Этнокультурное образование учащихся средствами проектной деятельности.
статья на тему

Адушкина Елена Ивановна

Выступление на IX Всероссийской научно-практической конференции "Поликультурное образование: опыт и перспективы", город Саранск, Республика Мордовия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.И.Адушкина

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬСТИ

       Реализация содержания этнокультурного образования – осуществляется на основе личностно-деятельностного подхода. Рекомендуется отбор педагогических средств соответствующих эмоционально-действенным характеристикам возрастных особенностей младших школьников, учитывающих субъектно-объектную направленность их познавательной деятельности. Предполагается применение педагогических технологий развивающего обучения, а также проектных, игровых, информационных, коммуникативных, здоровьесберегающих технологий.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих развивать у ребёнка устойчивый интерес к учёбе, к знаниям, и потребность в их самостоятельном поиске. Метод проектов расширяет кругозор учащихся в области национальной культуры, повышает интерес к мордовским  языкам. Дети учатся слушать мордовскую речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Они работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создается возможность прямого контакта с языком, чего не дает изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

Как показывает история применения метода проектов в педагогической практике, проектирование не должно замещать традиционную форму обучения, а органично сочетаться с ней. Урок позволяет выявить интересную тему, поставить вопрос, т.е. служит отправной точкой в создании проекта. Затем проект реализуется во внеурочной деятельности.

По способу преобладающей деятельности учащихся выделяют исследовательские, игровые, творческие, практико-ориентированные и  познавательные проекты.

 Исследовательские проекты ориентированы на решение научной проблемы, включающей выявление актуальности темы исследования, определение задач, предмета и объекта исследования, определение совокупности методов исследования, путей решения проблемы, оформления полученных результатов. Например, создаётся проблемная ситуация: «Что обозначают элементы мордовской вышивки?» Или: «Назовите национальные мордовские блюда». Поскольку ответ у детей вызывает затруднение, то совместно с учителем разрабатывается план поиска решения возникшей проблемы, собирается и изучается информация, делаются выводы.

В игровых проектах обучающиеся чаще всего принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть спектакли, инсценировки мордовских сказок, ролевые игры с выдуманными героями, имитирующие социальные или деловые отношения с в различных бытовых ситуациях.

Творческие проекты не имеют до конца проработанной структуры совместной деятельности, она лишь намечается и подчиняется жанру конечного результата. Планируемыми результатами могут быть,  например, создание праздника «Мордовская свадьба», видеофильма «Мой город», выставка рисунков «Мордовский национальный костюм», научного журнала,  буклетов, сайта и т.д.

Познавательные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте национальной культуры. При их выполнении ставится цель, подбирается и анализируется научная информация, проводятся «мозговые атаки» с целью их решения. Результат проекта составляется в виде карт, схем, доклада.

Практико-ориентированные проекты направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями: очистка водоёмов, создание плана местности, создание исторической хроники населённого пункта и т.д.

Осваивать проектную деятельность надо постепенно. Например, учащиеся 2 класса, изучающие эрзянский язык, выполняют проекты в виде альбомов «Кудоютконь ракшат (Домашние животные)», «Идем ракшат (Дикие животные)», в виде книжек-малышек «Считаем до 10», «Загадки». В третьем классе учащиеся собирают мордовские пословицы и поговорки о Родине, узнают мордовские народные игры, работают над проектом «Знаменитые люди Мордовии», составляют в группах кроссворды.

Учащиеся 4 класса проводят более серьёзные исследовательские работы, выполняемые по всем законам и правилам данной технологии:

  1. вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач;
  2. анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов;
  3. работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию,  «добывают» недостающие знания, готовят презентацию результатов;
  4. защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности.

Такие работы требуют более серьёзной подготовки и помощи родителей. Например, «Откуда появились названия мордовских сёл?». В результате проведённого исследования дети пришли к выводу, что большинство сёл получило название от имён и фамилий людей, проживающих на этой территории в старину. Например, Берсеневка - русское село в Лямбирском районе, основано в XVII веке, владельцем населённого пункта был служилый человек Богдан Григорьевич Берсенев. Среди языческой мордвы были распространены личные имена типа Чамза, Промза, Паронза, Вечкинза, Адаш, Отяж, отсюда и названия сёл: Чамзинка, Чёрная Промза, Адашево, Атяшево и другие.

Не могу сказать, что первые проекты были успешными, но стало понятно, что это одна из наиболее удачных форм приобщения учащихся к национальной культуре, стимулирующая познавательную активность учеников. В проекте всё идет от фантазии, воображения и, если даже всем ученикам предлагается одна-единственная тема, то все равно проектные работы получаются разными, непохожими друг на друга. Роль учителя при этом — это роль координатора и помощника, чтобы учащиеся чувствовали себя независимыми, самостоятельными.

Таким образом, метод проектов способствует повышению у детей мотивации к изучению мордовского языка, развивает способность  к активной творческой деятельности; создаёт условия для отношений сотрудничества между учителем и учеником, удовлетворяет этнокультурные интересы учеников, способствует формированию уважительного отношения к мордовской национальной культуре.

Литература

  1.  Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе./А.Б. Бычков – М., 2000.
  2.  Матяш, Н.В., Симоненко, В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов./ Н.В. Матяш, В.Д.  Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2004.
  3. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности школьников: методический сборник. – М.: Просвещение, 2001. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коллектива младших школьников средствами проектной деятельности

Организация проектной деятельности - важнейшее условие развития отношений сотрудничества между детьми. Замысел проекта объединяет, роли распределяются, далее идёт содержательная работа. Так скла...

Формирование мотивационной сферы средствами проектной деятельности.

       Именно мотивация к учению – это та грань личностных качеств, которая способствует осуществлению учебной деятельности учащимся не по принуждению, а из осознания ...

Программа читательского интереса младших школьников средствами проектной деятельности.(2 класс)

Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Усилить воздействие книги как средства познания окружаю...

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами проектной деятельности учащихся начальной школы

Формирование здоровья ребёнка в школьном возрасте в значительной мере зависит от того, какая работа ведётся в школе. В работе можно увидеть новые приёмы и методы....

Проект «Творческая активизация учащихся средствами проектной деятельности«

   В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия народных мастеров - уникальные произведения искусства, которые украшают нашу жизнь. В народном творчес...

Особенности управления формированием исследовательских умений младших школьников средствами проектной деятельности в процессе образования

Особенности управления формированием исследовательских умений младших школьников средствами проектной деятельности в процессе образования...