Конспект урока познание мира "Развитие науки в Казахстане. Учёный Каныш Сатпаев"
план-конспект урока (4 класс)

Поляков  Иван Александрович

Развитие науки в Казахстане. Ученый Каныш Сатпаев.

4.3.3.1 объяснять достижения Казахстана в ХХ–XXI вв. в науке;

4.3.4.1 основываясь на биографических данных выдающихся деятелях творческих и трудовых профессий излагать об их вкладе в развитие страны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект60.5 КБ
Файл презентация2.17 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Познание мира. Урок 11.

Сквозная тема: Культурное наследие.

Подраздел: Выдающиеся исторические личности и деятели культуры.

Урок: познание мира

Школа: КГУ «ОСШ им. И.М. Астафьева»

Дата: 22.11.2021

ФИО учителя:  Поляков И.А.

Класс: 4В

Кол-во присутствующих:           Кол-во отсутствующих:

Тема:

Развитие науки в Казахстане. Ученый Каныш Сатпаев.

Цели обучения, которым посвящен урок

4.3.3.1 объяснять достижения Казахстана в ХХ–XXI вв. в науке;

4.3.4.1 основываясь на биографических данных выдающихся деятелях творческих и трудовых профессий излагать об их вкладе в развитие страны.

Критерии оценивания

Все учащиеся будут:

– понимать роль науки в обществе:

– называть основные вехи жизни КанышаСатпаева.

Многие учащиеся будут:

– объяснять, в каких сферах жизни применяются достижения науки;

– составлять кластер «Ученый КанышСатпаев».

Некоторые учащиеся будут:доказывать, почему именно КанышСатпаев был избран первым президентом Академии наук Казахстана;

– выяснять, используя дополнительные ресурсы, имена ученых из своей области, уточнять, в каких отраслях науки они работали

Языковая цель

Ключевые слова. Наука; ученый; производство.

Предметная лексика и терминология. Академия наук Казахстана, новые образцы техники, новые сорта культурных растений, геолог по профессии. Серия полезных фраз для диалога/письма. В ХХ–ХХI вв. В стране проис-ходило бурное развитие науки.

КанышСатпаев, будучи геологом, интересовался историей, археологией, литературой, написал первый школьный учебник алгебры на казахском языке.

Вопросы для обсуждения.

– В каких отраслях знаний проводились научные исследования?

– Какие новые сорта культурных растений и домашних животных были выве-дены в Казахстане?

– Почему КанышаСатпаева называют «генералом тыла»?

– Охарактеризуйте, каким человеком был КанышСатпаев.

– Как увековечена память о КанышеСатпаеве в нашей стране?

Письмо. Написать несколько предложений о КанышеСатпаеве

Материал прошедших уроков

Элементарные представления о науке.

План

Временное планирование

Планируемые мероприятия

Ресурсы

Побуждение

2 мин.

3 мин.

2 мин

2 мин.

Создание положительного психологического настроя на работу.

Учитель. Я рад вас видеть, ребята! Мы снова отправляемся в волшебный мир знаний! Помните:

Когда вы слушаете, вы забываете,

Когда вы видите, вы понимаете,

Когда вы действуете, вы учитесь.

Сегодня вам нужно не только слушать и смотреть, но и рассуждать, действовать самим, помогать друг другу!

(И) Проверка домашнего задания.

Ответы на вопросы теста по пройденным темам посредством «Plickers»

На партах у вас лежит ваш личный QR-code. Каждая грань вашего QR-code соответствует букве ответа на тест. Для того, чтобы ответить на тест поднимите карточку так, чтобы буква ответа которую вы считаете верной находилась на верху.

Вопросы:

  1. Как называлось государство, в состав которого входила Республика Казахстан? Союз Советских Социалистических Республик.
  2. С какого по какой год Казахстан входил в состав СССР?

С 1922 по 1991 год

  1. Как называется завод по производству скоростных пассажирских вагонов в  городе Нур—Султан? Тулпар-Тальго
  2. Первый и крупнейший автосборочный завод в Казахстане: «АзияАвто»
  3. Как называется Казахстанская кондитерская фабрика, которая известна своей продукцией далеко за приделами государства. «Рахат»
  4. Петропавловская фирма, которая специализируется на производстве макаронных изделий, марка которых известная по всей стране? «Султан»

В конце тестирования на доске показана диаграмма ответов учащихся. Родителям отправляются итоги проверки домашнего задания.

(И, К) Прием «Ассоциации».

 -Ребята,  какие  ассоциации  (представления)  возникаюту вас когда вы слышите слово «наука»? (Математика, биология, история, география, ученый, профессор, учитель, студент, учеба,книга,  исследование,  изучение,  институт,  университет,  космос,техника, ум, прогресс и т. д.)

-А что же такое наука?

- Наука -это бласть человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности

- Может ли современное общество прожить без науки?

(Нет,  современное  общество  не  сможет  отказаться  от  благ,достигнутых благодаря науке.Наоборот, оно должно развиватьих,  иначе  общество  не  сможет  решить  проблемы  голода,перенаселения, воды, энергии.)

Целеполагание.

Сегодня мы :

–  узнаем   о достижениях   Казахстана  в науке;

–  узнаете  о жизни  учёного  Каныша Сатпаева,  выясните,  какой вклад он сделал в развитие науки в нашей стране.

- создадим кластеры о деятельности Каныша Сатпаева

Осмысление

10 мин

1 мин.

10 мин.

5 мин

5 мин.

(К, П) Прием «Чтение с остановками».

Чтение  текста  учебника  от  начала  до  слов  «...очень  продуктивны».Учащиеся читают отрывки текста и отвечают на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка.

-Открываем учебник на странице 47 .  Начинаем читать текст по очереди.

1.В каком году была открыта Академия наук Казахстана?(1946 году)

2. Кто был избран президентом Академии наук Казахстана? (Сатпаев)

3. в 21 веке в Казахстане активно развивалась…(наука)

4.Какие сорты полезных растений создаются в 21 веке?(пшеница, рис,ячмень)

5. сколько кг шерсти можно настричь  качественной тонкой шерсти?(10кг)

6. Рассмотрите  иллюстрации  в учебнике  «Казахстанский  меринос» и «Мугалжарская порода лошадей».

 Какую пользу для хозяйства страны дало выведение этих пород домашних животных?

Увеличение уровня производства одежды из шерсти, увеличение мясной и молочной продукции, а значит укрепление и рост экономики Казахстана.

(И) Работа в тетради ученика. На парте у вас лежат карточки, в номере под буквой «А» дополни высказывание, опираясь на данные, которые мы выделили из текста.

(К) Минутка отдыха «Чоки на пшоду»

(И, К) Учитель. Отгадайте загадку.

Путь его тяжел и долог,

Ищет залежи... (геолог).

Ребята! Что вы знаете о профессии геолога?

Геологи – это люди, которые изучают недра земли. Они ищут уголь, нефть, золото, железную и медную руду, строительный камень, соль

и воду. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и        готовить пищу на костре, проходить пешком сотни километров, карабкаться на горные кручи с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски горной породы. Геолог должен быть сильным и настойчивым, уметь находить дорогу по карте и компасу.

Сегодня мы познакомимся с человеком, жизнь которого стала ярким примером служения науке и Родине. Он был сугубо мирным человеком, но его называли «генералом тыла». Он был геологом, но интересовался историей, литературой, писал школьные учебники. Это КанышСатпаев.

Учитель делит класс на три группы.

Ребята, загляните под свои парты, там вы увидите стикеры с номером группы, в которые вы объединитесь. Пересядьте за тот стол, который соответствует номеру вашего стикера.

(Г) Создание кластера о деятельности Каныша Сатпаева. Задания группам. Прием «Выделение основной идеи текста».

Прочитайте текст который вы получили и запишите информацию в виде кластера выделяя только основную мысль..

Выступления групп.

Учитель по мере того, как учащиеся называют главные идеи абзацев в виде класстера, вывешивает их на доску.

Учитель подводит итог после групповой работы.

 Каныш Сатпаев  не только геолог , но и  Советский учёный-геолог, один из основателей советской металлогенической науки, основоположник казахстанской школы металлогении.

(И) Работа на карточках.

Ребята, давайте вернёмся к нашим карточкам. Посмотрите на задание «С1». Кто мне может ответить, кто изображён на портрете? Правильно, на портрете Каныш Сатпаев. Запишите несколько предложений о том, что вы узнали о нем в ходе нашей работы.

Несколько учащихся прочитывают текст, который у них получился.

Тетрадь ученика

Учебник

Рефлексия.

4 мин.

(И) Задание С.2.  Ребята, к концу нашего урока хочется понять, кто и в какой мере усвоил тему нашего сегодняшнего урока.

Посмотрите на доску. Вы видите перед собой лестницу.

Самая верхняя ступень обозначает, что вы все поняли и усвоили на уроке, средняя ступень означает, что  кое-что для вас осталось неясным, а низшая ступень означает, что совсем ничего не поняли на сегодняшнем уроке. А на какой ступени находитесь вы в конце нашего урока?

Учитель по очереди делает акцент на ступени, а учащиеся поднимают руку, учитель фиксирует имя учащегося на доске маркерами.

Домашнее

Задание

1 мин.

Задание С.1. Используя дополнительные ресурсы, выясните имена ученых из вашей области. Узнайте, в каких отраслях науки они работали.

Учебник. Тетрадь ученика.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Познание мира» УРОК 4 «В» класс КГУ «Общеобразовательная средняя школа им. И.М. Астафьева» ОО по Шемонаихинскому руйону УО ВКО Учитель начальных классов : Поляков Иван Александрович п. Усть -Таловка, 2021 год

Слайд 2

Когда вы слушаете, вы забываете, Когда вы видите, вы понимаете, Когда вы действуете, вы учитесь.

Слайд 3

« Plickers » проверка домашнего задания

Слайд 4

«Наука» -Ребята, какие ассоциации (представления) возникают у вас когда вы слышите слово «наука»? -А что же такое наука? Область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности

Слайд 5

Сегодня на уроке мы : – узнаем о достижениях Казахстана в науке ; – узнаете о жизни учёного Каныша Сатпаева , выясните, какой вклад он сделал в развитие науки в нашей стране . - создадим кластеры с информацией о деятельности Каныша Сатпаева

Слайд 6

«Чтение с остановками » «Чтение с остановками » СТР. 46-47 1.В каком году была открыта Академия наук Казахстана ? В 1946 году 3. В 21 веке в Казахстане активно развивалась… 2. Кто был избран президентом Академии наук Казахстана? Каныш Имантаевич Сатпаев Наука 4 .Какие сорта полезных растений создаются в 21 веке? Пшеница Рис Ячмень 5 . С колько килограммов можно настричь качественной тонкой шерсти с овец пароды «Казахстанский меринос»? 10 килограммов

Слайд 7

Рассмотрите иллюстрации « Казахстанский меринос» и « Мугалжарская порода лошадей». Какую пользу для хозяйства страны дало выведение этих пород домашних животных?

Слайд 8

МИНУТКА ОТДЫХА «Чоки на пшоду»

Слайд 9

Отгадайте загадку Путь его тяжёл и долог, Ищет залежи ГЕОЛОГ

Слайд 10

ГЕОЛОГИ Л юди , которые изучают недра земли. Они ищут уголь, нефть, золото, железную и медную руду, строительный камень, соль и воду. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре, проходить пешком сотни километров, карабкаться на горные кручи с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски горной породы. Геолог должен быть сильным и настойчивым, уметь находить дорогу по карте и компасу.

Слайд 11

Каныш Имантаевич Сатпаев Геолог, у чёный, автор школьных учебников, президент Академии наук РК

Слайд 12

Достигнуты ли цели урока? Сегодня на уроке мы : – узнаем о достижениях Казахстана в науке ; – узнаете о жизни учёного Каныша Сатпаева , выясните, какой вклад он сделал в развитие науки в нашей стране . - создадим кластеры с информацией о деятельности Каныша Сатпаева

Слайд 13

Рефлексия «Ступени успеха» Поняли и усвоили Кое-что осталось неясным Ничего не поняли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок познания мира: Тема "Независимый Казахстан".

ЧУсш. в честь прп. С. РадонежскогоУчитель начальных классов Матерова Ю.В. Дисциплина: Познание мира...

Урок познания мира: Тема "Казахстан - космическая страна"

ЧУсш. в честь прп. С. РадонежскогоУчитель начальных классов Матерова Ю.В. Дисциплина: Познание мира...

Урок познания мира на тему "Казахстан в Великой Отечественной войне."

Урок с использованием ИКТ, приемами критического мышления, работой с одаренными и талантливыми, формативным и суммативным оцениванием, использованием критериев оценивания....

конспект урока познания мира на тему "Наш Казахстан" 3 класс

Тема: Наш Казахстан. Цель: расширить знания и представления детей  о своей Родине, показать красоту и богатство страны ,учить работать с физической картой;Формировать умение наблюдать, выска...

конспект урока познания мира на тему "Труд человека летом" 1класс

Тема урока :Труд  человека  летом.Цели:   1.Сформировать представления детей о многообразной работе летом в городах и селах,...

Конспект урока «Зима – время науки и сказок».

Конспект урока «Зима – время науки и сказок»....