«Я знаю, как научить ребёнка смело отвечать у доски»
статья (1 класс)

Заздравных Анастасия Павловна

В данном материале вы сможете найти способы работы над ответами детей на уроке, тем самым облегчить обучение ученику и работу учителя на уроке. Каждый ребёнок по своему опасается ответа у доски, но не каждый ребёнок говорит о своей трудности. Поэтому стоит помогать этим ученикам с ответом перед классом и раскрытия его талантов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_3_razrabotka_mo.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка выступления на МО учителей начальных классов

Выполнила Заздравных Анастасия Павловна

Оценка_____________

Подпись наставника ________________

Тема: «Я знаю, как научить ребёнка смело отвечать у доски»

Цель: Изучение путей достижения отсутствия у детей страха ответа у доски.

Задачи:

  1. Определить факторы, мешающие ответу ученика у доски
  2. Изучить проблемы, влияющие на страх отвечающего ученика у доски.
  3. Проработать причины страхов и найти решение сложившейся ситуации

План выступления:

  1. Страх ребёнка перед ответом у доски;
  2. Причины провоцирующие учащегося перед ответом у доски;
  3. Факторы, помогающие решить проблему сложившегося страха ответа у доски.

 «Жизнь - это опыт обучения, только если вы учитесь»

Йоги Берра

Вообще, не волноваться, стоя у доски на виду у всего класса, когда каждое твоё слово отдаётся в стенах школьного кабинета при полнейшей тишине звонкой барабанной дробью, могут лишь единицы. Да и то, думаю, найдётся такой случай, когда и у таких уверенных в себе «трясутся коленки». Только вот справляться с такой ситуацией удаётся не каждому, и умение «взять себя в руки» вырабатывается иногда годами.

Ответ у доски — это же прямо как ораторское искусство либо выступление артиста на сцене. А вы думаете, они не волнуются?! Ещё как! Но справляются же со своими эмоциями, выходя на публику.

Но есть ещё и провоцирующие факторы, которые могут «потшатнуть репутацию» уверенного в себе на первый взгляд ученика.

В первую очередь, это недостаточное знание материала. Но это, сразу отмечу, вроде как совсем даже несерьёзная причина, легко поправимая. От собственного невежества и «громкого падения» на глазах у учителя и одноклассников спасает усиленная подготовка к урокам, и весь страх отвечать у доски быстро проходит.

Вторым фактором, побуждающим упрямо молчать, когда тебя спрашивают, может быть речевое отклонение. Эта проблема уже посерьёзней. По приходу в школу многие дети ещё неверно произносят звуки, некоторые шепелявят, есть те, что заикаются. В сопровождении с насмешками одноклассников для устного ответа это становится настоящим препятствием.

Третий повод не отвечать на уроках – быть в числе изгоев. Да, натянутые взаимоотношения с одноклассниками – это один из провокаторов «знать да молчать». Каким бы «семи пядей во лбу» ребёнок не был, если его не принял класс, найдётся тысяча причин высмеять его заслуги и неудачи. Что остаётся такому аутсайдеру? Правильно, оставаться в стороне и меньше показываться на глаза.

Ещё один провоцирующий фактор – требовательность родителей. Да, уважаемые родители! Своим «почему не пять?!» вы намеренно заталкиваете вашего ученика в угол, откуда он не готов выходить, чтобы вновь не промахнуться и не получить «четыре». Лучше пусть будет пусто в школьном дневнике, чем ненужные маме с папой отметки.

Некорректное поведение педагога – это тоже причина, по которой дети не готовы отвечать устно. Как на нас действует грубый тон начальника, не дающего вставить слово? А если замечание высказано при коллегах? Ну, вот приблизительно так же реагируют и дети, когда их одёргивают учителя: «Не знаешь, сиди, молчи!», и это при всём-то честном народе, а если ещё и с издёвками да насмешками!

Одним из серьёзных факторов является – боязнь отвечать перед «публикой», классом. Это дети, которые зная материал бояться передать его другим, только могут рассказать один на один.

Учимся быть смелее.

Итак, с «виновниками» страхов мы вроде разобрались, теперь остаётся понять, каким образом мы можем помочь своим детям, чтобы они стали немного увереннее в себе и не пасовали перед школьной доской, учителем и аудиторией.

Как мы уже отметили, самая простая причина нежелания отвечать, потому что никак не поддаётся гранит науки, решается довольно быстро. Родители привлекают уже во 2 классе репетиторов, которые быстро справляются с поставленной задачей и в 3 класс ранее молчаливый ребёнок уже идёт с намерением принародно блистать своими знаниями. Здесь главное – не упустить время, пока дыра в знаниях не стала настолько большой, что сразу уже и не заштопать.

Когда отказ от устных ответов связан с речевым недостатками, советы психологов сводятся к одному: быстрее к логопеду и неврологу. Ведь правильная речь — это даже не только для учёбы нужно, это необходимо в принципе по жизни, чтобы не сформировались ненужные комплексы.

Когда причина кроется в излишней требовательности родителей, мамам и папам придётся признать свою ошибку и пересмотреть взгляды на ценности взаимоотношений со школой, выстроенные через школьные отметки. И результат не заставит себя долго ждать: детская тревожность быть укорённым за промахи со временем исчезнет, а активность пойдёт вверх.

Решать проблемы с чрезмерно красноречивым, богатым на «комплименты» и эмоциональным учителем придётся вместе. Только беседа без обвинений в русле сотрудничества сможет изменить ситуацию. Ведь очень часто педагог в силу занятости даже не замечает, что его реплика стала причиной страха у ребёнка. Многие родители даже договариваются о том, чтобы стеснительного ученика первое время не вызывали к доске, а отвечал он устные уроки прямо «на ушко» педагогу на переменках. Почему бы и нет? Всё зависит от того, на какой «кобыле» вы подъедете к своему учителю и насколько внятно сможете объяснить суть проблемы.

Боязнь выступать на публику является один из общеизвестных человеческих страхов. Для того чтобы ребёнок не боялся выступать перед классом, ему необходимо давать больше индивидуальной работы (подготовка доклада, проекта, индивидуальных заданий) и тщательно подготовиться к ним.

И запомните самое главное- каждый ученик носит в себе частичку ваших знаний.

Список используемой литературы:

  1. https://findmykids.org/blog/ru/kak-pomoch-rebyonku-otvechat-na-urokakh
  2. https://rosuchebnik.ru/material/rebenok-boitsya-otvechat-u-doski/
  3. https://shkolala.ru/uchat-v-shkole/obshhie-voprosyi/rebenok-boitsya-otvechat-na-urokah/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВЕСТ - ИГРА «МНОГО ЗНАКОВ ЗНАЮ Я, НАУЧУ И ДРУГА!»

Цель: формирование безопасного поведения детей младшего школьного возраста на дорогах. Задачи:ž  закрепить знания учащихся о дорожных знаках, о правилах перехода улицы;ž  развивать комм...

Квест -игра "Много знаков знаю я,научу и друга!"

Формирование безопасного поведения детей младшего школьного возраста на дорогах...

Презентация для выступления на тему "Я знаю, как научить ребёнка смело отвечать у доски"

Данная презентация является дополнительным материалом к выступлению, которое имеется на моей странице. Материал данный в презентации поможен более ярко и красочно расскрыть данное выступление....

Выступления на методическом форуме на тему: «Я знаю, как научить ребёнка смело отвечать у доски».

Выступления на методическом форуме на тему: «Я знаю, как научить ребёнка смело отвечать у доски». В данном материале представлен материал, как научить ребёнка не бояться отвечать у доски....

Тема: «Я знаю, как научить ребенка смело отвечать у доски».

В докладе представлены причины страха ученика отвечать у доски и как учителю с этим справляться....