Программа внеурочной деятельности "Юные инспекторы дорожного движения"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности социального направления для обучающихся 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yuidd.docx | 32.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В настоящее время в Российской Федерации продолжает оставаться высоким уровень детского дорожно-транспортного травматизма. Анализ аварийности по времени суток показал, что наибольшее количество ДТП с участием детей происходит с 16:00 до 18:00. Самыми аварийными днями недели являются среда и пятница. По возрастному показателю 34,8% от общего количества детей и подростков, пострадавших в ДТП составляют обучающиеся образовательных учреждений в возрасте от 10 до 14 лет; 24,6% – дети начального школьного возраста 6-10 лет; 20,3% – дети дошкольного возраста от одного года до шести лет; 18,6% – дети в возрасте от 14 до16 лет; 1,7% – дети в возрасте до одного года.
В большинстве случаев дорожных трагедий виновными становятся дети младшего школьного возраста. Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются:
- переход дороги перед близко идущим транспортом;
- переход дороги в неустановленном месте;
- неожиданный выход на проезжую часть из-за транспорта, из-за деревьев, сооружений;
- нарушение правил дорожного движения велосипедистами;
- игра на проезжей части дороги.
Таким образом, проблема предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма особенно актуальна в настоящее время.
Программа «Юные инспекторы дорожного движения» составлена на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы внеурочной деятельности В.А.Горского, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных федеральным образовательным стандартом НОО, программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и основной образовательной программой образовательного учреждения.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданско-правовой позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания.
Данная программа является модифицированной, представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Реализация программного содержания предполагает использование разнообразных форм организации занятий:
- работа с дидактическим материалом;
- игровые задания;
- встречи с сотрудниками ГИБДД, медицинскими работниками;
- практические, теоретические занятия;
-викторины, олимпиады, конкурсы, занятия-путешествия, акции, презентации, выставки, проекты, праздники, соревнования;
-изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрёстках, расположенных вблизи школы и т.п.).
Цель программы: создание условий по формированию личности младшего школьника с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения по вопросам дорожной безопасности.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- изучать правила дорожного движения;
- прививать навыки дорожной грамотности и дорожной безопасности;
- знакомить с историей возникновения транспортных средств;
- систематизировать и обобщить знания обучающихся о видах дорожных знаков, их назначении и использовании, о правилах перехода улиц, правилах пользования общественным транспортом и езды на велосипеде;
-создавать условия, способствующие развитию познавательного интереса обучающихся, расширению их кругозора;
-воспитывать ответственность, дисциплинированность, стремление сознательно выполнять правила дорожного движения.
Программа “ Юные инспекторы дорожного движения” разработана для обучающихся 1-4 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В 1 классе 33 занятия в год, во 2-4 классах 34 занятия в год. Занятия проводятся во второй половине дня. Для обучающихся 1 класса продолжительность занятий в I полугодии — 35 минут, начиная со II полугодия - 40 минут. Во 2-4 классах продолжительность занятий 45 минут. Для организации работы по программе используются различные формы организации деятельности: коллективная, групповая и индивидуальная. Программой предусмотрены теоретические и практические занятия. Формы проведения занятий разнообразны.
Тематическое планирование
Программа «Юные инспекторы дорожного движения» включает восемь направлений, связанных между собой: «Понятие об участниках дорожного движения», «Правила безопасного поведения на дорогах и улицах», «Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста», «Особенности устройства велосипеда. Приёмы безопасного падения», «Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта», «Мы – пассажиры, обязанности пассажира», «Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП», «Тестирование по правилам дорожного движения».
1 класс
(1 ч/нед., 33 ч/год)
№ п/п | Название раздела | Количество часов | ||
всего | теоретические | практические | ||
1 | «Понятие об участниках дорожного движения» | 10 | 5 | 5 |
2 | «Правила безопасного поведения на дорогах и улицах» | 6 | 4 | 2 |
3 | «Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста» | 3 | 1 | 2 |
4 | «Особенности устройства велосипеда. Приёмы безопасного падения» | 2 | 1 | 1 |
5 | «Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта» | 4 | 2 | 2 |
6 | «Мы – пассажиры, обязанности пассажира» | 6 | 4 | 2 |
7 | «Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП» | 1 | 1 | |
8 | «Тестирование по правилам дорожного движения» | 1 | 1 | |
итого | 33 | 18 | 15 |
2-4 класс
(1 ч/нед., 34 ч/год)
№ п/п | Название раздела | Количество часов | ||
всего | теоретические | практические | ||
1 | «Понятие об участниках дорожного движения» | 10 | 4 | 6 |
2 | «Правила безопасного поведения на дорогах и улицах» | 6 | 4 | 2 |
3 | «Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста» | 3 | 2 | 1 |
4 | «Особенности устройства велосипеда. Приёмы безопасного падения» | 2 | 1 | 1 |
5 | «Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта» | 4 | 2 | 2 |
6 | «Мы – пассажиры, обязанности пассажира» | 6 | 3 | 3 |
«Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП» | 2 | 2 | ||
«Тестирование по правилам дорожного движения» | 1 | 1 | ||
итого | 34 | 19 | 15 |
Содержание курса
- Понятие об участниках дорожного движения
Мы идём по тротуару. Правила поведения на тротуаре. Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки. Светофор трёхглазый. Сигналы светофора и регулировщика. Игра «Наш друг Светофор». Конкурс «Школа светофорных наук». Практическая работа: изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам.
- Правила безопасного поведения на дорогах и улицах
Дорога – не место для игр. Сказка «Волшебная горка». Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. Игра «Я – пешеход». Виды перекрёстков и правила разъезда на них. Ответственность за нарушение правил. Сказочное путешествие «Дорожные приключения Бабы-Яги». Практическая работа: разбор действий пешеходов в конкретных дорожных ситуациях.
- Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста
Сказка «Как пешеход получил колёса». Транспорт. Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках. Правила движения для велосипедистов. Порядок движения группы велосипедистов. Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест. Интегрированное занятие (математика + ПДД) «Правила дорожного движения достойны уважения». Практическая работа: разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях.
- Особенности устройства велосипеда. Приёмы безопасного падения
Назначение основных частей велосипеда. Физические основы устойчивости двухколёсного велосипеда. Приёмы безопасного падения. Практическая работа: освоение приёмов профилактических работ велосипеда.
- Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта
Сказка «О правилах дорожного движения». Изучение правил дорожного движения. Переход проезжей части дороги в разное время года. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения. Беседа с работником ГИБДД. Игра «Знаете ли вы правила дорожного движения?»
- Мы – пассажиры, обязанности пассажира.
Правила поведения в транспорте. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.
- Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП
Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии. Обработка ран и способы остановки кровотечения. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших. Игра «Скорая помощь». Практическая работа: отработка различных приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему.
- Тестирование по правилам дорожного движения.
Вручение сертификата «Юный инспектор дорожного движения».
Ожидаемые результаты
Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.).
- знания о правилах дорожного движения;
- знания о правилах оказания первой медицинской помощи;
- знания о моральных нормах и правилах поведения;
- начальные представления о правах и обязанностях участников дорожного движения;
- понимание сущности основных социальных ролей: пешеход, пассажир, водитель, участник дорожного движения;
- понимание обучающимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
- соблюдение правил дорожного движения, способность руководствоваться ими в практической деятельности;
- умение сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- выполнение возложенных на обучающегося обязанностей участника дорожного движения (пешехода, пассажира, водителя);
- осознание ответственности за жизнь и здоровье себя, товарища, незнакомого человека, как участников дорожного движения;
- соблюдение правил поведения в общественном транспорте;
- умение водить велосипед согласно требованиям ПДД.
Третий уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.
- приобретение опыта ролевого взаимодействия и реализации ПДД;
- накопление личного опыта участия в проектах, акциях и других мероприятиях по вопросу ПДД;
- высокий уровень самосознания, самодисциплины;
- участие в конкурсах, играх, олимпиадах и т.п. разной направленности и разного уровня (муниципального, регионального, федерального, международного);
- умение пользоваться правами и обязанностями участников дорожного движения;
- активная жизненная позиция.
Система отслеживания и оценивания ожидаемых результатов
С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза в 1-4 классах (декабрь, май).
Формы и средства контроля:
-мониторинг участия в планируемых школой делах и мероприятиях, в различных мероприятиях муниципального, регионального, федерального и международного уровней;
- тестирование по правилам дорожного движения;
- викторины, конкурсы, олимпиады.
Ресурсное обеспечение реализации программы
Кадровое
- Педагоги, библиотекарь, администрация МАОУ «СОШ № 36».
- Работники ГИБДД г. Северодвинска, дополнительного образования г.Северодвинска,
медицинские работники.
Материально-техническое
- Мультимедиа проектор.
- Многофункциональное устройство.
- Мебель для обучающихся.
- Маркер-меловая доска.
- Интерактивная доска.
- Ноутбук.
Информационно-методическое
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.-М.: Просвещение, 2011.
- Данилюк А.Я., Логинова А.А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.-М.: Просвещение, 2012.
- В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов. Примерная программа внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М.: Просвещение, 2011.
- Интернет - ресурсы.
Тематическое планирование
занятий внеурочной деятельности
«Юные инспекторы дорожного движения»
направление: духовно-нравственное
1 класс
1 час в неделю (33часа в год)
№ п/п | № занятия в теме | Тема занятия | Теоретические | Практические | Примечание |
Понятие об участниках дорожного движения (10 ч) | |||||
1 | 1 | Мы идём по тротуару. | 1 | ||
2 | 2 | Правила поведения на тротуаре. | 1 | ||
3 | 3 | Элементы улиц и дорог. | 1 | ||
4 | 4 | Дорожная разметка. | 1 | ||
5 | 5 | Дорожные знаки. | 1 | ||
6 | 6 | Светофор трёхглазый. | 1 | ||
7 | 7 | Элементы улиц и дорог. | 1 | ||
8 | 8 | Сигналы светофора и регулировщика. | 1 | ||
9 | 9 | Игра «Наш друг Светофор». | 1 | ||
10 | 10 | Конкурс «Школа светофорных наук». | 1 | ||
Правила безопасного поведения на дорогах и улицах (6 ч) | |||||
11 | 1 | Дорога – не место для игр. | 1 | ||
12 | 2 | Сказка «Волшебная горка». | 1 | ||
13 | 3 | Правил для пешеходов и водителей транспортных средств. | 1 | ||
14 | 4 | Игра «Я – пешеход». | 1 | ||
15 | 5 | Виды перекрёстков и правила разъезда на них. | 1 | ||
16 | 6 | Ответственность за нарушение правил. | 1 | ||
Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста(3ч) | |||||
17 | 1 | Сказка «Как пешеход получил колёса». Транспорт. | 1 | ||
18 | 2 | Правила движения для велосипедистов. | 1 | ||
19 | 3 | Правила движения для велосипедистов. | 1 | ||
Особенности устройства велосипеда. Приёмы безопасного падения (2ч) | |||||
20 | 1 | Назначение основных частей велосипеда. | 1 | ||
21 | 2 | Физические основы устойчивости двухколёсного велосипеда. Приёмы безопасного падения. | 1 | ||
Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта (4ч) | |||||
22 | 1 | Сказка «О правилах дорожного движения». | 1 | ||
23 | 2 | Изучение правил дорожного движения. | 1 | ||
24 | 3 | Переход проезжей части дороги в разное время года. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения. | 1 | ||
25 | 4 | Беседа с работником ГИБДД. Игра «Знаете ли вы правила дорожного движения?». | 1 | ||
Мы – пассажиры, обязанности пассажира(6ч) | |||||
26 | 1 | Правила поведения в транспорте. | 1 | ||
27 | 2 | Закрепление правил поведения в транспорте. | 1 | ||
28 | 3 | Правила безопасного поведения в автомобильном транспорте, в автобусе. | 1 | ||
29 | 4 | Правила безопасного поведения в железнодорожном транспорте. | 1 | ||
30 | 5 | Правила безопасного поведения в самолёте. | 1 | ||
31 | 6 | Правила безопасного поведения на водном транспорте. | 1 | ||
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП (1ч) | |||||
32 | 1 | Состав и назначение автоаптечки. Обработка ран и способы остановки кровотечения. | 1 | ||
Тестирование по правилам дорожного движения (1ч) | |||||
33 | 1 | Тестирование по правилам дорожного движения. Вручение сертификата «Юный инспектор дорожного движения». | 1 |
Тематическое планирование
занятий внеурочной деятельности
«Юные инспекторы дорожного движения»
направление: духовно-нравственное
2 -4 классы
1 час в неделю (34 часа в год)
№ п/п | № занятия в теме | Тема занятия | Теоретические | Практические | Примечание |
Понятие об участниках дорожного движения (10 ч) | |||||
1 | 1 | Мы идём по тротуару. Безопасный путь в школу, из школы домой. | 1 | ||
2 | 2 | Правила поведения на тротуаре. | 1 | ||
3 | 3 | Элементы улиц и дорог. | 1 | ||
4 | 4 | Дорожная разметка. | 1 | ||
5 | 5 | Дорожные знаки. | 1 | ||
6 | 6 | Перекрёстки и их виды. | 1 | ||
7 | 7 | Элементы улиц и дорог. | 1 | ||
8 | 8 | Сигналы светофора и регулировщика. | 1 | ||
9 | 9 | Игра «Я - пешеход». | 1 | ||
10 | 10 | Конкурс «Школа светофорных наук». | 1 | ||
Правила безопасного поведения на дорогах и улицах (6 ч) | |||||
11 | 1 | Дорога – не место для игр. | 1 | ||
12 | 2 | Конкурс рисунков на тему «Соблюдай правила дорожного движения» | 1 | ||
13 | 3 | Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. | 1 | ||
14 | 4 | Игра «Я – пешеход». | 1 | ||
15 | 5 | Виды перекрёстков и правила разъезда на них. | 1 | ||
16 | 6 | Ответственность за нарушение правил. | 1 | ||
Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста(3ч) | |||||
17 | 1 | Сказка «Как пешеход получил колёса». Транспорт. | 1 | ||
18 | 2 | Правила движения для велосипедистов. | 1 | ||
19 | 3 | Правила движения для разного вида транспорта. | 1 | ||
Особенности устройства велосипеда. Приёмы безопасного падения (2ч) | |||||
20 | 1 | Назначение основных частей велосипеда. | 1 | ||
21 | 2 | Физические основы устойчивости двухколёсного велосипеда. Приёмы безопасного падения. | 1 | ||
Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта (4ч) | |||||
22 | 1 | Изучение правил дорожного движения. | 1 | ||
23 | 2 | Переход проезжей части дороги в разное время года. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения. | 1 | ||
24 | 3 | Места для игр и катания на самокатах, детских велосипедах, лыжах, санках, коньках. | 1 | ||
25 | 4 | Беседа с работником ГИБДД. Игра «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения». | 1 | ||
Мы – пассажиры, обязанности пассажира(6ч) | |||||
26 | 1 | Правила поведения в транспорте. | 1 | ||
27 | 2 | Правила безопасного поведения в автомобильном транспорте, в автобусе. | 1 | ||
28 | 3 | Правила безопасного поведения в железнодорожном транспорте | 1 | ||
29 | 4 | Правила безопасного поведения в самолёте и на водном транспорте. | 1 | ||
30 | 5 | Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте. | 1 | ||
31 | 6 | Правила безопасного поведения на улице вблизи транспортных средств. | 1 | ||
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП (1ч) | |||||
32 | 1 | Состав и назначение автоаптечки. Обработка ран и способы остановки кровотечения. | 1 | ||
33 | 2 | Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии. | 1 | ||
Тестирование по правилам дорожного движения (1ч) | |||||
34 | 1 | Тестирование по правилам дорожного движения. Вручение сертификата «Юный инспектор дорожного движения». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность. 2 класс. Программа "Юные инспектора дорожного движения"
Данная рабочая программа «Юные инспектора дорожного движения» для учащихся 2 классов разработана на основе авторск...
Программа дополнительного образования в рамках внеурочной образовательной деятельности по направлению «Спортивно-оздоровительная деятельность» «Юные инспектора дорожного движения»
Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности...
Программа кружка "Юные инспектора дорожного движения"
Программа предназначена для внеурочной деятельности в начальной шкколе. Целью программы является обучение элементарным правилам поведения на дороге, профилактика дорожно-транспортного травматизма. Про...
Дополнительная образовательная программа кружка «Юные инспектора дорожного движения» (ЮИДД)
Программа кружка «Юные инспектора дорожного движения» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасн...
Программа клуба «Юные инспектора дорожного движения»
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на ...
Программа курса «Юные инспекторы дорожного движения»
Основная идея курса – формирование представлений о правилах дорожного движения (ПДД) и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. ...
Рабочая программа внеурочной деятельности. «Азбука дорожного движения»
Рабочая программа внеурочной деятельности...