Роль наглядности в начальной школе
статья

В статье рассматривается роль наглядности и эффективное использование наглядных средств обучения  в начальной школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya_o_roli_naglyadnosti_v_nsh_1.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Роль наглядности в начальной школе

«Слово обобщает, образ конкретизирует»

(Н.В. Андреевская)

        

Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Наглядность имеет огромное значение как средство активизации мышления учащихся и их познавательной деятельности. Наглядный метод обучения способствует развитию воссоздающего воображения, обеспечивает правильные, адекватные действительности представления. Наглядность делает более эффективными методы преподавания, экономит время и повышает качество обучения. Вместе с этим она служит средством эстетического воспитания учащихся.

        Эффективное использование наглядных средств обучения (СО) позволяет повышать не только познавательную и мыслительную деятельность учащихся, но и самостоятельную творческую.

Данный принцип пробуждает интерес к изучаемому материалу, содействуя его более глубокому и прочному усвоению.

Наглядность в обучении, также предполагает проведение непосредственных наблюдений, экспериментов, демонстрацию изучаемых явлений в их реальном состоянии для того, чтобы учащиеся смогли представить себе реальный процесс.

Наглядные пособия классифицируют по содержанию и по форме. По содержанию различают изобразительные (учебные и художественные картины) и условно-графические наглядные пособия (схемы, таблицы и др.)

По форме различают печатные, экранные и компьютерные, мультимедийные наглядные пособия.

При этом все эти СО объединяет общий признак – индивидуальная работа учащегося над содержанием изображения. Например, иллюстрация учебника – наиболее доступный вид наглядного пособия, находящийся перед глазами ученика. Под руководством учителя учащиеся могут самостоятельно рассматривать, анализировать и делать выводы из иллюстративного материала.

Наглядные СО на уроке используются с различными целями:

  • Исходный источник знаний;
  • Зрительная опора в рассказе учителя;
  • Иллюстрация рассказа учителя или ученика;
  • Средство закрепления.

Наглядность играет огромную роль и при создании мотивационного модуля урока.

Учебно-наглядные средства обучения, построенные на различных видах изображений, позволяет организовать с учащимися в классе фронтальную, групповую, индивидуальную работу. К тому же, разнообразие СО в учебном процессе позволяет развивать познавательные способности ученика, все виды восприятия и памяти.

Наглядный принцип обучения помогает развивать у учащихся абстрактное мышление и способность воссоздающего воображения. Формирование приемов умственных действий на начальной ступени работы преимущественно связано с наглядными средствами обучения. Уже в начальной школе, знакомя учеников с приемами анализа и синтеза, учитель начинает, как правило, с разбора изображений рисунка учебника, картины, слайда презентации, кадров фильма. Постепенно усложняя приемы формирования умственной деятельности учащихся, обучая школьников умению анализировать и обобщать различные явления, устанавливать причинно-следственые связи между ними, учитель систематически применяет на уроках различные наглядные СО. Разнообразие приемов работы с наглядными СО позволяет учащимся перейти от простейших представлений об окружающем мире к более сложным обобщениям и абстрактным понятиям, а также к пониманию закономерности природных и общественных явлений. На всем протяжении обучения в начальной школе, наглядные образы служат опорой представлений, понятий и суждений.

Важно помнить, что в подборе наглядно-демонстрационного материала в начальной школе необходимо учитывать его качество и соответствие возрастным особенностям учащихся.

Следует также отметить, что с помощью наглядных средств обеспечиваются лучше возможности соединения чувственного и логического, преодоления известной односторонности в передаче знаний учащимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль физминуток в начальной школе

Физминутки необходимы на уроках в начальной школе, особенно в 1-ом классе. В статье описаны основные правила физминуток, виды физминуток и примеры различных физминуток, которые могут быть использованы...

Роль кружков в начальной школе

Роль кружковой работы в начальной школе...

Роль ФГОС в начальной школе.

С 1 сентября 2011 -2012 учебного года первые классы нашей школы начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения......

Роль МО учителей начальной школы в создании системы работы по формированию универсальных учебных действий обучающихся

В послании президента РФ федеральному собранию с инициативой «Наша новая школа» говорится о внедрении новых стандартов. Актуальность и необходимость, конечно, бесспорна. Учить поколение 21 века надо п...

Роль ИКТ в начальной школе

XXI век- век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры...

Реализация принципа наглядности в начальной школе через использование информационных технологий

Одной из основных задач учителя начальной школы является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубок...