Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для незрячих детей
рабочая программа (2 класс)

Пикина Юлия Игоревна

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" на год обучения. 34 часа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbo.docx61.8 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ для варианта 3.2. для 2 класса с учетом психо-физических возможностей детей с ОВЗ и рекомендаций  специалистов. Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности. Темы программы могут использоваться в индивидуальной работе с учащимися.

ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Образовательно-коррекционная работа в школе позволяет обучающемуся освоить специальные умения и навыки, повышающие его сенсорно-перцептивные, предметно-практические, ориентировочные, двигательные, коммуникативные возможности,  повышать свои компенсаторные, адаптационные возможности в условиях коррекционной деятельности.

Цели:

1. Достижение  максимально возможных положительных результатов в социально-бытовой адаптации детей.

2. Практическая подготовка детей с нарушенным зрением к самостоятельной жизни в современных условиях.

3. Коррекция психо-физических нарушений детей для дальнейшего развития в общественной и бытовой сферах.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • Формирование элементарных навыков пользования бытовыми приборами
  • Формирование навыков самообслуживания
  • Формирование умения организации собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях
  • Формирование элементарных навыков и умений пространственной ориентировки, пространственных представлений

1.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Коррекционный курс «Социально-бытовая ориентировка» является неотъемлемой частью коррекционного процесса в обучении  слепых  детей, варианта 3.2.

Важную роль в  разработке  коррекционного  курса выполняет диагностика детей, которая выявляет психофизические особенности учащихся, их возможность  восприятия  изучаемого программного материала. Это позволяет педагогу составлять  программу, опираясь на:

  1. Индивидуальные психологические особенности развития ребенка.
  2. Сильные стороны личности ребенка.
  3. Сохранные механизмы психики ребенка и его компенсаторные возможности.
  4. Эффективность используемых  методов  развития и обучения.
  5. Предполагаемый потенциал коррекции.

Таким образом, диагностика позволяет применять индивидуальный  подход  для  каждого учащегося в воспитательном и образовательном процессе.

Для учащихся  с  ОВЗ варианта 3.2 наиболее значимыми является овладение навыками самообслуживания, общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к стилю жизни в обществе.

Исходя из возможностей учащихся, необходимо применять поэтапное обучение умениям и навыкам.  Например, учить ребенка: делить действие на более мелкие, включая упражнения по развитию мелкой моторики. Также необходимо сопровождать  процесс обучения постоянной речевой поддержкой, используя  следующие методы: «рука на руке», «совместное выполнение действия», «повторение за учителем», «самостоятельное выполнение».

Основные задачи обучения социально-бытовой ориентировке во 2 классе:

- восполнить пробелы дошкольного, как правило, домашнего воспитания детей по вопросам социально-бытовой ориентировки;

- дать правильные представления и знания о предметах домашнего обихода, которыми необходимо пользоваться в быту, их назначении и правилах обращения с ними;

- выработать навыки обращения с предметами, используемыми в быту;

- сформировать навыки культуры поведения в быту, в среде зрячих людей;

- научить правилам поведения в общественных местах;

- выработать приемы самоконтроля за своим поведением, внешностью, научить детей вступать в общение с различными людьми в различных ситуациях.

Таким образом, изучение программного материала призвано способствовать расширению у детей круга понятий и представлений, относящихся к личной гигиене, самообслуживанию, предметам быта, бытовому труду, морально-этическим нормам поведения.

Ознакомление учащихся с предметами быта включает в себя усвоение точного названия, назначения, правил обращения с этими предметами, а также выработку необходимых рациональных, правильных навыков использования этих предметов по назначению. В первую очередь это те вещи и предметы, которые непосредственно окружают ребенка: его одежда, обувь, туалетные принадлежности и т.п. Затем предметы более широкого окружения, также необходимые в быту: обстановка жилища, предметов по уходу за одеждой, обувью, жилищем и т.д.

Знакомство с миром общения и человеческих отношений призвано способствовать усвоению правил поведения в повседневной жизни и в общественных местах, выработке навыков общения со сверстниками и взрослыми с нормальным зрением и нарушенным.

В коррекционной работе используются различные методы обучения: практические работы, беседы, игры, экскурсии.

В ходе практической работы каждый учащийся овладевает  навыками поведения и общения, учится выполнять необходимые повседневные действия по личной гигиене, приему пищи и поведению за столом, уходу за собой, за одеждой, за жилым помещением и пр.

Практическая работа по освоению того или иного навыка включает в себя инструктаж, демонстрацию правильных приемов выполнения действия, отработку учащимися этого действия по алгоритму. В работе используются натуральные объекты.

Беседа является важным методом при проведении занятий по социально-бытовой ориентировке. Она может быть вводной, а так же может использоваться для закрепления полученных знаний или повторения пройденного. Беседа всегда должна сопровождаться использованием средств наглядности с учетом особенностей восприятия материала данной категорией детей.

Сюжетно-ролевые игры занимают важное место при обучении социально-бытовой ориентировке. Игры облегчают детям усвоение правил поведения и навыков общения.

Экскурсии в курсе социально-бытовой ориентировки занимают значительное по объему место. Экскурсии могут носить ознакомительный характер или практический, могут предварять изучение темы, могут быть текущими или завершающими.

Овладение навыками социально-бытовой ориентировки облегчает социально-психологическую адаптацию детей с нарушением зрения к современным условиям жизни.

Курс социально-бытовой ориентировки осуществляется из расчета одного учебного часа в неделю. Прохождение отдельных разделов программы предполагает определенную свободу учителя в организации времени занятий:  допускается объединение двух или нескольких занятий в одно, если это необходимо. Поэтому количество часов, выделяемое на изучение каждой темы, является приблизительным.

         Основной организационной формой обучения социально-бытовой ориентировке является коррекционное занятие.  В начале, середине и конце учебного года осуществляется диагностика уровня сформированности знаний, умений и навыков по социально-бытовой ориентировке, позволяющая выявить пробелы в знаниях, умениях и навыках  с целью их дальнейшей отработки в школе и в семье. Уровень сформированности знаний, умений и навыков определяется с помощью:

-        выполнения практических заданий индивидуально и в парах;

-        деловых игр и анкетирования;

-        сюжетно-ролевых игр.

ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Программа внеурочной деятельности по социально – бытовой ориентировке предусматривает во 2 классе 1 час в неделю,34 часа за год согласно Учебному плану ОКОУ «Курская школа «Ступени» на 2020 – 2021 учебный год.

Занятия проводятся в групповой, подгрупповой или индивидуальной форме. Продолжительность коррекционного занятия – 30 минут.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

  1. Осознание себя как члена общества; формирование чувства коллективизма и взаимопомощи в учебной среде.
  2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, к культуре других народов.
  3. Развитие адекватных представлений: о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.
  4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  5. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
  6. Владение навыками коммуникации  и принятыми нормами социального взаимодействия.
  7. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
  8. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности.
  9. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
  10.  Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Содержание программы

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч)

Знакомство с кабинетом социально-бытовой ориентировки (оснащение и оборудование кабинета, его назначение, знакомство с правилами повеления в нем и техникой безопасности).

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА(5ч)

Режим дня, его выполнение. Соблюдение правил гигиены.

Значение соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека. Последовательность утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки зубов и ушей, правила расчесывания волос, выбор прически, периодичность мытья головы, подбор мыла и шампуня в зависимости от состояния волос, средства борьбы с перхотью и выпадением волос. Хранение средств гигиены и индивидуальность их использования.

Практические занятия. Посещение парикмахерской, где детям оказываются различные услуги.

ОДЕЖДА (5 ч)

Виды одежды и головных уборов.

Повседневный уход за одеждой (использование по назначению, предупреждение загрязнений, чистка).

Подбор одежды, головных уборов по сезону, Повседневная, праздничная, спортивная одежда. Значение чистоты и опрятности одежды Сушка мокрой одежды. Чистка верхнего и легкого платья, повседневное хранение. Виды обуви и назначение, уход и хранение.

Практические занятия. Чистка одежды и обуви, стирка, глажение.

ПИТАНИЕ(5ч)

Основные продукты питания (хлеб, масло, мясо, овощи, фрукты и т.д.). Разнообразие продуктов, их назначение и значение в жизни человека. Витамины.

Приготовление пиши. Приготовление простых и комбинированных бутербродов, заваривание чая, отваривание яиц. Сервировка стола к завтраку.

Практические занятия. Чистка овощей на кухне, переборка сухофруктов, оказание помощи повару в приготовлении простейшей пищи (компотов гарниров, салатов и др.).

СЕМЬЯ (2 ч)

Понятия о семье, знание состава своей семьи, имен и отчеств родителей, близких родственников, их возраст. Знание правил поведения в семье (тактичное и уважительное отношение к старшим, оказание им помощи), распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи.

Практические занятия. Игры-драматизации по выполнению различных обязанностей, традиций, праздников в семье (дни рождения, юбилеи бабушки, дедушки и др.).

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ (6 ч)

Правильная осанка (сдержанная поза сидя. стоя, красота походки, умеренность жестикуляций. Правила поведения при встрече и расставании со сверстниками, взрослыми (знакомыми и незнакомыми в различных ситуациях, формы обращения с просьбой к сверстнику и взрослому человеку). Тактичность и вежливость при разговоре со старшими и сверстниками.

Практические занятия. Игры: посещение кабинета директора. врача, медсестры и отработка норм поведения.

ЖИЛИЩЕ (4 ч)

Виды жилых помещений в городе и деревне. Жилой дом, квартира, комната, общежитие, гостиница, интернат. Варианты квартир и подсобных помещений, виды отопления, освещения, обстановки в них.

Практические занятия. Посещение различных помещении УВК. знакомство с их назначением, интерьером.

ТРАНСПОРТ (3 ч)

Виды транспорта. Поведение в транспорте, на улице. Правила уличного движения.

Наиболее рациональный маршрут до УВК. варианты проезда разными видами транспорта, время, затраченное на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут. Правила посадки в транспорт, покупки билета, поведения В салоне, при выходе на улицу, правила перехода улицы при наличии светофора и без него.

Практические занятия. Экскурсии по улицам вокруг УВК, поездки в городском транспорте.

ТОРГОВЛЯ (2 ч)

Магазины:        продовольственные,        промтоварные,        универмаги,        специализированные.        Их        называние.        Порядок приобретения товаров в магазинах самообслуживания.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

1

Вводный урок

1

2

Личная гигиена

5

3

Одежда

5

4

Питание

5

5

Семья

2

6

Культура поведения

6

7

Жилище

4

8

Транспорт

3

9

Торговля

2

Итого

34

Календарно – тематическое планирование

Дата

Изучаемый вопрос программы (тема урока)

Зуны отрабатываемые на уроке

Формы обучения

Средства обучения и наглядности

Способы контроля

Коррекционные задачи

1

07.09

Вводное занятие

Знакомство с кабинетом, знать правила поведения и технику безопасности

Беседа

Кабинет. Материально -техническое обеспечение

Текущий контроль

Формирование произвольности деятельности, навыков самоконтроля, умения работать по инструкции, плану, алгоритму.

Личная гигиена(5ч)

2

14.09

Режим дня, его выполнение.

Учить соблюдать распорядок дня.

Беседа, практическое

занятие

Сюжетные и предметные

картинки.

Текущий контроль

Выработка необходимых гигиенических навыков: опрятности,

умение аккуратно умываться.

3

21.09

Чистота – залог здоровья

Учить соблюдать правила гигиены.

Беседа, практическое занятие.

Сюжетные и предметные картинки.

Текущий контроль

Выработка необходимых гигиенических навыков: опрятности, умение аккуратно умываться. Умение обращаться с туалетными принадлежностями.Умение обращаться с туалетными принадлежностями. гигиенических навыков: опрятности, умение аккуратно умываться. Умение обращаться с туалетными принадлежностями.

4

28.09

Здоровые зубы

Учить соблюдать правила гигиены (уход за зубами)

Беседа, практическое занятие.

Рельефные рисунки. Сюжетные и предметные картинки. Зубная щетка.

Текущий контроль

Выработка необходимых гигиенических навыков:, умение ухаживать за зубами.

5

05.10

Чтобы уши слышали.

Учить соблюдать правила гигиены (уход за ушами)

Беседа, практическое занятие.

Рельефные рисунки. Сюжетные и предметные картинки. Зубная щетка.

Текущий контроль

Выработка необходимых гигиенических навыков:, умение ухаживать за ушами.

6

12.10

Уход за волосами.

Учить соблюдать правила гигиены (уход за волосами).

Беседа, практическое занятие.

Рельефные рисунки. Сюжетные и предметные картинки.

Текущий контроль

Выработка необходимых гигиенических навыков: опрятности, умение ухаживать за волосами. Умение обращаться с туалетными принадлежностями.

Одежда (5ч).

7

19.10

Одежда

Учить различать одежду.

Беседа, практическое занятие.

Рельефные рисунки. Сюжетные и предметные картинки. Макеты

шнуровки, застежек.

Текущий контроль

Использовать ряд упражнений на развитие мелкой моторики рук, развитие связной речи.

8

26.10

Как выглядеть опрятно

Учить ухаживать за одеждой

Рельефные рисунки. Сюжетные и предметные картинки. Макеты шнуровки, застежек.

Текущий контроль

Использовать ряд упражнений на развитие мелкой моторики рук, развитие связной речи.

9

09.11

Стирка нательного белья

Учить ухаживать за одеждой

Беседа, практическое занятие.

Текущий контроль

Использовать ряд упражнений на развитие мелкой моторики рук, развитие связной речи.

10

16.11

Обувь

Дать понятие обувь, познакомить с видами обуви

Беседа, практическое занятие.

Рельефные рисунки. Сюжетные и предметные картинки. Макеты шнуровки, застежек. Щетка, крем

Текущий контроль

Адаптация детей с нарушением зрения к современным условиям жизни. Ориентировка в пространстве.

11

23.11

Головные уборы.

Научить правильно, ухаживать за верхней одеждой и обувью.

Беседа, практическое занятие.

Рельефные рисунки. Сюжетные и предметные картинки.

Текущий контроль

Адаптация детей с нарушением зрения к современным условиям жизни. Ориентировка в пространстве.

Питание (5ч)

12

30.11

Правильное питание

Формирование умения выполнять простейшие бытовые поручения по приготовлению пищи. Знать основные виды продуктов.

Беседа, практическое занятие.

Сюжетные и предметные картинки.

Текущий контроль

Формировать умение рассматривать предметы, выделять из окружающей обстановки, уметь обращаться с ними и знать их предназначение.

13

07.12

Приготовление пищи (бутерброды)

Научить держать нож, резать им хлеб, сыр.

Беседа, практическое занятие.

Продукты питания, нож, салфетки.

Текущий контроль

Формировать умение рассматривать предметы, выделять из окружающей обстановки, уметь обращаться с ними и знать их предназначение. Развитие мелкой моторики.

14

14.12

Яйцо – продукт питания

Беседа, практическое занятие.

Текущий контроль

Формировать умение рассматривать предметы, выделять из окружающей обстановки, уметь обращаться с ними и знать их предназначение. Развитие мелкой моторики.

15

21.12

Чай – напиток здоровья

Учить заваривать чай, учить держать нож, резать им хлеб, сыр.

Беседа, практическое занятие.

Чайник, заварка, сервиз. Продукты питания, нож, салфетки

Текущий контроль

Формировать умение рассматривать предметы, выделять из окружающей обстановки, уметь обращаться с ними и знать их предназначение. Развитие мелкой моторики.

16

11.01

Практическое занятие. Чаепитие.

Уметь правильно накрыть на стол.

Практическое занятие

Текущий контроль

Формирование произвольности деятельности, навыков самоконтроля, умения работать по инструкции, плану, алгоритму.

Семья(3ч)

17

18.01

Я и моя семья

Установление личных взаимоотношений в семье

Беседа, практическое занятие.

Текущий контроль

Адаптация детей с нарушением зрения к современным условиям

жизни. Ориентировка в пространстве.

18

25.01

В семье

Расширять навыки самообслуживания.

Беседа, практическое занятие.

Беседа, фронтальный опрос.

Адаптация детей с нарушением зрения к современным условиям жизни. Ориентировка в пространстве.

Культура поведения(5ч)

19

01.02

Правила поведения в школе

Научить правильно сидеть за партой, столом.

Беседа, практическое занятие.

Сюжетные и предметные картинки

Беседа, фронтальный опрос.

Адаптация детей с нарушением зрения к современным условиям жизни. Ориентировка в пространстве. Выработка умения контролировать себя и других при помощи усвоенных правил поведения.

20

08.02

Приветствие

Учить правильному приветствию.

Беседа, практическое занятие.

Сюжетные и предметные картинки

Беседа, фронтальный опрос

Адаптация детей с нарушением зрения к современным условиям жизни. Ориентировка в пространстве. Выработка умения контролировать себя и других при помощи усвоенных правил поведения.

21

15.02

Прощание

Учить правильному прощанию.

Беседа, практическое занятие.

Сюжетные и предметные картинки

Беседа, фронтальный опрос.

Адаптация детей с нарушением зрения к современным условиям жизни. Ориентировка в пространстве. Выработка умения контролировать себя и других при помощи усвоенных правил поведения.

22

22.02

«Ты» или «Вы» (обращение)

Учить правильно обращаться к старшим людям, сверстникам.

Беседа, практическое занятие.

Сюжетные и предметные картинки

Беседа, фронтальный опрос.

Адаптация детей с нарушением зрения к современным условиям жизни. Ориентировка в пространстве. Выработка умения контролировать себя и других при помощи усвоенных правил поведения.

23

01.03

В окружении друзей

обобщить знания о правилах общения со сверстниками; расширить словарный запас; развивать речь.

Беседа, практическое занятие.

Беседа, фронтальный опрос.

Адаптация детей с нарушением зрения к современным условиям жизни.

24

15.03

Телефонный разговор

Учить основным правилам пользования телефоном, учить правильно начинать и заканчивать разговор.

Беседа, практическое занятие.

Беседа, фронтальный опрос.

Адаптация детей с нарушением зрения к современным условиям жизни.

Жилище(4ч)

25

22.03

Дом, в котором я живу

Познакомить с различными видами жилых помещений.

Беседа

Сюжетные и предметные картинки

Беседа, фронтальный опрос, практическая работа.

Адаптация детей с нарушением зрения к современным условиям жизни. Развитие внимания.

26

05.04

Квартира.

Формирование навыков ухода за жилыми помещениями.

Беседа, практическое занятие.

Сюжетные и предметные картинки

Беседа, фронтальный опрос, практическая работа.

Адаптация детей с нарушением зрения к современным условиям жизни.

27

12.04

Наш класс

Познакомить с различными видами жилых помещений. Формирование навыков ухода за жилыми помещениями.

Беседа, практическое занятие.

Сюжетные и предметные картинки

Беседа, фронтальный опрос, практическая работа.

Адаптация детей с нарушением зрения к современным условиям жизни. Развитие внимания

28

19.04

Моя школа (экскурсия).

Познакомить с разными кабинетами в школе

Практическое занятие

Сюжетные и предметные картинки

Беседа, фронтальный опрос, практическая работа.

Ориентировка в пространстве, развитие памяти и воображения.

Транспорт(3ч)

29

26.04

По улицам города

Познакомить с разными видами транспорта (наземный, воздушный, водный.)

Сюжетные и предметные картинки

Беседа, фронтальный опрос, практическая работа.

Адаптация детей с нарушением зрения к современным условиям жизни. Развитие внимания

30

17.05

Светофор

Отрабатывать правила поведения на дороге.

Беседа, практическое занятие.

Сюжетные и предметные картинки

Беседа, фронтальный опрос, практическая работа.

Ориентировка в пространстве, развитие памяти и воображения.

31

24.05

Мы – пешеходы (экскурсия)

Учить ориентироваться в большом пространстве.

Беседа, практическое занятие.

Макеты, картинки

Беседа, фронтальный опрос, практическая работа.

Адаптация детей с нарушением зрения к современным условиям жизни. Развитие внимания

Торговля (2ч)

32

31.05

Магазин

Знать и правильно называть магазины, знать о том, что продаётся в этих магазинах

Беседа. Игра.

Макеты, картинки, игрушки

Текущий контроль

Формировать умение рассматривать предметы, выделять из окружающей обстановки, уметь обращаться с ними и знать их предназначение.

33

Экскурсия в магазин

Уметь приобретать товары в магазинах самообслуживания.

Практическое занятие

Продовольст венный магазин

Текущий контроль

Формирование произвольности деятельности, навыков самоконтроля, умения работать по инструкции, плану, алгоритму.

34

Обобщение пройденного материала

Перечень учебно – методического обеспечения
2 класс

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 2 класса. – М.: Просвещение, 2013

Смирнова Е.Ю., Панова Н. В. Уроки социально- бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по социально-бытовой ориентировке

Программа по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушениями зрения...

Рабочая программа по социально бытовой ориентировке 5-9 классах

Данная рабочая программа составлена на основе: 1. Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ; 2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Социа...

Рабочая программа по Социально- бытовой ориентировке (СБО) для 4 класса (Вариант 2.)

Рабочая программа общеобразовательной области "Социально-бытовая ориентировка " (СБО)  для 4 класса (Вариант 2).Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подго...

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы по социально-бытовой ориентировке в школе для слабовидящих детей.

Одной из важнейших предпосылок для создания таких оптимальных для детей с функциональными нарушениями зрения условий является организация системы мониторинга достижения детьми с нарушением зрения план...

Рабочая программа по курсу Человек 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе

Общая характеристика предметаПрограмма представлена следующими разделами: «Представления о  себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Обраще...

Рабочая программа по курсу математика 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.Используемый УМК:Учебник: Т.В. Алышева. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные осн...

Программа по социально-бытовой ориентировке для слепых - 3 класс.

Программа по социально- бытовой ориентировке написана для слепых детей 3 класса....