Памятка для учителей "Обучающиеся с ОВЗ: особенности, адаптация учебного материала"
консультация

Чудинова Ольга Ивановна

В помощь учителю. 

На первый взгляд категорий обучающихся с ОВЗ не так уж и много, но сколько детей, столько и особенностей. Каждый ребенок индивидуален и подход к нему строится из приспособления педагога к этим маленьким ноткам его души. 

В ответ на запрос учителей была создана таблица с основными особенностями отдельных категорий детей с ОВЗ, а также основные рекомендации по адаптации учебного процесса под нужды обучающихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_deti_s_ovz_adaptatsiya_materiala.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка

 «Обучающиеся с ОВЗ: особенности, необходимая помощь на уроке»

Вариант в заключении ПМПК

Нарушение

Особенности

Помощь на уроке

4

Слабовидящий ребенок

  • Острота зрения лучше видящего глаза в условиях оптической коррекции от 0,05-0,4;
  • Нарушение поля зрения;

Затруднения:

  • в овладении пространственными представлениями,
  • в словесном обозначении пространственных отношений,
  • своеобразие речевого развития (снижение динамики и накопления словаря),
  • слабая связь речи с предметным содержанием.

  • Зрительная нагрузка не более 10-15 минут (чередование зрительной, слуховой и тактильной нагрузки)
  • Использование тетрадей в широкую линейку
  • Письмо без наклона ручкой с чёрной пастой
  • Использование подставки для книг при чтении
  • Проведение физминуток, в том числе для глаз
  • Использование индивидуальных средств коррекции
  • Использование дополнительных источников освещённости (при необходимости)
  • Использование ТСО не более 15 минут (изображение на экране должно быть качественным, ярким, контрастным; расстояние от центра экрана до пола должно составлять 1,0–1,5 м; не допускать выключение и включение общего освещения во время просмотра видеофрагментов и просмотр в полной темноте

Требования к наглядности:

  • Удобство использования, безопасность
  • Отсутствие лишних деталей
  • Увеличение размеров изображения
  • Яркая, контрастная цветовая гамма
  • Выделенный контур
  • Использование полужирного шрифта
  • Arial,  печать через 1,5 интервала

При выполнении итоговых работ есть необходимость адаптации текстового и иллюстрационного материала, время выполнения может быть увеличено в 1.5 раза.

5

Дети с тяжелым нарушением речи

  • Нарушения всех компонентов языка (звукопроизношения, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, бедность словарного запаса);
  • Нарушение письма и чтения.

Обязательное сопровождение учителя-логопеда.

  • Речь педагога должна быть небыстрой, четкой, разборчивой с подчеркнутой артикуляцией. Также она должна состоять из коротких и ясных по смыслу предложений.
  • Отказаться от проверок учащегося на скорость чтения.
  • Нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (надлежащими исправлению).
  • Использование зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц). Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
  • Включать в уроки тренировочные упражнения по развитию внимания, памяти, мыслительных операций.
  • Давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (примерно через 10 минут).

6

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА)

Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.

  • Соблюдение временного режима: динамическая пауза через 20 минут от начала урока для снижения мышечного напряжения;
  •  Свободный доступ к парте, учет ведущей руки (не мешать соседу при письме);
  • Помогать ребенку принять удобную позу;
  • Создание ситуации успеха ребенку, использовать сильные стороны при включении в процесс урока;
  • В каждое занятие желательно включать упражнение на пространственную и временную ориентацию (например, положи ручку справа от тетради; найди сегодняшнюю дату на календаре и т.д.).

7

Дети с задержкой психического развития

  • Нарушение внимания – сниженная концентрация и неустойчивость внимания, повышенная отвлекаемость.
  • Часто сопровождается повышенной двигательной и речевой активностью.
  • Нарушение восприятия – проявляется в трудностях построения целостного образа. Кроме того, у ребенка страдает ориентировка в пространстве и скорость восприятия.
  • Особенности памяти – заключаются в лучшем запоминании наглядного материала, чем вербального.
  • Проблемы речи – связаны в основном с темпом ее развития.
  • Отставание развития основных форм мышления – обнаруживается при решении задач на логико-словесное мышление. Так, к началу школьного обучения ребенок с ЗПР не владеет полностью всеми интеллектуальными операциями, которые необходимы для выполнения школьных заданий (сравнение, обобщение, синтез, анализ, абстрагирование). 
  • Учебный материал преподносить небольшими порциями;
  • Усложнять материал следует постепенно;
  • Необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий:

- дополнительные наводящие вопросы;

- наглядность - картинные планы, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки», графические модели, карточки-помощницы, которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала;

- приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач;

- помощь в выполнении определенных операций;

- образцы решения задач;

- поэтапная проверка задач, примеров, упражнений.

  • Обучение навыкам эмоционального самоконтроля
  • Важно придерживаться последовательных требований в общении с ребенком.
  • Необходимо избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
  • Не сравнивать ребенка с другими детьми или эталоном, не предъявлять завышенных или заниженных требований
  • Сразу поощрять успехи и достижения ребенка.
  • Во время уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы
  • В случае затруднений при выполнении задания ребенку должна быть предоставлена возможность обратиться за помощью к педагогу.
  • На определенный отрезок времени давать только одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
  • Для подкрепления устных инструкций использовать наглядные материалы (картинки, схемы, образец и т.д.).
  • Создавать ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны.
  • Во время учебного дня предусматривается двигательная «разрядка»: каждые 15—20 мин. на уроке рекомендовано проводить динамическую паузу.

9

Дети с умственной отсталостью

  • Снижение интеллекта
  • Системное недоразвитие речи
  • Нарушение восприятия
  • Нарушение внимания
  • Недоразвитие познавательных интересов
  • Нарушение эмоционально-волевой сферы
  • Малопродуктивность памяти
  • Конкретность, некритичность мышления

  • Замедленность обучения и частую повторяемость материала;
  • Подача учебного материала малыми порциями;
  • Максимальная развернутость и расчлененность материала;
  • Постоянная опора на опыт ребенка;
  • Использовать вербальные поощрения;
  • Свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное;
  • Составлять планы;
  • Предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;
  • Разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;
  • Игнорировать незначительные поведенческие нарушения;
  • Разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;

Психологи утверждают, что от услышанного учащимся в течение урока в памяти остается у умственно отсталого ученика меньше 10 % содержания, от воспринятого через чтение - 30 %, при наблюдении предмета (т. е. при опоре на наглядность) остается в памяти детей приблизительно 37% воспринятого. Практические же действия с учебным материалом оставляют в памяти до 70%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптация учебного материала по математике для обуч-ся с ОВЗ

адаптация учебного материала по математике для обуч-ся с ОВЗ...

Адаптация учебного материала по литературному чтению

Адаптация учебного материала по литературному чтению...

Адаптация учебного материала для обучающихся с РАС на примере урока русского языка в 3 классе.

Статья содержит пример адаптации учебного материала к уроку русского языка "Изменение рода имён прилагательных"  в 3 классе для обучающихся с Расстройством аутистического спектра....

Способы адаптации учебного материала для детей с РАС

В данной статье представлены рекомендации по адаптации учебного материала для детей с РАС...

Адаптация учебного материала при обучении детей с ЗПР английскому языку на уровне начального общего образования

На сегодняшний день реалии таковы, что учащихся с ЗПР становится всё больше и больше. Так как они обучаются в классах с обычными детьми, то проблема обучения детей с задержкой развития представляется ...

АДАПТАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ 1-4 КЛАССОВ

Содержание представленного материала поможет понять особенности развития обучающихся с ОВЗ и раскроет особенности  адаптации содержания образовательного процесса, методов и приемов из обучения....

АДАПТАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ 1-4 КЛАССОВ

АДАПТАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ 1-4 КЛАССОВ...