«Из опыта работы по формированию положительных эмоций и мотивации к учебному процессу у учащихся начальных классов»
статья (2 класс)

Алена Валерьевна Пыхтунова

Умственно-отсталые дети имеют особенности в эмоционально-волевой сферы.их переживания ограничены, чувства недостаточно дифференцирЭто приводит к тому, что мотивация к учению очень слабая. Поэтому в школе мы успешно применяем

технологии, позволяющие повысить интерес к деятельности, творчеству, знаниям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

Тема: «Из опыта работы по формированию положительных эмоций и мотивации к учебному процессу у учащихся начальных классов»  (Слайд №1)

          Педагогическая практика без теоретических основ  не может дать положительных результатов.           Наше кредо:   « Обучая детей, учись сам»

 (Слайд № 2)

Вопрос о мотивации учебной деятельности, о проявлении положительного отношения детей к школе имеет важное практическое значение для организации коррекционно-образовательного процесса. (Слайд № 3) Два понятия – положительный настрой и мотивация к учению – перекликаются и следуют одно из другого. Поэтому говорить о них следует вместе. (Слайд № 4)

 Нужно отметить, что эмоциональная сфера у учащихся с умственной отсталостью достаточно своеобразна. (Слайд № 5) Им свойственны:

  • Эмоциональная незрелость
  • Недостаточная дифференцированность чувств
  • Ограниченность переживаний
  • Неадекватное проявление радости, веселья, огорчения. (Слайд № 6)

Их переживания однообразны, поверхностны,стихийны, внушаемы.

А многие дети, придя в 1 класс, кроме этого имеют недостаточный эмоциональный опыт,  cвязанный с социумом.

Это еще усложняется тем, что теперь, согласно всеобучу в школу приходят учиться дети с непростыми диагнозами. (Слайд № 7)

С диагнозом «Умеренная  У/О под ?» в начальных классах обучается 22 человека. Многие из них – с аутичными проявлениями, серьезными речевыми нарушениями, синдромом Дауна. Эмоционально-волевая сфера таких учащихся, когда они поступают в школу, крайне низкая. Соответственно, мотивация к учению отсутствует. Это еще больше затрудняет возможности таких детей. (Слайд № 8)

Предлагаю посмотреть на примере своего класса, какие особенности эмоционально-волевой сферы педагоги начального звена выявляют у учащихся в начале обучения. (Слайд № 9,10)

 (круговая диаграмма)

Таким образом, сталкиваясь с такими  особенностями развития учащихся, мы находимся в  постоянном педагогическом творческом поиске, внедряем в свою практику различные методы и приемы, чтобы создавать благоприятные условия для формирования желания учиться, стимулирования учебной деятельности детей. Кроме того, в учебно-воспитательном процессе в первую очередь необходимо расширять жизненную компетенцию, жизненный опыт и социальные контакты ребенка, как требуют новые стандарты  обучения. Целей этих мы добиваемся при совместной деятельности учащихся начального звена, где младшие учатся у старших их приобретенным умениям. (Слайд № 11)

Традицией для нас стало проведение не только предметных недель по основным предметам, но и различных тематических недель, на которых применяются новые образовательные технологии. Остановимся на некоторых примерах, чтобы наглядно показать, как мы повышаем мотивацию к учению у своих ребят. (Слайд № 12)

  • Неделя Байкала. Экологическая игра – бродилка по станциям, особенно любима детьми. Каждый педагог готовит занимательные задания, информацию о Байкале, непринужденно увлекая детей. Ребята учатся работать коллективно, сопереживать, им интересно. Соревновательный момент – получение баллов на каждой станции – мотивирует всех. На таких неделях мы и рисуем, и коллективно создаем плакаты, проводим виртуальные экскурсии и читаем стихи.

   Хочется подчеркнуть, что когда дети участвуют в совместной деятельности друг с другом, с педагогами. Они учатся адекватно реагировать на меняющуюся обстановку, на других педагогов. Они спокойно обращаются к ним за помощью, привычно воспринимают информацию. Это, несомненно,  поможет им быстро адаптироваться при переходе в среднее звено.

  •  Одним из новых стало применение метода проекта. (Слайд № 13)   Мы сомневались, долго спорили на метод. объединениях о том, что это трудно применить в нашей школе. Но элементы все же попробовали. И вот  что получилось. (Слайд № 14) Итогом недели стало открытое родительское собрание «Влияние воздуха на здоровье человека». 

 Отмечу, что  работа по созданию пректа выполняется с учетом возможностей учащихся, строго разграничиваются задания по классам, по уровням сложности.  Все ребята охвачены разнообразной деятельностью. (Слайд № 15)

Продемонстрирую несколько примеров с проектной недели «Птичкина неделя». (Слайды № 16, 17, 18)

              Предметные недели также очень разнообразны по своему содержанию.

       К примеру, эмоционально, с удовольствием работаем на Неделе Чтения. В нынешнем году тему ограничили: «Творчество Михаила Пришвина». Это оказалось очень правильно. С разных сторон изучали произведения замечательного писателя. (Слайды №19,20). 

Обратим внимание, что на переменах дети не праздно проводят время, а с увлечением изучают стенды. При этом, никто не рвет, не рисует на плакатах. Ребятишки заинтересованы, чтобы сохранить эти совместные труды.  

  • Новым стало в нашей работе  проведение ярмарок Добрых дел. (Слайд №21).         (Рассказать принцип). Дети учатся не потребительски относиться к жизни, а реально делать добро для других. Ребята увидели результат своей деятельности, это очень мотивирует их теперь на подобные поступки. (Слайды №22, 23)

Новые оборазовательные стандарты требуют постоянного обновления учебного процесса, применения новых продуктивных образовательных технологий. Инновационные технологии требуют от педагогов постоянного творческого поиска,  решения проблем с мотивацией школьников к учебной деятельности, обеспечения комфортных условий для учащихся. А для учеников- включения в посильную активную деятельность, способствующую формированию устойчивых понятий и умений. Мы постоянно используем в своей работе такие технологии:

- метод проекта;

- различные игровые технологии; (Слайд №24) Это наши традиционные игры-бродилки по станциям.

- ЗОЖ-технологии; (Слайд №25)

- использование ИКТ;

- обучение в сотрудничестве, КТД; (Слайд №26)

Итог: То состояние, эмоциональный настрой, в котором находится ребёнок с первых минут, проведённых в школе, будут иметь очень большое отношение к учёбе, к новой для него позиции школьника. (Слайд №27)

   Использование творческих заданий, разнообразных дифференцированных, красочных приемов, где все –один дружный коллектив – это, несомненно, способствует формированию положительных эмоций в учебном процессе и повышению мотивации школьников. (Слайд №28)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы педагога по теме «Использование ИКТ как основной компонент активизации познавательнойдеятельности учащихся начальных классов».

Новизна опыта  заключается в разработке и совершенствовании  форм, методов, приёмов работы по использованию информационных технологий в учебном процессе, в создании и накоплении необходимого...

«Технология развития критического мышления (ТРКМ)– основа формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся начальных классов.»

Одна из новых технологий, которая актуальна в практике педагогов – это технология критического мышления. Она развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит ...

Пути формирования учебно-познавательных компетентностей учащихся начальных классов»

Пути формирования учебно-познавательных компетентностей учащихся начальных классов»...

«Технология развития критического мышления (ТРКМ)– основа формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся начальных классов.»

Аннотация     Одна из новых технологий, которая актуальна в практике педагогов – это технология критического мышления. Она развивает коммуникативные компетентности, умение находить...

Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов средствами исследовательской деятельности

Статья о формировании универсальных учебных действий у учащихся начальных классов...

Обобщение опыта работы по теме «Использование ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов»

ИКТ – это визуальный ресурс, который позволяет сделать уроки живыми и привлекательными для учениковПри умелом использовании , ИКТ помогают учителюне только  разнообразить урок, но и экономить вре...

Создание условий для формирования у учащихся с ОВЗ положительных эмоций по отношению к учебному процессу

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Уже в начальной школе учебная мотивация становится достато...