РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Доноведение»
рабочая программа (3 класс)

Крайнюк Елена Анатольевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности «Доноведение»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл donovedenie.docx40.33 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область, город Новошахтинск

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 31 города Новошахтинска

Рассмотрена,

рекомендована к утверждению педагогическим советом

МБОУ СОШ № 31

Протокол № 1 от 25 августа 2020 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 31

Приказ от 31.08.2020 г. № 494

___________Л. М. Мирон

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности «Доноведение»

Начальное общее образование  3 –а  класс

Количество часов: 33

                    Учитель: Крайнюк Елена Анатольевна

2020- 2021 учебный год

            Программа  курса   «Доноведение» разработана на основе авторской программы «Доноведение» канд. пед. наук Е. Ю. Сухаревской  в соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования: внеурочная деятельность, основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ № 31, годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ № 31 на 2019 - 2020 учебный год,                            и реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности.

           Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.

           С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:

Образовательные:

1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;  

2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.

Воспитательные:

 1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

Развивающие:

1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.

2. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.  

Планируемые результаты освоения курса «Мир творчества».

Личностные результаты:

  • анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
  • объяснять правила поведения в различных ситуациях;
  • оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей;
  • моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Ученик научится:

  • ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно)
  • составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий
  • вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном

оценивать собственные знания и умения доводить дело до конца

Ученик научится:

  • находить и  пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств;
  • использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
  • проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий;
  • исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
  • ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Ученик научится:

  • слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями

Содержание курса внеурочной деятельности «Доноведение».

Я и окружающий мир.

Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Ростовская область на карте. Соседи Ростовской области. Города Ростовской области. История города: достопримечательности. Знакомство с известными людьми. Моя семья. Родословная.

Природа Донского края.

Природные условия, процессы и явления характерные для Ростовской области (гололёд, туманы,  ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода.

Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края.

Водоёмы Донского края. Водоёмы. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище, озеро Маныч-Гудило. Природная экосистема водоёма.

Рельеф родного края: равнина, овраги, терриконы, курганы.

Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождения в родном крае. Бережное использование природных богатств.

Почва Донского края и её значение для Ростовской области.

Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле).

Дикорастущие и культурные растения Донского края (различение).

Человек и природа.

Профессия – метеоролог.

Сельскохозяйственная деятельность человека в крае: земледелие, животноводство. Профессии, связанные с сельским хозяйством (общее представление о 3-4 профессиях).

Жизнь на Дону.

Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис – древний город.

Донской край – казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье.

Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону.

Экскурсии.

«Родной город», «Города Ростовской области», «Танаис – древний город»;

«Сезонные изменения в природе родного края», «Разнообразие водоёмов родного края», «Влияние деятельности человека на природу»;

в краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с бытом казаков.

Исследовательские, проектные и практические работы.

Практическая работа: работа по карте Ростовской области; «Почвы родного края».

Исследовательская деятельность по проблемам:

- «Город (станица)… Ростовской области»,

- «Мир природного сообщества родного края»,

- «Водоём родного края», «Кто работает на родной земле» и др.

Проекты: «Город раньше и теперь» (коллаж), «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок).

                                            Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

1

Я и окружающий мир

4

2

Природа Донского края

6

3

Жизнь на Дону

10

4

Обычаи. Весенние обряды и праздники на Дону

3

5

Природа Донского края

6

6

Человек и природа

4

Итого

33

Аннотация к тематическому планированию

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Доноведение» в 3-а классе  рассчитана  на 1 час в неделю, всего 34 часа.

Согласно годовому учебно-календарному графику МБОУ СОШ № 31, учебному плану, расписанию уроков на 2020 – 2021 учебный год занятия по внеурочной деятельности «Доноведение» проводятся во вторник.

 В 2020 – 2021 учебном году праздничный день 23 февраля  выпал на вторник, поэтому будет  проведено 33 занятия. Рабочая программа сокращена на 1 час за счёт уплотнения материала по теме: «Сельское хозяйство на Дону: земледелие и животноводство».

Приложение 1 к рабочей программе

          по внеурочной деятельности

«Доноведение»

         на 2020-2021 уч. год

Календарно-тематический план

  рабочей программы

по внеурочной деятельности «Доноведение»

 учитель Крайнюк Е. А.

Количество учебных часов: 33

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема раздела, занятия

Виды деятельности

        Я и окружающий мир – 4 часа

1

01.09

Край, в котором я живу

Работа с картой Ростовской  области

Практическая работа по контурной карте: выделение

границы Ростовской области.

2

08.09

О городах и станицах родного края

Экскурсии  по  городам Ростовской области.

Исследовательская деятельность «Город (станица) Ростовской области»

3

15.09

С днём рождения, родной город!

Экскурсия.  Составление коллажа «Прежде и  теперь»  (используются фотографии, рисунки детей)

4

22.09

С днём рождения, родной город!

Экскурсия.  Составление коллажа «Прежде и  теперь»  (используются фотографии, рисунки детей)

Природа Донского края – 6 часов

5

29.09

У природы нет плохой погоды

Экскурсия. Составление коллажа «Прежде и теперь» (используются фотографии, рисунки детей)

6

06.10

У природы нет плохой погоды

Экскурсия. Составление коллажа «Прежде и теперь» (используются фотографии, рисунки детей)

7

13.10

У природы нет плохой погоды

Экскурсия. Составление коллажа «Прежде и теперь» (используются фотографии, рисунки детей)

8

20.10

Живая вода.

Работа с картой Ростовской области.

Исследовательские работы.

9

10.11

Разнообразие водоемов родного края. Главная река нашего края

Экскурсия на водоем (с целью изучения живой природы водоема и его экологических проблем) Беседа о бережном использовании воды.

10

17.11

Растения и животные водоёмов.

Исследовательские работы учащихся

Жизнь на Дону – 10 часов

11

24.11

Тайны  Донской земли

Виртуальная экскурсия в архитектурный исторический памятник «Танаис»

12

01.12

Танаис – древний город

Виртуальная экскурсия в архитектурный исторический памятник «Танаис»

13

08.12

Дикое поле

Рисование картин прошлого Дона.

14

15.12

Донской  край – казачий  край

Экскурсия в краеведческий музей. Исследовательская работа «История казачьей семьи».

15

22.12

Первые казачьи  городки

Экскурсия. Проект «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок)

16

   12.01

Казачья семья

Экскурсия. Проект «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок)

17

19.01

Жилище казака

Экскурсия. Проект «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок)

18

26.01

История вещей. Одежда.

Экскурсия. Проект «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок)

19

   02.02

История вещей. Посуда.

Экскурсия. Проект «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок)

20

09.02

Славен Дон!

Экскурсия. Праздничное мероприятие

Обычаи. Весенние обряды и праздники на Дону – 3 часа

21

16.02

Сретение. Сороки.

Праздничные мероприятия.

22

02.03

Встреча птиц

Экскурсия. Изготовление скворечника

23

09.03

Пасха, Вербное воскресенье

Праздничное  мероприятие.

Природа Донского края – 6 часов

24

16.03

Природная поверхность нашего края

Экскурсия. Практическая работа «Рисунок, карта поверхности родного края»

25

30.03

Из недр Донской земли

Работа с картой Ростовской области и практическая работа по контурным картам. Беседа о бережном использовании полезных ископаемых

26

06.04

Почвы родного края

Практическая работа

«Почвы родного края»

27

13.04

Цвети, мой край родной! Природная экосистема степи.

Экскурсия. Исследовательские работы уч-ся «Мир природного сообщества родного края». Конкурс рисунков. Викторины, кроссворды.

28

20.04

Природные экосистемы луга

Экскурсия. Исследовательские работы уч-ся «Мир природного сообщества родного края». Конкурс рисунков. Викторины, кроссворды.

29

27.04

Природные экосистемы леса

Экскурсия. Исследовательские работы уч-ся «Мир природного сообщества родного края». Конкурс рисунков. Викторины, кроссворды.

Человек и природа – 4 часов

30

04.05

Донская земля – житница России

Исследовательская работа «Кто работает на родной земле»

31

11.05

Сельское хозяйство на Дону: земледелие и животноводство.

Исследовательская работа «Кто работает на родной земле». Профессии людей.

32

18.05

Казачьи посиделки

Праздничное мероприятие.

33

25.05

Славься, наш край!

Викторина.  Закрепить представления и знания учащихся.  

                                                                                                                                                                                      Приложение 2 к рабочей программе

          по внеурочной деятельности «Доноведение» 3-а класс

на 2020-2021 уч. год

Лист корректировки
календарно-тематического планирования (КТП) рабочей программы

по внеурочной деятельности «Доноведение»  

учитель Крайнюк Е. А.

№ урока

Тема урока

Дата

по плану

Причина корректировки

Коррекционные мероприятия

Дата

по факту

Согласование

Зам. директора по УВР

СОГЛАСОВАНО

Протокол № 1 заседания МС  

МБОУ СОШ № 31 от 25.08.2020 года

_______________Л. М. Мирон

                                                       

СОГЛАСОВАНО

      Заместитель директора по УВР

           _____________Т.Н.Леонова

                 25.08.2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности ФГОС 1 класс "Доноведение"

Рабочая программа курса «Доноведение» для 1-4 классов разработана на основе примерной программы, рекомендованной Министерством образования РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента Гос...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "ДОНОВЕДЕНИЕ".

Данная программа расчитана для внеурочной деятельности.  Мир, окружающий ребёнка, постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает по...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 2 класс

Исторически сложилось так, что территорию, на кото­рой расположена Ростовская область и по которой проте­кает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса — «Доноведение»Мир, ок...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Доноведение"

Рабочая программа составлена в соответствии ФГОС второго поколения из рассчёта 1 час в неделю - 34 часа...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Доноведение» для 3 класса

Рабочая  программа  курса внеурочной деятельности «Доноведение» для 3 класса. Авторы: канд.пед.наук Е .Ю.Сухаревская,  М.Н.Бакрева,  И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Доб...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение", 2класс

Данная программа предусмотрена для учителей, ведущих кружок внеурочной деятельности "Доноведение"во 2 классе...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Доноведение

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Доноведение» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального о...