Комплекс коррекционно – развивающих занятий по развитию музыкального чувства ритма у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
методическая разработка (1 класс)

Комплекс рассчитан на 7 занятий по 30 минут, проводимых два раза в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks.docx33.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Комплекс рассчитан на 7 занятий по 30 минут, проводимых два раза в неделю.

Занятия подбирались с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей, при этом мы опирались на принципы:

 - системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

- деятельностный принцип коррекции;

 - учета возрастно-психологических индивидуальных особенностей ребенка;

 - принцип возрастания сложности.

Занятие 1.

Цели: формирование координации движений, умения ритмично двигаться под музыку, развитие слухового восприятия.

Оборудование: кукла Петрушка с мягкими руками и ногами, лошадка, аудиозапись

Ход занятия

1.Игра «Рассыпь горошины»

Учитель, стоя в центре свободного пространства, зовёт детей (жестом и словом) и предлагает поиграть. Объясняет правила: все дети – горошины; они рассыпаются в разные стороны по сигналу (педагог, держа руку перед собой, как бы выпускает зажатые в руке горошины) – и произносит: «Рассыпались горошины». После этого сигнала дети разбегаются в разные стороны, и каждый должен остановиться на свободном месте.

Педагог подсказывает, как проверить действительно ли место «свободно»: провести руками, вытянутыми на уровне плеч, вокруг себя. Если при этом ребёнок задевает рядом стоящих детей, то ему следует не отталкивать их, а самому отойти на свободное место. Затем педагог жестом и словом «собирает горошины в горсточку», и игра повторяется снова.

2.Игра «Машины»

Педагог предлагает детям поиграть, так, как будто каждый едет на машине по «своей дорожке». Спрашивает, как можно показать это в движении (продвигаться шагом на всей ступне с полусогнутыми коленями, руками «крутить руль»).

 Дети выполняют движения вместе с педагогом, который проговаривает слова: «По –е –ха –ли,  по –е –ха –ли…». Игра прерывается при столкновении детей, и «попавшие в аварию машины» отправляются «в ремонт» (временно посидеть на стуле). Во время паузы педагог напоминает детям, как можно избежать столкновений.

3. Упражнения для развития чувства ритма.

- Дети маршируют под музыку, выделяя сильную долю хлопком,

( слабая доля - без хлопка).

- Стоят шеренгой, тактируют.

-По одному выполняют под музыку, выходя из шеренги простые      упражнения (руки вверх, в стороны, наклоны, приседания и т.д.).

4. Игра «Что слышно»

Педагог привлекает внимание детей то к двери, то к окну, предлагает послушать и запомнить, что за ними происходит. Затем каждый ребёнок должен рассказать, что было слышно за дверью, за окном (шаги людей, скрип двери, шум ветра, разговоры, телефонный звонок и т.д.).

5. Упражнение «Скачем на лошадке»

Педагог предлагает детям представить, как они скачут на лошадке Просит детей показать, как они сядут на лошадку («сесть верхом», «взять повод» и скакать галопом).

Дети выполняют упражнение вместе с педагогом под музыку (детская песенка «Едем, едем на лошадке») и проговаривают слова:

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой,

 Скок, скок, скок…

Упражнение завершается «спрыгиванием с лошадки».

6. Упражнение на релаксацию «Шалтай-болтай»

        Педагог показывает детям Шалтая-болтая (кукла Петрушка) и предлагает посмотреть на его движения (взрослый поворачивает куклу так, что её руки-ноги расслаблены. Затем дети играют в Шалтая-болтая, повторяя движения вместе со взрослым и проговаривая ритмично слова:

Шалтай-болтай                   на каждое слово резко поворачивать корпус      

Сидел на стене,                   то в другую сторону, с маху захватывая                          

                                               руками туловище.  

           

Шалтай-болтай                     расслаблено «уронить» корпус вперёд              

Свалился во сне.                   (голову, руки, опускают вниз и не

                                                         двигаются).

Занятие 2.

Цели: развитие слухового внимания, общей моторики, знакомство с темпами музыкальных произведений, передаваемых в движениях.

Оборудование: аудиозапись, барабан, ширма различные предметы.

Ход занятия

1.Ходьба

Дети свободно ходят по залу, затем строятся друг за другом. С началом звучания музыки они начинают двигаться по залу, стараясь попадать в такт музыкального сопровождения.

Остановка. Резкие удары в стороны: «па», «па» - движения напряжённые.

Движения на звук «М»: «ма» - гладят правую и левую руки.

Чередование напряжённых и поглаживающих движений: «па!»-«па!»-«папа!» - «ма»-«ма»-«мама».

2.Упражнение на чередование слов

Чередовать произнесение слов «папа», «мама», сопровождая их соответствующими движениями.

Произносить как считалку:

Папа тут, папа там

Папа, папа тут и там.

Мама тут, мама там,

Мама, мама тут и там.

Папа тут, мама там,

Папа, мама тут и там.

Прохлопывать в паре, каждое слово – хлопок двумя руками.

3. Игра «Определи, что слышится»

Педагог предлагает детям определить, что они слышат. Из-за ширмы слышатся разные звуки, например: звук льющейся воды из стакана в стакан; шуршание бумагой – тонкой и плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол ключа; судейский свисток; звонок будильника; стук ложечки о стенку стакана; хлопок в ладоши; стук деревянных или металлических ложек друг о друга, звук барабана и др.

  4. Игра «Ёжик и барабан»

   Руководитель читает стихотворение, а дети играют на барабане ( или имитируют игру на нем). В дальнейшем слова полностью заменяются ритмом.

                   С барабаном ходит ежик, бум - бум - бум!

                   Целый день играет ежик, бум - бум - бум!

                   С барабаном за плечами, бум - бум - бум!

                  Ежик в сад попал случайно, бум - бум - бум!

                  Очень яблоки любил он, бум - бум - бум!

                  Барабан в саду забыл он, бум - бум - бум!

                  Ночью яблоки срывались, бум - бум - бум!

                  И удары раздавались, бум - бум - бум!

                  Ой, как зайчики струхнули! Бум - бум - бум!

                  Глаз до зорьки не сомкнули! Бум - бум - бум!

5. Танцевальное творчество

Под музыку польки дети выполняют танцевальные движения, повторяя за педагогом.

6.  Упражнение на релаксацию «Шалтай-болтай»

        Педагог показывает детям Шалтая-болтая (кукла Петрушка) и предлагает посмотреть на его движения (взрослый поворачивает куклу так, что её руки-ноги расслаблены).

Затем дети играют в Шалтая-болтая, повторяя движения вместе со взрослым и проговаривая ритмично слова:

Шалтай-болтай                   на каждое слово резко поворачивать корпус      

Сидел на стене,                   то в другую сторону, с маху захватывая                          

                                               руками туловище.              

Шалтай-болтай                     расслаблено «уронить» корпус вперёд              

Свалился во сне.                   (голову, руки, опускают вниз и не

                                                         двигаются).

Занятие 3

Цели: развитие слухового внимания, общей моторики, знакомство с темпами музыкальных произведений, передаваемых в движениях, развитие умения ритмично двигаться под музыку, познакомить детей со звучанием шумовых коробочек, а также способом игры на них.

Оборудование: аудиозапись, шумовые коробочки (коробочки, заполненные различными предметами: спичками, скрепками, камушками, монетками и др.)

Ход занятия

1.Дыхательные упражнения.

Упражнение «Шарик». Вдох- живот надувается, выдох – «шарик» сдувается. (Левая рука для контроля у каждого ребёнка на животе; педагог показывает и проверяет правильное выполнение упражнений).

2. Игра «Что делать?»

Педагог предлагает детям (фронтально и индивидуально по кругу):

  • Скакать (проговаривать и прыгать);
  • Пускать кораблики (показать, как пускают кораблики);
  • Качаться (показать, как качаться);
  • Улыбаться (говорим и показываем).

3. Упражнение «Бег на носках мелкими шагами»

Дети стоят друг за другом на небольшом расстоянии один от другого. Под музыку они легко бегут на носках. Руки во время бега немного согнуты в локтях и слегка покачиваются.

Чтобы успокоить дыхание, упражнение следует закончить свободной ходьбой.

4. Игра «Шумящие коробочки»

Педагог предлагает ребёнку потрясти каждую коробочку и выбрать ту, которая шумит громче (тише) других.

Затем под музыку ритмично трясти коробочками в такт музыке.

5. Ритмическая игра «Дятел»

  Учитель говорит:

   Дятел сел на толстый сук

   Дети: Тук да тук, тук да тук! (исполняют ритм на шумовых коробочках)

        У: Всем друзьям своим на юг

    Дети: Тук да тук, тук да тук!

 У: Телеграммы дятел шлет,

              Что весна уже идет,

              Что растаял снег вокруг:

         Дети: Тук да тук, тук да тук!

               У: Дятел зиму зимовал,

         Дети: Тук да тук, тук да тук!

               У: В жарких странах не бывал!

         Дети: Тук да тук, тук да тук!

               У: И понятно, почему,

                    Скучно дятлу одному, без друзей и без подруг.

         Дети: Тук да тук, тук да тук!

6. Упражнение на релаксацию «Шалтай-болтай»

        Педагог показывает детям Шалтая-болтая (кукла Петрушка) и предлагает посмотреть на его движения (взрослый поворачивает куклу так, что её руки-ноги расслаблены. Затем дети играют в Шалтая-болтая, повторяя движения вместе со взрослым и проговаривая ритмично слова:

Шалтай-болтай                   на каждое слово резко поворачивать корпус      

Сидел на стене,                   то в другую сторону, с маху захватывая                          

                                               руками туловище.              

Шалтай-болтай                     расслаблено «уронить» корпус вперёд              

Свалился во сне.                   (голову, руки, опускают вниз и не

                                                         двигаются).

Занятие 4

Цели: формирование пространственных представлений; работа над развитием темпа, ритма, координации движений; воспитание музыкального слуха, развитие внимания, памяти.

Оборудование: аудиозапись, шумовые коробочки (коробочки, заполненные различными предметами: спичками, скрепками, камушками, монетками и др.)

Ход занятия

1. «Шумит оркестр».

   Дети сидят в кругу. По показу воспитателя повторяют.

             Кыш - кыш (свободное движение рук)

             Хлоп - хлоп (в ладоши)

             Шлеп - шлеп (по коленям)

             Топ - топ ( ноги поочередно)

Можно разнообразить, то есть разделить по партиям.

   2. На фланелеграфе выложить ритм:

Короткие звуки - узкие полоски, длинные звуки - широкие полоски.

Найти карточку с попевкой, простучать ритм попевки.

   3. Игра: «Ритмическое эхо».

   Педагог прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно

повторить. Усложнение: вводится притоп ногой, обеими ногами.

   4. Игра: «Хлопот в такт».

   Звучит музыкальное произведение. Дети хлопками и притопами акцентируют

каждую сильную долю.

5.Игра «Карусели» (см. занятие 1).

6.Игра «Курочки и цыплятки»

Дети сидят полукругом. Прослушивая музыкальный отрывок в медленном темпе, дети кистью одной руки, собранной в горсть, дотрагиваются до раскрытой ладони – курочка клюёт зерно; при прослушивании музыкального отрезка в быстром темпе, дети совершают те же движения, но уже в быстром темпе – цыплята клюют зёрнышки.

7.  Упражнение на релаксацию «Тряпичная кукла» (см. занятие 1).

Занятие 5

Тема: «Сильные – слабые звуки».

Цели: закреплять умение различать на слух сильные и слабые доли ритма; развивать фонематическое восприятие, обучать умению передавать в речи метрические отношения, заданные зрительно-наглядной схемой; формирование синтеза речи и движения; закрепление умения выделять акцент в музыке.

Оборудование: аудиозапись, кегли и мячи из картона, осязательные коврики, барабан, свистки.

Ход занятия

1. Ритмическая разминка. Игра «Эхо».

2. Упражнения для развития речевого ритма.

Педагог размеренно, громко (тихо) стучит в барабан, дети в такт ударов маршируют на месте, произнося: па – па – па… Педагог резко и громко ударяет в барабан, дети останавливаются в такт удара и  говорят: «стоп!».

3. Игра «Свистульки»

Дети сидят за партами или на ковре. Прослушивается фонограмма игры на барабане или бубне. При повторном прослушивании дети, выделив акцентированный удар, свистят в свисток.

4. Кинезеологические и артикуляционные упражнения. Выполнять ритмично, темп и ритм задаёт педагог (см. занятие 1)

5. Игра «Весёлые кегли»

Объяснив детям, что кегли (К) обозначают сильные удары, а мячи (м) – слабые, педагог прикрепляет их к доске в определённой последовательности, например:

КмКмКм (двудольный метрический размер), или

КмммКмммКммм (четырёхдольный метрический размер), или

КммКммКмм (трёхдольный метрический размер).

Дети составляют эту последовательность у себя на ковриках и воспроизводят её соответствующими ударами ладоней (громко и тихо).

6. Упражнение на релаксацию «Тряпичная кукла».

Занятие 6 

Тема: Тема: «Сильные – слабые звуки».

Цели: закреплять умение различать на слух сильные и слабые доли ритма; развивать фонематическое восприятие, обучать умению передавать в речи метрические отношения, заданные зрительно-наглядной схемой;

формирование синтеза речи и движения; закрепление умения выделять акцент в музыке.

Оборудование: аудиозапись, кегли и мячи из картона, осязательные коврики, барабан, свистки, детская мозаика, палочки для игры на металлофоне, деревянный кубик, металлическая и стеклянная банки.

Ход занятия    

1. Разминка.

Дети хлопают в ладоши и говорят:

На занятии сижу, и читаю и пишу,

Я считаю: раз и два.

Я пою, учу слова.

Затем хлопают в ладоши парами (от медленного до быстрого темпа), по кругу проговаривают стих, как считалку.

2. Игра «Свистульки»

Дети сидят за партами или на ковре. Прослушивается фонограмма игры на барабане или бубне. При повторном прослушивании дети, выделив акцентированный удар, свистят в свисток.

3. Игра «Разноцветные клумбы»

        До начала игры педагог и дети договариваются, что, например, красный цветок будет обозначать сильный удар ладонью по столу, а жёлтый цветок – слабый удар. После этого взрослый задаёт последовательность цветков на своей доске, а дети повторяют её на своих досках.

 Затем, имея перед собой наглядный образец ритма, учащиеся воспроизводят их в моторной серии, отхлопывая ладонями, отстукивая или дирижируя.

4. Игра «Подскажи словечко»

Я сегодня утром рано

Умывался из-под…. (крана).

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке….(лапу).

Часто к озеру напиться

Ходит рыжая….(лисица).

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе…..(живот).

Верещунья, белобока,

И зову её …..(сорока).

5. Игра «Слушай внимательно»

        

Играющие образуют круг, в середине – водящий, вокруг него по кругу располагаются предметы из разного материала. Под музыку или равномерные удары бубна группа и водящий начинают двигаться в разных направлениях («по» и «против» часовой стрелки).

Услышав сильный удар, хоровод приседает на корточки, а водящий ударяет палочкой по тому предмету, около которого он остановился, стараясь правильно передать метрические отношения и проговаривая слова:

Дин-до, дин-до,

Дин-до, дин-до –

(выделение голосом и чередование сильных и слабых ударов в соответствии с 2-дольным метрическим размером)

Так звенит стекло (произносит вся группа).

Или

ук-Ук, ук-Ук,

ук-Ук, ук-Ук –

я пластмассы слышу звук.

Или

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук –

(выделение голосом и чередование сильных и слабых ударов в соответствии с 3-дольным метрическим размером)

Деревянный это звук (произносит вся группа).

Или

Тал-тал-тал-тал,

Тал-тал-тал-тал –

 (выделение голосом и чередование сильных и слабых ударов в соответствии с 4-дольным метрическим размером)

Так звучит металл (произносит вся группа).

6. Игра «Еле-еле закружились карусели» (см. занятие 1).

Занятие 7

Тема: «Звуки длинные и короткие»

Цели: формировать представление о длительностях, развивать фонематическое восприятие, закреплять умение выделять сильный и слабый звук, формировать умение воспроизводить ритм по зрительно-наглядной схеме.

Оборудование: человеческие следы из картона, прямоугольники из бархатной бумаги (3* 8 см) и  квадраты (3*3 см); осязательные коврики.

Ход занятия

1. Разминка  «Шли мы после школы» (см. занятие 1).

2. Игра «Свистульки» (см. занятие 8)

3. Игра «Прогулка»

На ковровом покрытии расположить человеческие следы таким образом, чтобы между следами первой и второй пар было расстояние 50 см., между следами третьей и четвёртой пары – 20 см.

Дети встают парами, держатся за руки.

Один ребёнок из пары наступает на следы, другой идёт рядом и произносит текст:

Большие ноги идут по дороге,

Маленькие ножки идут по дорожке.

4. Игра «Подбери словечко» (см. занятие 8) на другом стихотворном материале).

5. Игра «Дорожки»

        Педагог на доске выкладывает зрительно-наглядную схему ритмических рисунков, в которой  прямоугольниками обозначены «длинные» звуки, а квадратами – «короткие» звуки. Дети моделируют эту последовательность на своих ковриках. Путём прямого одномоментного подражания педагог побуждает детей пропеть заданный ритмический рисунок на любой гласный звук.

        Важно, чтобы пение подкреплялось движением руки по получившейся цепочке прямоугольников и квадратов: ведя пальчик по прямоугольнику, ребёнок тянет звук длительно, ставя пальчик на квадрат – произносит звук коротко.

Литература:

1. Медникова Л.С. Развитие чувства ритма у дошкольников с отставанием в умственном развитии: автореф. дис. канд. пед. наук. – М.,С. 32-43.

2. Медведева Е.А. Коррекционная ритмика. – М.: АРТИС, С.135.

3. Микляева Н.В. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. – М.: Книголюб, С.112.

ГБОУ Белорецкая специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа VIII вида

Комплекс коррекционно – развивающих занятий

по развитию музыкального чувства ритма

у младших школьников

с интеллектуальной недостаточностью.

Комплекс разработан

 учителем музыки и ритмики

ГБОУ Белорецкая СКШ

Мершиной Н.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-развивающей работы по совершенствованию мелкой моторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

В данной методической разработке расматривается система комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук у школьников с интеллектуально...

Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию здорового образа жизни для младших школьников и подростков «Дорогою Здоровья»

Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики укрепления здоровья учащихся  через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровления с использованием гигиенических знаний в борьб...

Развитие пространственных представлений в системе коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и ...

Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию здорового образа жизни для младших школьников и подростков «Дорогою Здоровья»

Программа коррекционно-развивающих занятий  по формированию здорового образа жизни для младших школьников и подростков «Дорогою Здоровья», 4-8 кл...

Некоторые подходы к изучению и развитию музыкального чувства ритма у младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Статья "Некоторые подходы к изучению и развитию музыкального чувства ритма у младших школьников с интеллектуальными нарушениями"...

Статья "Формирование геометрических представлений у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью через коррекционно-развивающие упражнения"

Данная статья опубликована в сборнике материалов регионального круглого стола "Психолого-педагогическая и социокультурная коррекция и реабилитация детей с ОВЗ в системе образования" (2022 го...