Педагогический проект
проект

Филиппова Людмила Владимировна

Основной результат – развитие личности ребенка на основе  учебной деятельности  Основная педагогическая задача –создание и организация условий, инициирующих детское действие. 

Цель проекта: определение влияния системно - деятельностного подхода на формирование универсальных учебных действий.

Задачи:  

 1. Проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической и методической литературе. 

  2. Построить обучение школьников на основе новых педагогических технологий, базирующихся на системно – деятельностном подходе.

  3. Выбрать оптимальное сочетание форм и методов обучения для формирования универсальных учебных действий.

  4. Провести диагностику уровня сформированности универсальных учебных действий, проанализировать полученные результаты.

  5. Разработать методические рекомендации для учителей начальных классов по построению уроков на основе системно – деятельностного подхода.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 11» Педагогический проект «Системно – деятельностный подход как способ формирования универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов» Филиппова Людмила Владимировна, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории

Слайд 2

В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Вектор смещения акцентов нового стандарта Чему учить? обновление содержания Ради чего учить? ценности образования Как учить? обновление средств обучения формирование универсальных учебных действий

Слайд 3

Противоречия 1. Между потребностью общества в активной, свободной, самоопределяющейся личности и крайне низкой мотивацией к обучению. 2. Разрыв между знаниями обучающихся начальной школы и умениями применять эти знания на практике. 3. Между необходимостью "уметь учиться" и отсутствием у обучающихся нужных учебных умений, обеспечивающих успешное обучение. 4. Между временем, необходимым для изучения всё возрастающего объема учебного материала, и стандартными временными рамками урока.

Слайд 4

Цель проекта: определение влияния системно - деятельностного подхода на формирование универсальных учебных действий Объект: системно - деятельностный подход Предмет: универсальные учебные действия

Слайд 5

Гипотеза: процесс формирования универсальных учебных действий у младших школьников будет эффективным, если организовать обучение на основе системно – деятельностного подхода.

Слайд 6

Задачи: 1. Проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической и методической литературе. 2. Построить обучение школьников на основе новых педагогических технологий, базирующихся на системно – деятельностном подходе. 3. Выбрать оптимальное сочетание форм и методов обучения для формирования универсальных учебных действий. 4. Провести диагностику уровня сформированности универсальных учебных действий, проанализировать полученные результаты. 5. Разработать методические рекомендации для учителей начальных классов по построению уроков на основе системно – деятельностного подхода.

Слайд 7

Теоретическая и методологическая база проекта В основу проекта положена идея деятельностного подхода (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.) Концепция развития универсальных учебных действий на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, В.А. Разумный, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков и др.).

Слайд 8

Этапы Сроки Ответственные Подготовительный этап 1. Осуществление анализа литературы по проблеме формирования универсальных учебных действий. 2. Определение цели проекта, объекта, предмета, выдвижение гипотезы, постановка задач, составление плана работы. 3. Выбор оптимальных педагогических технологий, форм и методов обучения для формирования универсальных учебных действий. 4. Определение критериев оценки и способов мониторинга универсальных учебных действий. 2019 -2020 учебный год Учитель, психолог Основной этап 1. Проведение диагностики обучающихся с целью выявления исходного уровня сформированности УУД. 2. Реализация основного содержания проекта (проведение уроков и внеурочных занятий с использованием выбранных технологий, форм и методов обучения для формирования универсальных учебных действий). 3. Применение психолого-педагогического инструментария для мониторинга сформированности универсальных учебных действий (промежуточные диагностики). 4. Корректировка дальнейшей работы. 2020-2022 учебный год Учитель, психолог, завуч Заключительный этап 1. Мониторинг хода реализации проекта и внесение корректив. 2. Оформление результатов. 2022-2023 учебный год Учитель, психолог, завуч ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Слайд 9

Личностные Коммуникативные Познавательные Регулятивные МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ УУД

Слайд 10

Технологии деятельностного типа для формирования универсальных учебных действий Технология деятельностного метода (ТДМ) Технология проектного обучения Проблемно-диалогическая технология Технология критического мышления Технология оценивания Технология продуктивного чтения

Слайд 11

Модель работы по формированию универсальных учебных действий через технологию деятельностного метода Учитель ученик Первичный опыт УУД и мотивация Знание УУД (знание о том, как учиться) Выработка умения учиться (тренинг), самоконтроль, коррекция УУД ПРЕДМЕТНЫЕ УРОКИ НАДПРЕДМЕТНЫЙ КУРС «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Контроль

Слайд 12

Технология проектного обучения «Решение проектных задач» Компонент 1. Работа над темой. (Узнаём) Компонент 2. Работа над проектами. (Делаем)

Слайд 13

Проблемно-диалогическая технология 1 этап: постановка учебной проблемы "С одной стороны..., но с другой стороны..."; "Что удивляет, в чём затруднение?"; "Какой возникает вопрос?"; "Что нужно узнать?" 2 этап: поиск и нахождение решения "Определите сами..."; "Сделайте вывод..."; "Как мы можем ответить на наш вопрос?" 3 этап: создание продукта "Придумай схему", "Зарифмуй правило" и т.д.

Слайд 14

Технология критического мышления ВЫЗОВ – ОСМЫСЛЕНИЕ – РЕФЛЕКСИЯ Стрижиха. Строгая. Заботливая. Кормит. Воспитывает. Оберегает. С ней очень хорошо. Мать. Стрижонок Скрип. Глупенький. Любопытный. Не слушается. Работает. Учит. С ним не соскучишься. Птенец. Белое брюшко. Строгий. Заботливый. Учит. Воспитывает. Защищает. С ним не пропадешь. Вожак. Эпитеты Мохнатый лес Седые облака Тоска глубокая Воробышки игривые Пташки нежные С ревом бешенным С. Есенин «Поет зима, аукает…»

Слайд 15

Технология оценивания образовательных достижений Что оцениванием? Любое, особенно, успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. по использованию знаний. Кто оценивает? Ученик в диалоге с учителем (Какое было задание? Выполнил? Верно? Какие ошибки допустил? Что себе поставишь...?)

Слайд 16

Технология продуктивного чтения До чтения - возникает мотивация к чтению. Во время чтения - возникает читательская интерпретация. После чтения - в ходе беседы уточняется позиция автора.

Слайд 17

Активные методы обучения метод проблемного изложения частично-поисковый метод исследовательский метод мозговая атака (мозговой штурм) метод анализа конкретных ситуаций метод дискуссии метод самоорганизации обучения метод взаимообучения метод рецензий

Слайд 18

Формирование личностных УУД Участие в проектах Творческие задания Мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма Самооценка события, происшествия и т.д.

Слайд 19

Формирование регулятивных УУД «Преднамеренные ошибки» Поиск информации в предложенных источниках Взаимоконтроль Взаимный диктант Заучивание материала наизусть в классе «Ищу ошибки» КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему)

Слайд 20

Формирование познавательных УУД « Найди отличия» (можно задать их количество) «На что похоже?» «Поиск лишнего» «Лабиринты» «Цепочки» «Хитроумные решения» Составление схем-опор Работа с разного вида таблицами Работа со словарями и энциклопедиями

Слайд 21

Формирование коммуникативных УУД Составь задание партнеру Отзыв на работу товарища Групповая работа по составлению кроссворда «Отгадай, о ком говорим» Диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи) «Подготовь рассказ...» «Опиши устно...» «Объясни...»

Слайд 22

Формирование УУД должно выступить как цель образовательного процесса, определяя его содержание и организацию. Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных учебных предметов и через внеурочную деятельность. Сформированность УУД определяет эффективность учебно-воспитательного процесса и его результаты.

Слайд 23

Сформированность универсальных учебных действий (входная диагностика 2019-2020 гг.) Диагностика универсальных учебных действий Сформированность универсальных учебных действий (промежуточная диагностика 2021-2022 гг.)

Слайд 24

Наши достижения

Слайд 25

Перспективы дальнейшего развития проекта Продолжить работу по формированию универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов на основе системно - деятельностного подхода. 2. Провести промежуточную, итоговую диагностики, проанализировать их, оформить полученные результаты. 3. Внести коррективы в содержание проекта. 4. Разработать программу по формированию универсальных учебных действий у младших школьников.

Слайд 26

Портрет выпускника начальной школы УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ≡ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера Уважительно относиться к окружающим, к иной точке зрения Умеющий учиться, способный к самоорганизации Любознательный, проявляющий исследовательский интерес Активно познающий мир Готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой Имеет навыки самоорганизации и здорового образа жизни

Слайд 27

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Педагогический проект на тему "Использование метода проектов для повышения познавательной и коммуникативной активности учащихся"

В педагогическом проекте описаны этапы работы при введении метода проектов, приведены примеры из личного опыта работы....

Педагогический проект на тему: "Мой проект"

Педагогический проект отражает работу учителя с детьми по обучению проектной деятельности во внеурочное время, прилагается календарно-тематическое планирование на 1 класс....

Конкурс «Шагни за горизонт» Педагогический проект на тему: «Развитие инновационного педагогического потенциала»

Муниципальное общеобразовательное учреждениегорода Джанкоя Республики Крым«Средняя школа № 8» Педагогический проектна тему:«Развитие инновационного педагогического потенциала»Разработала:Ипанова ...

Мастер-класс "Изготовление абажура" на Республиканском Фестивале педагогического мастерства «1001 идея педагогических проектов».

Учитель начальных классов Дазырбан Ч.В. по итогам участия в Фестивале удостоена Дипломом 3 степени...

Педагогический проект: Организация педагогического взаимодействия с учащимися, направленного на реализацию дидактического принципа Л.В. Занкова «Работа над развитием всех детей, в том числе и слабых»

Сегодняшние требования времени таковы, что от учеников требуется не простое усвоение определенной суммы знаний, а умение мыслить самостоятельно, грамотно излагать собственные мысли, адекватно выражать...