ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ
статья

Татьяна Николаевна Серёгина

В статье раскрывается сущность понятий «игра», «игровая технология» и определяется их влияние на формирование универсальных учебных действий учащихся. Специфика организации и проведения игровых технологий в образовательном процессе позволяет педагогу грамотного осуществлять учебную деятельность, направленную на формирование УУД школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aksyuchits_seregina_statya_na_konferentsiyu.docx36.7 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 378.147

С.А. Аксючиц, Т.Н. Серегина, г. Москва

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ

Аннотация. В статье раскрывается сущность понятий «игра», «игровая технология» и определяется их влияние на формирование универсальных учебных действий учащихся. Специфика организации и проведения игровых технологий в образовательном процессе позволяет педагогу грамотного осуществлять учебную деятельность, направленную на формирование УУД школьников.

Ключевые слова: игровые технологии, игра, универсальные учебные действия

S.A. Aksiuchyts, T.N. Seregina

GAMING TECHNOLOGIES AS A MEANS

OF THE FORMATION OF UNIVERSAL STUDENT LEARNING ACTIVITIES

Annotation. The article reveals the essence of the concepts «game», «game technology» and determines their influence on the formation of universal student learning activities. The specifics of the organization and conduct of gaming technology in the educational process allows the teacher to conduct activities aimed at the formation of universal learning activities.

Key words: Gaming technologies, game, universal learning activities.

Понятие «технология» применительно к организации образовательного процесса стало использоваться с конца ХХ века.

Потребность в возникновении педагогических технологий продиктовано запросом теории и практики обучения. Возникают педагогические технологии лишь тогда, когда подкреплена научными исследованиями и востребована педагогической практикой возможность проектировать образовательный процесс на основе использования алгоритмических подходов.

Педагогические технологии – необходимый инструментарий современного школьного или вузовского преподавателя. «В них заложен огромный потенциал для повышения профессионального мастерства и достижения целей, которые общество ставит перед системой образования – подготовить молодое поколение к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности граждан, обладающих высокой степенью личностной зрелости, ориентированных на гуманистические ценности в решении любых проблем, способных к критической оценке и презентации своих достижений» [1].

Технологии обучения, как составная часть педагогики, исследуют наиболее рациональные пути организации образовательного процесса, позволяют достичь гарантированных результатов в более короткие сроки с наименьшими затратами ресурсов.

С древнейших времен игра использовалась как метод обучения, который позволял передавать опыт от старших поколений к более младшим. Поэтому игра, наряду трудом и обучением, считается одним из основных видов деятельности человека. Феномен игры заключается в том, что, являясь развлечением, она, как правило, перерастает в обучение, творчество, терапию, модель отношений между людьми и др.

Игра – это такой вид деятельности в определенных условиях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игровая деятельность выполняет следующие функции:

  • обучающую – овладение способами действия;
  • развивающую – развитие общих и специальных способностей;
  • мотивационную – формирование учебных мотивов;
  • воспитательную – формирование нравственных и эстетических норм поведения;
  • коммуникативную – освоение способов взаимодействия;
  • развлекательную – пробуждение интереса к деятельности;
  • саморегуляции – сохранение внутренней стабильности;
  • диагностическую – выявление проблем и трудностей;
  • игротерапевтическую – преодоление различного рода трудностей;
  • коррекции – внесение положительных изменений относительно выявленных проблем;
  • социализации – усвоение норм общечеловеческой жизнедеятельности.

Структуру игры можно рассматривать как со стороны деятельности, так и со стороны процесса. Со стороны деятельности игра включает в себя следующие компоненты: целеполагание, планирование, реализацию цели, анализ результатов игровой деятельности и их коррекцию. Со стороны процесса в игру входят: роли, игровые действия, употребление предметов, отношения между игроками, сюжет игры.

Современная система образования ориентирована на формирование универсальных учебных действий обучающихся. Немаловажную роль в этом играют игровые технологии. Игровая деятельность используется в качестве: 1) самостоятельных технологий для освоения предметного содержания; 2) элемента более широкой технологии; 3) учебного занятия или его элемента; 4) внеклассного или внешкольного мероприятия.

Следует отличать игру от педагогической игры, которая обладает существенными признаками. Так характерным и отличительным признаком педагогической игры является четко поставленная цель, направленная на получение соответствующего педагогического результата. В данных условиях игра побуждает, стимулирует учащихся к учебной деятельности.

Процесс реализации игровых технологий на уроке происходит следующим образом: 1) учитель ставит перед учащимися цель в виде игровой задачи; 2) учебная деятельность осуществляется по строго оговоренным правилам; 3) учебный материал является средством создания игры; 4) связь игрового результата с выполнением учебного задания; 5) вводится элемент соревновательности, за счет которого учебные задачи переводятся в разряд игровых задач.

Место и роль игровой технологии в образовательном процессе зависит от понимания учителем функций игры и ее классификации. Различают следующие типы игр [2]:

П Е Д А Г О Г И Ч Е С К И Е   И Г РЫ (по Г. К. Селевко)

По области деятельности

По характеру педагогического процесса

По игровой методике

По предметной области

По игровой среде

- физические;

- интеллектуальные;

- трудовые;

- социальные;

- психологические.

- обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие;

- познавательные воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психологические.

- предметные;

- сюжетные;

- ролевые;

- деловые;

- имитационные;

- драматизации.

- математические, химические, биологические, физические, экологические;

- музыкальные, театральные, литературные;

- трудовые, технические, производственные;

- физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные;

- обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие.

- без предметов (с предметами),

- настольные, комнатные, уличные, на местности;

- компьютерные, телевизионные, ТСО;

- технические, со средствами передвижения.

Спектр целевых ориентаций использования игр на учебных занятиях достаточно широкий: развитие мотивации учебной деятельности; применение универсальных учебных действий в практической деятельности и расширение кругозора; формирование индивидуальной учебной деятельности; воспитание коммуникативности, сотрудничества, коллективизма; развитие психических и познавательных процессов; приобщение к общечеловеческим нормам и ценностям; адаптация к условиям среды.

Для каждого возрастного периода характерны свои существенные особенности. Так основная задача дошкольного периода – включение детей в коллективную деятельность и овладение ролевой игрой. Младший школьный возраст отличается наличием у детей учебной мотивации и формированием коллективного субъекта учебной деятельности. Дети этого возраста легко включаются в любую игровую деятельность. У школьников среднего и старшего школьного возраста преобладает сформированная индивидуальная учебная деятельность. Особенностями игры в этом возрасте является нацеленность на самоутверждение в окружении.

Рассмотрим более подробно вопрос использования игровых технологий с учащимися младшего школьного возраста и исследуем, как они влияют на формирование универсальных учебных действий учащихся.

Период младшего школьного возраста является сензитивным для развития стойких познавательных потребностей и интересов учащихся (Г. А. Асмолов, Е. Д. Божович, В. В. Давыдов, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др.) В этот период закладываются основы по формированию универсальных учебных действий. «В процессе учебной деятельности формируется творческая личность учащегося, способная принимать ответственные решения в нестандартных жизненных ситуациях» [3].

Анализ психолого-педагогический литературы и образовательной практики показал, что в последнее время существует проблема низкой сформированности УУД младших школьников. Повысить уровень сформированности универсальных учебных действий возможно посредством использования в образовательном процессе начальной школы игровых технологий.

В игровой модели образовательного процесса в начальной школе создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.         Обязательным требованием игры является строгое соблюдение игровых правил. В игровой обстановке трансформируется и позиция учителя. Он балансирует между ролью организатора, наблюдателя, помощника и соучастника игры.

По окончанию игры учитель проводит анализ игрового действия. Важнейшая роль на данном этапе принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотносят игровую модель и реальность, а также ход осуществления игры.

Успешность проведения игры требует большого педагогического мастерства, которое проявляется и в отборе самой игры, и в ее организации и проведении. Отбирая игры, учитель обязан учитывать: 1) какие задачи урока будут решаться с помощью игры; 2) каким образом данная игра будет влиять на формирование универсальных учебных действий учащихся; 3) соответствует ли запланированная игра программному содержанию урока.

Организация и проведение игры с младшими школьниками, по мнению Г. И. Вергелес, требуют:

  • обеспечения положительной мотивации для добровольного включения в игровую деятельность;
  • четкого, ясного, немногословного объяснения содержания игры, правил, игрового действия;
  • создания возможностей для каждого ребенка активно действовать в игровой ситуации;
  • определения условий привлечения к активной роли пассивных, застенчивых детей, сдерживание тех, кто может подавлять инициативу других;
  • подведение итогов игры учителем и участниками игры [4].

Приведем пример реализации игры «Самый внимательный читатель» на уроках литературного чтения в 4-ом классе и определим ее влияние на формирование универсальных учебных действий младших школьников.

Творчество А. С. Пушкина в 4-м классе по системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова изучается в рамках темы «Жанры устного народного творчества. Сказки». Программа по литературному чтению в 4 классе не позволяет в полном объеме познакомиться со всеми сказками поэта. Однако игра «Самый внимательный читатель», организованная с четвероклассниками, позволяет акцентно прочитать пять сказок: «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке».

Класс условно разделяется на пять групп. На прочтение сказки дома отводится неделя времени. Каждая группа готовит тест-опрос, состоящий ориентировочно из 15 вопросов по содержанию конкретно взятой сказки. В обозначенный день на уроке литературного чтения проводится тест-опрос. Каждая группа обсуждает предложенные вопросы и отвечает на них письменно. Участники группы, проводившие тест-опрос, тщательно проверяют результаты и выставляют оценки.

Игра проводится поэтапно, на протяжении 5 недель. У каждой группы есть возможность попробовать себя в разных ролях. В конце игры подводятся итоги, объявляются победители и вручаются подарки самым внимательным читателям. Приведем пример одного из тест-опросов.

Вопросы к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

(Составители: Лысенко Андрей, Подчуфарова Арина, 4 «Aqua» класс)

1. Сколько лет жили вместе старик и старуха?

А. 43      Б. 33      В. 23       Г. 3

2. Чем зарабатывали себе на жизнь старик и старуха?

А. Пряжей и рыбной ловлей.

Б. Ничем, грустили.

В. Рыбной ловлей и огородом.

Г. Пряжей и охотой.

3. Где жили старик и старуха?

А. В избушке у синего моря.

Б. В землянке у синего моря.

В. В землянке у синего неба.

Г. В избушке на курьих ножках.

4. Сколько раз забрасывал старик невод в море в течение сказки?

А. 1            Б. 2             В. 3           Г. 4

5. Что поймал старик, когда закидывал невод?

А. Тину.

Б. Морскую траву.

В. Рыбку золотую.

Г. Золотой меч.

6. Что сделал со своим уловом старик?

А. Взорвал.

Б. Отпустил.

В. Сварил уху.

Г. Высушил.

7. Как бранила старуха старика?

А. «Дурачина ты, простофиля!»

Б. «Старикашка ты, промокашка!»

В. «Собачонка ты, дурачонка!»

Г. «Старичок ты, старенький червячок!»

8. Что удивило старика, когда он поймал золотую рыбку?

А. Рыба станцевала.

Б. Рыба заговорила.

В. Рыба спела «We will rock you».

Г. Захотела, чтоб ее съели.

9. Как менялось море в течение сказки?

А. Не менялось вообще.

Б. С каждым приходом старика становилось всё неспокойнее.

В. С каждым приходом старика становилось всё спокойнее.

Г. С каждым приходом старика становилось всё меньше и меньше.

10. Чем была недовольна старуха?

А. Тем, что старик ничего не взял с рыбки.

Б. Тем, что она только столбовая дворянка, а хочет быть царицей.

В. Тем, что она царица, а хочет замуж.

Г. Тем, что она царица, а хочет быть владычицей морскою.

11. Как вызывал старик рыбку, когда она ему понадобилась?

А. Клякал.

Б. Кричал.

В. Кликал.

Г. Забрасывал невод.

Д. Крякал.

Е. Квакал.

12. Что ответила рыбка при последней встрече со стариком?

А. Ничего не ответила.

Б. «Хорошо!»

В. «Может быть».

Г. «До завтра!»

13. Смогла ли старуха получить все, что она хотела? Почему?

14. Чему учит нас эта сказка?

Проведенная с учащимися игра «Самый внимательный читатель» позволяет детально изучить сказки А. С. Пушкина, способствует развитию познавательного интереса к творчеству русского поэта, способствует формированию универсальных учебных действий школьников.

Таким образом педагогические эффекты использование игровых технологий в образовательном процессе начальной школы проявляются в следующем:

  • активизируют процессы непроизвольного запоминания;
  • повышают познавательный интерес к учебной деятельности;
  • развивают логическое и творческое мышление;
  • облегчают восприятие предметного содержания;
  • снимают напряжение и неуверенность;
  • вносят в урок эмоциональность и улучшают настроение;
  • способствуют повышению познавательной активности;
  • повышают учебную мотивацию;
  • учат взаимодействию в группе;
  • способствуют формированию УУД.

Именно на формирование у учащихся универсальных учебных умений направлена сегодня непрерывная система образования, так как на современном этапе интенсивной компьютеризации востребована личность, «способная и склонная успешно действовать в ситуациях нештатных, требующих нестандартного решения» [5]. Только такая личность готова жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом, а также в состоянии сделать свою жизнь и жизнь окружающих содержательной и интересной.

Примечания

1. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – 3-е изд. стер. – Москва: КНОРУС, 2018. – С. 5.

2. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – С. 53.

3. Аксючиц, С.А. Технология решения проектных задач в образовательном процессе начальной школы. Учебно-методическое пособие / С.А. Аксючиц. – Калуга: ИП Стрельцов И.А. (Изд-во «Эйдос»), 2017. – С. 3.

4. Вергелес Г.И., Денисова А.А. Технологии обучения младших школьников. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Г.И. Вергелес, А.А. Денисова. – СПб.: Питер, 2017. – С. 140.

5. Цукерман, Г.А. Учебная задача – точка роста поисковой активности: комментарий к видеозаписям уроков / Г.А. Цукерман. – М.: АПКиППРО, 2005. – Ч. 3 – С. 17.

Аксючиц Светлана Александровна,

г. Москва,

ГБОУ «Школа № 1133»,

учитель начальных классов, доцент кафедры теории и практики начального образования МПГУ

кандидат педагогических наук.

теория учебной деятельности Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, использование проектных задач в образовательном процессе

asa1964@mail.ru

Серегина Татьяна Николаевна

г. Москва

ГБОУ «Школа № 1133»

учитель начальных классов

система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова

seregina1982@bk.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пути и средства достижения планируемых результатов средствами учебно-методического комплекта в системе Л.В. Занкова через формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы».

  В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения выделены ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятель...

Проектная технология , как условие формирования универсальных учебных действий учащихся начальной школы

Компетентностный подход - необходимое условие повышения качества образования. Особое значение приобретает формирование универсальных учебных действий, которое возможно только при использовании совреме...

Мастер-класс «Театральная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий учащихся в союзе с родительским клубом»

Мастер-класс «Театральная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий учащихся в союзе с родительским клубом»...

Методическое объединение Опыт работы . «Проектная технология, как средство формирования универсальных учебных действий»

В статье я делюсь опытом своей работы по организации проектной деятельности младших школьников...

Проектно-исследовательская работа как средство формирования универсально-учебных действий учащихся начальной школы

ull;Тема над которой я работаю в течении многих лет «Проектно-исследовательская работа как средство  формирования универсально-учебных действий учащихся начальной школы».Парадоксом ...

Презентация результатов пед.деятельности Капустиной Ю.С. по теме "Использование современных педагогических технологий как средство формировании универсальных учебных действий..

Целью своей работы ставлю создание оптимальных условий для всестороннего развития каждого ребёнка с учётом его индивидуальных способностей, склонностей, интересов и возможностей. Достичь этой цели мне...