происхождения
  2. Соматогенного происхождения
  3. Психогенного происхождения
  4. Церебрально-органического генеза

      В клинико-психологической  картине каждого вида ЗПР имеются специфические сочетания незрелости эмоциональной и интеллектуальной сфер.

  При ЗПР конституционального происхождения (гармонический, психический и психофизический инфантилизм) отставание в развитии психических процессов наблюдается при инфантильном типе телосложения. В этом случае происходит запаздывание темпа физического и психического развития, которое выражается в незрелости эмоционально-волевой сферы, влияющей на поведение ребёнка и его социальную адаптацию. Такие дети по росту и физическому развитию отстают от своих  сверстников на 1,5-2 года.

  При соматогенной задержке развития эмоциональная незрелость обусловлена длительными, нередко хроническими заболеваниями – пороками развития сердца, эндокринными заболеваниями и др. Хроническая физическая и психическая ослабленность тормозит развитие активных форм деятельности, способствуют формированию таких черт личности как робость, неуверенность. Очень часто такого ребёнка окружает система ограничений и запретов, гиперопека родителей также способствует дезадаптации ребёнка.

  ЗПР психогенного происхождения (психогенно-обусловленный инфантилизм) связана с неблагоприятными условиями воспитания. При раннем возникновении и длительном действии психотравмирующего фактора могут возникнуть стойкие сдвиги нервно-психической сферы ребёнка, ведущие к патологическому развитию его личности. Так, в условиях безнадзорности, недостаточного внимания может сформироваться патологическое развитие личности с ЗПР по типу психической неустойчивости, характеризующееся неумением тормозить свои эмоции и желания, импульсивностью, отсутствием чувства долга и ответственности. В условиях гиперопеки (обычно в семьях, где ребёнка опекают несколько взрослых) психогенная задержка психического развития проявляется в формировании эгоцентрических установок, неспособности к волевому усилию, труду. В психотравмирующих условиях воспитания, где преобладают жестокость или грубая авторитарность, часто формируется  невротическое развитие личности при котором ЗПР будет проявляться в отсутствии инициативы и самостоятельности, пассивности, боязливости.

 Причины церебрально-органической формы ЗПР: патология беременности и родов, инфекции, интоксикации, травмы нервной системы в первые годы жизни. Признаки нарушенного созревания часто обнаруживаются уже в раннем детстве и касаются почти всех сфер. Часто в медицинской карте ребёнка встречается заключение врача-невропатолога – ММД (минимальная мозговая дисфункция). Под этим понимаются наиболее лёгкие формы церебральной патологии, возникающие вследствие разных причин, но имеющие однотипную, невыраженную, стёртую неврологическую симптоматику и специфичные отклонения в поведении (двигательную расторможенность, неуправляемость, невнимательность).

   Ребёнка, имеющего лёгкие нарушения в работе головного мозга (ММД), отличает от нормально развивающихся детей:

  • Быстрая умственная утомляемость и сниженная умственная работоспособность (при этом общее физическое утомление может отсутствовать)
  • Резко сниженные возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности (невозможность сдержать обещание, спланировать свою деятельность, довести её до конца).
  • Существенная зависимость деятельности (особенно умственной) от характера внешней социальной среды: от вялости в одиночестве до двигательной расторможенности, хаотичности, полной дезорганизации деятельности в многолюдной шумной обстановке.
  • Выраженные нарушения в деятельности (в том числе умственной) при эмоциональной активации (не только отрицательной, но и положительной)
  • Значительные сложности в формировании произвольного внимания (неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, отсутствие распределения, проблемы с переключением)
  • Снижение объёма оперативной памяти, внимания, мышления (ребёнок удерживает в уме, оперирует очень ограниченным объёмом информации)
  • Неполная сформированность зрительно-моторной координации (дети допускают множество ошибок и неточностей при списывании и срисовывании, не замечают несоответствий при последующем сравнении)
  • Изменение временной протяжённости рабочих и релаксационных циклов в деятельности головного мозга. При ММД мозг постоянно функционирует в состоянии, близком к переутомлению. В результате рабочие циклы головного мозга (время, в течение которого мозг может усваивать и перерабатывать информацию) сокращаются до 10-15 минут и более, а периоды релаксации составляют 3-5 минут. Это паузы, необходимые головному мозгу для восстановления своей деятельности.       Характерно, что в этот промежуток времени «внешняя» деятельность не прерывается, а продолжает совершаться автоматически, не осознаётся.

    В невропатологии ММД не выступает в качестве серьёзного дефекта. Детей с лёгкими функциональными отклонениями в возрасте 2-3 лет уже снимают с диспансерного учёта, и если родители не проявляют беспокойства, врачи такими больными больше не занимаются. Ребёнок растёт, а дефект остаётся, постепенно обрастая вторичными отклонениями в психическом развитии. С началом обучения в школе этот процесс может пойти лавинообразно. Следует отметить, что у значительной части детей с ММД в дошкольном возрасте выявляются проблемы речевого развития, обусловленные незрелостью структур головного мозга, отвечающих за речевые функции. Таким детям ставится диагноз «Общее недоразвитие речи», и они направляются в логопедические группы, где в течение 2 лет с ними проводится максимально индивидуализированное коррекционно-развивающее обучение. К моменту обучения в школе речевое и общее развитие таких детей достаточно компенсировано для того, чтобы успешно усваивать программу общеобразовательной школы. Гораздо сложнее с детьми, которые, имея незрелость нервной системы, до школьного обучения не получили специальной помощи (не посещали детский сад, не занимались со специалистами, не получали должной помощи в развитии со стороны родителей).

      Общим при различных видах ЗПР является понимание термина «задержка» как явления временного: предполагается, что постепенно темп развития ребёнка претерпит позитивные изменения и он догонит своих сверстников, разумеется с помощью коррекционно-развивающей работы. В то же время практика работы с детьми, чьё состояние характеризуется как ЗПР,  показывает, что не так всё просто. Для своевременного выявления детей с проблемами адаптации и оказания им коррекционной помощи в нашей школе, как и в других общеобразовательных учреждениях создан психолого-медико-педагогический консилиум. Заключение по каждому ребёнку с трудностями обучения даётся на основании обследования специалистов:

  • Врача педиатра, невропатолога, психоневролога, окулиста и др.(наличие соматических и неврологический заболеваний, снижение зрения, слуха)
  • Педагога-психолога (уровень сформированности познавательных процессов, учебная мотивация, самооценка)
  • Учителя-логопеда (состояние речевых функций)
  • Социального педагога (социальное окружение ребёнка)
  • Классного руководителя (конкретные проблемы обучения, характер общения со сверстниками и взрослыми, состояние эмоционально-волевой сферы)

   Следующий этап – разработка программы коррекционной помощи ребёнку с учётом структуры его проблемы. Обязательным моментом является доведение до сведения родителей результатов обследования специалистов, их консультирование с конкретными рекомендациями. Опыт работы с детьми, имеющими проблемы обучения, показывает, что понимание проблемы родителями и выполнение ими рекомендаций специалистов – залог положительной динамики развития ребёнка наряду с коррекционно-развивающей деятельностью педагогов. Обязательным в работе школьного консилиума является отслеживание динамики развития ребёнка, а в случае необходимости, корректировка методов и приёмов коррекционно-развивающей работы.

   Клинико-психологическая структура вариантов ЗПР, проявления, коррекция, прогноз развития представлены в таблице (Е.В. Соколова)

Литература:

  1. Дети с задержкой психического развития/ под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А.Цыпиной. М., 1984.
  2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
  3. Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М., 1993.
  4. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами развития. СПб., 2003
  5. Науменко Ю.В. Ребёнок с минимальными мозговыми дисфункциями как проблема начального образования. – Начальная школа, 2007, №1, с.25-31.
  6. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2000
  7. Соколова Е.В. Систематика задержки психического развития у детей. – Логопед, 2008, №1, с.8-20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям детей с задержкой психического развития для профилактики школьной дезадаптации.

В статье описываются психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, влияющие на школьную дезадаптацию. Раскрываются параметры успешной а...

Коррекция чтения и письма у детей с задержкой психического развития

Коррекция чтения и письма у детей с задержкой психического развития...

«Что такое задержка психического развития? Задачи коррекционно-логопедического обучения школьников с задержкой психического развития»

Цель: Познакомить родителей с понятием ЗПР (задержка психического развития). Познакомить с задачами коррекционно-логопедического обучения школьников с ЗПР.  Задачи:1.    Дать ...

Методы подготовки детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития к всероссийской проверочной работе по математике

В настоящей работе будут рассмотрены методы и основные принципы обучения детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития при подготовке к всероссийской проверочной работе по мате...

Конспект консультации Образцовой Г.В. для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в младшем школьном возрасте с задержкой психического развития по повышению самооценки ребенка

Конспект консультации Образцовой Г.В.  для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в  младшем школьном возрасте с задержкой психического ра...

Конспект коррекционно-логопедического занятия с учащимися с задержкой психического развития, 4 класс. Тема: Развитие функциональной грамотности на логопедических занятиях.

Этот учебный материал по развитию функциональной грамотности можно использовать в работе логопедам, учителям-дефектологам, учителям начальных классов....