Рабочая программа по внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Нураева (Шихалёва) Дарья Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_sotsiokulturnye_istoki_1_klass.docx514.27 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

№ 273 (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ, от 31.07.2020 № 304- ФЗ);

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015

№1576, от 11.12.2020 № 712);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодёжи»;

  • Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Излучинская общеобразовательная начальная школа».

  • Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО.

Рабочая программа по предмету «Социокультурные истоки» разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В. Камкина, доктора исторических наук.

Результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса «Истоки» являются формирование следующих умений:

  • активное освоение духовно-нравственных ценностей нашего общества;
  • целостное восприятие окружающей социальной жизни;
  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Истоки»

является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • формулировать и удерживать учебную задачу;
  • составлять план и последовательность действий;
  • выполнять учебные действия;
  • сравнивать способ действия и его результат с эталоном;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;
  • выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;
  • устанавливать соответствие полученного результата и поставленной цели;
  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;
  • работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, тетрадь).

Познавательные УУД:

  • делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
  • добывать новые знания;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация);
  • наблюдать и делать самостоятельные выводы;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • перечитывать текст с целью оценки смысла всего текста, соотнесения его названия и содержания, поиска нужных частей текста;
  • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений;
  • находить нужную дидактическую иллюстрацию;
  • работать с двумя источниками информации (учебной книгой, тетрадью);
  • сопоставлять условные обозначения учебника и тетради.

Коммуникативные УУД:

  • видеть разницу между двумя заявленными точками зрения и присоединяться только к одной из них;
  • ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию;
  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи;
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметными результатами изучения курса «Истоки» является формирование базового социокультурного ряда.
  1. Содержание занятий в первом классе Развитие духовно-нравственной основы личности

Азбука состоит из четырех разделов: Мир, Слово, Образ и Книга. Предложенные образы, слова, поговорки, фрагменты произведений, тексты представлены системно в алфавитной и содержательных частях.

Например, главная тема при изучении букв А и М – «Семья. Родители». В развитие дети слушают текст «Солнышко, мама и папа».

При изучении букв П и Л – «Поле и лес». В развитие – «Мир и лад» с текстами «Поле и школа», «Поле и семья», «Школа и семья».

При изучении букв И и Р – «Истоки        и радуга»;

букв Щ и Г – «Щит и герб»,

букв Д и Б – «Доброе слово» и т.д.

Иллюстрации и иллюстративные миниатюры развивают образное восприятие ребенка на основе категорий Истоков .

При изучении букв Э и Ю с целью закрепления образного восприятия представлены:

  • портреты великих русских поэтов: Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Федора Ивановича Тютчева, Сергея Александровича Есенина;
  • иконографические изображения и портреты великих людей России: Святого князя Владимира, Святого князя Александра Невского, Михаила Илларионовича Кутузова, Александра Васильевича Суворова.

Материал учебных страниц Азбуки содержит важнейшие образы и понятия, непосредственно связанные с темами воспитательной программы, которые в свою очередь образуют единую линию, задают вектор социокультурного развития личности.

Развитие языкового сознания

Одна из основных задач Азбуки – введение ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, создание прочной понятийной и мотивационной базы для дальнейшего структурного изучения русского языка. С учетом того, что активизация языкового сознания является неотъемлемым условием социокультурного развития личности, оба направления разработаны в едином контекстном поле. Многоуровневые связи, пронизывающие весь комплекс учебно-воспитательных программ, обеспечивают целостное восприятие русского языка как языка великого народа и великой литературы.

Мир (11часов)

  1. Солнышко, мама  и  папа (А М)

Знакомство с «Азбукой истоков». Алфавит – семья букв. Все буквы разные, у каждой свое название и все они одинаково важны и нужны. Различные начертания букв, различие строчных и прописных букв. Рукописные и декоративные шрифты, буквицы.

  1. Мир и лад (Поле, школа и семья) (П Л)

Самое главное в слове – смысл, значение (сравнить значения слов поле, лес, поляна, опушка, дол). Чтобы доброе слово принесло пользу душе, надо его прочесть и понять. Кто поможет правильно понять? Конечно, мама и семья, учитель и школа. Из чего состоит слово? Чем слово отличается от набора букв (читаем ла-ла и ла-па)? (Сравнение букв с семенами часто встречается в пословицах и загадках.)

  1. Истоки и школа (К О)

Что обозначает слово? Предмет, понятие (имена существительные – без терминологии). Общее и конкретное значение слов. Слово-образ, слово-символ. Колокол, язык, книга, школа. Слово – Имя, имена родителей и друзей. (Заглавная буква.)

  1. Дар (Рождество) (Е Ё)

Праздничное слово. Слово-поздравление. Слово-приветствие. Слово- прославление. Какие слова мы часто используем, поздравляя друг друга, почему? Придумываем поздравления и пожелания близким, знакомым и незнакомым людям.

  1. Истоки и радуга (И Р)

Откуда берутся слова? Слова тоже имеют свои истоки. У одних общее происхождение, например: род, родина, родник. Другие, хотя и похожи по звучанию, между собой по смыслу не связаны: рука, река. А бывает, что слова кажутся мало похожими, но глубоко связаны и имеют общие древние корни: Радость, радуга. (В упражнениях найти слова «из одной семьи».)

  1. Сказки А.С. Пушкина (Ш С)

Сказочные слова и присказки. Услышав эти слова, мы сразу понимаем, что это сказка. Почему? (Продолжить предложение так, чтобы получилась сказка.Найти в отрывке о Черноморе слова, которые мы не употребляем в обычной речи, что они означают?)

  1. Родной край (Й)

У каждого края свое имя. В какой стране мы живем? Названия городов, сел, рек, гор родного края. Рассказать о происхождении некоторых названий.

  1. Святыни России. Щит и герб (святой Георгий Победоносец) (Щ        Г) Героические слова, слова верности. Вспомни такие слова с предыдущих уроков. (Крепость, сила, копье, смелость, совесть, родина, родной край).

Слово-действие (глаголы – защищать, обороняться, наступать, побеждать и др.). Что значит «Ищи мира»? Как это делать?

  1. Святыни России. Илья Муромец (У        Ф)

Продолжение темы. Славные имена. Связь имени с родным краем. Почему богатыря Илью назвали Муромцем? Имена каких героев тоже связаны с географическими названиями? (Дмитрий Донской, Александр Невский и др.).

Слово (12 часов)

1 . Слово (Х В)

Высокое предназначение слова. Уважительное отношение к слову. Интонация. Чтение с различной интонацией.

  1. Весна и слово (Н Я)

Слово – сравнение, описание (прилагательные – без терминологии). Обратить внимание на метафоры в четверостишиях. С чем еще можно сравнить весну? Вспоминаем стихи, выученные раньше, ищем сравнения.

  1. Золотое сердечко (З Т)

Пять талантов Золотого сердечка: Доброе Слово, Честное Слово, Слово о родителях, Труд и подвиг, Святое слово. Почему «верная тропа узка»? Чтение – труд души. Трудные упражнения.

  1. Серебряное копытце (Д Б)

Доброе слово. Какие добрые слова мы знаем, часто ли мы их говорим? Учимся говорить добрые слова родителям, учителям, друзьям.

  1. Честное слово. «Добрыня Никитич» (Ч Ы)

Слово – наука. Чему мы научились? Слушать и слышать.

  1. Слово о родителях (Э Ю)

Поэтическое слово. Поэтический образ, рифма, ритм. Примеры из прочитанных стихотворений.

  1. Святое слово. Былина «Алеша Попович» (Ь Ъ)

У каждого человека есть свое дело в жизни, своя профессия. У каждого слова тоже есть своя «работа»: одни, как мы уже знаем, обозначают предметы, другие – действия, третьи – свойства. А еще есть слова-помощники, они обычно очень короткие, но без них не обойтись (предлоги, союзы, междометия – без терминологии). Ищем слова-помощники в тексте (зрительно и на слух).

  1. Чаша жизни (Ж Ц)

Правила в нашей жизни. Как правильно поступать, как себя вести, как правильно говорить и писать? Для этого в русском языке существуют правила. Некоторые мы уже знаем (например, правописание слов с большой буквы), с другими еще познакомимся.

Образ (5 часов)

  1. Родник

Как и наша Родина, наш язык очень богат. Одно и то же можно сказать по- разному. В русском языке много слов близких по смыслу (например, родник, источник, ключ), поэтому наша речь имеет множество оттенков (синонимы, антонимы – без терминологии). Важно научиться подбирать точные слова, чтобы выразить свою мысль.

  1. Образ Родины

Слова очень разные, но «устроены» они похоже. Самая главная часть каждого слова называется корень, как вы думаете, почему? Другие части слова тоже важны, они могут стоять впереди или позади корня и менять смысл всего слова. Примеры из предыдущих текстов.

  1. Образ защитника Отечества

Слова в языке живут дружно, когда одно изменяется, то и другие, если нужно, изменяют свою форму, например: Смелый защитник – смелые защитники. (Изменение по числам, родам, лицам и падежам на примерах – без терминологии). Упражнения: подбор слова в правильной форме, например, «воины покинули свой дом … с победой возвратился воин домой… трудна была его дорога к дому…».

  1. Образ праздника (День Победы)

Мудрое и доброе слово передавалось из поколения в поколение не только с помощью книг, но и устно – в преданиях, сказках и, конечно, песнях. Недаром говорят, что «слово из песни не выкинешь». Чем песня отличается от рассказа или стихотворения? (Ритм, мелодия, рифма, повтор припева). Какие песни мы знаем? Георгиевская скала. Можем ли мы «услышать» письменную речь? Что помогает нам понять интонацию автора? Знаки препинания, почему они так называются? Примеры.

Книга (5 часов)

  1. Книга

Книги бывают самые разные, одни описывают исторические события, другие рассказывают сказки, истории, стихи, третьи учат строить или шить. И у каждой из них своя задача и свои особенности языка.

Упражнение: догадайтесь, из какой книги отрывок. (Из сказки, былины, рассказа, учебника, инструкции и т.п.).

  1. Книга книг

Жизнь книги. Вечные книги человечества. Исторические пути книги (возникновение письменности в древнем мире, братья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки и письменности, первые книги на Руси и т.д.). Библиотека. Традиции собирания библиотеки в семье, школе, обществе.

  1. Живое слово книги

Книга – культурное наследие народа. Уважение и сохранение чистоты и уникальности родного языка. Книги, пришедшие из других стран.

  1. Первая книга. Мир книги

Первая книга: увиденное, услышанное, прочувствованное ребенком. Создание Первой книги.

Открытие мира книг. Рассказ детей о книгах, прочитанных за год. Слова благодарности книге.

Обучение чтению

Методика «Азбуки истоков» разработана с учетом современных представлений о формировании вербальных функций и является развитием традиционного метода   слогового   обучения   чтению.   Азбука нами используется самостоятельно в рамках программы духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Букварные страницы Азбуки посвящены изучению конкретных букв, содержат   зрительные   образы   и   слова,   имеющие   данную    букву, пословицы, стихотворные отрывки, обучающие упражнения и микротексты для чтения. Типовая организация «букварных» страниц способствует концентрации внимания и стимулирует самостоятельную работу учащихся.

Работа с букварными страницами предусматривает пять этапов:

I этап. Сопоставление образа и звука. Развитие фонематического слуха.

  1. этап. Семантический и фонетический анализ отдельных слов с выделенной буквой. На этом этапе предполагается уделять особое внимание смыслу рассматриваемых слов. Важно не просто объяснить незнакомые слова, необходимо выяснить, как дети их понимают, подобрать родственные слова, слова похожие и противоположные по смыслу (без терминов).
  2. этап. На этом этапе объектом изучения является уже не отдельное слово, а целая мысль, связанная с рассмотренными выше словами. Чтобы научить детей выражать свои мысли, им предлагается определить/описать смысл одного из предложенных на странице слов. Дополняя и уточняя друг друга, добавляя сущностное и отсеивая незначительное, дети под руководством учителя рождают свою (!) мысль. И только после этого осуществляется переход к рассмотрению пословицы – короткой, но глубокой по сути фразы.

Знание пословиц приобщает детей к глубинным пластам народной мудрости, приучает искать смысл прочитанного, дает пример лаконичной и образной формулировки мысли. Обсуждение и разъяснение смысла пословицы проводится в живом диалоге с детьми. Важно, чтобы ребенок сделал самостоятельное, пусть небольшое, умозаключение.

При многократном использовании одного и того же материала (слов, фраз, текстов и т.п.) вначале выполняются упражнения, направленные на понимание и осмысление, и только потом – формально-аналитического характера.

  1. этап. Самостоятельное чтение.

Материал для самостоятельного чтения организован в виде таблицы, содержащей слоги и слова разной сложности с этими слогами. Такая структура дает возможность четко прослеживать формирование навыка и своевременно отрабатывать трудные моменты.

Примеры тренировочных упражнений (таблица должна быть продублирована на доске):

  1. Чтение слогов в столбик. Поиск заданного слога.

Поиск начального слога – учитель называет слово, или показывает картинку с изображением предмета, а ученики указывают на первый слог (ваза – ВА).

Комбинация слогов. Чтение цепочки из похожих слогов (ба-ба-ба, ба-бо-ба, бо-бо-ба и т.д.). Можно приводить в игровой форме с использованием различных персонажей. (Кто как стучит?Чьи это шаги? и т.п.)

  1. Чтение пар: слог – слово (ба – бал, до – дом). Анализ: что изменилось, какая буква прибавилась после слога или перед ним?

Чтение более сложных пар (ком – ко-мок, пол – полк). Анализ: как изменился смысл слова, какие буквы добавились? Здесь же полезно обсудить различия в «назначении» слов.

  1. Чтение столбиков слов, поиск слова, прочитанного учителем (возможна работа в парах).
  2. Чтение отдельных длинных слов. Для облегчения вначале можно открывать слово по одному слогу (че-ло-век, че-ло-век, че-ло-век).

Использование различных заданий для многократного прочтения одних и тех же слов повышает эффективность обучения. При этом создаются условия для развития самоконтроля и стремления к самосовершенствованию.

  1. Самое важное – переход к чтению текста. Главная задача учителя подготовить ученика к пониманию мысли. Последняя строка уже не является тренировочным упражнением. Это микротекст для осмысления, и его формальная структура не обсуждается. (Это не игровое задание, ребенок может и должен осознать разницу). «Текст» может быть продолжен или уточнен устно.
  1. этап. Чтение учителем стихотворного отрывка, его обсуждение и заучивание (задача выучить наизусть явно не ставится, а используются приемы опосредованного запоминания):
  • учитель читает, дети слушают;
  • учитель начинает, дети заканчивают строку;
  • учитель читает первую строчку, дети вторую;
  • все читают хором (с минимальной помощью учителя);
  • кто хочет, рассказывает сам.

Эта        общая        схема        работы        может        быть        изменена        или        сокращена        при необходимости. Главное – дать почувствовать детям красоту и неповторимость

поэтического текста, научить слышать и понимать поэзию, без которой невозможно развить настоящее чувство родного языка.

При всей алгоритмичности описанной структуры учителю предоставляется широкое поле для творческой деятельности, т.к. любой этап может быть развернут по усмотрению педагога и стать центральной частью урока, что придает курсу в целом неповторимое разнообразие.

БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД

Истоки. Золотое сердечко. Слово. Душевное тепло. Радость. Любовь. Дар Слова. Честное Слово. Честь. Верность. Верный друг. Слово о родителях. Родительская любовь. Счастье. Надежда. Утешение. Благодарение. Забота. Святое Слово. Дар Божий. Образ. Родник. Святой источник. Святая вода. Крещение. Первый образ. Спаситель. Крест. Светлый Образ. Белый Свет. Икона. Образ Богородицы. Чудотворная икона. Покров. Благодатный Образ. Озеро. Остров. Облако. Запечатленный Образ. Книга. Любимая Книга. Первая Книга. Живая Книга. Живое Слово Книги. Созидание. Книга книг. Заповеди Божии. Светлое Христово Воскресение. Жизнь Вечная. Мир Книги.

Главными целями курса в 1-м классе являются:

  • освоение первых социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга.
  • развитие целостного восприятия, способности чувствовать и понимать окружающий Мир, слышать Слово, видеть Образ, любить Книгу.

Формы работы:

  • теоретические (беседа, анализ ситуации, работа с материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал));
  • практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки).

Занятия проходят по группам, парами, в «круге».

Формы подведения итогов: составление «Моей первой книги».

В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью рабочей тетради. В этой тетради обучающиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.

Планируемые результаты освоения курса в 1 классе:

  • освоение следующих базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья: Истоки. Золотое сердечко. Слово. Душевное тепло. Радость. Любовь. Дар Слова. Честное Слово. Честь. Верность. Верный друг. Слово о родителях. Родительская любовь. Счастье. Надежда. Утешение. Благодарение. Забота. Святое Слово. Дар Божий. Образ. Родник. Святой источник. Святая вода. Крещение. Первый образ. Спаситель. Крест. Светлый Образ. Белый Свет. Икона. Образ Богородицы. Чудотворная икона. Покров. Благодатный Образ. Озеро. Остров. Облако. Запечатленный Образ. Книга. Любимая Книга. Первая Книга. Живая Книга. Живое Слово Книги. Созидание. Книга книг. Заповеди Божии. Светлое Христово Воскресение. Жизнь Вечная. Мир Книги.
  • раскрыть их смысл в соответствии с контекстом употребления;
  • уметь правильноиспользовать их в своей речи;
  • использовать их при организации самостоятельных видов деятельности.

Содержание занятий вовтором классе

Родной очаг(9 часов)

ИМЯ. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?

СЕМЬЯ-мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей - основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?

РОД – люди, происходящие от одного предка. Род - твоя связь с прошлым и будущим. Поколение и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.

ДОМ– территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.

ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревьев. Деревенская улица и деревенский дом. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?

ГОРОД. В чем его отличие от деревни? Как город рассказывает о себе? Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.

Родные просторы (9 часов)

НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива-творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля.

ЛЕС. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.

РЕКА. О чем говорят названия рек. Как река служит человеку. В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая.

МОРЕ-ОКЕАН. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море- конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы, мореходы.

ПУТЬ-ДОРОГА Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога к жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.

Труд земной (8 часов)

СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.

БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?

ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?

МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.

КУЗНЕЦЫ-УМЕЛЬЦЫ. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?

ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка-народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.

Труд души(8 часов)

СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово-Библия.

СКАЗКА. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.

ПЕСНЯ. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песня задушевная.

ПРАЗДНИК. Смысл праздника. Почему праздник называют «труд души»?

Главные праздники года.

КНИГА. Библия-Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?

ИКОНА-образ иного преображенного мира. Как чтят икону? Лампада.

Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?

ХРАМ. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека.

Храм хранит труд многих людей.

БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД

Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм.

Согласие. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля. Течение времени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Ловкость. Своевременность. Терпение. Преображение. Задушевность. Мудрость. Труд души. Тайна. Надежда

Главными целями курса во2-м классе являются:

  • освоение социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга;
  • развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни;
  • развитие целостного восприятия мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного), способности слышать Слово, видеть Образ и создавать Книгу.

Одними из важнейших задач являются присоединение ребенка к школе, работа с родителями, объединение усилий семьи и школы в вопросах воспитания. Истоки решают и другие образовательные задачи: развитие речи и языкового сознания, общения, обучение грамоте и др.

Планируемые результаты освоения курса во 2 классе:

  • освоение следующих базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными        линиями        национально-регионального        компонента

Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья: Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Горы. Дорога. Путь. Река. Море. Озеро. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Сказка. Песня. Информация. Праздник. Храм. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля, Течение времени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Терпение. Преображение.

  • раскрыть их смысл в соответствии с контекстом употребления;
  • уметь правильноиспользовать их в своей речи;
  • использовать их при организации самостоятельных видов деятельности.

Содержание занятий в третьем классе

Вера (10 часов)

ВЕРА. Ступеньки веры - доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело - к вере.

ВЕРНОСТЬ-преданность и надежность. Верность - знак веры. Почему в большом деле дают присягу? Нарушать клятву-веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.

ПРАВДА. Правда в деле, в слове, в образе. Что означает жить по правде. Правда всегда с верой дружит. Правда - путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие.

ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду»? Честное дело не таится.

Честь и хвала-награда за доблесть, похвала мудрости и поклон Преподобному.

Надежда (9 часов)

НАДЕЖДА - стремление к доброму исходу своего дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды - отчаяние.

СОГЛАСИЕ - единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие и разногласие.

ТЕРПЕНИЕ - умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу.

ПОСЛУШАНИЕ - доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание.

Любовь(9 часов)

ЛЮБОВЬ - сердечная привязанность. Любовь-добро. Любовь-единство.

Любовь-дружба. Святая любовь. Любовь - созидательный труд души и тела.

МИЛОСЕРДИЕ - иметь милость в сердце. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым ко злу. Где гнев - там и милость. Милость от любви исходит.

ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.

ПОКАЯНИЕ - чистосердечное признание в поступке, отречение от зла.

Покаяние ведет к очищению. Покаяние любви учит.

София(6 часов)

УМДАРАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.

РАЗМЫШЛЯТЬИВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума - беда. Где ума не хватит - спроси разума.

ИСТИНА - неложность, подлинность, искренность. Хранители истины.

Слово истины. Истина в деле. Истовость. Истина в образе. Путеводный образ.

ЗНАНИЕИМУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание – плод учения, а истина - любви и правды. Мудрость и мудрецы. София-премудрость. Почему Вера, Надежда и любовь - родные сестры

БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД

Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знание и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви.

Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Правосудие. Путеводный образ. Единомыслие. Единодушие. Единоверие. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Милость в сердце. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Вразумление. Подлинность. Искренность.

Главными целями курса в 3-м классе являются:

  • освоение социокультурных категорий Вера, Надежда, Любовь, София;
  • развитие социокультурного опыта присоединения к истокам духовности и нравственности;
  • развитие целостного восприятия мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовные и душевные начала);
  • формирование ощущения этнического и социокультурного родства с

окружающим социумом; уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации.

Планируемые результаты освоения курса в 3 классе:

  • освоение следующих базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья: Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знание и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви.

Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Правосудие. Путеводный образ. Единомыслие. Единодушие. Единоверие. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Милость в сердце. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Вразумление. Подлинность. Искренность.

  • раскрыть их смысл в соответствии с контекстом употребления;
  • уметь правильноиспользовать их в своей речи;
  • использовать их при организации самостоятельных видов деятельности.

Содержание занятий в четвертом классе

Введение (1 час)

Что такое традиции? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества.

Традиции образа(8 часов)

ТРАДИЦИИ ПЕРВОГО ОБРАЗА: Отец, роль и место отца в доме и семье. Родоначальник и род. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названый.

Мать: роль и место матери в семье и доме. Родная мать, мать-хранительница очага, крестная мать

Отечество. Родина. Мир-Вселенная, мир-сообщество, мир-согласие. Щит и меч на защите Отчизны. Щит и меч как символ миролюбия и справедливой кары.

ОБРАЗЫ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ, ЛЮБВИ. Вера, Надежда, Любовь в сердце русского человека. Праведники и мудрецы-носители традиции Веры, Надежды, Любви. Ангел-Хранитель. «Спасы» в народной культуре и традициях. «Спас в силах». Образ Спаса как знак любви Божией. «Спас как надежда» Смысл купола и креста в храмостроительстве и искусстве. Их виды. Дерево и птицы на русских иконах. Мотивы дерева, птицы и коня, ладьи в народном творчестве.

ОБРАЗЫ ПОКРОВА В НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ. Почитание Богоматери на Руси. Владимирский образ Божией Матери - святыня России. Покров Пресвятой Богородицы как символ заступничества. Образ Богородицы: «Умиление»,

«Знамение», «Путеводительница». Праздничные традиции и обычаи праздника Покрова.

ОБРАЗЫ СОФИИ И СВЕТА. Троица как знак единения, любви и согласия. Красота образа. Образ Троицы в искусстве в искусстве и окружающем мире. Софийские соборы в культуре России. Свет как знак истины, мира и добра. Свет знания и тьма невежества. Свеча и лампада в различных жизненных обстоятельствах русского человека.

Традиции слова (8 часов)

ТРАДИЦИИ СВЯТОГО СЛОВА. Святые слова просвещают ум, сердце и укрепляют силы. Обычаи и традиции молитвы. Завет и заповедь. Слово заветное и слово заповедное.

ТРАДИЦИИ ДОБРОГО СЛОВА. Благословение. Благословение родителей и благословение священника. Доброе дело без благословения не начинается. Послушание. Почитание родителей. Любовь и умиление. Радость личная и радость общая. Доброе слово способно вершить великие дела: врачевать, примирять, утешать и согревать.

ТРАДИЦИИ ЧЕСТНОГО СЛОВА. В чем состояло достоинство, уважение и почет русского человека. Слова чести и уговора - самые надежные. Уговор дороже золота. Вид уговора. На доброе дело – уговор, а на злое – сговор. Обетное слово. Виды традиционных обетов. Умей держать верность слову.

ТРАДИЦИИ ПОКАЯННОГО СЛОВА. Слова очищения. Признание вины. Обычаи покаяния. Исповедь. Слова прощения.

Укор и укоризна. Слово укоризны совесть пробуждает. Совесть выговора наказывает. Совестливому человеку укоризна страшнее выговора.

Традиции дела (8 часов)

ТРУДОВЫЕ ТРАДИЦИИ. Крестьяне, ремесленники и купцы-труженики России. Обычаи общего дела. Распределение труда и сил. Община, артель, сотни, гильдии, цехи -традиционные трудовые сообщества.

ТРАДИЦИИ СЛУЖЕНИЯ. Царство и воинство, священство и книжники. Обычаи и нормы справедливого управления и суда, отваги и мужества, терпения и просвещения, рассуждения. Собор и дружина, браться и училища - традиционные сообщества общественного служения

ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Опыт и трудолюбие, умение и смекалка, честность и благотворительность- основа трудовых традиций. Молодой работает, старый ум дает. Как выгоду совместить с добром. Отвага и мера, прозорливость и талант, основа служения. Праведный труд. Почему в основе любого таланта любовь. Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.

Традициипраздника(8 часов)

ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА. Православные праздники. Обычаи православного праздника: моление и крестный ход. Праздник семейный. Торжество семьи. Гостеприимство, гулянье, трапеза. Трапеза-знак единения и примирения. Обычай русской трапезы. Где песня льется – там легче живется. Праздник народный и государственный. Народные гуляния. Ярмарка. Возложение венков. Воинский парад.

Заключительный урок (1 час)

Почему Истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир. Истоки: прошлое в настоящем ради будущего.

БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД

Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиги души.

Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названый. Мать. Родная мать, мать-хранительница очага, крестная мать.

Мир-Вселенная, мир-сообщество, мир-согласие. Щит и меч. Троица. Спаситель и «Спасы». Покров Пресвятой Богородицы. Образы Богородицы. Ангел-Хранитель. Праведники и мудрецы. Купол и крест. Свет, свеча и лампада. Моление и крестный ход.

Сообщество. Община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро.

Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет. Укор. Укоризна.

Подвижники. Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.

Главными задачами курса в 4-м классе являются:

  • осмысление и конкретизация духовно-нравственных категорий, предусмотренных программой;
  • развитие внутреннего, духовного мира ради осознания своей нужности, полезности;
  • воспитание чувства уважения, верности, ответственности к своей семье, родным, соотечественникам, Родине и чувства взаимного признания другого мира (веры, культуры, нации);
  • социокультурное развитие группы;
  • выработка собственной жизненной позиции, духовное осознание ответов на вопросы: «Кто я? Кто мы?» (формирование целостной идентичности личности)

В четвертом классена новом уровне осуществляется повторное обращение к базовым социокультурным ценностям, осваиваемым в предыдущие годы, и, следовательно, актуализируются все содержательные линии НРК ГОС.

Планируемые результаты освоения курса в 4 классе:

  • освоение системы базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья:Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиг души.

Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, духовный, названный.

Мать. Родная мать, мать - хранительница очага.

Мир - Вселенная, мир - сообщество, мир - согласие. Отечество. Щит и меч. Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия,

училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро.

Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет укор и укоризна.

Праведники и мудрецы.

Подвижники.

Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.

Традиции моей страны. Память народа. Человек, Традиции дела и служения. Гражданин. Забота о Родном Крае - долг гражданина. Законы и нормы. Ответственность. Россияне. Праздники Отечества. Государственные, национальные и народные праздники. Символы Отечества. Гимн. Герб. Флаг. Памятный Знак. Символ. Памятные места. Святыни. Служение Отечеству. Трудовое, воинское служение. Гражданское служение. Традиции народов по сохранению духовного и физического здоровья. Мир современный и мир старины. Связь поколений. Чувство Родины;

  • истолковывать их смысл и сознательно употребляют в своей речи, общении, оценках;
  • использовать при создании первой авторской Книги;
  • опираться на них в организации и оценке своей деятельности и общения;
  • применять их в поисковой и простейших формах исследовательской работы по изучению традиций родного края.

Ожидаемые результаты:

  • формирование системы духовно-нравственных ценностей;
  • развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
  • приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
  • умение вести продуктивный диалог и сотрудничать;
  • расширение кругозора и словарного запаса.
  • освоение первичных базовых социокультурных ценностей: Истоки. Слово. Доброе Слово. Душевное тепло. Радость. Любовь. Дар Слова. Честное Слово. Честь. Верность. Верный друг. Слово о родителях. Родительская любовь. Счастье.

Благодарение. Забота. Святое Слово. Образ. Родник. Святой источник. Первый образ. Светлый Образ. Благодатный образ. Книга. Любимая Книга. Первая Книга. Живая Книга. Живое Слово Книги. Созидание. Вечные и великие книги. Мир Книги. Мир. Человек. Родной край. Здоровье. Красота. Природа. Творчество.

2. Тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Социокультурные истоки» 1 класс

№ п/п

Тема

Содержание занятия

МИР

1

Солнышко, мама и папа.

На первом занятии с учащимися проводится инструктаж по правилам поведения. Так же они знакомятся с содержанием курса «Социокультурные

истоки». Родители. Мама. Папа.

2

Сердечное тепло родителей.

Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение.

Благодарность.

3

Мир и лад.

Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад.

Согласие. Уважение.

4

Первая книга.

Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую

книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи.

5

Истоки и школа.

Истоки глазами детей.

6

Истоки и радуга.

Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга - образ Истоков, соединяющий небо,

землю и человека.

7

Сказки А.С. Пушкина.

В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и

храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть.

8

Родной край. Родина.

Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная

песня.

9

Щит и герб.

Духовный защитник нашего Отечества святой Георги Победоносец.

10

Щит и герб.

Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб.

11

Илья Муромец.

Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость.

Мир.

СЛОВО

12

Слово.

Слово наполняет душу человека светом. Слово

соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь.

13

Слово.

Слово проверяется делом.

14

Весна и слово.

Что пробуждает сад добродетелей в душе человека?

15

Весна и слово.

Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающе

силе Слова.

16

Золотое сердечко.

Пять талантов Золотого сердечка. Доброе Слово.

17

Золотое сердечко.

Честное Слово. Слово о родителях. Груд и подвиг.

Святое Слово.

18

Серебряное копытце.

Добро. Доброе Слово. Доброе дело.

19

Добрыня Никитич.

Честное Слово. Родительское благословение. Подвиг

20

Слово о родителях.

Благословение. Родительское слово.

21

Слово о родителях.

Материнская и отеческая любовь. Уважение.

Почитание.

22

Алеша Попович.

Святое Слово. Богатырская доблесть. Честь.

23

Чаша жизни.

Жизнь. Любовь. Дружба. Добрые дела.

ОБРАЗ

24

Родник.

Род, Родник, Родное слово, Родная земля, Родина. Родник - начало жизни. Живая вода. Святой источник Святая вода.

25

Образ Родины.

Родина. Родная земля. Отечество.

26

Образ Родины.

Святая земля. Образ Родины.

27

Защитник Отечества.

Святой Александр Невский - солнце Земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского

народа.

28

Образ праздника.

День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память.

КНИГА.

29

Книга.

Книга - живое существо. Добро и красота. В каждом

человеке живет Творец.

30

Книга книг.

Собирание библиотеки - добрая традиция нашего народа. Книга книг - Библия. Библия положила начал

объяснению книг в семью - библиотеку.

31

Живое слово книги.

Чтение - сердечный дар. Живое слово Книги найдет

отклик в душе читателя.

32

Первая книга.

Первая книга соединяет труд семьи и школы.

33

Мир книг.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Спортивно - оздоровительное направление...