Техники формирующего оценивания на разных этапах одного урока
материал

Фурсова Лариса Александровна

Техники формирующего оценивания на разных этапах одного урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Техники формирующего оценивания на разных этапах одного урока 

Введение

Одной из важных проблем в образовании является оценивание знаний и умений школьников.                                                                         Работая в условиях нового Федерального государственного образовательного стандарта у педагога в современной школе возникла необходимость изменить традиционные подходы к оцениваю достижений обучающихся и расширить инструментарий оценивания. Почему именно технология формирующего оценивания?                                                         Технология формирующего оценивания позволяет проследить прогресс каждого учащегося, она дает ученикам, а не только учителю, информацию о причинах ошибок, позволяет выработать стратегии к их корректировке и устранению на раннем этапе, обеспечивает учащимся понимание методов и критериев оценки, таким образом, делая учащихся ответственными за обучение и повышая познавательную мотивацию, а также почувствовать ответственность за свое обучение.

Особенности оценивания учебных достижений детей в начальной школе.

  1. оценивание должно начинаться с первого дня обучения;
  2. при оценивании необходимо опираться на успех ребенка;
  3. оценивание должно осуществляться последовательно от оценки организационной стороны деятельности к оценке ее содержания;
  4. оценка обязательно должна вырисовывать перспективы ребенку;
  5. оценка должна осуществляться на основе четких, понятных ребенку критериев; 
  6. оценочная деятельность должна распространяться не только на предметные ЗУН, но и учебную деятельность, общеучебные навыки, познавательную активность ребенка, его прилежание и старание;
  7. оценивание должно проводиться в системе.

       Целью моей работы стало изучение эффективности методик и инструментов  формирующего оценивания. Для этого мне необходимо решить следующие задачи:

  • изучение принципов формирующего оценивания;
  • изучение оптимальных методик и инструментов формирующего оценивания;
  • применение оценочных методик на практике в классе на определенном этапе урока.

Для развития навыков самостоятельности и совместной деятельности   стала использовать на уроке такие методы оценивания, как критериальное самооценивание и критериальное взаимооценивание.   

-    Критериальное самооценивание позволяет мотивировать всех учеников.  Критерии разрабатываются вместе с учениками, а не даются в   готовом виде.

-  Критериальное взаимооценивание   расширяет представления учащихся о своих достижениях, формирует способности к диалогу и коммуникации, учит аргументировано высказывать свои суждения, планировать свою деятельность по улучшению своей работы.                                

Данный прием предусматривает развитие внимания, речевых навыков, размышления, аргументирования. Оценивание чужой работы – необходимый способ работы с первоклассниками, поскольку, кроме того, что постепенно совместно уточняются значения критериев оценки, все понимают, что ребенку (да и не только!) увидеть недостатки в чужой работе или на доске гораздо легче, чем у себя, любимого. Обязательно после взаимооценивания  я спрашиваю, согласны или не согласны и почему. У кого не совпали оценки? Сумели ли между собой договориться?» Иногда можно слышать в ответ: «Я все правильно сделал, а Витя поставил мне крестик посередине!»  Выслушиваю аргументы, но учу детей высказывать корректно.  Дети доказывают, аргументируют, опираясь на критерий. Подобное непонимание возникает чаще всего из-за того, что ребята оценивают работу   путаются в значении критериев оценивания.

                                

   Опыт использования элементов формирующего оценивания на уроках в начальной школе

         Познакомившись с инструментами формирующего оценивания для улучшения процесса обучения, я начала применять их на уроках в классе.

На каждом уроке используется словесная оценка (устная обратная связь). Учитель похвалил учащегося за хорошее выполнение упражнения и, таким образом, учащийся может понять, что данный материал он успешно освоил.

Введение новых элементов в практику оценивания начала с метода неоконченных предложений.

   Метод неоконченных предложений –подведение итога урока

Учитывая возрастные особенности младших школьников 1 класс, пришла к выводу, что ребенку еще трудно проводить анализ собственной деятельности, поэтому на первоначальном этапе предлагала ребятам высказаться одним предложением, выбирая начало фразы на доске:

  • Я узнал…
  • Я научился…
  • Мне было трудно….
  • Я не понял….

«+» или «-»    

Еще один способ – это предложить учащимся   после выполнения какого-нибудь задания оценить себя - поставить «плюсы» «минусы»  - при изучении написания букв и цифр. Применяли как самооценку так и взаимооценку (обменивались тетрадями).  В дальнейшем  при проведении контрольной работы  использовала: + «Я понял все», ?  «Не совсем усвоил, сомневаюсь»; - «Не понял» (но там уже были прописаны критерии ). При проверке работы учитель также выставлял  «+» или «-».

«волшебная шкала»  на любом этапе

      Следующим этапом введения оценочных методик стало знакомство с волшебными линеечками «оценочная», или «волшебная шкала». Дети чертили их в тетради, оценивали свою работу на уроке. Изначально обсуждаются два направления оценивания: правильность и аккуратность,  Постепенно появляются шкалы, название которых отражает другие умения, т.е критерии (обязательное обсуждение с детьми критериев оценивания работ). «Волшебная линеечка» -  на полях тетрадей ученики чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу – не справился, посередине – выполнил, но допустил ошибку, вверху – справился без ошибок). При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.

 «Светофор» Также использую на уроках для оценивая выполнения   задания цветовые сигналы: зелёный – я умею, жёлтый – я затрудняюсь, красный – требуется помощь.

Лист самооценки

Ф,И ______________

 № задания

Самооценка(Светофор, оценочная шкала или + - ?)

Оценка учителя

1

2

3

 Листы достижений – «Мешочек успеха» Недельные отчеты (Незнайка и Знайка)

У каждого ученика по два мешочка –красный и зеленый. В красном –то что необходимо узнать, усвоить –  критерии или предметные умения. По мере того, как ученик усвоил, научился , т.е готов сказать что , да я это умею делать, он вычеркивает из красного и записывает в зеленый мешочек (можно ставить дату). НО в случае обнаружения ошибки этого умения, рядом ставится ! , знак того что надо обратить внимание. Также красный мешочек позволяет детям видеть, что необходимо им учить. По окончании недели подводим черту и анализируем чему научились за неделю и что еще осталось изучить и какие вопросы остались неясными. Это является подготовительным этапом к технике «Недельные отчеты».

Новые критерии появлялись по мере освоения нового учебного материала, например, в конце урока   подводим итоги изученного: «Что мы сегодня узнали нового?», ребята называют новое для них умение и фиксируют его «Мешочке успеха - Красный» для того, чтобы впоследствии отследить его усвоение и перенести в «Мешочек успеха -зеленый»

Также «Мешочек успеха» использую как рефлексию урока, но тогда предлагаю собрать все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке.

 «Лестница успеха», «Смайлы»,    при подведении итога

При подведении итога урока, ученикам предлагаю оценить свою работу на уроке, используя лестницу успеха. Оценивая свою работу, учащиеся оценивают каждый вид деятельности на уроке, проводят суммарное оценивание, и стараются объективно объяснить свою оценку и выбор ступеньки.

Смайлики часто применяю в начале и в конце урока. Стараюсь выслушать особенно тех учеников , у которых оказались разные, выясняем причины.

3. Заключение

Я апробировала лишь часть инструментов формирующего оценивания. Это помогло мне понять, что акцент ставится на то, как школьник продвигается к учебной самостоятельности, пониманию образовательных целей. Я выделила пять принципов формирующего оценивания:

  1. Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, комментируя деятельность учащихся.
  2. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
  3. Учитель применяет методики и инструменты обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.
  4. Учитель создаёт условия для мотивации ученика.
  5. Учитель развивает у учеников способность к самооцениванию и улучшению собственных результатов.

Исходя из результатов проведенной работы, видно, что при целенаправленной работе по включению в образовательный процесс элементов формирующего оценивания наблюдается положительная динамика.

 Учащиеся осознают, что они должны достичь и где находятся сейчас, сравнивают и планируют свою деятельность так, чтобы сократить этот разрыв. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интерактивной системы тестирования Activstudio 3 от компании «Promethean» на разных этапах современного урока в начальной школе.

Одной из задач повседневного учительского труда является необходимость осуществлять контроль и оценку знаний учащихся. Формы контроля, применяемые учителями, разнообразны, но до сих пор в школе наибол...

Формирующее оценивание - оценивание для обучения.

Инновационные подходы к обучению требуют качественно игого подхода  и к процедуре оценивания. Важно научиться оценивать не только предметные результаты, но и метапредметные. Это вызов времени. По...

Техники формирующего оценивания на разных этапах одного урока

Техники формирующего оценивания на разных этапах одного урока...

"Техники формирующего оценивания как способ подготовки к ВПР"

Материал содержит информацию об особенностях формирующего оценивания и личные результаты его использования....

Оценочные техники формирующего оценивания в начальной школе

Опыт работы по использованию практик ЕМД "Оценочные техники формирующего оценивания"...