«Развитие познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе»
учебно-методический материал

«Развитие познавательной деятельности на  уроках математики в начальной школе»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelny_navykov_na_urokah_matematikm.docx27.81 КБ

Предварительный просмотр:

  Учитель :Шемякина Жанна Ивановна

Учитель высшей категории МБОУ СОШ №9 имени адмирала П.С. Нахимова г. Вязьмы  Смоленской области

Выступление на МО учителей начальных классов по теме:  

 Тема   «Развитие познавательной деятельности на  уроках математики в начальной школе»

 Актуальность: В нашей повседневной жизни мы настолько привыкли к математике, что даже не замечаем, что пользуемся ею постоянно. А ведь вопрос «А зачем нам нужна математика?» актуален и до сих пор ученики его задают.     Различные  виды ежедневной деятельности человека и показывают, что математические знания применяются не только в учебно-познавательном процессе, но и в повседневной жизни. Большую роль в применении  математических  знаний, начинается с развития познавательных интересов на уроках.

Цели :

 Показать пути развития познавательной деятельности на  уроках математики в начальной школе

 Научить быстро адаптироваться школьников к учебной деятельности.

Повышение интереса к предмету «Математика»., не только на уроках, но и в быту.

Задачи

Определить условия и  познавательной активности учащихся.

Разработать конкретные методические приёмы, с помощью которых, учитель может пробудить и развивать познавательную активность учащихся на уроках математики и в повседневной жизни

Развитие основных познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия).

Развитие самостоятельности, творческого потенциала.

Включение учащихся в поисковую деятельность по предмету,.

   Анализировать и показывать широту применения математики в повседневной жизни человека, доказывать, что без математики в повседневной жизни, не обойтись.

   Воспитывать любовь к математике.

 Математика – одна из древнейших наук, имеющая дело с числами, количеством и формой. Ее основы были заложены не год, не два и даже не сто лет назад. Математика сопровождает человечество уже несколько тысяч лет. Математика как наука сформировалась около двух тысяч лет назад. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас египетские папирусы, клинописные вавилонские таблички, где встречаются решения арифметических, геометрических и алгебраических задач. Все то, что было заложено в те времена, до сих пор актуально: все те математические законы и теоремы, которые были сформулированы знаменитыми математиками тех времен, до сих пор верны. Практически ничего не изменилось с того времени.


Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом     . Интерес ребенка как нельзя лучше помогает легче запомнить, повышает работоспособность.
 

Математика нужна и в повседневной жизни человека(каждый день)

          Математика в жизни человека занимает особое место. С математики начинается всё. Ребёнок только родился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес.

        Казалось бы, что после школы математика нигде не пригодится. Но оказалось, что приходиться использовать математику ещё чаще. Наши родители на работе и дома постоянно решают задачи, и не только математические. Сколько денег нужно заработать, чтобы купить квартиру? Сколько денег надо, чтобы сделать ремонт в квартире? Сколько нужно заплатить за коммунальные услуги, за телефон? И тут на помощь придёт математика.

  Особую роль играет наблюдение  и использование «Математики» в повседневной жизни человека, их практического применения  в жизни(учить наблюдать и применять

Математика встречается в нашей жизни практически на каждом шагу и не такая уж она серая и скучная.  

     Пути активизации учебной деятельности:

проблемное изложение материала

творческая работа детей,

комментированные упражнения

самостоятельная работа учащихся

 формирование стимулов к учению.

Использование различных методов и приемов  на уроках.

игровые методы

моделирование

занимательность

проведение нетрадиционных уроков.


  Возрастные особенности  младшего школьника:

неустойчивое внимание

преобладание наглядно-действенного мышления

повышенная двигательная активность

стремление к игровой деятельности

разнообразие познавательных интересов.


Все это требует творческого подхода к работе учителя. Для того, чтобы поддерживать в течение всего урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности.

           Умение  приводить примеры из жизни (главное использовать в различных ситуациях.)

«…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока»
Ш.А. Амонашвили
 

    Самым действенным среди всех мотивов учебной деятельности является познавательный интерес.   Познавательный интерес формируется разными средствами.
Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

Например, в
процессе игры на уроке математики незаметно для себя учащиеся выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры На уроках математики я провожу устный счет, используя при этом игровые и занимательные задания, дидактические игры: " Поймай рыбку", "Математическая  охота", "Кто быстрее?", "Молчанка", "Собери  домик", " Кто бытрее".

Использую на своих уроках
исследовательские задания в игровой форме:

  разгадыванием задуманных чисел;

  магическими квадратами;

игры типа: " Получи число 10 игра «Собери домик» При этом дети получают практические навыки,  например,   «Как построить дом?»  

           Доктор Айболит велел медведю принимать таблетки через каждые 15 минут. Через какое время  медведь примет 3 таблетки?(Знакомятся с профессией врача).могут привести примеры, как врач их лечит.

Три поросенка бежали от волка 4 км. Сколько километров пробежал каждый поросёнок?

           Дети очень любят «Веселый счет» - рифмованные задачк, веселые стихотворения. Геометрический материал легко запоминается  наглядно,при думываются  сказки.

Шарады, ребусы, кроссворды никого не оставят равнодушными.  
           
 Виды нетрадиционных уроков :

урок-КВН,

урок-путешествие,

урок-сказка,

урок-игра,

урок-путешествие,

урок-спектакль,

урок-соревнование,

урок-викторина,

урок-игра,

урок - аукцион,

урок-конференция,

урок-соревнование,

урок-эстафета...

Урок-сказка
Как и в любой сказке, на таком уроке есть положительные и отрицательные герои (Баба Яга, Кощей, Буратино, Карабас-Барабас).
Мною проведен урок-сказка во  1 классе по теме: «Решение задач на сравнение»

Урок-игра
игра «  
Сочиняем математически скзки» и т.д. Класс при этом делится на команды группы.  Урок путешествие «Страна геометрических фигур»

Здоровье сберегающие технологии ;физкультминутки,  соревнования, различные формы проведения уроков

Задания:найди глазами две одинаковые    лисички

 Применение ИКТ
       "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать." - гласит народная пословица.    
 Использовании на уроке мультимедийных технологий  - это необходимое условие успешности обучения
   Л
юбой человек должен уметь свободно решать задачи, предлагаемые

самой жизнью, уметь просчитать различные предложения магазинов, кредитных отделов и различных банков и выбрать наиболее выгодные.

             Вывод:  математика может применяться в разных сферах повседневной жизни.  Таким образом, математика имеет большое значение для человека. Она  применима в разных сферах жизни. Применение математических знаний дает  возможность для нахождения быстрого и оптимального решения жизненных ситуаций. При этом обучиться применению знаний на практике можно в  школе, решая задачи  «математика в жизни»

     Поэтому ,огромную роль играет развитие  познавательного интереса на уроках математики.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности на уроках в начальной школе

Публичное представление педагогического опыта...

Управление познавательной деятельностью на уроках в начальной школе(из опыта работы)

Материал выступления на педагогическом совете школы из опыта работы по теме "Управление познавательной деятельностью на уроках в начальной школе". В нём отражены способы активизации познавательной дея...

Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках в начальной школе

Развитие исследовательской и познавательной деятельности...

Мастер-класс"Формирование и развитие познавательных способностей на уроках в начальной школе"

Опыт работы поможет сформировать и развить познавательные способности у обучающихся с разной мотивацией обучения. Неспособных детей нет, нужно активизировать познавательные способности ребенка. З...

Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках в начальной школе.

Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках в начальной школе....