Статья на тему: «Йога – как форма физического воспитания и средство укрепления здоровья детей младшего школьного возраста».
статья

Цыганова Екатерина Валерьевна

Уважаемые коллеги, если вы хотите разнообразить уроки физической культуры можете ознакомиться с этой статьёй. Надеюсь, она будет вам полезна и интересна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Йога – как форма физического воспитания и средство укрепления здоровья детей младшего школьного возраста».

Автор: Цыганова Екатерина Валерьевна.

Учитель физической культуры.

 МБОУ «СОШ №40» Иркутской области г. Ангарск.

Актуальность темы.  На современном этапе развития общества сформирована поведенческая модель, которая характеризуется интенсификация интеллектуального развития в ущерб двигательной активности. Особую значимость эта проблема приобретает в детском и подростковом возрасте.

      Современные дети, к сожалению, двигаются намного меньше, чем их сверстники еще десятилетия назад.  Зато объем получаемой информации, нерегулируемое воздействие на сознание внешней средой несоизмеримо больше. В связи с этим, поиск новых форм и средств физического воспитания, формирования мотиваций к занятиям физической культурой имеет особую значимость. Одним из таких средств является йога.

            До сих пор специалисты не пришли к единому мнению о том, в каком возрасте следует начинать заниматься йогой. Некоторые советуют приступать к упражнениям не ранее 11-12 лет, другие утверждают, что йога полезна даже малышам в возрасте от трех лет. Дело в том, что йога представляет собой многоуровневую систему, включающую такие высшие элементы как медитация, пранаяма (контроль дыхания), бандхи и шаткрия (шесть крий), которые входят в противоречие с природой детского сознания, а потому не должны входить в рамки занятий. Если теория йоги может быть интересна и познавательна для детей старшего возраста, то для детей младшего школьного возраста основы этих знаний могут преподаваться только в самой облегченной форме.

      В процессе обучения йоге важная роль отводится наставнику, который должен разбираться во всех особенностях детского восприятия и хорошо чувствовать настроения и потребности растущего ребенка.  Дети от природы непосредственны, искренни и откровенны. Они очень подвижны и любят новизну во всем.  Они обладают отвагой, любознательностью, а, кроме того, неистощимой энергией. Задача опытного инструктора – направить эту энергию на создание, на укрепление здоровья, следования здоровому образу жизни и развитие позитивного отношения к окружающему миру.  В ходе занятий йогой ребенок получает навыки управления своим телом и процессами, которые в нем происходят. Это позволяет ему вступить во взрослую жизнь готовым к любым ее проявлениям, научиться воспринимать ее полнее и ярче.

Значимость йоги.

Глаза разбегаются от огромного выбора развивающих методик: что же предпочесть? Читать с года, писать с двух или плавать с рождения? У каждой школы – свой уникальный подход к обучению и воспитанию.  Да и родителям хочется занять ребенка по полной программе да с ощутимыми результатами. Но, к сожалению, при столь плотной загрузке детей в итоге у них нередко наблюдается отставания по отдельным предметам, капризы и даже полное нежелание ребенка заниматься чем-либо. Причиной такой реакции может быть не только излишняя загруженность, но и зацикленность родителей на развитии ребенка в одной какой-то области в ущерб другой.  Похожая ситуация прослеживается и при выборе спортивных секций: бассейн, теннис или карате? Как выкроить время на все это? Получается странная вещь: родители вроде бы хотят дать ребенку серьезное образование, полезные навыки и хорошую спортивную форму, но приводит это к снижению общего психологического настроя малыша. Источник проблемы – в нарушении баланса или просто гармонии. Чтобы развитие ребенка было гармоничным, необходима одновременная работа над телом, душой и духом. Какая же методика может все это в себе воплотить? Пожалуй, тут не стоит увлекаться креативом, лучше обратить внимание на одну из самых древних наук – детская йога. Именно с ее помощью можно достичь гармонии в развитии ребенка. Ведь занятия данной методикой это не только некие упражнения на гибкость, как думают некоторые родители. Это в том числе и познавательный, и духовно развивающий процесс.

Йога – это соединение, гармония трех начал человека – физического, психологического и духовного.

Слово «йога» происходит от санскритского корня «йуг», что означает «соединение, связь, слияние», (т. е имеется в виду «единство, гармония физического и психологического состояний»). Впервые наиболее полно была систематизирована древнеиндийским мудрецом Патанджали примерно во II веке до н.э. В ведической культуре Индии йога зародилась как попытка изучения человеческой сущности через самопознание.

Детская йога представляет собой комплекс занятий на основе Хатха-йоги, которая создает все условия для гармоничного и грамотного роста.

Хатха-йога – это «путь преобразующего тела». Элементы этой древнейшей, стройной, полезной для каждого человека системы физической культуры индийских йогов давно вошли в нашу жизнь, физическую культуру.

Так что же означает слово «хатха»? «Ха» - это солнце – символ, говорит о том, что эта система основана на союзе противоположностей, который создает равновесие, гармонию.   Главная задача Хатха-йоги – обретение здоровья.

Хатха-йога – нижняя, но очень важная ступень, которая дает:

  1. Совершенное здоровье – отсутствие болезней. Для здорового человека, хотя найти полностью здорового человека очень сложно, йога – это возможность поддерживать хорошее здоровье, а для человека, страдающего различными заболеваниями йога, - это способ восстановить здоровье, многие дети страдают разными заболеваниями. Учитывая то, что в современном мире на человека постоянно воздействует огромное количество различных неблагоприятных факторов (радиация, магнитные бури, загрязненная атмосфера, электромагнитное излучение и т.п.), йога позволяет выработать умение активно противодействовать подобным факторам.
  2. Гармоническое развитие организма (тала, ума, психики). Йога позволяет человеку обрести утраченные им ранее гармоничные отношения с Природой и окружающим миром. Многие дети ближе к Природе, йога в данном случае помогает сохранить связь.
  3. Управление всеми системами организма и всеми органами тела (полный контроль над телом).
  4. Нравственное и психическое успокоение, успокоение нервной системы.
  5. Вырабатывает жизненный тонус, бодрость, работоспособность.
  6. Хорошее настроение, жизнерадостность, доброжелательное отношение к другим людям.
  7. Йога способствует появлению у человека (если, конечно, у него не было раньше) независимости, самостоятельности мышления.

      Хатха-йога дает человеку многое, но и требует: самодисциплины, систематичности, уверенности в себе.

      Гимнастика с элементами Хатха-йоги доступна любому человеку, независимо от возраста, пола, вероисповедания, физической подготовки и состояния здоровья.  Йога универсальна и приносит только пользу, но при соблюдении следующих условий:

  1. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого человека (возраст, пол, физическую подготовку, состояние здоровья и т.п.). Ребенок часто не знает, чего хочет, его влечет не знание необходимости чего-то, а интерес к чему-то и интуиция. Ребенок имеет разное представление о жизни в каждый период своего развития. Возраст оказывает решающее влияние на восприимчивость ребенка к тем или иным вопросам жизни. Каждый возраст имеет свои ценности, свой круг общения, свои интересы.  Дети живут своим миром, и их интересует ситуация сейчас и именно здесь. Чувство дискомфорта, боль, радость, похвала – их стимулы в жизни к изменению поведения. Нужно использовать возрастные желания ребенка в преподавании, чтобы ребенку было интересно заниматься. Для этого нужно осознать: чего хочет ребенок, почему, что в этом случае можно преподать и какое качество развить, чтобы на данном уровне ребенок был гармоничен. Преподаватель обязан разбираться в причинно-следственных и эмоцианально-чувтственных связях. Необходимо наблюдать за учеником, чтобы знать, чему природа хочет научить ребенка, и помогать ей.

      Жизненные приоритеты ребенка в возрасте 9-11 лет:

  1. физическая сила;
  2. пробуждение полового влечения;
  3. обсуждения поведения;
  4. вещи, одежда;
  5. красота;
  6. ловкость, быстрота;
  7. интересы, любознательность;
  8. секреты;
  9. самостоятельность;
  10. пища, вкус;
  11. мечты;
  12. любовь, зарождение прекрасного;
  13. разочарование;
  14. игры;
  15. радостность.
  1. Соблюдение принципа постепенности. В начале нужно освоить простую арифметику йоги, а затем переходить к высшей математике. К сожалению, некоторые начинающие допускают ошибку, пытаясь сразу же освоить высшую математику йоги, что порой приводит к печальным последствиям.
  2. Регулярность занятий.
  3. Вера в себя и свои силы.
  4. Осторожность в осваивании новых упражнений, особенно людям преклонного возраста, а также страдающим серьезными хроническими заболеваниями и имеющим большой лишний вес.
  5. Умение прислушиваться к своему телу.
  6. На первых порах, до достижения определенных навыков, необходимо точное следование указаниям инструктора (если таковой имеется) или описаниям упражнений, приводимых в литературе. Йога не отрицает творческого поиска, но вначале должны быть усвоены азы. К тому же неправильно выполненное упражнение может не только не принести пользы, но и нанести ущерб физическому или психологическому здоровью.

Во многом то, насколько человек заботится о своем здоровье и занимается физическими упражнениями, зависит от воспитания. Если родители хотят, чтобы их ребенок был здоров, жизнерадостен и умен, им обязательно нужно развивать двигательную активность ребенка, начиная с самого раннего возраста.

      Профессор Илья Аркадьевич Аршавский доказал, что в соответствии с законами природы энергетическая целостность организма находится в прямой зависимости от функционирования скелетных мышц. И самое главное заключено в том, что в ответ на физические нагрузки у ребенка происходит не столько увеличение массы мышц, сколько рост структурно-энергетических потенциалов организма. Все это впоследствии ведет к увеличению всех функциональных возможностей.

      Вывод из вышеуказанного следующий: ранее физическое развитие ребенка определяет его функциональные возможности в будущем.

      Под влиянием физических упражнений укрепляется нервная система мышц, сердца, легких и других органов и тканей.

      Для детей йоговские упражнения – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний. Но не только это. Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения помогают стать им более внимательными на уроках, так как при выполнении каждого упражнения требуется особая сосредоточенность, помогают стать гармонично развитой личностью. Гармоничное развитие ребенка включает в себя развитие: 1) тела; 2) души; 3) духа.

     

      1. Развитие тела.

      Развитие тела – это физическое развитие, стремление к тому чтобы тело было сильным и выносливым, забота о своем здоровье. В индийских источниках Тело уподобляют колеснице, в которой находится душа (ездок) и которой правит кучер (мозг). Разумеется, если «колесница» будет в плохом состоянии, то ни о каких «поездках» и думать не стоит.

      По канонам этого древнего учения, развитие тела есть сила, выносливость, прекрасное здоровье. Заниматься йогой малышам можно с 5-летнего возраста, поскольку в ней нет серьезных физических нагрузок, которые обычно детям до 16 лет противопоказаны. Конечно, детская йога отличается от взрослой по уровню сложности, но не по своей основной концепции. Ребятишки также выполняют асаны (положения тела) и паранаями (дыхательные упражнения).  Позы йоги прекрасно укрепляют позвоночник, придают мускулам гибкость, способствуют развитию подвижности суставов. Снижается риск возникновения боли в пояснице. Асаны, предназначенные для укрепления позвоночника (например, поза свечи), основаны на вертикальном расправлении спины. И держать ее прямо впоследствии становится у детей делом естественным. А ведь проблемы с сутулостью есть уже практически у каждого первоклашки.

      Постоянные наклоны и повороты стимулируют и массируют внутренние органы, поддерживают баланс эндокринной системы. Ее правильная работа очень важна для работы детского организма, так как она определяет темпы развития ребенка и его эмоциональное здоровье. Глубокое дыхание увеличивает в крови количество кислорода, который ускоряет приток крови к железам, тем самым, стимулируя их работу. Кроме того, асаны могут помогать в замедлении или ускорении работы систем организма: гиперактивных детей они успокаивают, медлительных, наоборот, подстегивают к действиям.

      Еще йога может помогать в решении проблем, связанных с плоскостопием.

      Плоскостопие (уплощение свода стопы) отмечается у 25-30% школьников. Стопа выполняет роль рессоры, которая разгружает тело от толчков, сотрясений при ходьбе, беге и прыжках. При нарушении естественной ее формы опускается один из сводов, что приводит к деформации стопы, и она уже не может полностью выполнять свою функцию.

      Плоскостопие не только до неузнаваемости изменяет, уродует походку, но и неблагоприятно сказывается на общем состоянии здоровья, настроении, работоспособности.

      Возникновение плоскостопия обычно связано с определенными факторами: избыточный вес; слабость связок и мышц, поддерживающих свод стопы ребенка; неправильно подобранная обувь.

      Традиционно плоскостопие исправляют с помощью специальной ортопедической обуви, которую делают на заказ, учитывая все индивидуальности строения стопы. Наряду с этим можно делать и суставную гимнастику.

      Суставная гимнастика дает необходимую человеку дневную мышечную нагрузку, укрепляет мышцы спины, тела, живота, предупреждает возникновение жировых отложений, укрепляет и разрабатывает суставы, освобождает их от отложений солей, укрепляет костную систему, делает гибким позвоночник. Кроме того, гимнастика дает и психологический эффект: повышает активность, дает прилив бодрости, устраняет хандру и меланхолию, повышает настроение.

      В йоге есть целый комплекс упражнений для укрепления мышц ног. Упражнения рассчитаны на детей 5- летнего возраста. Гимнастика состоит из нескольких курсов с разными упражнениями. Можно заниматься непосредственно по курсу, а можно составить свой комплекс упражнений, взятых из разных программ.

      В йоге есть и глазная гимнастика. Она улучшает тонус оптических нервов и помогает при близорукости, дальнозоркости, начинающемся косоглазии. Выполняя упражнения ежедневно по 10 минут, можно достичь результатов уже через 3-4 месяца.  Гимнастику лучше всего выполнять не раньше, чем через один час после еды. Делать без очков.

  1. Развитие души.

Под развитием души следует понимать получение чувственного и эмоционального опыта, овладение искусствами, восприятие искусства и другие способы общения с Красотой. Самый сложный этап в развитии ребенка – это развитие его духовного мира. Сложный потому что душа ребенка открыта и восприимчива ко всему новому, как к хорошему, так и к плохому. И различать в юном возрасте разницу между ними еще ой как сложно. Наша задача – незаметно подтолкнуть и показать именно те грани жизни, которые имеют большое положительное влияние на эмоциональный мир ребенка. Одним из главных элементов в развитии малыша является творчества во всех своих проявлениях. Это не только искусство (танцы, музыка, живопись), но еще и подход к какому-либо действию. Что могут дать в этом направлении занятия йогой?  Во-первых, в детской йоге обязательно присутствует элемент игры. Потому дети не воспринимают ее как некую физическую нагрузку или физкультурную повинность. Скорее, как увлекательную игру, но только без духа соперничества, как в спорте. В упражнения можно вложить и обучающий смысл. Например, малыши, выполняя позу черепахи, рыбы, кошки, льва и других животных, могут параллельно познакомиться с миром животных. В изображении их повадок, звуков есть элемент артистизма. А умение быть раскованным, не стесняться своих действий и эмоций в определенном возрасте вполне реально развить с помощью занятий. Примерно таким же образом можно познакомить ребенка со строением человеческого тела и внутренними органами. При выполнении асан это довольно просто, если обговаривать каждое движение.

Делать упражнения лучше под спокойную негромкую музыку. Это могут быть звуки моря, подойдут также шумы леса (если знакомить ребенка с животным миром) или музыка для релаксации.

  1. Развитие духа.

Развитие духа – это познание мира и себя. Для йогов – это познание себя и мира, оценка своих возможностей и способностей. Занятия, связанные с психологическим и духовным развитием детей, проводят в форме бесед. Точное время беседы устанавливать довольно трудно, поэтому необходимо ориентироваться по состоянию группы и выбирать темы, доступные для детей. Такие занятия проводятся для того, чтобы помочь детям воспитать в себе правильное отношение к Миру, Природе, Человеку. Основной прием в таких беседах – рассмотрение жизненных ситуаций и поведения людей в них, каким образом и с помощью каких поступков персонажам рассказов удалось решить свои проблемы, какие качества они при этом проявили.

Работа полушарий.

Все дети рождаются с равными возможностями головного мозга, то есть и правое, и левое полушария работают гармонично, без явного преобладания одного над другим. Увлечение методиками раннего развития – чтением, письмом – приводит к тому, что левое полушарие развивается сильнее правого. На важность правого не стоит недооценивать, ведь оно отвечает за творческие способности, эстетическое восприятие. Нужно стремится к тому, чтобы оба полушария активно работали. Для этого необходимо заниматься не только интеллектуальным развитием ребенка, но и эмоциональным и физическим. В йоге существует так называемая асинхронная гимнастика, которая способствует задействованию обоих полушарий. В ней есть отдельные упражнения для обучения левого или правого полушария. Предлагаемая асинхронная (несимметрическая) гимнастика способствует задействованию обоих полушарий головного мозга, снятию мышечных зажимов, преодолению стереотипов.

Кроме того, систематические занятия несимметрической гимнастикой позволяют управлять собой вне привычных двигательных стереотипов, что достигается благодаря навыку внутреннего контроля, легкой адаптации к смене ритмической деятельности, умению рассредоточено осуществлять многосторонний контроль за средой.  

Несимметрическая гимнастика способствует выработке навыка особой свободы перемещения тела. Проводятся данные занятия не менее 3 раз в неделю (продолжительность – 1 час).

Если рассматривать детство как непрерывную цепь изменений и преобразований, от физических до мировоззренческих, то и подход, применяемый на занятиях йоги, и содержание этих занятий будет несколько различаться в зависимости от возраста.

Маленькие дети очень подвижны, активны и восприимчивы, поэтому занятия йогой скорее напоминают игру и основываются на поддержании, а асаны преподаются в легкой доступной форме. Детям не приходится заучивать длинных и сложных названий асан, вместо них на занятии используют имя того животного или предмета, на который похожа поза: «кузнечик», «журавль», «лук», «кошка». Это развивает память, наблюдательность и воображение ребенка.

Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости. Они хорошо подходят для детей. Не все асаны просты в исполнении, поэтому они помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность и узнать много нового о себе. Эти интересы упражнения укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, делая движения ребенка красивыми и пластичными, а, кроме того, укрепляют внутренние органы и улучшают самочувствие.

Детская йога рекомендована:

а) часто болеющим детям;

б) детям с заболеваниями нервной системы (ВСД, остеохондроз, энурез);

в) тревожным и возбудимым детям;

г) детям, получавшим большую умственную и эмоциональную нагрузку;

д) малоподвижным детям.

      Особенно полезна йога ученикам начальных и средних классов, ведь именно в этом возрасте закладываются основы здоровья детей. Йога помогает развить гибкость, хорошую осанку и координацию движений и впоследствии избежать таких распространенных заболеваний позвоночника как, сколиоз. Кроме того, йога повышает сопротивляемость различными заболеваниями и укрепляет организм. Йога также является отличным средством расслабления. Она дает выход для природной детской активности, поэтому она особенно полезна неуравновешенным, нервным, невнимательным детям. Доказано, что школьники, занимающиеся йогой, более дисциплинированны, лучше учатся и меньше устают. Детям свойственна смелость, открытость, а также высокая физическая и эмоциональная гибкость, поэтому они постигают йогу, гораздо и успешнее взрослых.

Список литературы.

  1. Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. М.: Знание, 1990.
  2. Андреев Ю.А. Три кита здоровья. М.: Физкультура и спорт, 1991.
  3. Безруких. Зачем учиться физкультуре. Изд-во: «Вентана-Граф», 2003.
  4. Белая-Швед Т. Самоучитель по йоге: ежедневная программа для начинающих.   Изд-во: «Феникс», 2006.
  5. Бернард Т. Хатха-йога. Изд-во: «Проспект», 2005
  6. Бокатов А., Сергеев С. Детская йога. Изд-во «Ника-центр», 2005.
  7.  Власенко С.Н. Гибкость – важный фактор здоровья. Мн., 1992.
  8.  Гимнастика/ Под ред. Барыкина А.Т. М., 1971.
  9.  Гуру Ар Сантем. Йога способ жизни на Земле. Харьков, 1995.
  10.  Джулиет Пегрум. Детская йога. Радость движения. Изд-во «Диля», 2006.
  11.  Дубровский В.И. Спортивная медицина/ 3-е изд., доп. М.: ВЛАДОС, 2005.
  12.  Иванов Л.В. Хатха-йога. Изд-во: «АСТ», 2005.
  13.  Игнатьева А., Зылева Н. Веселая йога // Лиза. Мой ребенок. Издательский дом «Бурда», ноябрь 2008.
  14.  Игнатьева Т.П. Практическая Хатха-йога для детей. Изд-во: «Нева, Олма-Пресс Экслибрис», 2003.
  15.  Козырева О.В. Лечебная физкультура для школьников. Изд-во: «Просвещение», 2005.
  16.  Кристенсен Э. Целебная йога для сердца. Изд-во: «ЭКСМО», 2003.
  17. Лайделл. Дети и йога. Изд-во: Гранд-Фаир, 2006.
  18.  Липень А. Детская оздоровительная йога. Изд-во: «Питер Пресс», 2009.
  19.  Мартин К. Хатха-йога в иллюстрациях. Изд-во: «Диля», 2003.
  20.  Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания. М., 1991.
  21.  Освальд К., Баско С., Стретчинг для всех. М.: Изд-во: «Эксмо», 2004.
  22. Сафронов А. Йога. Физиология, психосоматика, биоэнергетика. Изд-во: С.А.М., 2005.
  23. Селезнев Г.К. Практическая Хатха-йога для детей. Изд-во: «НЕВА, Олма-Пресс», 2003.
  24. Сергеев С. Йога для детей. М.: АСТ; Донецк: Сталкер. 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями, имеющими детей младшего школьного возраста с ОВЗ»

Представленная статья о взаимодействии родителей и учителя-логопеда в работе с детьми имеющими нарушение речи...

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста

Тезисы доклада "Воспитание духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста"...

«Актуальность проблемы сохранения здоровья детей младшего школьного возраста. Принципы здоровьесберегающей педагогики.»

laquo;Актуальность проблемы сохранения здоровья детей младшего школьного возраста.  Принципы здоровьесберегающей  педагогики.»...

Статья "Влияние недостатка двигательной активности на здоровье детей младшего школьного возраста".

Данная статья раскрывает влияние недостатка двигательной активности на здоровье учеников начальной школы. Нельзя рассчитывать только на спонтанную двигательную активность только на уроке физкультуры. ...

Мастер - класс "Мнемотехника как средство развития речи детей младшего школьного возраста с ОВЗ"

Мастер - класс для педагогов !Мнемотехника как средство развития речи детей младшего школьного возраста с ОВЗ"...

ОРГАНИЗАЦИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Организация и формы работы по формированию монологической речи у детей младшего школьного возраста...