«Семинар-практикум» для воспитателей ДОУ
материал по логопедии

Волкова Ирина Николаевна

Тема: « Артикуляционная гимнастика - как средство развития речи и исправления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста».

Задачи:

 

- обучение управления органами артикуляции;

- развитие координации и движений артикуляционного аппарата;

- воспитание правильного звукопроизношения, трудолюбия, чувства взаимопомощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида  «Росинка»

           

                   Семинар-практикум для воспитателей ДОУ

Тема: «Артикуляционная гимнастика - как эффективное средство развития речи и исправления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста». 

                                   

                                                               Подготовила и провела

                                                                                     учитель логопед:

                                                                                     Волкова Ирина Николаевна. 

                                          г.Кузнецк-12, 2017 год

 

 «Семинар-практикум» для воспитателей ДОУ

Тема: « Артикуляционная гимнастика - как средство развития речи и исправления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста».

Цель семинара:

передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики.

Задачи:

- обучение управления органами артикуляции;

- развитие координации и движений артикуляционного аппарата;

- воспитание правильного звукопроизношения, трудолюбия, чувства взаимопомощи.

Оборудование: индивидуальные зеркала, артикуляционные карточки, тексты сказок, подборка стихов к артикуляционным упражнениям, комплекс упражнений по сказке о «Веселом Язычке» для раздачи воспитателям.

Семинар – практикум

Артикуляционная гимнастика - как эффективное средство развития речи и исправления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

(слайд)Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата: языку, губам, небу, голосовым связкам.

Вопросами артикуляционной гимнастики занимались теоретики и практики логопедии: М.Е .Хватцев, О.В.Правдина, М.В. Фомичёва, Л.С. Волкова, Т.Б.Филичева.

А вот зачем язык тренировать?

Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие, целенаправленные движения, именуемые  звукопроизношением.

По современным нормативам ребенок должен овладеть всеми звуками своего языка к 6-7 годам .Однако почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых  носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 5 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 5 лет – наступает патология.

 И, если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и  влияют в дальнейшем на обучение  в д/с, школе; возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции.

И только 40% детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь.

(слайд)Нарушения произношения может быть вызвано следующими причинами:

1.Снижение слуха (тугоухость).

Снижение слуха, наступившее в раннем возрасте, отрицательно сказывается на формировании у детей не только звукопроизношения ,но и и всей их речи в целом.

2.Недостатки в развитии фонематического слуха.

Вследствии недостаточной сформированности фонематического слуха ребенок не слышит разницу между звуками и произносит их неправильно.Например, такие акустически близкие звуки как «с», «ш» кажутся им одинаковыми .По этой причине ребенок, овладевший правильным произношением звука «с» не чувствует никакой необходимости в овладении еще и произношением звука «ш» и говорит спокойно «сапка» вместо «шапка».В раннем возрасте такие нарушения могут сойти за возрастные особенности ,однако в отличии от них, в дальнейшем они не исчезнут без специальной логопедической помощи,но обязательно перейдут и в письмо.Вот почему важно в возрасте 4-5 лет проверить у ребенка фонематический слух и в случае ее нарушения принять соответствующие меры.

3.Дефектами строения артикуляционного аппарата.

Одним из дефектов является неправильный прикус. Он может определен на стадии появления первых зубов у ребенка, именно тогда зубы получают свои первые анатомические характеристики, что выражается в распределении их относительно друг друга.

Также встречается дефект укорочения подъязычной связки .При этом ребенок не сможет произносить звуки ,требующие подъема языка вверх.

Также бывают такие дефекты, как неправильное строение челюстей и зубов, небные расщелины.

4.Недостаточной сформированностью артикуляционных движений.

Это отрицательно сказывается на овладение звукопроизношением, поскольку при роизнесении каждого звука артикуляторные органы должны занимать определенное положение .Точные, дифференцированные движения губ, языка, мягкого неба возможны потому, что их работой управляет головной мозг. К этим группам мышц из двигательных отделов коры головного мозга по нервным путям передаются нервные импульсы. При органическом поражении как коры головного мозга ,так и проводящих нервных путей передача этих импульсов нарушается и даже совсем прекращается .Это приводит  к нарушению подвижности мышц ,в них наблюдаются параличи ,парезы. Естественно при таких условиях звуки речи либо вообще не артикулируются, либо артикулируются с большим трудом и приблизительно ,то есть дефектно.

5.Неправильная речь окружающих ребенка людей и недостаточное внимание к его речи, то есть неблагоприятные для развития речи условия .К таким условиям относятся :

-быстрая, неряшливая речь окружающих, не позволяющая ребенку четко воспринимать произносимые ими звуки на слух, ни зрительно.

-Двуязычие в семье где ребенок слышит разные образцы звуков.

-Наличие дефектов у окружающих людей.

-«педагогическая запущенность»

-подлаживание взрослых под детскую речь.

-длительное пребывание ребенка среди неправильно говорящих детей.

(слайд)Недостаток звукопроизношения оказывает негативное влияние на эмоционально-психическое состояние ребенка и мешает не только его развитию, но и общению со сверстниками, полноценной социализации.

Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом .И наоборот если у человека плохо развита речь это затрудняет взаимоотношения с окружающим и нередко накладывает отпечаток на характер человека.

Правильная речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению, а недостатки могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах.

(слайд)Поэтому с целью  профилактики  возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные  на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.

Сегодня  я бы хотела вас познакомить с методикой  проведения гимнастики,  с основными требованиями.

Вопрос к воспитателям: Что такое - артикуляционная гимнастика?

(слайд)Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

(слайд)Цель АГ: выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.

(слайд)Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
  4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

У ребенка дошкольного возраста органы речи развиты  слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы. Уже с младенчества  ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения бормотанием, лепетом. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Жевание, сосание, глотание способствует развитию крупных мышц. Для процесса говорение необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Точность, сила и дифференцированности этих движений развиваются у ребенка постепенно на протяжении всего дошкольного детства. Этому способствует система упражнений, направленных на развитие моторики органов артикуляции.

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения).

    В зависимости от того ,чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения делятся на динамические и статические.

(слайд)Виды артикуляционных упражнений

  • Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).
  • Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и  переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки).

(слайд)Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:

1 группа упраж. – вырабатывают основные  движения и положения ОАА,

2  группа упраж. – способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных).

3 группа  упраж. – специфические упр. направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных  движений:  подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.

Так, в младших группах берутся упраж. на развитие основных движений, в средних – на  их совершенствование и отрабатывание групп звуков (свистящие и шипящие), в старших – для сонорных звуков.  

       

Принципом отбора артикуляционных движений служит характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука.

    Недостаточно только отобрать нуждающиеся в коррекции движения, нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность ,силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.

(слайд)Точность движения определяется правильностью конечного результата ,что может быть оценено конечным местоположением и формой этого органа.

Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний и дрожания органа.

       Темп-это скорость движения. Вначале движения производится несколько замедленно, взрослый регулирует темп при помощи отстукивания рукой или счета вслух, постепенно убыстряя его .Затем темп движения должен стать произвольным-быстрым или медленным.

     Устойчивость конечного результата означает ,что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.

      Переход к другому движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.

  (слайд)Детям 2х-4х лет: артикуляционная гимнастика поможет быстрее поставить правильное произношение.

Дети 5-ти,6-ти лет: смогут с помощью артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.

                               (слайд) Занимаясь с детьми.

3-4 лет следим ,чтобы они усвоили основные движения.

4-5 лет обращаем внимание на то, чтобы движения были более четкими и плавными без подергиваний (подбородок не прыгает)

6-7 лет контролируем самостоятельность выполнения упражнения в более быстром темпе ,умение удерживать положение языка некоторое время без изменения, быстро переключаться с одного упражнения на другое.

(слайд)Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс  на весь день, каждое выполняется по 5-6 раз.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр.статических и 2-3 упр. динамических.  Начинают гимнастику со статических упражнений, они  выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.

  На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем  каждое упражнение выполняется до 10-15  раз

2.Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.  При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

Например упр. «трубочка» - придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…). Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога.

Педагог дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.

3.Артикуляционные упражнения могут быть использованы в любых возрастных группах, выполняются по нарастающей от младшей группы к подготовительной.

 Прежде чем начать занятие, нужно познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить названия органов речи: зубы ,нижняя и верхняя губа, неба. язык и т.д

Гимнастика, адресованная детям двух, трех, четырех лет стимулирует естественное появление звуков.

Детям 2 младшей  группы рассказывают, что в речи принимают участие рот, губы, зубы, язык, кончик языка. Знакомят со следующими упражнениями: улыбка, заборчик, трубочка, птенчики, змейка, часики, качели (динамические упражнения).

В средней группе вводятся новые понятия – верхняя и нижняя губа, верхние и нижние зубы, бугорки за верхними зубами.

В старшей и подготовительной группе уже идет работа по формированию артикуляторной моторики. Дети пяти, шести лет и старше смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

В старшей группе вводится  понятие – спинка языка. Следим за плавностью, легкостью, переключаемостью в динамических упражнениях, точностью и устойчивостью при выполнении статических упражнений.

В подготовительной группе уделяем внимание упражнениям на дифференциацию звуков, соотнесение движений с произнесением звуков. Например, «губы улыбаются, когда произносим И».

4.Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет ,следя за точностью, координацией движения,за полнотой объема.

Во время автоматизации звуков использую  «артикуляционную гимнастику. Тру-ля-ля», «гимнастика со смешариками», пособие Е. С. Аищенковой «арт. гимнастика для развития речи дошкольников»., пособие Т. А. Куликовской «арт. гимн. В стихах, и картинках», «Уроки правильной речи» Е. Косиновой.

Мною разработаны и используются в работе различные дидактические игры и упражнения:

«Логопедические ходилки - бродилки», где артикуляционный комплекс, представлен как дорожка из кружочков(гусеница) или прямоугольников(вагончики) с символами упражнений, по которой проходит ребенок и отрабатывает движения.

В упражнении «Отгадай, что спряталось?» - дети переворачивают картинки и выполняют упражнение на карточке.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить  о создании положительного  эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.

Практическая часть:

Педагоги делятся на три группы (младшие, средние, старшие ).

1задание:

Каждой команде предлагается артикуляционные упражнения.1команда должна выбрать упражнения для постановки свистящих, 2 команда- шипящих, 3-соноров.

2 задание

Каждой команде предлагается адаптированная сказка «Малыш», «Заяц – огородник», «Трудолюбивая божья коровка».(Приложение 1).В них входит комплекс артикуляционных упражнений. Педагоги должны обыграть эти сказки, применив все упражнения. Тем самым продемонстрировать свои знания выполнения артикуляционных упражнений.

3 задание

Для закрепления знаний об артикуляционной гимнастике педагогам предлагается тест:

Приложение 1

Малыш

(для детей младшего дошкольного возраста)

Дети, сегодня я хочу вас познакомить с малышом. Он еще очень маленький и ничего еще не умеет. Вот он  у вас и хочет поучиться делать зарядку для губ и язычка.  Смотрите, малыш вам улыбается, у него ещё нет зубов, давайте ему покажем, какой у вас «заборчик» из зубов.

Заборчик   Возьмите в руки зеркала и растяните губы, покажите ваши зубы.

Чистим зубы А теперь мы научим малыша чистить зубы. Улыбнитесь, откройте рот, кончиком языка почистите  за нижними зубами (влево, вправо).

Месим тесто А теперь  блинчики постряпаем. Но сначала замесим тесто.

Улыбнитесь, откройте рот и покусайте язык зубами, а теперь пошлёпайте язык губами.

Блинчики А вот и первый блинчик получился. Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу и подержите так.

Ах, какие замечательные блинчики получились и пахнут вкусно. На запах блинов прибежала кошка малыша и рассердилась, что её не угостили.

Сердитая кошка Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, спинку выгнуть.

Киска любит, когда ей спинку гладят. Сделаем сердитую кошечку и почешем язык зубами. Вот и кошечка перестала сердиться и стала доброй. И для малыша доброе дело сделали. Дети - вы  умненькие и старательные. Молодцы!

Бабочка и бегемот

(для детей среднего дошкольного возраста)

Дети, вы любите сказки? Тогда слушайте! Жила-была на свете красивая бабочка. Летела она однажды, летела и вдруг увидела бегемота. А бегемот, бегемот широко открыл свой рот.

Бегемот  Откроем широко рот и подержим его так.

Подлетела бабочка к нему поближе и спросила: «Где ты живёшь, бегемот?»

А бегемот ей отвечает:

«Очень много там зверей

приходи смотреть скорей

в этот расчудесный парк

Что же это? …» (зоопарк)

И стали бабочка и бегемот дружить.

Прилетела однажды бабочка в гости к бегемоту. Вдруг обезьянки к  нему прибежали. И дразнить они бабочку стали: «Пя-пя-пя, пя-пя-пя. Мы не знаем тебя!»

Обезьянка  Давайте, улыбнемся и пошлепаем язык губами: Пя-пя-пя….

-Обезьянки, обезьянки, мне стыдно за вас! Это же Бабочка - мой новый друг.

Обезьянки извинились, пообещали, что больше не будут дразниться и принесли друзьям угощенье  – вкусное варенье.

Ели с наслажденьем,

И перепачкались все вареньем,

Чтоб варенье с губ убрать-

Ротик надо облизать.

Вкусное варенье  Улыбнитесь, откройте рот, оближите языком верхнюю губу. Нижней губой язык не поддерживайте.

Вкусное варенье поели,

Выпить чаю захотели

Чашка  Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий  язык на нижнюю губу и поднимите его  края, так чтобы получилась чашечка.

После того, как наши друзья попили чай, обезьянки рассказали интересную историю о  том, как  приплыли из Африки на  Паруснике

Парусник Улыбнитесь, широко откройте рот, кончик языка поставьте на бугорки за верхними зубами и подержите его  так.

асвы

Трудолюбивая божья коровка

(для детей старших групп)

Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.

- Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, - говорили они.

- Да ты просто красный жук, - вторили другие.

Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, стала прислушиваться, что говорит ей солнышко:- Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, у тебя есть помощники - сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.

Ребята, вы хотите помочь божьей коровке? Тогда давайте откроем первую страницу.

 Маляр  Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком поводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполняем медленно.

Лошадка Улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично, следить, чтобы подбородок не двигался, а прыгал только язычок(2 раза).

А вот и пятнышко появилось.

 Следующую страницу …

Грибок Улыбнуться, открыть рот, язык «приклеить» (присосать к нёбу. Рот должен быть широко открыт. Если не получается, то медленно пощёлкайте, как лошадка.

Дятел  Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх. Кончиком языка с силой ударять» по бугоркам за верхними зубами, произнося: «Дддддддд…»

Божья коровка так увлеклась работой, прочитала книгу вместе с нами и не заметила, как произошло чудо - у нее на спинке появились черненькие пятнышки.

Сейчас  она полетит на День рождения Комара. А мы Споем его любимую песню. Улыбнуться, открыть рот  поднять язык вверх и упереть его в бугорки за верхними зубами, произнося Дзззз…

ЗАЯЦ – ОГОРОДНИК.

(для подготовительных групп)

История эта случилась в самом обыкновенном лесу. И героем её стал самый обыкновенный заяц. А случилось всё так. Скакал однажды заяц по лесу. А на кустах только первые листочки показались. Голодно зверям лесным. Что делать? И вспомнил тут заяц, что люди сами на огородах еду выращивают. Решил он огород завести. Взял лопату и пошёл на поляну.

«Лопаточка» (язычок лежит на нижней губе)

Копает зайчик землю да песни напевает. Слышит он – шипит рядом кто – то:

- Эй, заяц, ты чего тут делаешь?

- Огород копаю, чтобы еду на весь год вырастить, - отвечает заяц.

Змея сначала удивилась, а потом головку подняла, осмотрела всё и похвалила зайца.

«Весёлая змейка» ( напряжённый язычок вытянуть вперёд)

Копает заяц дальше, а мимо белка скачет, где - то грибок засушенный нашла.

«Грибок» (присосать язычок к твёрдому нёбу)

«Вот молодец», - удивилась белка и тут же совет дала:

- Только не забудь грядки сделать, чтобы красиво было. – А сама хвост распушила и дальше по деревьям ускакала.

Только белка ушла – медведь идёт да банку с вареньем несёт

«Вкусное варенье» (облизать верхнюю губу)

Он сразу понял, чем заяц занимается, частенько к людям в огород заглядывает. Подошёл к нему и дал разумный совет:

- Смотри рассаду не съешь. А я после приду посмотреть, что у тебя вырастет. – И ушёл косолапый.

Заяц дальше копает. Песенки всё поёт, хоть устал очень.

Исполняются песенки: «а», «о», «у», «и», «ы», «э».

А перед самим вечером смотрит – волк идёт, чашечку несёт.

- Ой, заяц, какой ты молодец! – заохал волк. – До чего додумался! Только полить свою капусту не забудь, вот тебе чашечка.

«Чашечка»( Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий  язык на нижнюю губу и поднимите его  края, так чтобы получилась чашечка)

Засмеялся заяц, но чашку взял. До самой ночи копался заяц, а наутро и мостик сделал, чтобы удобнее было воду для поливки ковшиком черпать.

«Ковшик» (как и чашечка, только кончик языка то поднимается, то опускается)

Всё лето заяц работал: поливал, полол, от вредных гусениц оберегал огород. А когда осень наступила, все увидели, что капуста уродилась на славу. Срезал заяц капусту, сложил её, и получилась целая горка. Пришлось лошадку приглашать, чтобы всех зверей угостить и развести по норкам.

«Лошадка» (щёлкать язычком)

Следующей весной решили ещё больше огород сделать, а все звери помогать будут. Только одна змея шипела, потому что не любит капусту.

Исполняется песенка змеи: « ш-ш-ш».

Тестирование

 «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»

1. Артикуляционная гимнастика – это

а) гимнастика любых мышц языка;

б) совокупность движений языка и губ;

в) совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

2.Цель артикуляционной гимнастики:

а) выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков;

б) выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для общего развития ребенка.

3.Артикуляционную гимнастику обычно выполняют:

а) лёжа;

б) стоя;

в) сидя.

4. Статические упражнения направлены

а) на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд.

б) на координацию движений органов артикуляции.

5.Динамические упражнения направлены

а) на увеличение силы голоса;

б) на подвижность языка и губ, их координацию и  переключаемость.

6.Каждое артикуляционное упражнение необходимо повторять

а) 2-3 раза;

б) 10-15 раз;

в)  1 раз.

7. Инструкции по выполнению артикуляционного упражнения надо давать

а) подробно;

б) поэтапно;

в) конкретно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата. Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных Семинар – практикум для воспитателей: « Артикуляционная гимнастика – как эффективное средство развития речи и исправления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста » подготовила: учитель-логопед Волкова И. Н

Слайд 11

Ё1 Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не врожденный дар, она развивается и формируется с рождения ребенка Речь приобретается благодаря совместным усилиям родителей и педагогов. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков, которые мы произносим благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, губам, небу, голосовым связкам . Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

Слайд 12

Причины нарушения произношения Снижение слуха(тугоухость). Недостатки в развитии фонематического слуха. Дефекты строения артикуляционного аппарата. Недостаточная сформированность артикуляционных движений. 5.Неправильная речь окружающих людей и недостаточное внимание к его речи.

Слайд 13

Недостатки произношения влияют на: Психологическое развитие ребенка; Формирование сферы межличностного взаимодействия; Развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания; Обучение ребенка в школе.

Слайд 14

Для того, чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо . Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Слайд 15

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений: усиливает кровообращение ; укрепляет мышцы лица , развивает гибкость , подвижность и дифференцированность движений органов речевого аппарата (языка, губ, щек, нижней челюсти, мягкого неба) .

Слайд 16

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные

Слайд 17

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем : и детям, и взрослым- научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Слайд 18

Виды артикуляционных упражнений Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка. Горка, Грибок). Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. ( Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки).

Слайд 19

При образовании различных звуков каждый орган занимает определенное положение . Поэтому упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединены в комплексы. Каждый комплекс имеет определенную направленность.

Слайд 20

Комплексы упражнений, имеющие определенную направленность: 1 группа упраж . – вырабатывают основные движения и положения ОАА, 2 группа упраж . – способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков ( свистящих, шипящих, соноров , заднеязычных). 3 группа упраж . – специфические упр., направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных движений: подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.

Слайд 21

Точность движений речевого органа определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено конечным местоположением формой этого органа. Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний и дрожания органа. Темп – это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, взрослый регулирует темп при помощи отстукивания рукой или счета вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным. Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго. Переход ( переключение) к другому движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.

Слайд 22

Детям 2-4-х лет : артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение, обрести целенаправленность движений языка Дети 5-ти, 6-ти лет : смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.

Слайд 23

Занимаясь с детьми: 3 – 4 лет - следим, чтобы они усвоили основные движения; 4 – 5 лет – обращаем внимание на то, чтобы движения были более чёткими и плавными, без подёргиваний (подбородок не «прыгает»); 6 – 7 лет - контролируем самостоятельное выполнение упражнений в более быстром темпе, умение удерживать положение языка некоторое время без изменений, быстро переключаться с одного упражнения на другое.

Слайд 24

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематически. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого Прежде чем начать занятие, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить название органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык. Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координацией движений, за полнотой объема.

Слайд 25

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Роль развивающих упражнений в формировании познавательной активности учащихся"

РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, ...

семинар-практикум "Вакцинация против стресса"

Современный человек постоянно живет на грани стресса. Причиной тому становится множество факторов, таких как: скверная экология, жесткий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, полит...

Семинар-практикум по духовно-нравственному воспитанию

Программа семинара-практикума по духовно-нравственному воспитанию "Реализация программы "Истоки" в образовательном учреждении" 2010 г....

Семинар-практикум "Садимся за уроки"

Родительское собрание проведено для выявления представлений об организации учебной работы детей дома, для рекомендаций родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать сам...

Родительское собрание на тему «Как помочь ребёнку хорошо учиться» (семинар – практикум)

Родительское собрание с практической частью. Родители являются активными участниками обсуждения, работа в группах помогает выявить основные проблемы обучения и продвинуться на пути их решения....

Семинар-практикум для воспитателей "Лечебные игры - как средство оздоровления детей"

В последние годы увеличилось число ослабленных, часто и длительно болеющих детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистые и лор-заболевания. В статье представлен опыт рабо...

Семинар-практикум для учителей и воспитателей ГПД: «Упражнения для развития дикции у учащихся и педагогов»

Материал содержит практические упражнения для укрепления мышц языка, подборку серии слогов и скороговорок для улучшения дикции, а также описывает методику работы для совершенствования дикции у педагог...