ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
статья (4 класс)

Рукша Анастасия Алексеевна

Формирование у школьников основ проектной деятельности является одной из актуальных задач современного этапа развития образовательной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maltseva_i.l._ruksha_a.a._statya_belgorod.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 И.Л. Мальцева, А.А. Рукша,

учителя начальных классов

МОУ «Майская гимназия»

           Формирование у школьников основ проектной деятельности является одной из актуальных задач современного этапа развития образовательной системы.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

 Можно выделить несколько групп УУД, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»).

Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Высказывание академика А.П. Семенова «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы», должно стать определяющим в работе каждого учителя. Я считаю, что применение  в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий не только дань времени, но и целесообразная необходимость.

 О целесообразности использования ИКТ в обучении младших школьников говорят такие их возрастные особенности, как развитие наглядно-образного мышления, а также развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей ее переработки; если информация не воспринята, то она не может быть понята, усвоена.

Отсюда следуют цели использования ИКТ:

• Повысить мотивацию обучения;

• Повысить эффективность процесса обучения;

• Способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;

• Совершенствовать методики проведения уроков;

• Своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;

• Планировать и систематизировать свою работу;

• Использовать как средство самообразования;

• Качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).

    Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь «Не навреди!»

Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Основные возможности использования ИКТ, которые помогут учителю создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала:

• Создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

• Создание презентаций на определенную тему по учебному материалу;

• Поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке уроков, внеклассного мероприятия, самообразования. Часто использую сайты: «Инфоурок», «РЭШ», «Мир тесен», а также образовательные платформы «Lecta», «Я- класс», «Яндекс учебник»;

         В УМК «Школа России» очень хорошо продумана и спланирована работа над проектной деятельностью. 

      С 1 класса некоторые проекты носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. Начинаем с недолговременных  проектов, постепенно переходя к долговременным, от индивидуальных к групповым и  общеклассным. Темы проектов  обсуждаются и выбираются ребятами. В 1 классе были разработаны проекты по темам: «Моя малая родина»,  «Мой класс и моя школа»,  «Моя семья»,  «Что такое Красная книга?» и   «Мои домашние питомцы». Защита проекта требует выработки у ребят навыков публичного выступления с применением ИКТ, умения аргументировано отстаивать собственную позицию.

        Во 2 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору.

        Начиная работу над проектами на уроке, иногда продолжаем её на занятиях   внеурочной деятельности. Так, во втором классе, на кружке «В мире книг» работаем над интерактивной игрой «Растения Красной книги Белгородской области». Учащиеся в течение лета собирали информацию о растениях Белгородской области, которые помещены в Красную книгу, ставили перед собой цель и искали пути их достижения, обращались к работникам дендрария п. Майский, теплицы. Результатом такой работы стала совместная интерактивная игра «Растения Красной книги Белгородской области».

А анализ проведённых мною уроков и  занятий по окружающему миру показал, что облегчается овладение сложным материалом. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Опыт организации учебного процесса по описанным моделям использования ИКТ в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность.

Таким образом, мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бурункин, Д. А. Инновационные проекты муниципальной системы  образования / Д. А. Бурункин, Л. В. Шмелькова; ИПК и ПРО Курганской области. – Курган, 2005.-102 с.
  2. Варченко В. И. Способы проведения занятий с использованием ИКТ  Материалы XI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». Троицк:"Байтик", 2000.
  3. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
  4. Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. //Начальная школа.-2004г.-№ 2.-с. 96—101.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: « Организация и проведение творческих работ учащихся в начальной школе посредством использования информационно- коммуникационных технологий»

Данная работа представляет собой одну из форм реализации процесса модернизации российского образования и способствует решению главной задачи – повышения качества образования. В настоящее время...

"Активизация учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе посредством применения информационно-коммуникационных технологий"

В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической, политической жизни страны возрастает роль образования, интеллектуального труда. Условием возникновения опыта ста...

Статья Проектно-исследовательская деятельность на уроках и внеурочных занятиях в начальной школе

В статье представлены приемы работы по организациитворческой деятельности учащихся в проектах....

Методические рекомендации "Развитие познавательного интереса и творческой активности на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах с применением информационно-коммуникационных технологий".

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позв...

«Применение информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках в начальной школе»

В данной работе представлено описание инновационного педагогического опыта, в котором раскрыты аспекты повышения эффективности урока с ИКТ. Определены пути активизации познавательной деятельности обуч...