Формирование коммуникативно - речевых умений у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность
методическая разработка

Наумова Виктория Анатольевна

Формирование коммуникативно - речевых умений у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_formirovanie_kommunikativno.docx14.22 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативно - речевых умений у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность

       В настоящее время, по данным всемирной организации здравоохранения, неуклонно растет число детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), причем состояние здоровья детей ухудшается не по одному показателю (виду заболевания), а одновременно по нескольким. То есть дети имеют сочетанные нарушения развития. Увеличивается количество детей с СНР или полным отсутствием речи («безречевые дети»). Такие дети практически не испытывают потребности в общении, или не знают и правильно не умеют объяснить, донести до собеседника свои желания, мысли, суждения. У них не сформированы слуховое внимание и восприятие.

Поскольку одним из главных направлений работы воспитателя с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является их социализация, обучение детей умению взаимодействовать в группе, общаться со сверстниками, осваивать положительный социальный опыт, соблюдать правила культуры общения, то на первое место в коррекционно – воспитательной работе выходит речевое развитие детей, формирование у них коммуникативных умений и навыков.

Главной задачей развития речи является формирование речевой компетентности, то есть умения детей пользоваться соответствующими языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения. Соблюдать правила вежливого общения, правильно подбирать тон речи, использовать как вербальные, так и невербальные средства коммуникации, что особенно важно для «безречевых детей».

Эта общая задача состоит из ряда частных задач:

- воспитание звуковой культуры речи,

- обогащение, закрепление и активизация словаря детей,

- формирование грамматически правильной речи,

- формирование связной речи, навыков общения.

Речевые и коммуникативные навыки (навыки общения) у детей с ОВЗ необходимо специальным образом, в специально организованной обучающей среде формировать. Для создания предпосылок к развитию речи необходимо включать в коррекционно – воспитательные занятия такие виды деятельности как игра, конструирование и т.п. Коллективная деятельность детей при этом выступает движущей силой, основой для формирования самой потребности ребенка в общении со сверстниками и взрослым, основой развития коммуникативных умений. В процессе проведения занятий необходимо создавать ситуации, прежде всего игровые, в которых у детей возникнет потребность, желание общаться друг с другом, договариваться, налаживать контакт. Продолжать подобную работу необходимо и вне занятий: на прогулке, в досуговой деятельности. Все это, в конечном итоге, будет способствовать развитию коммуникативных умений и навыков детей, желанию общаться со сверстниками, более полному познанию окружающего мира.

По данной теме мною было проведено коррекционно – воспитательное занятие на тему: «Давайте жить дружно!».

 Литература:

1. Дети с ограниченными возможностями здоровья в современном образовательном пространстве / Ю. В. Мельник, Ю. Н. Мукминова, Н. А. Одинокова, Р. Х. Шаймарданов. - Новосибирск: Центр содействия развитию научных исследований, 2016. - 140 с.

2. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432 с.

3. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009. - 276 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья в младшем школьгом возрасте посредством игровой деятельности

     Коммуникативная компетенция – это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни  школьника....

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра.Й.Хейзинга      Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный фе...

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья

 Школа сегодня старается идти в ногу со временем. По словам  Д. Медведева,  «новая школа - это школа для всех. В любой школе, должна обеспечивается успешная социализаци...

формирование речевой грамотности у детей с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время увеличилось количество детей с недоразвитием речи. Эти ученики занимаются по адаптированной программе в общеобразовательном классе. Мой материал поможет в работе с такими детьми....

Формирование экологических знаний и умений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка....

Педагогические условия формирования социальной компетенции у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в игровой деятельности

Сегодня актуальным становиться поиск технологий, средств, методов социального воспитания, обеспечивающих преодоление проблем развития современных детей: навыков социального взаимодействия, умение оцен...

«ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

laquo;ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ В  ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...