Программа по социально-бытовой ориентировке для слепых - 3 класс.
рабочая программа (3 класс)

Буданцева Ирина Владимировна

Программа по социально- бытовой ориентировке написана для слепых детей 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл СБО 3 класс33.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                  Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе ООО

для слепых обучающихся

Утверждённой приказом №568 от 31.08.2016г.

 С изменениями от 30.08.2019 г., приказ №291

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

Рассмотрено на заседании кафедры начального образования

Протокол № 1 от « 31 »   08. 2019 г. 

Руководитель кафедры  /                 / Л. В. Шабалина

Согласовано

Заместитель директора  /                   / Е. В. Зверева

«___ »   ______  2019 г.                                                                                                                                           

                                                                           

                                                                              Рабочая программа учебного предмета «СБО» - 34часа

для ученицы 3 «б» класса М.Е.

по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для слепых обучающихся

В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ, разработана примерная программа по СБО на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слепых обучающихся / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2017 г.

                                                                                                                                                           Составитель: Буданцева Ирина Владимировна

                                                                                                                                                                                     учитель начальных классов

                                                                                                                                                                            высшей квалификационной категории

пгт. Пионерский

2019 год

Пояснительная записка.

В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ, разработана примерная программа по СБО на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слепых обучающихся / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2017 г.

Цели и задачи обучения предмету

     Цель: помочь ребенку с глубоким нарушением зрения адаптироваться к школьной жизни, активно включиться в нее, сформировать у ребенка первоначальные, но адекватные представления о бытовой и социальной сферах жизни человечка.

Достижение этих целей делает достаточно комфортной жизнь ребенка в школе, повышает его статус в семье, обогащает его знаниями и

умениями, которые позволяют расширить круг общения и доступных видов предметно-практической деятельности.

Задачи: - восполнить пробелы дошкольного, как правило, домашнего воспитания детей по вопросам социально-бытовой ориентировки;

-   дать правильные представления и знания о предметах домашнего обихода, которыми необходимо пользоваться в быту, их назначении и правилах обращения с ними;

-   выработать навыки обращения с предметами, используемыми в быту; - сформировать навыки культуры поведения в быту, в среде зрячих людей; - познакомить с различными службами быта, учреждениями и организациями, в которые они могут обратиться;

-   научить правилам поведения в общественных местах, в различных службах быта и учреждениях;

-   выработать приемы самоконтроля за своим поведением, внешностью, научить детей вступать в общение с различными людьми в различных ситуациях.

Индивидуальные особенности слепых обучающихся

       У большинства слепых данной группы выявлены расстройства эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся у одних обучающихся в преобладании возбуждения, негативно-агрессивного поведения, у других – в вялости, пассивности. У всех слепых обучающихся с умственной отсталостью отмечаются нарушения поведения, расторможенность, быстрая истощаемость, низкая произвольность поведения. Независимо от состояния зрения и времени потери (нарушения) зрения слепые с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) значительно отстают в физическом развитии, что выражается в низких антропометрических показателях (рост, масса тела, окружность грудной клетки), нарушении осанки, малом объеме двигательных умений и навыков. Значительное недоразвитие двигательной сферы выражается в снижении точности движений головы, рук, тела, в отсутствии пластичности и координации движений. У них наблюдается множество лишних нецеленаправленных движений, неумение объединить отдельно выполняемые движения в единое слитное целое. У обучающихся значительно снижены такие показатели как сила, быстрота и выносливость. Они испытывают значительные трудности при сохранении рабочей позы в течение урока, они очень быстро утомляются, у них чрезвычайно снижена работоспособность. Серьезные нарушения психомоторики затрудняют развитие простых форм деятельности (например, навыков самообслуживания). Слепые обучающиеся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) требуют постоянного ухода со стороны взрослых, сопровождения в ежедневных бытовых ситуациях, они полностью зависимы от взрослых 

                                                        Основные направления коррекционной работы

   Формирование у обучающихся мотивации к учебной деятельности по ориентировке СБО.  Развитие у обучающихся сенсорной сферы восприятия информации окружающего пространства.  Развитие пространственного мышления.  Владение практическими навыками ориентирования и мобильности в малом и большом пространстве (в общественных учреждениях, в городе, в парке).  Развитие умений и навыков использования общественного транспорта.  Обучение обучающихся способам взаимодействия с окружающими людьми в помещениях общественного назначения и на улице.  Формировать умение контролировать процесс общения и отслеживать обратную связь, идущую от собеседника.  Умение находить непонятные слова в источниках информации или обращаться к учителю за разъяснением.  Преодоление вербализма (употребление слов без достаточного понимания содержания) в речи, формализма в усвоении знаний с целью обогащения конкретных представлений об окружающей действительности, о человеке, природе, обществе. Развитие интереса к общению и саморазвитию.

                                                                               Общая характеристика учебного предмета

Социально-бытовая ориентировка относится к числу специальных коррекционных занятий, которые проводятся с учетом возрастных и специфических особенностей и возможностей детей с нарушением зрения. При этом учитываются местные особенности и национальные традиции

Содержание занятий включает в себя следующие разделы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Медицинская помощь»

Овладение навыками социально-бытовой ориентировки облегчает социально-психологическую адаптацию детей с нарушением зрения к современным условиям жизни.

Занятия по теме «Личная гигиена» позволяют детям овладеть умениями и навыками гигиены и охраны зрения и осязания, ухода за кожей, сохранения  и укрепления своего здоровья.

Занятия по теме «Питание» предусматривают ознакомление детей с основными продуктами питания, способами приготовления и хранения пищи, сервировкой стола.

Расширению навыков самообслуживания способствуют тематические занятия «Одежда и обувь», «Жилище». Они включают знакомство с повседневным уходом за одеждой, обувью и жилищем. Пути и средства установления личных взаимоотношений в семье, группе, классе, общественных местах раскрываются и темах «Семья» и «Культура поведения». Детям показываются правила поведения за столом, при посещении музеев, библиотек, кинотеатров, клубов, почты, магазина.

Важную роль играет формирование у детей умений и навыков пользования средствами связи, транспортом, магазинами, медицинской помощью. Эти умения и навыки формируются при прохождении тем «Транспорт», «Торговля», «Средства связи». «Медицинская помощь».

Место учебного предмета в учебном плане

   В 3 классе на изучение социально-бытовой ориентировки отводится 34 часа. (1 ч в неделю, 34 учебные недели)

Ценностные ориентиры

      Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности воображения, фантазии, интереса к национальным традициям

                                                                                         Планируемые результаты

Личностные результаты:

- формирование основ персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу; осознание себя, как гражданина России;

- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир;

- овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся мире;

- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына, пассажира, покупателя и т.д.);

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Предметные результаты:

- овладение навыками самообслуживания;

- усвоение правил техники безопасности в быту;

- овладение навыками элементарного ухода за одеждой и обувью;

- овладение навыками приготовления элементарных блюд;

- приобретение умений мыть посуду;

- овладение навыками пользоваться инвентарем по уходу за жилищем;

- приобретение навыков элементарных действий по созданию уюта в доме;

- усвоение морально-этических норм поведения в социальном окружении;

- освоение доступными моделями межличностного общения, необходимого в различных ситуациях.

Содержание учебного курса

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА (4 ч)

Оптические  средства  коррекции  зрения.   Соблюдение  режим зрительной нагрузки (правильное сочетание умственной работы с практической  деятельностью,   занятиями   физкультурой,   спортом и  отдыхом).

Гигиенические требования к организации учебных занятий Возможности улучшения зрения. Охрана и развитие зрения. Значение правильного режима жизни, рационального питания для здоровья. Правила пользования ножницами, вилками, ножами, иголками,  спичками.

Практические занятия. Изучение приемов снятия зрительного утомления.

ОДЕЖДА (3 ч)

Правила стирки  и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей.  Назначение прачечной,  виды услуг, правила  пользования, подготовка белья к стирке, пришивание меток, заполнение бланков, правила пользования прачечной самообслуживания.        

Практические занятия. Стирка изделий, сдача белья в прачечную, заполнение бланка и получение белья из прачечной.        

ПИТАНИЕ (5 ч)

Изготовление изделий  из теста,  их оформление.  Знание способов консервирования овощей, последовательного приготовления  консервов разными  способами  (квашение,  соление).  Умение составить меню, учитывая рациональность питания и наличие продуктов.

Практические занятия. Приготовление блинчиков, кексов из теста. Консервирование овощей. Упражнения в составлении меню, помощь повару на кухне.

СЕМЬЯ (3 ч)

Помощь родителям и воспитателям УВК в уходе за малышами.

Помощь другим в самообслуживании, знание разнообразных игр, умение их проводить в группе, помощь в уборке игрушек, проведение прогулок.

 Практические занятия. Проведение с первоклассниками и в дошкольных группах игр,  вечеров досуга, оказание им помощи во  время   выполнения   бытовых  обязанностей.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ (6 ч)

Развитие способности воспринимать, чувствовать красоту произведения искусства и окружающей жизни. Развитие художественного вкуса,  умения сопереживать, делать добро, осуждать зло.

Правила повеления во время экскурсий в лес Умение заметить, осмыслить красоту форм и красок природы, поддержать беседу с товарищами, высказать свое мнение. Правила поведения в гостях: внимание, поведение при встрече и расставании, за столом.

Правила вручения и приема подарков, требования к выбору подарков, умение изготовить несложные подарки своими руками.

Практические занятия. Организация и проведение дней рождения товарищей, вручение изготовленных учащимися подарков и т.д.

ЖИЛИЩЕ {3 ч)

Объем и последовательность периодической и сезонной уборки. Санитарная уборка помещения. Уход за мебелью. Способы ухода за окнами, подбор моющих средств. Соблюдение офтальмо-гигиенических требований  во время уборки.

Способы утепления окон.

Практические занятия. Проведение сухой и влажной уборки комнат, чистка пылесосом  мягкой  мебели,  мытье стекол, зеркал.

ТРАНСПОРТ (3 ч)

Функции железнодорожного транспорта, метро. Назначение вокзалов, основные службы вокзалов. Умение пользоваться расписанием (определение номера поезда, времени отправления, прибытия). Значение видов пассажирских вагонов (общий, плацкартный, купейный, мягкий). Порядок приобретения билета (покупка в кассе, заказ по телефону).

   Практические занятия. Экскурсии: на вокзалы, автостоянки.

ТОРГОВЛЯ (2ч)

   Универмаги и специализированные промтоварные магазины, их отделы. Назначение магазинов. Стоимость некоторых товаров. Порядок покупки товаров. Правила поведения в магазине.

      Практические занятия. Экскурсии в промтоварный магазин и покупка товаров.

СРЕДСТВА СВЯЗИ (2 ч)

Отправление ценного письма. Ассортимент бандеролей, предельный вес и стоимость посылаемых предметов, виды и способы  упаковки,  заполнение бланков.

Практические занятия. Отправка по почте писем, бандеролей родственникам, друзьям, в другую школу, детский сад.

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ (3 ч)

Набор домашней аптечки (перевязочные средства, дезинфицирующие средства, термометр, горчичники). Их назначение и правила применения. Вред самолечения. Пользование термометром. Местные лекарственные растения.

Правила первой помощи: обработка раны и наложение повязки.

Практические занятия. Наложение повязки на рану, правила первой помощи при порезе, ушибе конечности.

                                                                                       Тематическое планирование

№ п/п

№ п/п

раздела

                           Название тем урока

Дата по плану

Дата по факту

Коррекционные      цели

Виды учебной деятельности

Личная гигиена – 4 ч.

Совершенствование зрительного восприятия.

Формирование произвольной деятельности, навыков самоконтроля, умения работать по инструкции.

Формирование произвольной             деятельности (обучение последовательно

му выполнению действий и планированию, удержание в памяти плана действий в заданной последовательности и его реализация ).

Обогащение словарного запаса (названия тканей, прачечная).

Овладение графической символизацией (знаки на ярлычках одежды).

Формирование произвольной деятельности, навыков самоконтроля, умения работать по инструкции.

Воспитание нравственных качеств (аккуратность, бережное отношение к собственными вещам).

Формирование

произвольной             деятельности, навыков самоконтроля, умения   инструкции.

Развитие зрительно-моторной памяти (выполнение работы по образцу).

Обогащение активного и пассивного словаря.

Развитие мелкой моторики.

Воспитание таких нравственных качеств как трудолюбие, взаимопомощь, сплочённость, отзывчивость, уважение к труду других людей.

Формирование произвольной             деятельности и навыков самоконтроля.

Формирование произвольной             деятельности (обучение последовательному выполнению действий и планированию, удержание в памяти плана действий в заданной последовательности и его реализация , развитие умения работать по словесной инструкции, выполнение многошаговых инструкций). Развитие способности воспринимать, чувствовать красоту произведений искусства и окружающей жизни.

Развитие художественного вкуса, умения сопереживать, делать добро, осуждать зло.

Развитие связной речи (поддержание беседы, умение высказать своё мнение).

Развитие связной речи (обращение к продавцу).

Формирование

произвольной             деятельности, навыков самоконтроля, умения работать по инструкции. Обогащение словарного запаса (названия и назначение магазинов: гастроном, универмаг, супермаркет и т.д., касса, чек, самообслуживание, название продуктов и т.д.) Развитие связной    речи (обращение к кассиру).

.Формирование

произвольной             деятельности, умения работать по инструкции.

Обогащение словарного запаса (названия и назначение транспортных средств, названия пассажирских вагонов т.д.)

Овладение графической символизацией (условные обозначения на билете, на вокзалах и т.д.) Обогащение словарного запаса (названия и назначение различных лечебных препаратов)

Проявлять интерес к новому содержанию и способам решения проблем; - осознавать адекватно свои возможности в учении; - проявлять интерес к новому содержанию и способам решения проблем; - применять новые знания и умения; - ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде; - принять соответствующие возрасту ценности и социальные роли; - сопереживать чувствам других людей; - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; - владеть навыками здоровьесбережения, охраны нарушенного зрения, - бережно относиться к материальным и духовным ценностям.

Учиться самостоятельно определять цели и задачи своего обучения, соотносить свои действия с планируемыми результатами, - осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, связанной с ориентированием и мобильностью; - оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - владеть основами самоконтроля и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - устанавливать аналогии, классифицировать и делать выводы; - создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач в построении маршрутов различной сложности;

- использовать полученную информацию с помощью сохранных органов чувств; - ориентироваться в пространственных понятиях; - иметь грамотные представления об окружающей среде; - сохранять правильную позу, походку во время обследования объектов и предметов, и во время передвижения в знакомом и незнакомом пространстве.

Проявлять интерес к новому содержанию и способам решения проблем; - осознавать адекватно свои возможности в учении; - проявлять интерес к новому содержанию и способам решения проблем; - применять новые знания и умения; - ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде; - принять соответствующие возрасту ценности и социальные роли; - сопереживать чувствам других людей; - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; - владеть навыками здоровьесбережения, охраны нарушенного зрения, - бережно относиться к материальным и духовным ценностям.

Учиться самостоятельно определять цели и задачи своего обучения, соотносить свои действия с планируемыми результатами, - осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, связанной с ориентированием и мобильностью; - оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - владеть основами самоконтроля и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - устанавливать аналогии, классифицировать и делать выводы; - создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач в построении маршрутов различной сложности;

1

1

Режим дня. Рациональное питание.

04.09

2

2

Гигиена остаточного зрения. Оптические средства коррекции зрения.

11.09

3

3

Соблюдение режима зрительной нагрузки.

18.09

4

4

Правила пользования ножницами, вилками, ножами, иголками, спичками.

25.09

Одежда- 3 ч.

5

1

Мелкий ремонт одежды (пришивание пуговиц, вешалки, заплатки).

02.10

6

2

Правила стирки и сушки одежды из шерстяной и синтетической ткани.

09.10

7

3

Назначение прачечной. Виды услуг, подготовка белья к стирке, пришивание меток.

16.10

Питание- 5 ч.

8

1

Санитарно – гигиенические требования к приготовлению пищи.

23.10

9

2

Правила пользования кухонными принадлежностями. Изготовление изделий из теста. Их оформление.

06.11

10

3

Знание способов консервирования. Последовательность приготовления консервов.

13.11

11

4

Приготовление овощей к отвариванию. Овощной салат.

20.11

12

5

Умение составлять меню.

27.11

Семья – 3 ч.

13

1

Помощь родителям и воспитателям УВК в уходе за малышами.

04.12

14

2

Помощь другим в самообслуживании.

11.12

15

3

Практическое занятие.

18.12

Жилище -3 ч.

16

1

Гигиенические требования к жилому помещению, освещённость, отопление, чистота.

25.12

17

2

Подготовка жилого помещения к зиме, лету.

15.01

18

3

Мытьё и оклейка окон. Уход за мебелью. Подбор моющих средств.

22.01

Культура поведения -6 ч.

19

1

Знакомство с произведениями искусства.

29.01

20

2

Правила поведения во время экскурсий в парке.

05.02

21

3

Правила поведения в гостях.

12.02

22

4

Правила вручения и приёма подарков.

19.02

23

5

Изготовление подарков своими руками.

26.02

24

6

Организация и проведение дней рождения.

04.03

Торговля – 2 ч.

25

1

Назначение магазинов. Стоимость товаров.

11.03

26

2

Посещение промтоварного магазина. Покупка товара.

18.03

Транспорт- 3 ч.

27

1

Функции различных видов транспорта

01.04

28

2

Назначение вокзалов. Основные службы вокзалов.

08.04

29

3

Экскурсия на железнодорожный вокзал.

15.04

Средства связи- 2 ч.

30

1

Отделение связи, почта. Ассортимент услуг.

22.04

31

2

Отправление ценного письма, бандероли.

29.04

Медицинская помощь – 3 ч.

32

1

Набор домашней аптечки.

06.05

33

2

Вред самолечения. Местные лекарственные травы.

13.05

34

3

Правила первой медицинской помощи.

20.05

                                                         Материально- техническое обеспечение образовательного процесса

1.Программа «Социально-бытовая ориентировка» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) 2003 года издания под редакцией Л. И. Плаксиной

2.Печатные пособия:  таблицы в соответствии с программой обучения; иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты).

3. Виды наглядности: натуральная (посуда, одежда, игрушки, наглядные пособия); образная (рисунки, плакаты, картины);  символическая (условные изображения служб вокзала, температурных режимов электроутюга, стиральной машины-автомат);  графическая (учебные инструкционные карты, стандартные инструкции, бланки квитанций, таблицы);  схематическая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по социально-бытовой ориентировке

Программа по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушениями зрения...

Адаптированная рабочая программа "Социально-бытовая ориентировка" 4 класс(коррекционная школа)

Рабочая программа (надомное обучение). Программа разработана с учетом индивидуальных особенностей учащегося. Результат реализации программы - это повышение уровня самообслуживания ученика, его социали...

Рабочая программа по социально бытовой ориентировке 5-9 классах

Данная рабочая программа составлена на основе: 1. Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ; 2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Социа...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по СБО (социально-бытовая ориентировка) (6 класс) 8 вид

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по СБО (социально-бытовая ориентировка) (6 класс) 8 вид на 17 часов....

Рабочая программа по Социально- бытовой ориентировке (СБО) для 4 класса (Вариант 2.)

Рабочая программа общеобразовательной области "Социально-бытовая ориентировка " (СБО)  для 4 класса (Вариант 2).Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подго...

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы по социально-бытовой ориентировке в школе для слабовидящих детей.

Одной из важнейших предпосылок для создания таких оптимальных для детей с функциональными нарушениями зрения условий является организация системы мониторинга достижения детьми с нарушением зрения план...

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для незрячих детей

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" на год обучения. 34 часа....