Рабочая программа
рабочая программа (1 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1  класса.

Духовно - нравственное направление. Краеведение. "Мой край"  Срок реализации: один год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kray.docx31.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная  школа №8 г.Томмот

                                     

                                     

 Рассмотрена  на заседании НМС : _Протокол №_______________

                                                          _от________________________

                                                         ____________________________

                           Утверждена: Приказ №_____от ___________

                                                  Директор МБОУ СОШ №8______________

                                                       _______________________________

Рабочая программа

внеурочной деятельности для 1 «Б» класса.

Духовно - нравственное направление

Срок реализации: один год.

Составитель программы: Ёлгина Валентина Васильевна,

учитель начальных классов, высшая категория

Томмот

2020-2021 уч.г.

Духовно - нравственное направление

Краеведение

«Мой край»

Родина без нас обойтись может,  мы же без нее - ничто.

В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе Примерной программы внеурочной деятельности НОО, в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Нормативные документы

 Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ);

Федеральный государственный образовательный стандарт НОО (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 года № 373);

Примерная Основная образовательная программа НОО;

Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов МБОУ  СОШ №8 г.Томмот,  

Учебный план  МБОУ СОШ №8  на учебный год

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов:

• Законе российской федерации «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций

• В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Духовно - нравственное воспитание невозможно осуществить по инструкциям и добровольно-принудительным играм. Для того чтобы в случае опасности человек, не задумываясь, встал на защиту своей Родины, он должен чувствовать к этой Родине пронизывающую до боли в сердце любовь.

Духовно - нравственное воспитание учащихся начинается с познания Малой Родины, с познания запахов пряных степных трав, таинственного дыхания морских глубин, пения жаворонка в поднебесье. Не случайно ведь в дореволюционной России в школьных программах существовал предмет «Родиноведение», который позднее был переименован в «Краеведение». В толковом словаре В.И. Даля читаем: «Краеведение - это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности - природы, хозяйства, истории, быта людей -- преимущественно местными школами».

Внеклассные занятия по историческому  краеведению способствуют развитию  у  обучающихся любви к  Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Краеведение - всегда краелюбие. С.О.Шмидт  следующим  образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает  уважение к истокам нашим, к родной земле…

        История - это история людей, корни человека – в истории и традициях своей семьи,  своего народа, в прошлом родного края и страны. В ходе  исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, уважения к старшим  поколениям,  долга, милосердия.

       Занятие краеведением помогает «Юным краеведам» глубже уяснить  смысл, сущность важных норм включенных в Конституцию страны: « Каждый обязан заботиться  о сохранении исторического и культурного наследия,  беречь  памятники истории и культуры». Каждый обязан  сохранять  природу и окружающую среду, бережно  относиться к природным богатствам».

      Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить  и трудиться в своем поселке, районе, области  участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально педагогических задач нашего времени.

В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл кружка « Юный краевед». 

Цели. Развитие у обучающихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно- нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах  жизни общества.

Задачи:

- усиление акцента на изучении истории и культуры Отечества, родного края, истории школы;

- обретение собственного опыта  деятельности через участие в школьном самоуправлении и социальной среде школы;

- формирование толерантного поведения;

- объединение деятельности школы, семьи, общественности по созданию условий для самоопределения и самореализации учащихся школы.

Содержание тематики занятий очень разнообразное:

- республика, в которой я живу;

- государственные символы;

- жанры якутского фольклора;

- сказки земли Олонхо;

- разучивание национальных игр;

- рисование по национальным мотивам;

- народные традиции, обычаи, обряды;

- якутские праздники;

- мой город, моя семья, моя школа;

- растительный и животный мир моего края.

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на—68 ч (2 часа в неделю).

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных уроков, обобщающих уроков

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах

Краеведение является средством формирования УУД.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих УУД:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:        

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Ожидаемые результаты

Требования к уровню подготовки направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.

  Это предполагает

  - освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края; об окружающей среде, путях ее сохранения или улучшения и рационального использования;

  - овладение умениями ориентироваться на местности, применять полученные знания для объяснения и оценки различных явлений и процессов;

- стимулирование участия в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы;

   - формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

  - развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

  - стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дата

Тема занятия

план

факт

1 четверть

1

Вводная беседа.

2

Экскурсия

3

Где моя Родина.

4

Республика, в которой я живу.

5

Столица моей республики.

6

Президент республики Саха.

7

27 сентября – день суверенитета республики Саха.

8

Государственные символы– флаг.

9

Государственные символы – герб.

10

Государственные символы – гимн.

11

Писатели и поэты родного края.

12

Якутские писатели.

13

Якутские поэты.

14

Якутские художники.

15

Якутский народный инструмент.

16

Якутские национальные игры.

17

Якутские национальные игры.

18

Обобщающее занятие.

2 четверть

1

Алданский район.

2

История района.

3

Город, в котором мы живем.

4

История нашего города.

5

Улицы нашего города.

6

Предприятия и учреждения нашего города.

7

Дополнительное образование и досуг.

8

Достопримечательности нашего города.

9

Ими мы гордимся.

10

Любимый город на фотографиях.

11

Наша школа.

12

Традиции нашей школы.

13

Мой дом, моя улица.

14

Обобщающее занятие.

3 четверть

1

Как мы воспринимаем окружающий мир.

2

«Эта удивительная природа».

3

Разнообразие природы.

4

Значение природы для людей.

5

«Природа Томмота» на фотографиях.

6

Природа в опасности.

7

Животный и растительный мир местности.

8

Разнообразие растений.

9

Деревья и кустарники.

10

Цветы и травы.

11

Лекарственные растения. Охрана растений.

12

Разнообразие животных.

13

Птицы.

14

Звери.

15

Рыбы.

16

Охрана животных. Красная книга.

17

Великий круговорот жизни.

18

Обобщающее занятие.

4 четверть

1

Мой класс.

2

Мой класс.

3

Мои друзья в классе.

4

Посещение школьного музея.

5

Моя семья.

6

Моя семья.

7

Мои бабушки и дедушки.

8

Традиции моей семьи.

9

История моей семьи.

10

Обычаи и традиции народов севера.

11

Посещение городского музея.

12

27 апреля – день Республики САХА.

13

Песни и стихи о родном городе.

14

Край, который люблю.

15

Красавица река.

16

Помоги городу стать чище.

17

Выставка рисунков.

18

Обобщающее занятие.

Список литературы:

1.Государственные символы;

2.Портрет президента страны и главы РС(Я);

3. Номера журналов «Колокольчик», «Крайний север»

4.Республиканские и районные газеты;

5.Е.Е.Аммосова «Ремесла предков вчера и сегодня» ;

6.«Загадки и пословицы», «Якутские сказки»;

7.А.Е.Захарова «Якутская детская литература»;

8.Д.С.Макаров «Народная мудрость: знание и представление»;

9.«Сказки и придания севера»;

10Е.П.Жирков «Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия)»

11. Энциклопедии по культуре:

12. Книги о культуре;

13.Научно-познавательные книги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...