Методы и приемы для активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ
учебно-методический материал (3 класс)

Светлана Степановна Городниченко

Вопрос о формировании познавательной деятельности стоит в отношении детей с нарушениями интеллектуального развития достаточно остро. Это связано с тем, что данная категория детей обладает меньшими по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, возможностями самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать получаемую из окружающего мира информацию. Я хочу поделиться своим опытом работы по данной проблеме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx33.91 КБ
Файл prilozhenie_1.docx30.69 КБ
Файл prilozhenie2.docx13.97 КБ

Предварительный просмотр:

           

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся
с нарушениями опорно-двигательного аппарата № 20 г. Иркутска»
.

Игра

 как средство активизации познавательной деятельности  обучающихся  с ТМНР.

Выполнила:

Городниченко

Светлана Степановна

Г. Иркутск

2020-2021г.

                                                                        «Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра-это огромное окно,

через которое в духовный мир ребёнка

вливается живительный поток

представлений, понятий.

Игра-это искра, зажигающая огонёк

 пытливости и любознательности».    

  В А Сухомлинский

          Вопрос о формировании познавательной деятельности стоит в отношении детей с нарушениями интеллектуального развития достаточно остро. Это связано с тем, что данная категория детей обладает меньшими по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, возможностями самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать получаемую из окружающего мира информацию.
      У детей с ТМНР разный уровень обучаемости, и эффективными приемами коррекционного воздействия на познавательную иэмоциональную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

1. Игровые ситуации;

2. Дидактические игры

3. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе урока, занятия.

4.  Психогимнастика и релаксация.

5. Переключение с одного вида деятельности на другой.

В своей работе при обучении детей с ТМНР использую игровые технологии, т.к. игровая деятельность –это важный этап вразвитии  познавательной деятельности ребёнка, а дидактические игры являются одним  из основных вариантов обучения  детей с ТМНР.

Для того, чтобы игра была эффективным средством развития познавательной деятельности учащегося, необходимо выполнять следующее:

  • игры должны быть разнообразными по содержанию;
  • эмоциональными, игра должна приносить удовольствие, радость;
  • игра  должна быть познавательной, обучающей;
  • игра должна быть доступной, понятной и посильной для ребенка;
  • модификация игр, т.е. снижение или повышение уровня требованийв игре при необходимости.

(Напр., если ребенок не может выполнить задание, то нужно упрощать и снижать требования до тех пор, пока не окажется на уровне доступном ребенку. Задание:  построение башни из кубиков - чередование по размеру, цвету.Если ребенок выполняет задание успешно, то в качестве усложнения можно предложить ребенку использовать большее количество кубиков или добавить кубики разного цвета, размера).

       Для активизации познавательной деятельности учащихся с ТМНР использую следующие методы и приёмы:

  • Использование игровых сказочных персонажей

        Важным средством развития познавательной деятельности ребенка с ТМНР осуществляется через формирование интереса к книге, сказке.

Сказка является наиболее доступным материалом для понимания и развития ребенка. Сказки просты, носят цикличный характер, т.е. многократное повторение сюжета с небольшим изменением. Эта особенность позволяет ребенку лучше запомнить сюжет и развивает память. Именно сказки помогают пробудить интерес к книге.Текст сказок сопровождается предметными и сюжетными картинками. Можно использовать  методику глобального чтения и поиграть в сказку (элементы инсценировки). На изучение одной сказки отводится 2-3 занятия:

1. Слушаем сказку.

 2. Рассказываем сказку.

 3. Показываем сказку.( Приложение 1.)

Использую в работе кинезиологические сказки.  Сначала  разучиваю упражнения, движения, которые будут использоваться по ходу чтения  сказки. Например, ДЕРЕВО – руки вверх, можно покачать руками, ЛЕС – руки вверх, СОЛНЫШКО – пальцы расставлены от себя, БУТОН - руки направлены вверх. Ладони соприкасаются своими основаниями, образуя чашу- «бутон закрыт». Развести ладони в сторону и пальцы развести в сторону и т. д. (Приложение 2.)

Провожу дидактическиеигры: «Найди картинку по сказке», целью которой является создание условий для формирования интереса к сказке, побуждению к активному участию.

  • Экспериментирование – этознакомствос различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и др.
  • Компьютерные и мультимедийные технологии, применение которых позволяет в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развивать познавательную активность
  • Игры по  развитию слухового восприятия, которые направленны на  формирование умения вслушиваться, узнавать знакомые звуки и голоса, различать их по громкости.(Например, игра «Поиграем в сказку» - вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса,  отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Филипповна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трёх вариантах: «Кто сидел на моем стуле?,Кто ел из моей чашки? и т.д.»; игры «Кто позвал?», «Что упало?». Для развития слухового восприятия, формирования умения вслушиваться провожу игры на узнавание знакомых звуков и голосов, игры и упражнения на звукоподражание животным, игры по расширению и обогащению словаря (Игра «Узнай по описанию»)и т.д.
  • Игры по развитию тактильного восприятия («Найди такую же поверхность», «Волшебный мешочек» - достань мягкое, круглое, колючее и т.д.).Материалы для тактильных игр могут быть самыми разнообразными: листья, шишки, бумага, пуговицы, ткань, горох, фасоль массажные мячи, и т.д.
  • Игры, направленные на ознакомление природного материала.(Например, «Найди, покажи, назови», «Найди, что покажу», игры «Лото», «Парные картинки» и т.д.).
  • Игры на сенсомоторное развитие.

         Сенсомоторноеразвитие детей составляет фундамент их умственного развития, которое формируется в тесной связи с расширением  ручной деятельности. Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов у умственно отсталых детей необходимо начинать с развития движения рук и развития движений в пальцах кисти. На занятиях ребенок учится понимать сенсорные свойства предметов, исследовательская деятельность проходит с использованием природного материала и натуральных объектов. Мотивационной деятельностью является сюрпризные моменты, загадки, подбор аудиозаписей и презентации по темам.

Сенсомоторное развитие провожу через:

  1.  Игры на развитие мелкой моторики

Для развития мелкой и общей моторики на занятиях большое внимание уделяю предметно – практической деятельности (застегивание пуговиц, кнопок, крючков, шнуровки,  застежки, крышки, липучки, резинки, игры с мозаикой,  пазлы);

2. Игры с различными  предметами (фосоль, горох, бусины, пуговицы, камушки,) их перекладывание;

     3. Игры и упражнения с глиной, тестом, пластилином; пересыпание, переливание, сортировка: («Открой и закрой коробочку», «Разложи по ячейкам», «Сортируем предметы по цвету, форме, размеру», «Разложи предметы в разные коробки», «Cобери  пирамидку» ,«Найди спрятанных зверей в крупе», «Чистим вареное яичко», «Разбери и собери матрешку»), использование предметов с различной поверхностью (холодные-теплые, шероховатые-гладкие).

4. Игры с водой. Игровые упражнения такие как «Водолей», «Ловись, рыбка», «Волшебная губка», «Не пролей», «Брызги», «Цветная водичка» дают детям положительные эмоции, развивают наблюдательность, внимание.

         Чем лучше сформирована мелкая моторика, тем больше представлений о предмете получает ребенок.Каждое занятие начинается с пальчиковой гимнастики - разминки для рук: сжимание в кулачки, удержание пальцев рук в определенной позе, растирания пальцев. Пальчики могут «поскакать», «пошагать», «согнуться».Использую  природный материал -листья,  шишки, мох, песок, камешки, глина.

  1. Игры на развитие зрительного восприятия -  комплект геометрических фигур, дидактические игры, видеоматериалы.
  1. Игрына формирование санитарно-гигиенических навыков.

Важной задачей в работе с детьми с множественными нарушениями в развитии является формирование санитарно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту.Вначале я показываю необходимое действие, а затем упражняю в нем ребенка. Регулярно использую приемы поощрения.

      Другой эффективный способ – использование игр с мылом, с водой. При удовлетворении появившегося интереса ребенка к новым действиям, при неоднократном их повторении навык становится прочным. («Спрячь мыло в ладошках», «Лови капельки» и т.д.).Так, во время умывания можно дать  новое мыло в красивойобертке, предложить развернуть рассмотреть: «Какое гладкое мыло, как оно хорошо пахнет! А как, наверное, оно хорошо пенится! Давайте попробуем намылить руки!»

         Важное место по формированию навыков самообслуживания занимают такие приемы, как рассматривание картинок, чтение литературных произведений, использование потешек: «Буль-буль-буль журчит водица. Все ребята любят мыться».

       Постепенно игровые упражнения и задания следует усложнять, демонстрировать действия в комплексе. Например,  показать фотографию, на которой дети моют руки. Далее спросить или попросить показать картинку, где дети моют руки.- «Правильно,детимоют руки. А сейчас мы будем учиться мыть лицо и руки».

      Итак, для развития познавательной деятельности детей с ТМНР важно использовать разнообразные методы и приемы, а самое главное разнообразные виды игр: предметные, дидактические, строительно-конструктивные, подвижные, пальчиковые.Играя в различные игры, ребёнок запоминает учебный материал, обучается и развивается.  Поэтому       игра как средство обучения и развития познавательной деятельности имеет огромное значение. Она позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале,может  включена в любой раздел программы и служить для развития познавательной деятельности.

        Но не стоит забывать, что значительную трудность в обучении таких детей представляет проблема неусидчивости, импульсивности движений, быстрой их утомляемости. Следует избегать перенасыщения игры однообразными действиями, нужно постоянно увлекать ребенка. В тоже время не следует забывать, что  дети имеют очень неустойчивый эмоциональный фон, поэтому так же не желательно перенасыщать игру яркими эмоциями, так как это может привести к эмоциональной неадекватности детей.Следует избегать длинных, незнакомых слов. Предложения должны быть простыми, в них  четко сказано, что требуется от ребенка. При соблюдении этих условий игра будет служить развитию и воспитанию ребенка.

Литература

1.Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 томах. Т.5: Основы дефектологии, Москва Просвещение, 1982

2. Жигарева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь- М., 2006

3.Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта/ Под редакцией И М Бгажноковой.

4. Г. П. Попова. В помощь классному руководителю начальной школы. Издательство «Учитель» Волгоград-2008

5.Агапова И. А., Давыдова М А «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей» - М.; ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2011

6. Бгажнокова И. М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / И. М. Бгажнокова // Дефектология. - 1994. - №1. - С. 11 - 18.

7. Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей [Текст] / Н. П. Вайзман. - М.: Аграф, 1997. -128 с.

8.  Власова Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. М.: Академия, 2002. - 207 с.



Предварительный просмотр:

Курочка Ряба

Тема:слушание сказки «Курочка Ряба»

Цель:создать условия для формирования у учащегося умения внимательно слушать сказку, сопереживать героям.

Задачи:

Обучающие — расширять и обогащать словарный запас детей за счет имен существительных (дед, баба, мышка, яйцо); вырабатывать учебные навыки через ответы на вопросы «кто?», «что?», «где?», «у кого?»

Коррекционно-развивающие — развивать зрительное внимание через нахождение карточек с изображением героев, развивать способность вслушиваться в речь другого человека; корригировать мелкую моторику — формировать пинцетный захват через дидактический материал.

Воспитательные: повысить интерес к сказкам через наглядность, практическую деятельность.

Предварительная работа и оснащение:  карточки с персонажами сказки: дед, баба, курочка, мышка, яйцо белое, яйцо золотое; фигурки — персонажи сказки из настольного кукольного театра; (если есть); карточки для глобального чтения в двух экземплярах со словами: «дед», «баба», «курочка», мышка», «яйцо», «бух», «у-у», «а-а», «ко-ко-ко», «пи-пи», карточки для игры «Один — много», две мисочки с фасолью,с горохом, миска-кормушка для курочки; шапочка курочки.

Ход занятия.1. Организационный момент. (проведение физминутки для глаз, рук и т.д.). Надеть шапочку курочки. «Здравствуйте, дети. Я — курочка. Я хочу отвести вас на полянку сказок и рассказать вам одну очень интересную сказку!»

2. Рассказывание сказки. По ходу развития сюжета сказки выставляю на стол всех действующих персонажей сказки — фигурки из настольного кукольного театра или картинки с изображением героев сказки. Предложить посмотреть на фигурки и рассказать или показать, кто пришел к ним в гости (дед, баба, курочка Ряба, мышка). Предложить выбрать и показать того персонажа сказки, который больше всего понравился.

3. Запомни и расскажи.На столе перед ребенком цветные картинки с изображением персонажей сказки. Задайте вопросы по содержанию сказки и предложите выбрать персонаж, необходимый для ответа.

  • У кого жила курочка Ряба? (Курочка жила у деда и бабы.)
  • Что снесла курочка Ряба? (Курочка Ряба снесла яичко.)
  • Какое яичко снесла курочка? (Курочка снесла не простое яичко, а золотое.)
  • Что делал дед? (Дед бил, бил, но не разбил яйцо.)
  •  Что делала баба? (Баба била, била, но не разбила яйцо.)
  • Кто же разбил яйцо? (Мышка разбила яйцо.)
  • Как мышка разбила яйцо? (Мышка хвостиком задела, яйцо упало и разбилось.)

Если речь ребенка развита еще недостаточно, предложите ему просто показывать те картинки, на которых изображены названные вами герои сказки.

Проведение динамической паузы.

4. Глобальное чтение. Попросить ребенка еще раз назвать или показать героев сказки. Взять фигурку бабы и поставить ее на стол. Сказать: «Баба», карточку со словом «баба», положить к фигурке или изображению. То же самое сделать с карточкой «дед». Далее положить перед ребенком две карточки—«дед» и «баба» и предложить подобрать «такую же» карточку (с таким же словом) к каждой карточке, лежащей под фигурками или под картинками с изображением героев.

5. Развитие мелкой моторики.Рассказать о том, что любит есть курочка (фасоль, горох, зернышки) и предложить покормить курочку. Поставить мисочку с фасолью, горохом и спросить ребенка, чем он хочет покормить курочку. Предложить сложить угощения для курочки в миску-кормушку. ( Сначала показать, как можно перекладывать угощение — брать указательным и большим пальцами ведущей руки по одной фасолине и перекладывать угощение из мисочки в кормушку - способ пинцетного захвата.)

 «Сколько зернышек в кормушке?» (Много.) Если ребенок не владеет речью, то положить перед ним 2 карточки (один-много) и предложить взять ту каточку, которая  соответствует количеству фасолин в кормушке (много).

6. Подведение итога. Похвалить ребенка, дать положительную оценку его работе.

ЗАНЯТИЕ 2

 Тема: Рассказываем сказку «Курочка Ряба» 

Предварительная работа:

- карточки с образцом выкладывания перышка из счетных палочек или спичек  .

Цель: создать условия для формирования умений рассказывать сказку.

Задачи:

 Обучающие

 — расширять и обогащать словарный запас детей за счет слов(дед, баба, мышка, яйцо); вырабатывать учебные навыки через ответы на вопросы «кто?», «что?», «где?», «у кого?»

Коррекционно-развивающие 

— развивать и корригировать зрительную и слуховую память через игру и различные формы работы

Воспитательные :

- учить правильному поведению на уроке: слушать учителя, не перебивать; приступать к выполнению задания, дослушав до конца инструкцию педагога.

Оборудование:

 — цветные изображения героев сказки;

 — корзинка; натуральные перья;  образец выкладывания перышка,  счетные палочки (или спички) для выкладывания перышка;  карточки для глобального,  картинка «Лабиринт» желтый фломастер.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Проведение физминутки для глаз, артикуляционной, дыхательной  гимнастики.
  3. На столе фигурки настольного кукольного театра или картинки героев сказки.   Спеть песенку курочки: «Ко-ко-ко!» спросить, чей голос?. (Курочки.)

Как ходит курочка? (дети изображают походку курочки). Попросить детей рассмотреть  героев сказки, назвать их и сказать, из какой сказки они пришли.

- Нравится ли  сказка про курочку Рябу.  Дети слушают  сказку. Смотрим инсценировку сказки.

3. Совместное рассказывание сказки (с опорой на предметные картинки).

Предложите детям сопровождать рассказывание сказки действиями — имитировать движения: «бил-бил», «не разбил» —развести руки в стороны.

Рассказываем сказку: Жил себе (дети -  « дед да ... баба»). И была у них курочка(дети – Ряба). Снесла курочка (дети -  яичко). Яичко не простое, (дети - Золотое.) и т.д.

  1. Упражнение на развитие дыхания.

          «Отгадать по описанию». ( курочка Ряба передала в корзинке   небольшой подарок и нужно отгадать, что там лежит): «Их много у курочек. Они есть у нее в хвосте, крыльях. Она ими вся покрыта. Они мягкие, легкие. Ими набивают подушки и перинки». Можно предложите им закрыть глаза и дать пощупать то, что лежит в корзинке. Что щупали? (перышко). Взять перышко, положить на ладошку и подуть на него. (Показать как.): «Перышко легкое! Оно летит».

  1. Развитие мелкой моторики

 «Конструирование из спичек или счетных палочек».  Рассмотреть перышко, выделить его части, провести по ним указательным пальчиком. Рассмотреть образец , по которому   выкладывать перышко. Показать, как это можно сделать. Раздать схемы выкладывания перышка: « Выложить «такое же» перышко рядом с образцом». Если ребенок не может выложить перышко по образцу, предложите ему наложить палочки (или спички) на образец.

  1. Развитие зрительного внимания.

Положите перед каждым ребенком картинку «Лабиринт»

              Рассмотреть лабиринт и назвать или предметы, изображенные в верхней части  (чашка, тарелка, корзина) и в нижней части лабиринта (баба). Нужно найти ту дорожку, по которой баба может дойти до корзинки и взять из нее простые (белые) яйца. Провести указательным пальчиком по дорожке, ведущей к корзине, и показать бабе путь, по которому ей нужно идти. Спросите: «Что можно приготовить из яиц?» (Сварить, приготовить яичницу или омлет.)

  1. Подведение итогов. Дать только положительную оценку действиям детей. Постарайтесь назвать каждого ребенка по имени и похвалить его персонально.

ЗАНЯТИЕ 3.

Тема: Показываем сказку

Предварительная работа: подготовьте шапочки на пальчики — баба, дед, курочка Ряба, мышка; сделайте шапочки мышек — прикрепите к ободочкам из картона или материи вырезанных по контуру мышек.

Цель занятия: Создать условия для формирования творческого потенциала учащихся через инсценирование сказки «Курочка Ряба».

Задачи:

Обучающие 

  • пересказывать совместно со взрослым фрагменты сказки через использование в  предлогов «на», «в»,  слов (разбить, катить ,сердитый, простой, золотой);

Развивающие 

— продолжать корригировать  зрительное и слуховое восприятие детей;

  • соотносить предметы по признакам формы, величины, цвета через дидактический материал;

. —корригировать общую и мелкую моторику;

Воспитательные — воспитывать умение подражать; согласовывать свои действия с действиями других детей.

Оснащение:

— шапочки мышек (или ободки с прикрепленными картинками);

— доска для игры с мелом;

— разноцветные мелки;

— цветные картинки для рассказывания сказки

— деревянное яйцо.

Ход занятия

  1. Организационный момент. (Проведение физминутки для глаз, артикуляционной, дыхательной гимнастики).

       Вспомните, кто приходил к ним в гости на прошлом занятии, что им приносила курочка (перышко, яйца — простые и золотое).

2. Инсценировка сказки. Предложите детям внимательно посмотреть на лежащие на столе шапочки и назвать героев сказки. Разделите детей на две группы. Предложите одной группе стать артистами, а второй — зрителями. Распределить роли.

         Провести инсценировку, проговаривая большую часть сказки, а дети договаривают  небольшие отрывки из сказки. Дети с замедленным речевым развитием могут договаривать отдельные слоги в словах, слова, окончания фраз или называть героев сказки.

  1. Развитие мимики. После просмотра спектакля предложите детям вспомнить и рассказать, какой был дед и бабка, когда били яйцо (сердитый) и показать, как они сердились( показать перед зеркалом).

4. Развитие зрительного внимания и мелкой моторики. Нарисовать дорожку из двух параллельных линий. Приготовьте фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра. Поставить в начале дорожки одного из героев сказки (например, бабу),  в конце дорожки — другого понравившегося героя сказки (например, мышку). Ребенок должен постараться прокатить деревянное яйцо от деда к мышке.

5. Развитие зрительного внимания и мышления.  Выбрать ребенку по  понравившемуся персонажу, обвести его указательным пальцем ведущей руки по контуру и назвать героя, которого он обвел по контуру.  

Проведение игры «Угадалки». Закрыть детям глаза, обвести  одного из героев по контуру. Дети открывают глаза и угадывают героя сказки, контур которого изображен.

6. Заключительное рассказывание сказки (по опорным картинкам). Вспомнить начало сказки. Попросить детей   сказать первую фразу и выложить соответствующую картинку. Игру продолжайте по аналогии до того момента, пока все картинки не будут выложены на столе, а сюжет сказки не рассказан.

7. Подведение итогов занятия..



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

Кинезиологические сказки.

Сказка «Городской парк»

        В одном городе был красивый парк. Там росли большие деревья («деревья»). Каждый вечер в парке зажигались фонари. Когда рано утром вставало солнышко («солнышко»), фонарики гасли.

        Все жители города любили этот парк, гуляли с детьми. Там росли красивые розы, утром они раскрывали свои бутоны, а вечером закрывали («бутоны»). Дети любили очень этот парк, потому что там продавали вкусные баранки –колечки («колечки»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Данная презентация содержит опыт, представленный на конкурсе "Педагог года 2012"...

Мастер-класс ": Использование интерактивных методов обучения как средств активизации познавательной деятельности обучающихся"

Этот мастер-класс поможет наглядно рассмотреть методы и приёмы организации интерактивных методов обучения,другими словами поработать в интерактиве....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня.Тема "Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся"

В данном материале указаны цели, задачи профессионального развития, сроки реализации.Изучение литературы,связанной с совершенствованием профессионального мастерства,разработка методических материалов,...

Методический семинар по теме: "Использование интерактивных методов обучения как средств активизации познавательной деятельности обучающихся"

Сегодня перед педагогами стоит важнейшая проблема: как сделать процесс образования еще более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы среди них не было ск...

«Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся».

    Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать у...

Методические рекомендации по использованию методов и приёмов для активизации познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста

Методические рекомендации по использованию методов и приёмов для активизации познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста...