Проект «Творческая активизация учащихся средствами проектной деятельности«
проект (1 класс)

Медведская Ольга Витальевна

     В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия народных мастеров - уникальные произведения искусства, которые украшают нашу жизнь. В народном творчестве выражается исконная тяга человека к красоте, желание раскрыть свои творческие способности. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через рисование, лепку. При этом он раскрывает себя, постигает собственные возможности. 

     Тестопластика, холодный фарфор, папье-маше  – осязаемый вид творчества, потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом, холодным фарфором, папье-маше.

     На сегодняшний день, солёное тесто, бумага, холодный фарфор, папье-маше являются абсолютно безвредным и дешевым материалом. Эти материалы дают отличные возможности для творчества, из них можно слепить абсолютно всё, даже настоящие произведения искусства, сувениры  и очень тонкие и миниатюрные вещи.

     Общеобразовательная общеразвивающая программа «Калейдоскоп» направлена на реализацию педагогических условий для развития мотивации учащихся к познанию и творчеству, посредством овладения различными техниками создания декоративных пластических изделий из солёного теста, бумаги, холодного фарфора, папье–маше.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 49

Петродворцового района Санкт- Петербурга «Школа здоровья»

 «ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ

СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Автор:

Медведская Ольга Витальевна,

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2022


Пояснительная записка

В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия народных мастеров - уникальные произведения искусства, которые украшают нашу жизнь. В народном творчестве выражается исконная тяга человека к красоте, желание раскрыть свои творческие способности. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через рисование, лепку. При этом он раскрывает себя, постигает собственные возможности. 

Тестопластика, холодный фарфор, папье-маше  – осязаемый вид творчества, потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом, холодным фарфором, папье-маше.

На сегодняшний день, солёное тесто, бумага, холодный фарфор, папье-маше являются абсолютно безвредным и дешевым материалом. Эти материалы дают отличные возможности для творчества, из них можно слепить абсолютно всё, даже настоящие произведения искусства, сувениры  и очень тонкие и миниатюрные вещи.

Общеобразовательная общеразвивающая программа «Калейдоскоп» направлена на реализацию педагогических условий для развития мотивации учащихся к познанию и творчеству, посредством овладения различными техниками создания декоративных пластических изделий из солёного теста, бумаги, холодного фарфора, папье–маше.

Направленность программы: художественная.

Адресат программы:

Все желающие в возрасте 7-12 лет. Программа не имеет ограничений по физическому здоровью детей.

Цель программы обучения: создать условия для раскрытия и развития личности, основ  творческого потенциала обучающихся  через практическое освоение  технологии изготовления изделий из соленого теста, бумаги, папье-маше.

Задачи программы обучения:

Обучающие:

  • познакомить с историей возникновения и развития изучаемых видов декоративно – прикладного искусства: соленое тесто, папье-маше;
  • дать знания о свойствах и качествах различных материалов;
  • дать знания о правилах безопасного труда и общей безопасности;
  • развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, развивать мелкую моторику рук и глазомер;
  • способствовать овладению комплекса основных умений и навыков в создании изделий из солёного теста и  папье-маше с соблюдением технологии процесса и использованием средств художественной выразительности.

Развивающие:

Учебно-интеллектуальные умения:

  • развивать   познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству;
  • развивать познавательные процессы: ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение в освоении различных техник через выполнение творческих заданий;
  • развивать умения работать с информацией, используя различные источники:  журналы, специальную литературу, пособия, Интернет;
  • развивать умение при выборе для себя творческого задания  создавать образ, сравнивать, анализировать композиции из солёного теста и папье-маше;
  • развивать художественный вкус;
  • пробуждать желание творить самостоятельно.

Учебно-коммуникативные умения:

  • развивать умения грамотно излагать свои мысли;
  • развивать умение ребенка взаимодействовать с педагогом, работать в парах, малых группах, коллективе.

Учебно-организационные умения:

  • уметь организовать свое рабочее место;
  • уметь аккуратно выполнять работу;
  • соблюдать правила безопасности;
  • развивать умения ставить цели и самостоятельно находить пути достижения результата;

Воспитательные:

  • развивать в ребенке организационно-волевые качества: усидчивость, внимание, выполнять задания в течение всего занятия;
  • развивать мотивацию и интерес к занятиям, к  созданию изделий из соленого теста, папье-маше, бумаги;
  • развивать активность учащегося в рамках творческого объединения;
  • формировать навыки здорового образа жизни;
  • формировать навыки коммуникативной культуры и поведения в коллективе: доброжелательно и уважительно относиться к окружающим;
  • воспитывать   бережное отношение к чужим работам и к своей   работе,  истории,  культуре,  традициям  своей  Родины.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

Учащиеся должны знать:

  • теоретические знания об особенностях тестопластики, холодного фарфора, папье-маше, о технологии росписи изделий из солёного теста, холодного фарфора, папье-маше с использованием специальной терминологии;
  • основные техники лепки (ручная лепка, пластовая, конструктивная, комбинированная и жгутовая техники) с соблюдением технологии процесса и использованием средств художественной выразительности;
  • технологию росписи изделий из солёного теста, холодного фарфора с использованием специальной терминологии.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать изделия с соблюдением технологии процесса и использованием средств художественной выразительности.
  • использовать основные техники лепки (ручная лепка, пластовая, конструктивная, комбинированная и жгутовая техники) с соблюдением технологии процесса и использованием средств художественной выразительности.
  • соблюдать технологию росписи изделий из солёного теста, холодного фарфора, папье-маше - смешивать краски для получения определенного цвета;

Метапредметные результаты:

Учебно-интеллектуальные умения:

  • сравнивать, анализировать, обобщать особенности композиций из солёного теста, холодного фарфора, папье-маше, живых существ, предметов, явлений и т.п.

Учебно-коммуникативные умения:

  • слушать и слышать педагога, взаимодействовать с ним;
  • работать в коллективе с одногруппниками (создание коллективных композиций).

Учебно-организационные умения и навыки:

  • организовать свое рабочее место;
  • соблюдать в процессе деятельности правила безопасности;
  • аккуратно выполнять работу.
  • способен использовать не менее двух способов лепки изделия из солёного теста, холодного фарфора, папье-маше.
  • способен предлагать четыре-пять вариантов изделия на определенную тему;
  • способен разрабатывать детали композиции (на эскизе и в материале).

Личностные результаты:

Ценностные:

  • оценивать себя и собственную творческую деятельность адекватно реальным достижениям;
  • проявлять мотивацию и  интерес к занятиям, к активному участию в мероприятиях коллектива, к участию в выставках и  конкурсах, посещению выставок, музеев.

Организационно-волевые качества:

  •  проявлять волевые качества в различных действиях и ситуациях;
  • проявлять организационно-волевые качества: усидчивость, внимание;
  • добиваться максимальной самостоятельности детского творчества;
  • проявлять  уверенность  в своих силах, в создании своими руками  творческих работ и доводит начатое дело до конца;

Ориентационные качества:

  •  иметь адекватное представление о своих достоинствах и недостатках, соединяющее положительное представление личности о себе с достаточной мерой самокритичности.
  • развить способность к объективной самооценке и самореализации поведения, самоуважения;
  • иметь представление о здоровом образе жизни.

Поведенческие качества:

  • уметь доброжелательно и уважительно относиться к окружающим, сопереживать при победах и неудачах, преодолевать конфликтные ситуации;
  • уметь взаимодействовать в коллективе, доброжелательно и уважительно общаться со сверстниками и взрослыми;
  • стремиться к сотрудничеству с одногруппниками, проявлять активность в рамках творческого объединения;
  • уметь бережно относиться к чужим работам и к своей   работе,  истории,  культуре,  традициям  своей  Родины;
  • проявлять активную гражданскую позицию, через участие в выставках, мероприятиях, акциях, конкурсах.

Учреждение дополнительного образования детей, в отличие от общеобразовательной школы, имеет все возможности для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам, учить всех по-разному, причем содержание и методы обучения могут быть рассчитаны на уровень умственного развития ребенка и корректироваться в зависимости от его конкретных возможностей, способностей и запросов. В результате для большинства детей создаются оптимальные условия обучения: они реализуют свои способности, осваивают программы и вообще никто не "выпадает" из учебного процесса.

Организация образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей характеризуется особенностями, которые позволяют внедрять в практику их деятельности современные педагогические технологии:

  • занятия проходят в свободное от основной учебы время;
  • обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
  • психологическая атмосфера носит неформальный, комфортный характер;
  • детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы и сочетать различные направления и формы занятий.

Принцип активности ребенка был и остается одним из основных в педагогике вообще и в дополнительном образовании детей, в частности. Он заключается в целенаправленном активном восприятии детьми изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Этот принцип подразумевает такое качество творческой деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении компетенций, результативностью, соответствием социальным нормам.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

  • готовность выполнять творческие задания;
  • стремление к самостоятельной деятельности, поиску;
  • осознание выполняемых действий, сопровождаемое мотивацией;
  • устойчивость внимания к предмету активности.

Любая педагогическая технология имеет цели и обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся.

Наибольший эффект на занятиях детских объединений дают ситуации, в которых дети:

  • самостоятельно ведут поиск интересной информации (книги, СМИ, Интернет) по изучаемому материалу и объясняют его;
  • спорят, обсуждают, высказывают свое мнение (совместные проекты, коллективные работы), отстаивают свою точку зрения, свой взгляд;
  • задают вопросы и оценивают работы свои и других воспитанников, сохраняя такт;
  • помогают  друг другу;
  • имеют право выбирать самостоятельно посильные для них задачи (будь то лепка, роспись, бумагопластика или  папье-маше);
  • имеют возможность мотивировать друг друга на достижение поставленных целей.

В некоторых педагогических технологиях цели и средства активизации составляют главную идею и являются основой эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести:

  • игровая мотивация;
  • развивающее  (коллективное) обучение,
  • технологии проблемного обучения, поисковые, исследовательские, проектные, творческие.

Перечень используемых технологий в рамках программы

Игровые технологии (деловые и тематические игры) используются в рамках программы как форма закрепления пройденного материала и как способ выявления степени его усвоения. Их основная цель – обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений, навыков.

Информационные технологии - использование мультимедиа презентаций и видеороликов в качестве информационных и обучающих средств, применяются для общего ознакомления учащихся с новыми темами и отдельными технологическими процессами в рамках учебного материала программы.

Технология развивающего обучения – главной целью является создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношении между людьми, при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и способности индивидуума. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.

Технологии сотрудничества – формирование коммуникативных умений, совместная деятельность обучающихся, в разных учебных ситуациях, индивидуальный подход к психологическим особенностям ребёнка, организация воспитательного процесса на основе уважения к личности ребёнка, учёте особенностей его индивидуального развития, дифференцированные задания. Педагог и обучающиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, сотрудничают.

Здоровье сберегающее технологии – физкультминутки, подвижные игры на переменах, беседы – “Правила поведения в объединении "Калейдоскоп", "Техника безопасности на занятиях в объединении”.

Технология проблемного обучения – которая ставит своей целью развитие познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся. Механизмом реализации является поисковые методы, приема поставки познавательных задач, поставив перед обучающимися задачу, которую они выполняют используя имеющиеся у них знания и умения.


Более подробно я хочу остановиться на технологии проблемного обучения, а именно – методе проектов.

Метод проектов возник в начале XX века. Считается, что проектная деятельность берет свое начало в трудах американского ученого Джона Дьюи. Именно этот американский ученый сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика, с учетом его личных интересов и целей.

Для того чтобы ребенок воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести и получить в итоге реальный, ощутимый результат.

Таким образом, в основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности воспитанников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для воспитанника проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием ребенка, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Метод проектов и обучение в сотрудничестве наиболее привлекателен в дополнительном образовании. Причин тому несколько, и корни их лежат не только в сфере собственно педагогики, но, главным образом, в сфере социальной:

  • -необходимость не столько передавать детям сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
  • -актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умение работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника,),
  • -значимость для развития умения пользоваться методами исследования: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Если ребенок  приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

Метод проектов - педагогическая технология, интегрирующая в себе исследовательские, поисковые, проблемные методы, творческие по своей сути.

Цель проектного обучения – обеспечить воспитанникам возможность и необходимость самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели:

  • знания из разных областей;
  • способность прогнозировать результаты и возможные последствия;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи

Проектная деятельность- это:

  • определение индивидуальных и коллективных учебных задач;
  • выбор наиболее рациональной техники исполнения задуманной идеи;
  • объединение полученных результатов в единое целое (коллективная работа);
  • владение различными формами самоконтроля;
  • оценивание своего творческого продукта и результатов деятельности учащихся;
  • активная самостоятельная познавательно – исследовательская деятельность

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков воспитанников, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность воспитанников — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Творческий проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у детей, а именно учить:

  • проблематизации (формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности воспитанника;
  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  • представлению результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта     проектирования (рисунка, плаката, компьютерной презентации, чертежей);
  • поиску и отбору информации и усвоению необходимого знания;
  • практическому применению предметных знаний в различных  ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
  • проведению исследования (анализу, синтезу, детализации и обобщению).

        

Работая над проектом, дети делают множество открытий и создают интересный, оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции или поделки. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и опробовать различные решения одного и того же предмета (образа). Совместная деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить творчество других.

        Выбор темы проекта – важная организационная задача. От этого зависит, насколько работа над проектом увлечет ребят, будет им интересна и  познавательна. Какие знания и умения они приобретут, насколько высокой будет их творческая активность. Исходя из этого, обсуждаем с детьми разные темы проектов, как долгосрочных так и краткосрочных (мини-проекты).

Проект «Кошки бывают разные – тряпичные и бумажные»

В этом году задуман проект «Кошки бывают разные – тряпичные и бумажные». Дети сами выбрали тему проекта, так как почти в каждом доме живет кошка. Ребята придумывали истории о своих любимцах, делали зарисовки, изучали их повадки, знакомились с многообразием кошачьих пород через литературу и интернет, увлеченно рассказывали о своих домашних питомцах на занятиях. В процессе реализации проекта дети сделали множество зарисовок и эскизов, которые были воплощены в рисунках и поделках. Но не оставили в стороне и проблему бездомных животных: дети принесли игрушки, корм, предметы ухода за животными и все это было передано в приют «Кот и пес». Так творческий проект стал социально-значимым.  

        Способность проектировать существенно расширяет возможности ребенка, изменяет его взгляд на себя, на собственные возможности. В этом заключается основная суть проектной деятельности, как образовательной технологии: осваивая способы проектирования, обучаясь проектированию, как виду жизнедеятельности, даже через простые учебные образцы и формы, учащиеся становятся ответственнее.

        Помимо этого развиваются следующие компетентности:

  • умение работать с информацией, анализировать, перерабатывать в художественный продукт;
  • умение размышлять, делать выводы;
  • самостоятельно выбирать художественные техники;
  • умение работать  индивидуально и в коллективе  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся в проектной деятельности

Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности  всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал. Поэтому каждый ...

Этнокультурное образование учащихся средствами проектной деятельности.

Выступление на IX Всероссийской научно-практической конференции "Поликультурное образование: опыт и перспективы", город Саранск, Республика Мордовия....

Творческий отчёт на тему: «Формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»

Актуальность опыта.В настоящее время методическая литература, посвященная театрально-игровой деятельности, обогатилась рядом работ, охватывающих самые разнообразные стороны театрализованной деятельнос...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами проектной деятельности учащихся начальной школы

Формирование здоровья ребёнка в школьном возрасте в значительной мере зависит от того, какая работа ведётся в школе. В работе можно увидеть новые приёмы и методы....

Выступление на краевом фестивале "Талант" «Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности»

Выступление на краевом фестивале "Талант" «Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности» Рапссматриваются вопросы развития тво...