Мнемонические приемы запоминания информации по различным школьным предметам
картотека (4 класс)

Пилипенко Елена Борисовна

В процессе жизни все мы неосознанно или осознано пользуемся способами запоминания и упорядочивания информации. Мнемонические приемы, собранные на просторах интернета и классифицированные по школьным дисциплинам помогут учителям не только начальной школы, но и средней и старшей сделать пласты учебной информации доступной к запоминанию в интересной форме. По сути- это правила, основанные на рифме или ассоциациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мнемонические приемы запоминания информации по различным  школьным предметам

В начальной школе 

  • Звонкие и глухие согласные определяем так: ставим указательный и большой палец на кадык и произносим согласный звук. Если пальчики "слышат" дрожание-звук звонкий, если нет- глухой
  • То, либо, нибудь - черточку не позабудь”.
  • “Уж замуж невтерпеж”. Для запоминания наречий без Ь.
  • “Иван родил девчонку, велел тащить пеленку”( по поводу незнания физиологии (кто кого родил),  приведите пример из Ветхого завета. Там перечислены исключительно мужчины породившие кого либо)

Порядок падежей

  • “Иван рубил дрова, Варвара топила печь” или “Иван рубил дрова, велел тащить пилу”. 
  • Иван Романович дайте вашу трубку покурить.
  • А ещё фраза: Мы Же Не ЗаБ ВаЛиДРуГа .в ней все согласные звонкие
  • СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? – Фи! - все глухие согласные 
  • Мы, ЗВеРи, уБеЖаЛи, ДоГоНяЙ!- звонкие согласные)

Спряжение глаголов

  • Ко второму же спряженью отнесем мы без сомнения все глаголы , что на -ить, исключая брить, стелить.
  • А еще смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, вертеть, и зависеть, и терпеть.
  • Чуточку проще: гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать и обидеть,а потом вертеть, терпеть, ненавидеть и смотреть
  • …окончание: "Вы запомните, друзья, Их на Е спрягать нельзя!

Нормы произношения

  1. ЭкспЕрИмЕнт, ИнтЕллИгЕнт, артИллЕрИст, кавалЕрИст, пЕрИфЕрИя. Справа налево от ударной гласной чередуются гласные.
  2. АККУмУлятор – ку-ку.
  3. МужЧИНа – женЩИна. Каждому своё.
  4. ЭкспЕрИмЕнт + экспериМЕНТ. Справа мЕнт и слева мЕнт, посередине преступник И. 
  5. ОбеспЕчение - это не печенье!
  6. Я не хОчу тебе звОнить,я хочу тебе звонИть". (Или:Звонит и говорит).
  7.  ФенОмен звонИт по средАм, принЯв  договОр по годАм.
  8. Долго ели тОрты,не налезли шорты.
  9. Он Отдал экспЕртам эскОрта ходАтайство аэропОрта.
  10. Мы не воры, мы не воры, заключаем договОры.

Правописание 

  • Он на вокзале есть всегда, к нему приходят поезда, двойное Р имеет он и называется перрон.
  • “Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул “цыц”!” - для запоминания слов с Ы после Ц.
  • “Уж замуж невтерпеж” - для запоминания наречий без Ь.
  • “Если буква гласная вызвала сомнение, ты ее немедленно поставь под ударение!”
  • “Шорох - в крыжовнике, шов - в капюшоне” и “У девчонки чужой парчовый башмачок - нехорошо” - это фразы для запоминания слов, в которых под ударением после шипящих пишется О.
  • Шоколадом шов шуршал, в шоке шомпол убежал.
  • “Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку” - фраза для слов, в которых под ударением после шипящих пишется Ё
  • “Мошенник у труженика одну "н" украл!” - это для объяснения, почему у мошенника две Н, а у труженика - одна.

  • ПарашЮт, жЮри, брошЮра - все слова запомни Юра!
  • Пол-Юли пишется через дефис : имена собственные, слова, начинающие на Л и на гласную.
  • Для выбора суффикса –чик (правило о суф. чик/щик: чик пишется после согласных ДЖаЗиСТ ). Например, воз+чик.
  • Искусный/искусственный. Запоминаем: какое слово длиннее, в том больше букв с.
  • Интеллигент. Поможет: ЕЛ ЛИ интЕЛЛИгент?
  • РаСчёт (е/ё состоит из одного крючка– одна буква с).РаССчитывать (и состоит из двух крючков – две буквы с).
  • Чувствовать, но участвовать (Не ЧАВкай!).
  • Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву «Т» писать напрасно, а еще вкусный, интересный и словесный
  • Про О после шипящей:

Шорох, крыжовник, шов, капюшон -

Слова нарушают привычный закон.

          (Под ударением вместо Ё стоит в исключениях буква О)

  • НЕ с глаголами:

Не выучил - не делай!

Не знаешь - не спеши!

  • С глаголами раздельно
  • Частицу НЕ пиши.
  • То, либо, кое, нибудь - черточку не позабудь”
  • К воКзалу с рюКзаком. ( словарные слова)
  • В БОрдо на улице бОрдовой зАкат бАгряный и бАгровый.
  • Одевать Надежду. Надевать одежду.
  • Ужасно опасно в слове "прекрасно" писать букву "т"
  • Стеклянный, деревянный, оловянный - посмотреть на окно: стекло, рама, ручки (суффикс яНН).

Члены предложения

  • Где? Откуда? И куда? Почему? Зачем? Когда?

Обстоятельство ответ даст тебе всегда

  • Где, когда, куда откуда, почему, зачем и как?

Обстоятельство ответ даст тебе всегда(вопросы, на которые отвечает обстоятельство в предложении)

  • Я, мы - первое лицо

Ты и вы - второе

Он, она, они, оно -

Это третИе лицо

  • Суффикс Ои А у наречий - сравнение с окном : с окна, из окна, но в окно .
  • Или… С-, из-, до- на конце не пишем О, в-, на-, за- на конце не пиши А.

Геометрия, арифметика, математика в начальной школе

  • Биссектриса это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.
  • Медиана - обезьяна, лазает по сторонам, делит их пополам.
  • Пифагоровы штаны во все стороны равны.
  • Тригонометрия прямоугольного треугольника: сИнус угла = прОтивоположный катет разделить на гипотенузу, кОсинус угла = прИлежащий катет разделить на гипотенузу. Инверсия букв в словах.
  • Выражение Натурального логарифма числа N через Десятичный логарифм числа N-буква Д в слове Делить, значит делим выражение Lg N (на Модуль-Lg e=0,43429), и наоборот-буква Н в слове Умножить, значит умножаем выражение Ln N (на Модуль)
  • Теорема Виета :"По праву достойна в стихах быть воспета о свойствах корней теорема Виета. Что лучше, скажи, постоянства такого. Умножишь ты корни и дробь уж готова......" 
  • Про дробь:

Эту дробную черту можно видеть за версту

Над чертой- числитель, знайте!

Под чертою- знаменатель.

Дробь такую непременно, назовем обыкновенной.

  • В природе правило одно:

Делить на ноль - запрещено!

Кто нарушать его посмеет-

За эту малую беспечность

Он сослан будет в бесконечность.

  • Умножение - это умное сложение.

Астрономия

  • Мы Все Знаем Мама Юли Села Утром На Пилюли (Меркурий, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Нептун, Плутон. Правда теперь Плутон не планета - надо придумывать другую ассоциацию.)
  • Морозным вечером залез на мачту юнга, стремясь увидеть незнакомый порт - планеты Солнечной системы (по поводу Плутона в комментариях уже писала, но фраза довольно старая).
  • "Можно Вырулить За Марс Ювелирно Свернув У Нашей Планеты". Хотя тоже с Плутоном.

ИЗО 

  • Гоген жил на Таити. (Не на Гаити. Разные первые буквы Г и Т)
  • Как Однажды Жан Звонарь Головой Свалил Фонарь - цвета радуги.
  • Каждый охотник желает знать, где сидит фазан( цвета радуги по первой букве в словах)

Химия.

  • "Фенолфталеиновый в щелочах мали-и-новый, но несмотря на это, в кислотах он без цвета!"
  • Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель - грабитель (отбирает электроны).
  • Электродные процессы: на Катоде Восстановление (согласные первые буквы), а на Аноде Окисление (гласные первые буквы).
  • Заряды электродов при электролизе (К- и А+) и в гальваническом элементе (К+ и А-) противоположны, как и результаты - потребление тока и создание тока.
  • Правило Ле-Шателье (смещение химического равновесия): рыба ищет где глубже, а реакция - где ей лучше, где на нее меньше воздействуют.
  • Ещё вариант - реакция это как маленький ребенок - вспомнить способ "наоборот" для общения с вредничающими детьми (Ни за что не надевай шапку зимой, пусть уши отпадывают). В фильме Джентльмены удачи Евгений Леонов: "Завтрак отменяется, возьмите космические ложки и хорошо подкрепитесь. К обеду мы не вернемся".
  • Про состав спиртов хорошо идет анекдот про Чапая и Петьку и про цистерну с самогоном. Нашел Петька на ж/д путях цистерну. Кричит - самогон нашел! Чапай говорит - там ведь СПИРТ не написано, как ты узнал? Петька: "иду, гляжу - написано ОН. Попробовал - точно он!" (С2Н5-ОН).
  • Серную кислоту нужно вливать в воду, а не воду в кислоту. Правило: сначала вода, потом кислота иначе случиться большая беда.
  • "Не плюй в кислоту, а то она ответит!"
  • Или Лимон в чай (кислоту в воду), а не чай в лимон!
  • Если выделился газ - это раз,
  • Появляется вода - это два.
  • Выпадет осадок - вот тогда порядок. (Из учебника химии. Реакция ионного обмена).
  • Фенолфталеиновый в щелочах малиновый; восстановитель - это тот, кто электроны отдает; у всех кислот на первом месте водород

Биология, география

  • Каждый отличный студент должен курить папиросы - это периоды палеозоя (кембрий, ордовик, силур, девон карбон пермь).Ты, Юра, мал (триас, юрский, меловой). Подожди немного (палеоген, неоген). "
  • Царский терем кто откроет, сразу рыцарем вернется - это порядок таксонов в систематике животных (царство тип класс отряд семейство род вид)

Литература

  • Хочет Ярёмка Дать Аркашке АНанас" - это размеры стихотворения.
  • Двусложные:
  • В Хорее ударение на первом слоге,
  • В Ямбе - на втором.
  • Трёхсложные:
  • В Дактиле - на первом,
  • В Амфибрахии - на втором,
  • В АНапесте - на третьем.
  • КГБ - порядок цветов российского флага. Красный, голубой, белый. Снизу вверх

Физика

  • Формула давления : признак высокого давления=красная рожа=ро же аш
  • Тело, впернутое в воду Выпирает на свободу С силой выпертой воды Телом, впернутым туды. Закон Архимеда.
  • Для перевода литра в кубические метры: Литр в метр кубе(кубический метр)-буква Л в слове Делить (на 1000), Метр в кубе в литр-буква М в слове Умножить (на 1000).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемонические приемы в начальной школе

Материал полезный для учителя...

Доклад "Использование мнемонических приемов в процессе изучения словарных слов"

Доклад "Использование мнемонических приемов в процессе изучения словарных слов"...

Доклад "Использование мнемонических приемов в процессе изучения словарных слов"

Доклад "Испоьзование мнемонических приемов в процессе изучения словарных слов"...

Мастер-класс «Мнемонический приём запоминания стихотворения»

Представляю Вашему вниманию мастер-класс "Мнемонический приём запоминания стихотворения"...

Мастер - класс. Особенности формирования смыслового чтения на учебных занятиях ОРКСЭ. Мнемонические приемы запоминания информации при работе с определениями и понятиями.

Традиционные методические приёмы создают условия для учащегося овладеть метапредметными результатами освоения образовательной программы.  Такими приёмами как этимологическое знакомство со словарн...

Эйдетика (от греч. слова “эйдос” - образ) — это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения.

Память у детей формируется в процессе деятельности, однако у детей с ТНР, она отличается своеобразием. Несовершенства процессов памяти отмечаются в запоминании, сохранении и воспроизведении. Из-з...