Дипломная работа «Использование информационно-коммуникационных техно-логий на занятиях во внеурочной деятельности как средство формирование познавательного интереса младших школьников»
материал

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
 
 
Дипломная работа
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vkr.docx261.05 КБ

Предварительный просмотр:

         

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области «Государственный гуманитарно-технологический

университет»

(ГГТУ)

Истринский профессиональный колледж – филиал ГГТУ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Дипломная работа

«Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях во внеурочной деятельности как средство формирование познавательного интереса младших школьников»

Выполнила:

Карпунина Анастасия Сергеевна,

студентка группы ПНК 17Б

по специальности 44.02.02

Преподавание в начальных классах

очной формы обучения

Руководитель:

Коралёв Владимир Васильевич

Оценка: _____________________

______________ /Карасева В.П.,

заместитель директора по учебной

работе

Истра

2020

Содержание

                                           

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности средствами информационно-коммуникационных технологий………………………………………….5

  1. Цeли и зaдaчи внеурочной деятельности
  2. Формы и методы   формирования  познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности
  3. Психолого-педагогические основы процесса формирования познавательного интереса младших школьников
  4. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования познавательного интереса младших школьников

Глава 2. Организация работы по формированию познавательного интереса младших школьников во внеурочное время средствами информационно-коммуникационных технологий………………………………………………..24

2.1.Диагностика уровня познавательного интереса младших школьников

2.2.Организация и проведение практических занятий с целью формирования познавательного интереса младших школьников

Заключение……………………………………………………………………….33

Список использованной литературы…………………………………………...35

Приложение………………………………………………………………………38

Введение

Проблема использования информационно – коммуникационных технологий во внеурочной деятельности актуальна сегодня. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Начальная школа это фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. Задача педагогов  не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Научить ребенка работать с информационными технологиями - значит научить учиться. Информационно-коммуникационные технологии также значительно повышают познавательный интерес ребенка.

Формирование познавательных интересов у младших школьников происходит в форме любопытства, любознательности с включением механизмов внимания. Познавательный интерес у школьников начинается с самого начала обучения в школе. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется у младших школьников интерес к содержанию учебной и внеурочной деятельности, потребность приобретать знания.

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Она способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей познавательного интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Таким образом, тема настоящей выпускной квалификационной работы является актуальной и может стать темой изучения.

Объект изучения - формирование познавательного интереса у младших школьников на занятиях во внеурочной деятельности.

Предмет изучения возможности информационно-коммуникационных технологий как средства формирования познавательно интереса у младших школьников.

Цель изучения - выявить педагогические условия формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста средствами информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть цели и задачи внеурочной деятельности;
  • определить особенности формирования познавательно интереса средствами информационно-коммуникационных технологий;
  • изучить формы работы с применением информационно-коммуникационных технологий;
  • рассмотреть психолого-педагогические основы процесса формирования познавательного интереса младших школьников;
  • практически изучить формирование познавательного интереса младших школьников во внеурочное время средствами информационно-коммуникационных технологий.

Методы изучения:

  • теоретический;
  • практический (проведения внеурочных занятий с применением информационно-коммуникационных технологий).

Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в подготовке методических материалов и разработке системы занятий внеурочной деятельности, а так же возможности использования результатов изучения в педагогической деятельности.

Глава1. Теоретические основы формирования познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности средствами информационно-коммуникационных технологий

  1. Цeли и зaдaчи внеурочной деятельности

В ФГОС НОО внеурочная деятельность школьников рассматривается как деятельность, которая обладает  огромным потенциалом для создания воспитывающей и развивающей среды в образовательном учреждении, формирования различных сфер личности ребёнка, удовлетворения его познавательных потребностей и развития творческих способностей. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи внеурочной деятельности:

  • выявление интересов, склонностей, способностей в различных видах деятельности;
  • создание условий для индивидуального развития каждого ребенка;
  • формирование системы знаний, умений и навыков в избранном направлении деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности;
  • создание условий для реализации полученных знаний, умений, навыков;
  • расширение рамок общения ребенка с социумом;
  • коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности. Работа с одаренными детьми.

1.2.Формы и  методы    формирования  познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность – деятельностная организация, в основе которой лежит базисный учебный (образовательный) план, отличается от обычной системы обучения формой проведения.

Внеурочная деятельность  предоставляет  большой спектр занятий для учащимся, которые направленны на развитие школьника. Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, должно разрабатываться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направляться на реализацию различных форм, отличающихся от урочной системы обучения.[3]

В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

Таблица 1

Направление ВД

Формы проведения ВД

Духовно-нравственное

  • этическая беседа
  • диспут  
  • дискуссия  
  • дебаты
  • классное собрание
  •  тренинг

Общеинтеллектуальное

  • олимпиада
  • библиотечные часы
  • исследовательские проекты
  • предметные недели  
  • смотр достижений

Общекультурное

  • творческие конкурсы  
  • концерты  
  • праздники  
  • экскурсии  
  • музеи  

Спортивно-оздоровительное

  • веселые старты
  • экологическая тропа  
  • поход
  • бесед по охране здоровья

Социальное

  • благотворительные акции субботника по благоустройству школы.  
  • трудовые десанты  
  • рейды заботы и помощи

Каждое направление внеурочной деятельности может способствовать формированию познавательного интереса. Так при создании проектов социального направления учащиеся будут формировать приобщение к искусству и культуре через общение с природой, расширение представлений об окружающем мире в процессе практической деятельности, наблюдений, экскурсий. Развивать эстетический вкус, у них формируется чувство цвета, развивается воображение, внимание, память, умение создать образ и творчески его реализовать, воспитывается любовь к природе, родному краю, Родине. Для формирования познавательного интереса во внеурочной деятельности существенную роль будет играть общеинтеллектуальное направление. Оно строится с учётом возрастных особенностей мыслительной деятельности,  и служит для углубления и получения новых знаний, а также способствует формированию научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью, содействует формированию научного мировоззрения, стимулирует познавательную активность и развивает творческий потенциал учащихся.   Большое значение в развитии и социализации младших школьников имеет организация внеурочной работы по предметам. Это могут быть кружки «Занимательная математика», «Секреты русского языка» и другие.  Занятия в таких кружках способствуют  расширению кругозора, развитию творческих  способностей, а также формированию и развитию познавательного интереса. Также позволяют показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. Учащиеся создают свои первые проекты, с которыми принимают участие в конкурсах.[4]

Цель общеинтеллектуального направления: формирование целостного отношения к знаниям, процессу познания.

В процессе внеурочной деятельности могут быть применены данные виды внеурочной деятельности:

Таблица 2

Виды деятельности

Особенности реализации

Игровая

  • Ввиду перенасыщения воспитательно-образовательного комплекса информацией интеллектуальные и дидактические игры являются оптимальной формой обучающей деятельности, позволяющей в досуговой, интересной форме создавать ситуации применения усвоенных знаний, умений, навыков. Например, совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы

Познавательная

Стимулирование любознательности, исследовательского интереса обучающихся к конкретным ситуациям, явлениям. Следствием этого становиться повышение общего уровня мотивации к обучению, саморазвитию. Например,

Проблемно-ценностное общение

Организуется для коррекции отношения школьников к жизненным проблемам, понимания смысла и ценности жизни. Результаты образовательной деятельности можно разделить по уровням: первый уровень предусматривает приобретение учащимися социальных навыков, осознаний социальных реалий; второй — формирование позитивного отношения к общественным ценностям, выработка стимула улучшать существующие реалии, служить своему народу и государству; к результатам проблемно-ценностного общения третьего уровня относят самостоятельное выполнение ребенком значимого социального действия (участие в социальной жизни, проявление активной гражданской и нравственной позиции).

Досугово-развлекательная

Данный вид реализации внеурочной деятельности предусматривает обеспечение содержательного, полезного отдыха детей. При реализации данного направления важно учитывать: свободу выбора (принудительные мероприятия нельзя считать досугом); досуговые интересы учащихся; активный характер участия, который может выражаться в активизации психофизической или эмоциональной сферы.  

Художественное творчество

Деятельность, направленная на овладение теоретической и практической базой производственных действий, организуется в рамках кружковой работы с целью развития талантов учащихся, воспитания трудолюбия, уважительного отношения к результатам чужого труда, утверждения принципов взаимопомощи и взаимоподдержки. В процессе работы очень важно привить детям навыки организации трудовой деятельности с систематическими перерывами на отдых, навыки организации самостоятельного и коллективного труда.

Спортивно-оздоровительная

Выполняется путем привлечения школьников к участию в спортивно-массовых мероприятиях, активизации интереса детей к различным видам спорта, поощрения ориентации на здоровый образ жизни.

Туристско-краеведческая

Туристическая и краеведческая деятельность реализуется как цельный образовательный комплекс, способствующий психофизическому, интеллектуальному, культурному, экологическому воспитанию. Это один из наиболее результативных видов внеурочной активности, который неизменно вызывает повышенный интерес со стороны школьников, педагогов и родительской общественности.

В основе методического представления Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения ценна роль, которая отводится на внеурочную проектную деятельность. Также во внеурочной образовательной деятельности младших школьников немало важна кружковая деятельность, факультативы и др.[9]. Для работы с одарёнными и талантливыми детьми могут создаваться с участием как учеников, так и их родителей (законных представителей) индивидуальные образовательные планы, внутри которых возникают отельные образовательные программы (различные направленности курсов, содержания материала, форм работы).

С помощью информационно-коммуникационных технологий можно организовать  такие  формы  работы, как: защита учащимися творческих  работ, сопровождение докладов, сообщений, факультатив, конференция, игра, соревнование, турнир, концерт, спектакль, экскурсия.        

Для формирования познавательного процесса младших школьников учитель во внеурочной деятельности может применить следующие методы и приемы:

  • метод  познавательных  игр  (загадки,  дидактические  игры, метаграммы, анаграммы, логографы);
  • метод эмоционального стимулирования (соревнование между учащимися);
  • метод решения нестандартных заданий.

Эти методы реализованы через следующие приемы:

  • прием анализа содержания по самостоятельно составленным вопросам;
  • прием  обучения  интонационному  оформлению  вопросительных  и восклицательных предложений. «Попробуй ты задать вопрос»;
  • прием изложения содержания прочитанного;
  • прием составления загадок;
  • прием  выделения  главного  персонажа  и  других  действующих  лиц произведения и развертывание познавательного маршрута вокруг него;
  • прием использования пословиц;
  • прием составления творческих рассказов, сочинений;
  • прием иллюстрирования прочитанной мысли;
  • прием  отсылки  учащихся  к  источникам  для  добывания  недостающих сведений;
  • прием составления плана прочитанного.[14]

Также,  вышеуказанные  методы  и  приемы,  могут  входить  в  тематические мероприятия, которые проводятся во внеурочной деятельности. Пример представлен в таблице.

Таблица 3

Название

мероприятия

Цель и задачи

Мероприятия

Общая характеристика

Мероприятия

«День сказки»

Формирование познавательного интереса во внеурочной деятельности

Проводится в форме утренника. К утреннику заранее подготовлены: а)выставка рисунков «Моя любимая сказка»; б) выставка работ из пластилина «Мой любимый сказочный герой»; в)выставка книг сказок; г) плакаты-иллюстрации к сказкам.

Основные приемы: групповая работа; прием составления загадок; прием отсылки учащихся к источникам для добывания недостающих сведений; прием составления творческих рассказов, сочинений.

«Литературный ринг»

Формирование познавательного интереса во внеурочной деятельности. В игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании различных книг.

Проводится в форме игры. К мероприятию заранее подготовлена книжная выставка любимых книг.

Основные приемы: групповая работа; прием использования пословиц; прием отсылки учащихся к источникам для добывания недостающих сведений; прием изложения содержания прочитанного.

«Путешествие в Книгоград» (по произведениям Н.Н. Носова)

В игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве Н.Н. Носова, расширять читательский кругозор учащихся. Способствовать активизации каждого ребёнка в деятельности (групповая работа).

Проводится в форме игры. Ученики заранее рисовали иллюстрации и составляли свои кроссворды к полюбившимся произведениям Н.Носова. Основные приемы: антиципация (предугадывание); прием иллюстрирования прочитанной

мысли; прием анализа содержания по самостоятельно составленным вопросам.

«Математический турнир»

«Математические гонки»

Формирование познавательного интереса во внеурочной деятельности, формировать умение использовать знания в нестандартной ситуации, развивать чувства сопереживания.

Форма: соревнование. Основные приемы: проблемный вопрос; задачи на смекалку; составление математических задач.

1.3.Психолого-педагогические основы процесса формирования познавательного интереса младших школьников

По мнению Д.К Гилева, одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес (от лат. interest — имеет значение, важно), т.е. реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная.[2]

Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания. Т.Е. Соколова пишет: «Интерес — как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах. Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности.» [15, c.265]

По мнению Соколова, использования интереса предписывает построить всю школьную систему в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес. [15, c.274]

К.Д. Ушинский утверждает, что познавательный интерес это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания внеурочной деятельности и свидетельством его правильной организации. Отсутствие интереса у школьников является показателем серьезных недостатков. [16]

Проблеме формирования познавательного интереса у школьников посвящен целый ряд исследований педагогов и психологов, к которым относятся Р.Д. Тригер, К.М. Рамонова, Н.К. Постникова, И.Д. Власова, Л.Ф. Захаревич, Л.М. Маневцова, Т.А. Куликова, Е.В. Иванова, Е.С. Бабунова, Л.Н. Вахрушева и др.

В своих трудах Л.Н. Вахрушева утверждает, что проблема познавательного интереса - одна из наиболее трудных в педагогике. Проблема познавательного интереса — это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на занятиях; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников. [1]

Познавательный интерес для младшего школьника является важным новообразованием. Ценность его состоит в том, что он активизирует все психические процессы, выступает как важнейший мотив активности личности, её познавательной деятельности. [18]

Гилева Д.К. считает, что существуют интеллектуально-побуждающие мотивы, которые основаны на получении удовлетворения от самого процесса познания. Например, интерес к знаниям, любознательность, стремление расширить свой культурный уровень, овладеть определенными умениями и навыками, увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач и т.п. Среди интеллектуально-побуждающих мотивов особое место занимают познавательные интересы и потребности. Объективной основой развития познавательных интересов школьников является высокий уровень обучения с его подлинно научным содержанием и педагогически целесообразной организацией активного и самостоятельного познания. [2, с. 98]

Интерес - реальная причина действий, ощущаемая учеником как особо важная. Интерес можно определить как форму проявления познавательных потребностей, что выражается в стремлении к познанию объекта или явления, овладении определенным видом деятельности.

1.4. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования познавательного интереса младших школьников

          Как показывают данные исследований педагогов-психологов Я.А. Ваграменко, А.А. Кузнецова, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, И.В. Роберта, В.В. Рубцова, О.К. Тихомирова и др., необходимым потенциалом в развитии мотивационной сферы учащихся обладают методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), так как именно они способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации, использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов и т. д.

Информационно-коммуникационные технологии  – это различные механизмы, устройства обработки информации на основе алгоритмического действия.

В Федеральном образовательном стандарте, владение учителя информационно-коммуникационными технологиями является одним из приоритетных направлений в педагогике. Знание и умение использовать новые информационные технологии в образовательном процессе является одной из компетенций учителя. 

По мнению С.В. Клепенина, использование средств информационно-коммуникационных технологий способствует учету индивидуальных возможностей каждого ученика, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни, а также необходимости требования индивидуализации обучения, адаптации его к познавательным потребностям и интересам обучаемых. [7]

Формирование познавательного интереса - это побуждение учащихся к активной деятельности, продуктивному познанию содержания образования.

Эффективным средством повышения познавательной деятельности и формирования мотивов учения является ИКТ-компонент.

Применение ИКТ-компонента в образовательном процессе начальной школы позволяет увеличить объем информации, сообщаемой ученику на занятии, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации.       Использование ИКТ-компонента на занятие,  приводит к активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у учащихся к этим занятиям. [12]

Современные информационно-коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями:

  • представлять обучающему информацию в различной форме: текст, аудио, видео, анимация, презентация;
  • контролировать временные параметры занятия для каждого обучающегося;
  • выдавать большой объем информации по частям, в связи с этим изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;
  • активизировать процессы восприятия, мышления, воображения, памяти.

Сегодня все больше и больше перед педагогами всего мира стоит проблема снижения интереса обучающихся к внеурочной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которые обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности.[10]         

Внедрение информационно-коммуникационных технологий  во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих учащихся, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. В начальной школе ведущей деятельностью является игра, с помощью правильного подхода, учитель постепенно внедряет информационные  технологии в образовательный процесс. Педагог должен не только учитывать ряд определенных особенностей учащихся, но и интересы детей. Так как использование информационных технологий является необходимым в современном обществе.

Внеурочная деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий  обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха. Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими, упрощается процесс общения с учениками и их родителями. C помощью компьютерных технологий, учитель не только делает процесс обучения и воспитания более интересным, но и формирует у младших школьников интерес к обучению и познанию.

Применение информационно-коммуникационных технологий  во внеурочной деятельности обеспечивает:

  • повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности; 
  • активизацию познавательной и творческой деятельности школьников за счет компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций, возможности управления; 
  • закрепление знаний, умений и навыков в области информатики и информационных технологий; 
  • формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств информационно-коммуникационных технологий; 
  • повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности; 
  • осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками; 
  • развитие способности свободного культурного общения школьников с помощью современных коммуникационных средств.[6]

Чтобы методически грамотно осуществлять педагогическое сопровождение в процессе формирования познавательного интереса младших школьников учителю необходимо  знать: возможности  учащихся  своего  класса,  учитывать  их индивидуальные  особенности,  создавать  благоприятную  учебную  обстановку  с использованием всего арсенала методов и приемов, успешно зарекомендовавших себя в практике.

Только умелое сочетание разнообразных методов стимулирования в своем  единстве  может  обеспечить  успешность  формирования  познавательного интереса младших школьников.

Характер использования информационно-коммуникационных технологий  на занятиях может быть разный – это обучающий, развивающий, коммуникативный, диагностический, общекультурный. В качестве программного обеспечения используемые готовые продукты, разработанные производителями – электронные учебники активизируют познавательный интерес обучающихся и помогает самореализации личности. Работа, проводимая под руководством учителя, способствует сотрудничеству между учащимися, взаимопомощи и взаимопониманию, партнерским отношениям «Учитель - ученик». 

ИКТ-технологии позволяют организовать различные формы работы: групповую, парную, индивидуальную. Работая в информационной среде, учитель имеет возможность создавать условия, позволяющие каждому ученику развиваться в соответствии со своей образовательной траекторией. Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только разнообразить обучение детей, но и является помощником учителя. Педагог, может использовать современные информационные технологии как пособие, дидактический материал, вспомогательные средства. Помогают организовать самоконтроль знаний учащимися в работе с тестами, предоставляют им возможность систематизировать знания, повторять, закреплять изученный материал, решать интерактивные упражнения, развивать образное мышление, память. Ведение занятий с  информационными технологиями является хорошим стимулом для посещения занятий. Учащиеся начинают проявлять интерес к различным видам деятельности. [11]

Создавая программу мероприятий по формированию познавательного интереса во внеурочной деятельности и привлечение детей в активную творческую познавательную деятельность, целесообразно и эффективно использовать следующие современные образовательные технологии:

  • сотрудничества
  • игровые технологии
  • технологии проектной и исследовательской деятельности
  • информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Технология сотрудничества показывает демократизм, равенство и партнерство в отношениях педагога и ребенка. Вместе с учителем и во взаимодействии друг с другом дети работают, учатся, творят. Рядом не только легко и интересно, но и эффективно. Когда рядом с тобой товарищи и учитель, всегда найдется, у кого спросить, если что-то не понял, обсудить решение той или иной проблемы. Основываясь на данную технологию, используются некоторые технологии стимулирования познавательной деятельности детей: доброжелательность со стороны учителя, отказ от неконструктивной критики и авторитарных указаний в адрес ученика, наполнение окружающей среды ребенка некоторыми новыми для него объектами, а также различными способами стимулирования, для развития любознательности, награда за представление необычных идей, практическая реализация, личностный подход в решении проблем, возможность проявления самостоятельности (активно задавать вопросы).

Младший школьный возраст называют «вершиной» детства. Обучение ребёнка в школе даёт старт переходу познавательных процессов на более высокий уровень и появлению новых условий для личностного развития ребенка. Главной в это время становиться учебная деятельность, но игровая деятельность продолжает оказывать значительное воздействие на развитие детей. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это большое светлое окно, через которое внутренний мир ребенка наполняется живительным потоком представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»- говорил В.А. Сухомлинский. В зависимости от поставленных целей, выбираются те или иные виды игр: игра — упражнение, игра-эксперимент, игра — соревнование, сюжетно — ролевая игра, игра — путешествие, игра – драматизация. При верном руководстве, состоящем в желание детей к активной деятельности, в совместной игре с ребенком закладывается умение находить путь решения нестандартной задачи, проявлять инициативу, творчество.

Что даёт приобщение учащихся к проектной и исследовательской деятельности? Позволяет развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности, индивидуально у каждого ребенка. У детей формируется научно-теоретическое мировоззрение, нестандартное мышление; создаётся ситуация успеха (переживание радости от 17 самостоятельных открытий); предоставляется возможность самостоятельного поиска знаний (отсутствие готовых «рецептов»). Для ребёнка проектно-исследовательская деятельность - это максимальное раскрытие собственного интеллектуального и творческого потенциала. В классе эффективно реализовать следующие типы проектов:

  • творческие проекты, которые позволяют учащемуся проявить и развить свои способности;
  • ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать, таким образом, мир, учиться строить взаимоотношения в нем;
  • ознакомительно - ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;
  • практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;
  • исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.[13]

Интегрирование современных образовательных технологий и информационно-коммуникационных технологий создаёт условия для развития информационной культуры личности и таких социально значимых качеств как активность, самостоятельность, креативность. Большая часть детей нечасто посещают музеи и мало путешествует. Бывает, нет возможности увидеть какой-либо реальный объект. Решить эту проблему, можно с помощью виртуальных экскурсий. которые позволяют детям младшего школьного возраста не выходя из класса посетить различные театры ( демонтируются фрагменты фильмов).

Самостоятельное совершение виртуальной экскурсии детьми, выполнение разнообразных, нестандартно сформулированных заданий к ней, а также создание виртуальной экскурсии самими детьми значительно увеличивает её дидактическую значимость и потенциал. Эта работа помогает объединить интерес учащихся к новым технологиям и к различным областям и сферам деятельности человека. Даёт возможность показать свои достижения другим ученикам, способствует повышению познавательного интереса учащихся, развитию творческого потенциала, интереса к экскурсионной и просветительской деятельности. 

На занятиях, например, по программе "Юный математик" дети конструируют модели геометрических фигур, не только из бумаги, но и составляют рисунки из геометрических фигур, при помощи интерактивной доски. 

Большая роль на внеурочной деятельности отводится театрализации, концертной деятельности. Здесь опять на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии. Через презентации дети познакомились с основами театра, кукольным театром. Очень интересно проходят занятия по артикуляционной гимнастике, когда дети, повторяют упражнения для губ и языка, подражая героям на экране.[17]

Во внеурочное время используют  информационные технологии  в подготовке учащихся к олимпиадам, дистанционным конкурсам (при подготовке к участию в образовательных инициативах различного уровня), а также в создании презентаций к творческим  работам.

        Также очень интересной  является работа с виртуальными лабораториями. Умение проводить, наблюдать и объяснять какой либо, например, химический эксперимент является одним из самых важных компонентов химической грамотности. Работа в химической лаборатории с веществами и оборудованием, несомненно, является опасным и дорогостоящим удовольствием. В этом случае возможность проведения эксперимента в виртуальном мире является единственной. Виртуальные лабораторные работы в виде модулей ОМС (http://fcior.edu.ru/),  представлены в нескольких вариантах. Это моделирование молекул различных веществ, которые можно посмотреть в виде масштабных, шаростержневых, электронных, линейных моделей с указанием расстояния между атомами,  угла между связями. Ученик может вращать их в пространстве, управляя мышкой. Ученики могут работать индивидуально, работа сопровождается письменной и устной инструкцией. Можно посмотреть анимацию многократно. Виртуальная лаборатория позволяет использовать лабораторное оборудование, которого нет в школе, например,  моделировать механизмы химических реакций, образования различных видов химической связи. [8]

Работа с использованием информационно-коммуникационных технологий  должна быть четко продуманной и дозированной. Практика работы в этом направлении показала, что в конечном счете использование компьютерных технологий оптимизирует процессы понимания и запоминания материала, положительно влияет на мотивацию школьников, что несомненно повышает качество обучения. 

        Яхъяева О.Н. считает что, именно информационные технологии, являясь универсальными средствами обучения, позволяют не только формировать у учащихся предметные результаты, но и развивать личность ребенка. Образность отображения тех или иных явлений и процессов в памяти обучаемого обогащает восприятие материала, способствует его наилучшему пониманию, а значит, и повышают мотивацию к обучению. Значение информационно- коммуникационных технологий заключается в создании предпосылок и условий для совершенствования качества образования, для формирования и развития личности человека и его творческих способностей.[19]

Большую роль информационно-коммуникационных технологий играют в запоминании как логическом завершении процесса усвоения. Они способствуют закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал. Особенно должно учитываться учителем эмоциональное воздействие информации. Если важно сконцентрировать внимание учеников на содержании предлагаемого материала, то сила эмоционального воздействия вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие.

Таким образом, изучив теоретические основы формирования познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности средствами информационно-коммуникационных технологий, можно прийти к выводу: внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности, в том числе внеурочной, положительно влияет на формирование познавательного интереса, помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способностями работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Учитывая все выше сказанное, можно прийти к выводу, что при правильной организации внеурочной деятельности и использовании в процессе воспитания и социализации информационно-коммуникационных технологий  учитель сможет повысить познавательный интерес младших школьников к процессе обучения.

Глава 2. Организация работы по формированию познавательного интереса младших школьников во внеурочное время средствами информационно-коммуникационных технологий

2.1. Диагностика уровня познавательного интереса младших школьников

Практическая работа была  проведена в 3 классе в МОУ Горетовская СОШ.В классе обучается 22 человека из них 2 на домашнем обучение. Возраст учащихся 8-9 лет. Класс средней подготовки. Многие ученики добросовестно относятся к учебному процессу. Но есть и ребята, которые учатся неохотно, у них отсутствует интерес к учебе. На уроках эти дети неусидчивы, невнимательны, не умеют работать в группах. С этими учениками и их родителями ведется индивидуальная работа. Классный руководитель Повтарь Надежда Григорьевна, учитель первой квалификационной категории, использует в своей работе разнообразные формы и методы обучения и воспитания. Большое внимание уделяется воспитанию моральных и духовных качеств детей. Внеурочная деятельность у учащихся реализуется по двум направлениям общеинтеллектуальное (кружки «Инфознайка», «Иностранный язык») и общекультурное (кружок «Изобразительная деятельность»). В результате педагогического наблюдения   учащиеся класса не все посещают внеурочную деятельности в области информационно-коммуникационных технологий , хотя интерес к информационным технологиям испытывают практически все. На вопрос: «Почему ты не хочешь ходить на информатику?» дети чаще всего отвечали «Не интересно», «Нет времени».

Практическая деятельность состояла  из трех этапов: начального, основного и заключительно.

Целью первого этапа явилось выявления уровня познавательного интереса у детей 3 класса.

Была  проведена диагностика  Е. Е. Туник «Диагностика уровня познавательного интереса и творческой активности обучающегося». (См приложение  1)

В классе обучается 22 человека, в опросе приняли участие 19 человека. Каждому учащемуся был предложен тест. Детям предстояло прочитать вопросы и выписать в табличку букву, соответствующую выбранному в каждом вопросе ответу.

Отвечая на первый вопрос, 8 учеников ответили на 5 баллов они достигли высокого уровня, 8 учеников ответили на 3 балла это достижения среднего уровня и 3 ученика ответили на 0 баллов эти ученики достигли низкого уровня. Отвечая на второй вопрос, 7 учеников ответили на 5 баллов они достигли высокого уровня, 12 учеников ответили на 3 балла и это достижения среднего уровня. На третий вопрос 3 ученика ответили на 5 баллов они достигли высокого уровня, 13 учеников ответили на 3 балла они достигли среднего уровня и 3 ученика ответили на 0 баллов эти ученики достигли низкого уровня. Отвечая на 4 вопрос, 10 учеников ответили на 5 баллов это достижения высокого уровня, и 9 учеников ответили на 3 балла это достижения среднего уровня. На пятый вопрос ответили 4 ученика на 5 баллов они достигли высокого уровня, 11 учеников ответили на 3 балла они достигли среднего уровня, и 4 ученика ответили на 0 баллов они достигли низкого уровня познавательного интереса. Отвечая на шестой вопрос, 8 учеников ответили на 5 баллов они достигли высокого уровня, 11 учеников ответили на 3 балла эти ученики достигли среднего уровня. Отвечая на 7 вопрос, 6 учеников ответили на 5 баллов они достигли высокого уровня познавательного интереса, 8 учеников на 3 балла эти ученики достигли среднего уровня, и 4 ученика на 0 баллов они достигли низкого уровня познавательного интереса. Результаты диагностики представлены в таблице.

Таблица 4

Фамилии уч-ся

1

2

3

4

5

6

7

Баллы

1.Владислав П.

Б

Б

Б

А

Б

Б

Б

23б

2.Николай К.

А

А

А

А

А

А

А

35б

3.Богдан Б.

Б

Б

Б

Б

Б

Б

Б

21б

4.Ангелина Ш.

В

Б

Б

Б

Б

Б

Б

21б

5.Екатерина С.

А

А

А

А

А

А

А

35б

6.София А.

В

А

Б

А

В

Б

Б

19б

7.Олеся О.

Б

Б

А

Б

А

Б

Б

25б

8.Тимур Г.

А

Б

Б

А

Б

А

В

24б

9.Дарья Ж.

А

Б

Б

Б

Б

Б

А

25б

10. Екатерина Л.

А

Б

Б

А

Б

Б

А

27б

11.Дмитрий М.

Б

А

Б

Б

Б

А

А

27б

12.Максим З.

А

Б

Б

А

Б

Б

В

22б

13.Инесса Б.

Б

А

Б

Б

Б

А

А

27б

14.Евгений Б.

А

Б

Б

А

В

Б

В

19б

15. Анастасия Г

Б

Б

Б

Б

Б

Б

Б

21б

16.Даниил С.

А

Б

Б

Б

Б

Б

В

20б

17.Варя Т.

Б

Б

В

А

А

Б

Б

22б

18.Даниил Б. 

В

А

В

Б

А

Б

Б

19б

19.Дмитрий П.

В

А

В

А

В

Б

А

18б

Чтобы выявить уровень познавательного интереса учащихся 3 класса, было посчитано количество баллов, набранное каждым школьником. Учитывая критерии, указанные к данной диагностике (11% -высокий уровень, 68% - средний уровень, 21% - низкий уровень) можно прийти к выводу, что 2 школьников(11%) имеют высокий уровень познавательного интереса, 13 школьников (68%) имеют средний уровень, и 4 школьника (21%) имеют элементарный (низкий) уровень.

2.2. Организация и проведение практических занятий с целью формирования познавательного интереса младших школьников

Результаты полученные в процессе диагностики явилось основанием для реализации второго – основного этапа. Были проведены занятия познавательного вида внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по информатике. Целью педагогической деятельности было приобщение учащихся класса к занятиям внеурочной деятельности и повышение познавательного интереса учащихся средствами информационно-коммуникационных технологий. Было проведено 4 занятия. Целью всех этих занятий было создание поздравительной открытки в компьютерной среде.

На первом занятии  детям было предложено выбрать кого они хотят поздравить и с каким праздником. На занятии постарались создать доброжелательную атмосферу в классе, с помощью нестандартного приветствия и доброжелательного общения. Каждый учащийся мог высказать свое мнение. Так как компьютеров было 10, то некоторые учащиеся попросились работать в парах.

Перед тем как приступить к работе учащимся было предложено повторить материал как работать  в  Power Point.

Далее учащимся было предложено создать план работы над открыткой. Дети испытывали небольшие затруднения, но в конечном итоге справились и перед каждой парой оказался план, реализовать который предстояло на протяжении всех занятий.

На следующем этапе занятия учащиеся приступили к созданию поздравительной открытки в программной среде PowerPoint.

В конце занятия была проведена рефлексия, которая показала, что дети проявили интерес к изучению нового материала, справились со всеми заданиями на данном этапе работы и усвоили материал на высоком уровне. Данное занятие было направлено на достижение первого уровня результатов, однако работа над открыткой, в целом, направлена на достижение второго уровня воспитательных результатов внеурочной деятельности – формирование позитивного отношения к базовым ценностям (поздравление близкого человека с праздником).

Следующие два занятия были проведены по теме «Продолжение работы над поздравительной открыткой в PowerPoint». В начале третьего занятия  количество детей в классе увеличилось. Поэтому все открытки были выполнены в парах. Некоторые учащиеся выполняли работу по очереди, помогая друг другу, а некоторые – выполняли совместную поздравительную открытку.

На последнем занятии учащимся было предложено представить свою открытку ( см. приложение  2). Рассказать какой вид открытки ими создан и рассказать о том человеке, которому будет эта открытка подарена.

Дети работали на занятии очень активно. Все открытки были представлены. Некоторые были доработаны вместе с учителем. В процессе всей работы учащиеся показали высокий уровень заинтересованности в своей работе и средствах ее завершения.

На заключительном этапе была проведена повторная диагностика. В опросе приняли участие 17 человек. Каждому учащемуся был предложен бланк для ответов. Чтобы выявить уровень познавательного интереса учащихся  класса,  было посчитано количество баллов, набранное каждым школьником. Результаты исследования представлены в таблице.

Таблица 5

Фамилии

1

2

3

4

5

6

7

Баллы

1.Владислав П.

А

А

В

А

А

Б

А

28б

2.Николай К.

А

А

А

А

А

А

А

35б

3.Богдан Д.

Б

Б

Б

Б

Б

Б

Б

21б

4.Ангелина К.

В

Б

Б

Б

Б

Б

Б

21б

5.Екатерина С.

А

А

А

А

А

А

А

35б

6.София А.

А

А

Б

А

Б

Б

А

28б

7.Олеся О.

Б

Б

А

Б

А

Б

Б

25б

8.Тимур З.

А

Б

А

А

А

А

В

28б

9.Дарья Ж.

А

А

А

Б

Б

А

А

31б

10.Екатерина М.

А

А

А

А

А

Б

А

33б

11.Дмитрий Н.

Б

В

Б

Б

Б

А

А

22б

12.Инесса Б.

А

А

Б

А

Б

А

А

31б

13.Евгений Б.

А

Б

Б

А

В

Б

В

19б

14. Анастасия Г.

Б

А

А

В

А

А

А

28б

15.Даниил С.

А

А

А

А

А

А

В

30б

16.Варя Т.

Б

Б

В

А

А

Б

Б

22б

17.Даниил Б. 

Б

А

В

Б

А

Б

А

24б

Учитывая критерии, указанные к данной диагностике (35 % -высокий уровень, 59% - средний уровень, 6% - низкий уровень) можно сделать вывод, что 6 школьников имеют высокий уровень познавательного интереса, что составляет 35%  от общего числа учеников класса. 10  школьника имеют средний уровень – 59% , и 1 школьник имеет низкий уровень 6 %.

В результате сравнения первой и второй диагностики  у многих учащихся уровень познавательного интереса повысился, у кого то не изменился.

Например, у Софии А. изначально был низкий уровень, составлял 19 баллов, но во время создания открытки проявила лучший результат, подошла к этому заданию очень творчески, после проведения второй диагностики набрала высокий уровень, соответственно повысился познавательный интерес. Инесса Б. изначально был средний уровень, после создания открытки уровень познавательного интереса повысился, также помогала и своим одноклассникам и  было видно, что она довольно сильно заинтересована в данном занятии.

Работа опиралась на результаты проведенной диагностики на выявление уровня познавательного интереса младших школьников. В ходе занятий старались включить каждого ученика во внеурочную деятельность и заинтересовать его разными методами, приемами, в том числе используя информационно-коммуникационные технологии.

Таким образом, результаты педагогического изучения показали, что систематическое использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности способствует формированию познавательного интереса младших школьников.

Заключение

Познавательный интерес, по мнению многих педагогов-психологов, это один из сильно действующих мотивов в человеческой деятельности, то есть реальная причина действий, которая ощущается растущим человеком как особо важная для него. Учителю необходимо обращать внимание на закономерности развития познавательных интересов младших школьников и общие закономерности психического развития ребенка.

Изучив особенности использования информационно-коммуникативных технологий можно сделать вывод, что их использование в образовательной деятельности, в том числе внеурочной положительно влияет на формирование познавательного интереса. Информационно-коммуникационные технологии становится привычным для детей, а для педагогов становятся нормой работы – это, на наш взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способностями работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

В ходе  изучения была организована  педагогическая работа по формированию познавательного интереса младших школьников во внеурочное время средствами информационных-коммуникационных технологий.  Результаты педагогической деятельности показали, что систематическое использование информационно-коммуникационных технологий способствует формированию познавательного интереса на занятиях.

Таким образом, формирование познавательного интереса младшего школьника будет проходить более успешно, если педагог:

- знает психолого-педагогические основы процесса формирования познавательного интереса младших школьников;

- владеет теоретическими и методическими основами использования информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности;

-систематически использует средства информационно-коммуникационных технологий в процессе формирования познавательного интереса.

В ходе выполнения выпускной квалификационной работы:

  • раскрыты цели и задачи внеурочной деятельности;
  • определены  особенности формирования познавательно интереса средствами информационно-коммуникационных технологий;
  • изучены формы работы с применением информационно-коммуникационных технологий;
  • рассмотрены  психолого-педагогические основы процесса формирования познавательного интереса младших школьников;
  • практически изучено  формирование познавательного интереса младших школьников во внеурочное время средствами информационно-коммуникационных технологий.

Таким образом, задачи изучения выполнены, следовательно, цель выпускной квалификационной работы -  выявить педагогические условия формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста средствами информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности – достигнута.

Список используемой литературы

1. Вахрушева, Л.Н. Журнал «Начальная школа» / Негру, Л.М. «Развитие познавательного интереса к природе у второклассников». 7, 2015

2. Гилева, Д.К. Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения / Под ред. Д.К. Гилева. - Свердловск: Свердловский гос. пед. ин-т, 2016. - 142 с.

3. Григорьев, Д.В. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.Б. Григорьев, П.В. Степанов. — М. : Просвещение, 2016. — 223 с.

4. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии : учеб. пособие для студ. учреждений сред. Проф. Образования/ М.Н. Гуслова.- 3-е изд.., - М: Издательский центр « Академия», 2017 – 228с.

5. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения/ А.Ю. Дейкина. – М.: 2016. – 345 с.

6. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Ирина Гелиевна Захарова. – 2–е изд., стер. – М.: Издательский центр « Академия», 2017. – 192с.

7. Клепенин, С.В. Рефератик.Ру «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса у детей» [Электрон. ресурс],  http://www.bestreferat.ru/referat-201730.html 

8. Ксензова, Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: учеб. пособие / Г.Ю. Ксензова – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 213 c.

9. Нечаев, М.П. Технологии внеурочной деятельности учащихся в реализации стандарта общего образования. ФГОС в школе. Учебно– методическое пособие. – М.: УЦ « Перспектива», 2015. –104 с.

10. Отрадная, Е.М. Роль внеурочной деятельности в начальной школе / Воспитание школьников. – 2017. – №4. – 18 с.

11. Полат, Е.С.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических. вузов и системы повышения квалифицирование педагогических  кадров / Е.С Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М.: Академия, 2012. – 272 с.

12. Семенова, А.П. Информационно-коммуникационные технологии

[Электрон. ресурс], http://900igr.net/prezentacija/informatika/povyshenie-effektivnosti-obuchenija-cherez-primenenie-ikt-i-interneta74807/opredeljajuschim-v-moej-rabote-stalo-vyskazyvanie-akademika-a.p.semjonova-9.html

13. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: Аркти, 2015. – 80 с

14. Сластенин, В.А. Педагогика. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 576 с.

15. Соколова, Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий /Т.Е. Соколова / Начальная школа.- № 3.-2017.- с. 292.

16. Ушинский, К.Д. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся /К.Д. Ушинский. - М.: Издательский центр «Педагогика», 2015. - 203 с.

17. Хайруллина, М.Ш. Дидактические возможности по средствам ИКТ. [Электрон.ресурс], http://900igr.net/prezentacija/pedagogika/razvitija-ustnoj-i-pismennoj-rechi-mladshikh-shkolnikov-uchitel-nachalnykh-klassov-mbou-shkola-134-khajrullina-m.sh-212933/sovremennye-ikt-obladajut-unikalnymi-didakticheskimi-vozmozhnostjami-i-5.html

18. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 2018. – 328 с.

19. Яхъяева, О. Н. Использование информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательного интереса младших школьников во внеурочное время [Электрон. ресурс], https://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fshkola%2Fraznoe%2Flibrary%2F2016%2F12%2F18%2Fpedagogicheskiy-proekt-ispolzovanie-informatsionno

Приложение  1.

Методика диагностики уровня познавательного

интереса и творческой активности обучающегося

Автор: Туник. Е. Е.

Название: Диагностика уровня познавательного интереса и творческой активности обучающегося.

Цель: определить уровень познавательного интереса и творческой активности личности

Бланк для ответов

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

Ответ

Напиши ответы на предложенные ниже вопросы.

Анкета

Дорогой друг! Просим тебя выразить свое отношение к внеурочной деятельности.

Прочитай вопрос. Выпиши в табличку букву, соответствующую выбранному в каждом

вопросе ответу.

Твои искренние ответы помогут в проведении интересных занятий.

Фамилию и имя можно не указывать.

 Вопросы Ответы

1.Хотелось бы тебе во внеурочной деятельности взаимодействовать с компьютером?

А) да

Б) когда как

В) мне не интересно

2. Чем тебе больше нравится заниматься на занятиях?

А) играть

Б) узнавать что то новое с помощью компьютера

В) не знаю

3. Как часто ты посещаешь внеурочные занятия?

А) часто

Б) иногда

В) не хожу

4. Твое отношение к интеллектуальной (умственной, требующей рассуждений, размышлений) деятельности?

А) нравится думать, искать доказательства

Б) зависит от настроения

В) отрицательное

5. Если бы тебе предложили выполнить электронную  поздравительную открытку  ты бы подошел к этому заданию творчески или выполнил как должное?

А) придумал бы  самую оригинальную

Б) выполнил так как это задание учителя

В) хотел бы нарисовать карандашами

6. Как часто творчески подходишь к выполнению задания?

А) часто

Б) иногда

В) никогда

7. Стараешься ли при выполнении работы на компьютере воспользоваться возможностью и попробовать другие приемы работы, чем те, что предложены учителем?

А) стараюсь сделать все сам, без участия

учителя

Б) перед тем как сделать, интересуюсь у

учителя, что можно сделать.

В) как скажет учитель, так и делаю

СПАСИБО за ответы!

Твои ответы помогут проводить занятия в школе интереснее.

Количественная и качественная обработка результатов:

Ключ: ответ А – 5 баллов; Б – 3 балла; В – 0 баллов

Уровни познавательного интереса и творческой активности:

35–30 – высокий (устойчивый познавательный интерес, который выступает как стержневой мотив учебной деятельности; привлекают творческие и креативные задания,  он всегда готов выполнить все поручения учителя и добавить что ни будь свое; всегда выполняет работы без исключения; свойственны увлеченность, сосредоточенность, интеллектуальная активность, положительные эмоции в процессе учебной деятельности).

20–29 – средний (проявляет избирательное отношение к определенным заданиям, активность при побуждающих действиях учителя; предпочитает не творческий, а поисковый, реже репродуктивный вид деятельности)

0–19 – элементарный (низкий) (слабый, неустойчивый познавательный интерес; самостоятельно не включается в процесс, никогда не отвечает по собственному  желанию; не систематически выполняет задания; часто отвлекается, невнимателен при объяснении нового материала, предпочтение отдает репродуктивному виду учебной деятельности)

Приложение  2.

Электронные открытки учащихся

 http://pozdravlenie-sozdat-prosto.ru/wp-content/uploads/2014/01/%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%B4-%D1%81-%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%BC.jpg

Беломестная Инесса

( средний уровень)

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1801789/863b2c5c-fbd0-4e80-9f36-cfea923817b3/s1200

Аббасова София

( низкий уровень)

Казюлькин Николайhttps://i.ytimg.com/vi/ArRMpNCjpeM/maxresdefault.jpg

( высокий уровень)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательные игры как средство формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики.

Занимательные игры как средство формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики....

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»...

Мастер-класс по теме «Проектная деятельность как средство формирования познавательных УУД младших школьников во внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...

Курсовая работа "Внеурочная деятельность как средство формирования познавательного интереса к изучению английского языка у младших школьников»

Актуальность проблемы исследования. Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. В последние годы психологами и педагогами констатируе...

Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников

Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стре...

«Использование цифровых технологий в урочной и внеурочной деятельности как средство активизации познавательного процесса младших школьников».

В статье рассматривается вопрос внедрения современных технологий в процесс обучения, таких как робототехника и геймификация. Кроме того, на практике показано, как обучающиеся 2 класса осваивают работу...

Методический семинар: "Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников"

Обобщение опыта работы по теме: "Использование игровых технологий на уроках математики в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников."...