Мастер-класс "Проектная деятельность как эффективное средство развития творческих способностей в процессе театрализованной деятельности"
проект (1, 2, 3, 4 класс)

Мастер-класс "Проектная деятельность как эффективное средство развития творческих способностей в процессе театрализованной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx24.93 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Проектная деятельность как эффективное средство развития творческих способностей в процессе театрализованной деятельности»

    Каждому учителю начальных классов, в его работе с детьми, приходится заниматься театрализованной деятельностью. Мы разучиваем стихи, занимаемся подготовкой различных инсценировок и драматизаций. Для этого нам необходимо знать специальные методы и приемы. Чтобы познакомиться со всеми этими методами и приемами, понадобится не мастер - класс, а целый обучающий курс. Поэтому сегодня мы рассмотрим лишь некоторые из них, на мой взгляд, самые необходимые, для работы учителя начальных классов.

  Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

     Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет ТЕАТР.

      Игра связывает между собой детей, детей и взрослых  в единое волшебное целое. И если дети начинают доверять вам взрослым, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.

     Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

     Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

     Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Механизмы достижения намеченных целей

1 этап:  подготовительный (1 – 2 класс)

  На данном этапе знакомлюсь с детьми, начинаю работу по составленной программе занятий по театрализованной деятельности по разделам: «Ритмопластика», «Культура и техника речи», «Основы театральной культуры», «Театральная игра» во внеурочное время, на уроках физкультуры, на переменах, во время проведения физминуток на уроках. Упражнения по культуре и технике речи включаю в уроки обучения грамоте (скороговорки, чистоговорки, упражнения на развитие артикуляции, дыхания)

Начинаем знакомство с театром с посещения спектаклей (театр «Родничок», спектакли приезжающих театров). Знакомимся с культурой поведения в театре. В 2017 г. к нам в школу приезжал Детский Кукольный Театр «Ульгэр»,  и нашему классу посчастливилось побывать на мастер-классе от настоящих артистов.

 На этом этапе готовим различные инсценировки и драматизации, с которыми выступаем перед родителями на праздниках: «День Матери», «День именинника», «8 марта», «День Защитника Отечества». Готовимся и участвуем в школьных и районных конкурсах чтецов.

2 этап: основной (внедрение)

         В ходе реализации данного этапа подбираю  пьесу или инсценировку, соответствующую возрасту детей и количеству детей, желающих быть актерами. Обсуждаем ее с детьми. Далее провести комплектование детей по группам: артисты, костюмеры, сценаристы, художники – оформители, основываясь на желания детей.

Распределить роли, определить основную идею постановки, выявить характеры персонажей. Репетицию проводить, работая, над отдельными эпизодами.

Реализация проекта невозможна без участия родителей, их помощь неоценима в подготовке костюмов, декорации, реквизита. Совместно с детьми  и родителями  выполнить работу по созданию эскизов декораций и костюмов.

Затем начинаются поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Здесь большую помощь мне оказывают учитель музыки и музыкальный руководитель Елена Семеновна Лалетина и хореографы Батуева Аюна Николаевна и Никитина Татьяна Федоровна. Работаем в тесном сотрудничестве и с родителями. Они помогают в подготовке костюмов, декораций. С костюмами нам также помогает ансамбль «Сияние»

Параллельно

      Параллельно в 3 классе на уроках ИЗО по программе Неменского, изучая  раздел «Художник и зрелище» 10 ч , мы на уроках знакомились с деятельностью художника в театре. Узнали о разных видах кукол, узнали, что такое афиша и  ее назначение. Изготовили эскизы будущей афиши, эскизы украшения сцены.

Когда эпизоды будут отрепетированы, можно начинать репетицию отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением. Затем можно начинать репетиции всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций, в ходе которых надо уточнить темпоритм спектакля, назначить ответственных за смену декораций и реквизита. Группа художников-оформителей заканчивает работу по оформлению афиши, программок, приглашений. Перед премьерой необходимо провести генеральную репетицию в костюмах, со всем набором декораций и реквизита.

В ходе основного проекта выполнили еще один проект «Матрешки» на уроках технологии и внеурочное время. Это аппликация с использованием разных материалов.

3 этап:  рефлексивно – оценочный

Преставление результата проекта. Премьера – итог работы над спектаклем, после которой следует коллективное обсуждение и содержательная оценка результатов, устная самооценка. Большое значение для детей имеет оценка их труда родителями.

Наши достижения

* Театральные постановки:

«Сказка о глупом мышонке» по мотивам сказки С.Я. Маршака

«Красная шапочка» по мотивам сказки Ш.Перро

«Дюймовочка» по мотивам сказки Г.Х. Андерсена

«Сказка о попе и работнике его Балде» по мотивам сказки А.С.Пушкина

«Ярмарочные скоморошины» 3 место в районном конкурсе театральных постановок

*  Концертные программы и театрализованные праздники:

*  ко Дню Матери, День именинника, 8 марта, День Защитника Отечества;

Подготовка и участие в школьных и районных конкурсах чтецов:

* «Чудесный клад Бурятии» 2017г  1 место Ефремов Илья,

* «Славная книга жизни…» 2018г 1 место Баргаева Алина и Мендиков Арт

     Итак, совместная театрализованная деятельность, направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.).

Уважаемые взрослые! Я сейчас хочу, чтобы вы ненадолго, хотя бы на несколько минут забыли, что вы солидные дамы, высококвалифицированные педагоги, и вспомнили, что  когда-то были Светочками, Ирочками, Людочками…Чтобы вы очутились в своем детстве! Это такая веселая и яркая пора в жизни каждого человека, что, чем старше мы становимся, тем чаще нам хочется туда вернуться.

Давайте заглянем в эту театральную страну! В этой стране везде царит ИГРА!

- Мы с вами в театральной студии, а театр – это игра, в которой участвуют артисты. Скажите, а Вы бы хотели сами стать артистами?

- Да!

- У вас сегодня есть возможность попробовать себя в роли артиста. Вы сегодня покажете себя с лучшей стороны, слушайте все внимательно. Упражнения выполняйте правильно, красиво и артистично. Все наше занятие будет сниматься на фото и видео камеру, а режиссер будет наблюдать за вами по компьютеру у себя в театре.

У нас все как в настоящем театре: есть сцена, где находимся мы с вами, и есть зрители.

Давайте представимся, ведь режиссер и зрители не знают, как вас зовут.

Предлагаю вам поиграть в игру, которая так и называется : «Давайте знакомиться!».  

Быть артистом нелегко, но мы с вами справимся. Перед началом спектакля артист выполняет упражнения для губ и языка, чтобы его речь на сцене была плавная и красивая.

Давайте присядем и поиграем с губами и язычком:

Артикуляционная гимнастика:

(Упражнение для губ и языка).

- Выпрямите спинку, расправьте плечи. Начали!

1. Свои губы, как лягушка, растяну я прямо к ушкам. Растянуть губы.

Улыбнемся как лягушки. Произнесем «И-и-и».

2. А теперь слонёнок – я, хоботок есть у меня.

Наши губки – хоботочки. Сложим губы в трубочку и произнесем «у-у-у».

3. А теперь я – дудочка, дудочка-погудочка. Губами «о».

4. «Белочка». Раздаем орешки щечкам.

5. «Хомячок». Надуть щёчки и трясём ими.

6. «Большая лошадка». Цокать языком, широко открыв рот.

(Упражнения на развитие дикции).

А быстро проговаривать слова можете?

Скороговорки:

(Произносить с ускорением темпа).

1. «Дело мастера боится».

2. «Здоров будешь – всё добудешь!»

3. «Играй-играй, да дело знай!»

Скороговорку: «Два щенка – щека к щеке – грызли щетку в уголке» (произнести грустно, весело, сердито).

Для того чтобы артист выразил характер, ему необходимы жест, мимика, пантомима.  

 Жест – характерное движение, совершаемое руками, телом. Поупражняемся и мы с вами выразить слова из песен жестами.

 Мимика – выражение чувств через движения частей лица. Предлагаю вам только движением частей лица: лоб, брови, глаза, нос, рот, щеки, проч. выполнить следующее упражнение.

Упражнения «Представьте себе».

1. «У вас в руках яблоко, большое-пребольшое. Вы широко открываете рот и кусаете яблоко. Фу! Оно горькое. Вы берете второе яблоко, откусываете. Ой! Оно кислое. Вы берете третье яблоко, откусываете – сладкое».

2. А как показать, что вам попался кислый лимон?

3. Перед вами ваза с цветами. Вы вдыхаете аромат цветов. Ах, какая прелесть!

Как выразительно у вас получается!

Но чаще всего актер пользуется и жестом и мимикой одновременно, тогда получается единое изображение – пантомима (без слов происходит действие-изображение). Попробуем?

Игра «Пантомима».

(Читаю  отрывок из стихотворения В.Суслова «Шепот и шорох». Участники - актеры имитируют движения по тексту):

- Навостри-ка уши, тишину послушай! Слышишь?

Шебуршатся где-то мыши,

Под кореньями шуршат,

Дружно шишку шелушат.

(Имитируют движения мышей: ползают, шуршат, «шелушат» воображаемую шишку).

По болоту вышли цапли на охоту.

Цапли ужинать спешат,

Рыщут, ищут лягушат.

(Важно ходят, высоко поднимая ноги, имитируют поиск лягушек).

 «Звинь-звинь-звинь» – а это шмель полетел с ели на ель.

(Имитируют полет шмеля с жужжанием и садятся на воображаемую ель).

- Каждый артист обязательно фотографируется для портфолио, чтобы показывать свой альбом режиссеру.

- Внимание! А сейчас режиссер хочет посмотреть, как вы умеете работать по сценарию. Будем снимать короткометражный фильм про весну по стихотворению А. Н. Плещеева! Вспомним содержание:

«Травка зеленеет.

Солнышко блестит.

Ласточка с весною в сени к нам летит.

Пробирается медведь сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь, и расцвёл подснежник».

(Участники делятся на персонажей. Звучит «Подснежник»  П. И Чайковского в оркестровом исполнении с пением птиц и звучанием колокольчиков).

- Травка зеленеет.

(Выбегает «травка», присев на коврик на колено, вращает кистями рук снизу-вверх и вправо-влево).

Солнышко блестит.

(Медленно выполняя руками в стороны круговые движения, выходит «солнышко». Проходит по сцене, по кругу, лицом к зрителям и т.д.).

Ласточка с весною в сени к нам летит.

(Лёгкий бег на носках с большими взмахами рук по сцене лицом к зрителям).

Пробирается медведь сквозь лесной валежник.

(Переваливаясь с ноги на ногу, идёт по кругу, руками как бы «раздвигая траву»).

Стали птицы громче петь,

(Приговаривая: – Чик-чирик, – пробегают на носочках, взмахивая руками).

И расцвёл подснежник!

(Выбегает, присаживается на корточки, медленно поднимает голову, затем поочерёдно поднимает и опускает руки; потянувшись, поднимается на носочках; кружится, руки вверху).

(Несколько секунд все двигаются, затем замирают – «фото»  на память – берутся за руки.

А когда мы всё показали и рассказали, что остаётся сделать? Что делает артист в конце выступления?

(Поклон.).

- Как интересно!  

 «Звукотерапия»  

А сейчас предлагаю вам укрепить своё здоровье пением лечебных звуков: «а, ух, хо, го-го, га-га-га ит.п.».

(«Звукотерапия» под песенку кота Леопольда «Неприятность эту мы переживём» В. Шаинского).

- Вы настоящие артисты, у вас все получилось сегодня. Вы умеете работать в команде, выражать свои чувства, вы умные и находчивые.

Вы, сегодня молодцы!

Поиграли от души.

Все артисты высший класс!

Спасибо вам за участие!

Травка

(Выбегает «травка», присев на коврик на колено, вращает кистями рук снизу-вверх и вправо-влево).

Травка

(Выбегает «травка», присев на коврик на колено, вращает кистями рук снизу-вверх и вправо-влево).

Травка

(Выбегает «травка», присев на коврик на колено, вращает кистями рук снизу-вверх и вправо-влево).

Травка

(Выбегает «травка», присев на коврик на колено, вращает кистями рук снизу-вверх и вправо-влево).

Солнышко блестит.

(Медленно выполняя руками в стороны круговые движения, выходит «солнышко». Проходит по сцене, по кругу, лицом к зрителям и т.д.).

Ласточка

(Лёгкий бег на носках с большими взмахами рук по сцене лицом к зрителям).

Медведь

(Переваливаясь с ноги на ногу, идёт по кругу, руками как бы «раздвигая траву»).

Птицы

(Приговаривая: – Чик-чирик, – пробегают на носочках, взмахивая руками).

Птицы

(Приговаривая: – Чик-чирик, – пробегают на носочках, взмахивая руками).

Птицы

(Приговаривая: – Чик-чирик, – пробегают на носочках, взмахивая руками).

И расцвёл подснежник!

(Выбегает, присаживается на корточки, медленно поднимает голову, затем поочерёдно поднимает и опускает руки; потянувшись, поднимается на носочках; кружится, руки вверху).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья «Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»

«Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное  время как средство развития творческих способностей  младших школьников»Ольга Александровна Климова,учитель начальных классовМБОУ «...

статья «Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»

«Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное  время как средство развития творческих способностей  младших школьников»Ольга Александровна Климова,учитель начальных классовМБОУ «...

Исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей учащихся

Социальный заказ общества и родителей предъявляет к школе требования воспитывать не только образованных граждан, но и способных быстро находить правильные решения, успешно осваивать и эффективно испол...

Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время

Опыт работы "Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время"...

Внеурочная деятельность как эффективное средство развития творческого потенциала и ценностных ориентиров обучающихся.

Новые подходы к содержанию и организации образования младших школьников в соответствии с ФГО НОО.    Развитие творческого потенциала и ценностных ориентиров...