Система работы по формированию орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе
статья

Красноперова Людмила Николаевна

В статье представлена система поэтапной работы по развитию орфографической зоркости обучающихся, приёмы, позволяющие не допускать ошибок, причины появления ошибок и этапы по их устранению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по формированию орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе  

из опыта работы

учителя начальных классов

МБОУ СШ № 10 г. Ярцево

Красноперовой Людмилы Николаевны

  Предупреждение орфографических ошибок – одно из главных условий успешного обучения грамотному письму.

  Целенаправленное обучение обнаружению орфограмм  должно начинаться с первого года обучения, главным образом в процессе звуко-буквенного анализа слова.

  Ученику нужно научиться различать гласные и согласные звуки и соотносить их со схемами. Сначала на слух – звуками, а затем зрительно – буквами. Применяя схемы, учу детей различать ударные и безударные гласные, звонкие и глухие согласные. С первых учебных дней знакомлю детей с написанием в словах большой буквы. При составлении предложений (в дальнейшем и письме) учащиеся объясняют, почему слово пишется с большой или маленькой буквы.

  Система работы по развитию орфографической зоркости первоклассников разделяется на этапы таким образом, что всякое новое упражнение находится в тесной связи с предыдущим, опирается на него и делает шаг вперёд.

  На первом этапе работы дети учатся безошибочно и быстро определять в слове ударение, правильно обозначать ударный звук соответствующей буквой, обозначать гласный звук.

  Учащиеся знакомятся с такими словами, написание которых определяется произношением, и убеждаются, что в слове орфографическую ошибку сделать нельзя, т.е. в слове может совсем не быть орфограмм.

  Задание:

Списать слова, поставить ударение.

Ноты, Нина, Ната, нитки, кусты, сосны, рыба, парта.

Запись в тетради:

 Ноты, Нина…

  Закреплению умения находить ударение помогает набор слов, где каждое слово на одну букву больше, чем предыдущее.

шар     рыба     груша     спички     крыльцо     …

шум    волк      крыло     бумага     пустыня     …

Аня     ноты     сумка      тюлень    рубашка     …

На втором этапе отрабатывается умение оценивать каждый гласный звук слова, т.е. какой звук ударный (находится в сильной позиции), а какой звук безударный (находится в слабой позиции).

  Гласный звук, на который падает ударение, называется ударным. Ударный гласный произносится сильнее, громче остальных звуков в слове и слышится отчётливо и ясно. Это его сильная позиция.

  Гласный, на который не падает ударение - называется безударным. Безударный гласный произносится слабее, тише ударного, изменяется, слышится неясно. Это его слабая позиция.

  Задание:

Списать. Сильную позицию гласного в каждом слове обозначить знаком ударения, гласный в слабой позиции выделить карандашом и точкой внизу (или только точкой внизу).

Запись в тетради:

В поле, красивые, играет, снегопад.

В поле, красивые, играет, снегопад.

  На третьем этапе осваивается новый способ записи слов – запись с пропусками безударных гласных. Буква, обозначающая любой гласный звук, кроме «у», «ы», «ю», представляет собой трудность для написания в слове. Поэтому безударный гласный звук нельзя сразу обозначать буквой – её надо сначала узнавать. А это непросто. Проверять написание букв мы будем учиться позднее. А пока вместо безударных гласных будем ставить пропуски.

  Задание:

Списать слова (словосочетания, предложения); поставить ударение, пропустив  гласные в слабой позиции (безударные).

Запись в тетради:

  1. Моросил, на спине, зимние сумерки…
  2. М_ р_сил, н_  сп_не, зимн__  сум_рк_ …

На четвёртом этапе отрабатывается умение определять, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. Например, безударный звук ,/ а / может быть обозначен буквами «о» или «а», безударный звук / и / - буквами «е», «я», «и».

  Орфографические ошибки возможны лишь в тех случаях, когда имеется выбор букв, употребление которых не влияет на произношение слова

 (г о/а ра).

Если имеется выбор букв, значит это орфограмма (орфо – правильный, грамма – запись).

  Ребёнок усваивает сущность понятия орфограммы: в слове нет орфограмм т.к. нет выбора букв; в слове есть орфограммы, т.к. есть выбор букв.

  При изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок использую такие виды упражнений, как объяснительный и предупредительный диктанты, письмо текста по памяти  с предварительным орфографическим разбором, комментированное письмо, запись текста под диктовку с последующей сверкой с записью на доске или в учебнике, вставка пропущенных букв, зрительный диктант, фонетический разбор (звуки, буквы, слоги, ударение, твёрдость / мягкость, звонкость / глухость).

  Часто применяю на уроках комментирование, которое помогает учащимся избежать возможных ошибок и содействует наиболее прочному усвоению материала.

  Много внимания приходится уделять увеличению словарного запаса детей, постановке ударения.

  В начале урока литературного чтения провожу пятиминутное жужжащее или глазное чтение. Слежу за тем, чтобы дети систематически читали книги. Стараюсь сделать так, чтобы дети выполняли работу над ошибками, для этого у каждого ученика есть специальные памятки.

Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них.

  В русском языке есть много слов, написание которых нужно запомнить. Для этого дети в своих тетрадях первую страницу оставляют чистой. Сюда учащиеся записывают слова, которые выделяем для запоминания.

  После работы, в которой допущено много ошибок вместо оценки ставлю точку. Дети знают, что нужно выполнить работу над ошибками. В работах сильных детей (4кл.) ошибки в словах не исправляю, вместо этого на полях ставлю «палочку». Ученик, получив такую тетрадь, принимается за работу над ошибками, используя «Памятки».

Пишу правильно:                        Объясняю:                            Закрепляю:

был (где?  в чём?) в деревне      сущ., 1скл., П.п.(-е)             на реке, в поле

вьюга                                            разделит. ь знак                   соловьи, семья

  Из сборников диктантов для начальных классов выписала слова с различными видами орфограмм, в которых дети чаще всего допускают ошибки, разделила на группы по 10 слов и сделала карточки.

Молчать, не шалить, ученики, на парте, устный, читаешь, ложь, звонок, тетрадь, писали.

 - Назови слова с проверяемыми гласными в корне. Как их проверишь?

- Есть ли слова с проверяемыми парными согласными в корне?  

- А с непроизносимыми согласными?

- Встретились ли слова с непроверяемым написанием? Назовите их.

- Написание каких слов расходится с их произношением?

- На какие правила мы ещё не назвали слова?

Затем учащиеся читают слова ещё раз, переворачивают карточку и пишут слова по памяти, подчёркивая изученные орфограммы.

  Такие комплекты карточек  помогают решать не только орфографические задачи. С их помощью дети упражняются в правильном произношении слов, постановке ударения, фонетическом и морфологическом разборе, составлении словосочетаний и предложений, подборе однокоренных слов, антонимов, синонимов, классификации по частям речи.

Дополнительные задания:

- разберите слово … по составу

- сделайте звуко-буквенный анализ слова …

- подберите синонимы / антонимы к слову …

- определите части речи записанных слов

- назовите все имена существительные и определите их склонение

- составьте предложения со словами … и разберите его по членам предложения

Приёмы, позволяющие не допускать ошибок:

  1. Над строчкой положить однотонную закладку, но не белую.
  2. По строчке вести пальцем, одновременно проговаривая по слогам слово, как оно написано.
  3. Между словами выдержать паузы и знаки препинания.

Дети, которые привыкли писать молча, делают больше ошибок.

 Грамотный ученик читает и пишет без ошибок. Орфографическая зоркость включает в себя слуховую зоркость (слуховое восприятие) и зрительную зоркость (зрительное внимание).

 Причины неграмотности:

- незнание правил

- знание правил, но неумение их применять

- мало и плохо читает, при чтении допускает много ошибок

- отсутствует положительная мотивация

- плохо развита  память, мыслительные процессы протекают медленно

- нет помощи от родителей

Всю работу по устранению лучше разбить на 4 этапа.

  1. Выяснительно-организационный

(причины, анализ ошибки, наметить пути работы)

Это разработка «экрана грамотности», «дневника грамотности» - для очень слабых. Эта работа направлена на распознавание орфограмм в слове. Памятки  «Работа над ошибками».

  1.  Методико-отборочный

- научить детей слышать звуки

- различать гласные и согласные, ударные и безударные

- видеть и узнавать орфограммы, научить самоконтролю

Приёмы:

- жужжащее чтение каждый урок (3 мин.)

- повторение изученной орфограммы  (в течение недели)

- взаимопроверка, использование ключевых слов

-составление инструкций, алгоритмов, памяток

(Проверь: - не пропустил ли букву

- правильно написал?

- спроси у учителя)

- игровые моменты

- рецензирование работ

- инструктаж при выполнении  домашней работы.

   3. Тренировочно- технологический

Цель этапа – осознанное написание, т.е. доказательность.

- списывание слов с пропущенными буквами

- группировки, классификации

- ребусы, кроссворды

- различные виды диктантов

- памятки-опоры

Чем больше дети пишут, тем прочнее их навыки.

  1. Итогово-диагностический

Проверка умений правильно писать слова с отработанными орфограммами

- разные виды слуховых диктантов (словарные, диагностические). Анализ ошибок – определяется  усвоение навыков письма.

Быстрота и правильность орфографических навыков зависит от общего развития  детей и от отдельных способностей: наблюдательности, внимания, памяти, воли …

Успех работы зависит от условий:

- чётко планировать всю работу

- тренировочные упражнения, опирающиеся на зрительную, рукодвигательную память, слухоартикуляционное восприятие

- систематический и разносторонний характер работы по орфографии

- постоянный контроль за усвоенными орфограммами

Опоры:

- на наглядность

- на графические иллюстрации

- на таблицы-схемы

- на зачётные и тестовые формы.

     Орфографическая грамотность является общепринятым показателем качества письменной речи. Поэтому словарно-орфографическая работа должна быть обязательным компонентом подготовки к проведению любого вида письменных упражнений по развитию речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование орфографических умений на уроках русского языка в начальной школе"

В этой работе показана важность осознанного овладения навыками грамотного письма. Опыт показывает, что только при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится част...

Развитие орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе

Материал можно использовать в индивидуальной и групповой работе на уроках русского языка и для дополнительных занятий...

Формы работы по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

Методы и приемы для формирования орфографической зоркости на уроках руского языка в начальной школе...

«ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

Успех всей работы зависит, если чётко планировать всю работу, подбирать тренировочные  упражнения, систематически и разносторонне работать со слабоуспевающими учениками, постоянно контролировать ...

Формирование орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе.

Педагогический проект "Формирование орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе"...

Статья "Эффективные методы работы над формированием орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"

Одно из требований ФГОС  к результату освоения программы начального общего образования- это овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавател...

Презентация "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе .Обобщение опыта работы"

упражнения, направленные на формирование орфографической зоркости у младших школьников...