Программа внеурочной деятельности "Юные инспекторы дорожного движения"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Колобова Ирина Дмитриевна

Программа предназначена для организации внеурочной деятельности социального направления для обучающихся 1-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yuidd.docx32.79 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В настоящее время в Российской Федерации продолжает оставаться высоким уровень детского дорожно-транспортного травматизма. Анализ аварийности по времени суток показал, что наибольшее количество ДТП с участием детей происходит с 16:00 до 18:00. Самыми аварийными днями недели являются среда и пятница. По возрастному показателю 34,8% от общего количества детей и подростков, пострадавших в ДТП составляют обучающиеся образовательных учреждений в возрасте от 10 до 14 лет; 24,6% – дети начального школьного возраста 6-10 лет; 20,3% – дети дошкольного возраста от одного года до шести лет; 18,6% – дети в возрасте от 14 до16 лет; 1,7% – дети в возрасте до одного года.

В большинстве случаев дорожных трагедий виновными становятся дети младшего школьного возраста. Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются:

- переход дороги перед близко идущим транспортом;

- переход дороги в неустановленном месте;

- неожиданный выход на проезжую часть из-за транспорта, из-за деревьев, сооружений;

- нарушение правил дорожного движения велосипедистами;

- игра на проезжей части дороги.

Таким образом, проблема предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма особенно актуальна в настоящее время.

            Программа «Юные инспекторы дорожного движения»   составлена на основе  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы внеурочной деятельности В.А.Горского,   с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных федеральным образовательным стандартом НОО, программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  и основной образовательной программой  образовательного учреждения.

            Программа направлена на системный подход к формированию гражданско-правовой позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания.

Данная программа является модифицированной, представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

            Реализация программного содержания предполагает использование разнообразных форм организации занятий:

- работа с дидактическим материалом;

- игровые задания;

- встречи с сотрудниками ГИБДД, медицинскими работниками;

- практические, теоретические занятия;

-викторины, олимпиады, конкурсы, занятия-путешествия, акции, презентации, выставки, проекты, праздники, соревнования;

-изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций  (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрёстках, расположенных вблизи школы и т.п.).

Цель программы:  создание условий по формированию личности младшего школьника с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения по вопросам дорожной безопасности.

           Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- изучать правила дорожного движения;

-  прививать навыки дорожной грамотности и дорожной  безопасности;

- знакомить с  историей возникновения транспортных средств;

- систематизировать и обобщить знания обучающихся о видах дорожных знаков, их  назначении и использовании, о правилах перехода улиц, правилах пользования общественным транспортом и езды на велосипеде;

-создавать условия, способствующие развитию познавательного интереса обучающихся, расширению их  кругозора;

-воспитывать ответственность, дисциплинированность, стремление сознательно выполнять правила дорожного движения.

            Программа “ Юные инспекторы дорожного движения” разработана для обучающихся   1-4 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В 1 классе 33 занятия в год, во 2-4 классах 34 занятия в год.  Занятия проводятся во второй половине дня. Для обучающихся 1 класса продолжительность занятий в I  полугодии — 35 минут, начиная со II  полугодия  - 40 минут. Во 2-4 классах продолжительность занятий 45 минут. Для организации работы  по программе   используются различные формы организации деятельности:  коллективная, групповая и индивидуальная. Программой предусмотрены теоретические и практические занятия. Формы проведения занятий разнообразны.

Тематическое планирование

Программа «Юные инспекторы дорожного движения» включает  восемь  направлений, связанных между собой: «Понятие об участниках дорожного движения», «Правила безопасного поведения на дорогах и улицах», «Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста», «Особенности устройства велосипеда. Приёмы безопасного падения», «Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта», «Мы – пассажиры, обязанности пассажира», «Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП», «Тестирование по правилам дорожного движения».

1 класс

(1 ч/нед., 33 ч/год)

№ п/п

Название раздела

Количество часов

всего

теоретические

практические

1

«Понятие об участниках дорожного движения»

10

5

5

2

«Правила безопасного поведения на дорогах и улицах»

6

4

2

3

«Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста»

3

1

2

4

«Особенности устройства велосипеда. Приёмы безопасного падения»

2

1

1

5

«Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта»

4

2

2

6

«Мы – пассажиры, обязанности пассажира»

6

4

2

7

«Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП»

1

1

8

«Тестирование по правилам дорожного движения»

1

1

итого

33

18

15

2-4 класс

(1 ч/нед., 34 ч/год)

№ п/п

Название раздела

Количество часов

всего

теоретические

практические

1

«Понятие об участниках дорожного движения»

10

4

6

2

«Правила безопасного поведения на дорогах и улицах»

6

4

2

3

«Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста»

3

2

1

4

«Особенности устройства велосипеда. Приёмы безопасного падения»

2

1

1

5

«Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта»

4

2

2

6

«Мы – пассажиры, обязанности пассажира»

6

3

3

«Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП»

2

2

«Тестирование по правилам дорожного движения»

1

1

итого

34

19

15

Содержание курса

  1. Понятие об участниках дорожного движения

Мы идём по тротуару. Правила поведения на тротуаре. Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки. Светофор трёхглазый. Сигналы светофора и регулировщика. Игра «Наш друг Светофор». Конкурс «Школа светофорных наук». Практическая работа: изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам.

  1. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах

Дорога – не место для игр. Сказка «Волшебная горка». Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. Игра «Я – пешеход». Виды перекрёстков и правила разъезда на них. Ответственность за нарушение правил. Сказочное путешествие «Дорожные приключения Бабы-Яги». Практическая работа: разбор действий пешеходов  в конкретных дорожных ситуациях.

  1. Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста

Сказка «Как пешеход получил колёса». Транспорт. Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках. Правила движения для велосипедистов. Порядок движения группы велосипедистов. Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест. Интегрированное занятие (математика + ПДД) «Правила дорожного движения достойны уважения». Практическая работа: разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях.

  1. Особенности устройства велосипеда. Приёмы безопасного падения

Назначение основных частей велосипеда. Физические основы устойчивости двухколёсного велосипеда. Приёмы безопасного падения. Практическая работа: освоение приёмов профилактических работ велосипеда.

  1. Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта

Сказка «О правилах дорожного движения». Изучение правил дорожного движения. Переход проезжей части дороги в разное время года. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения. Беседа с работником ГИБДД. Игра «Знаете ли вы правила дорожного движения?»

  1. Мы – пассажиры, обязанности пассажира.

Правила поведения в транспорте. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.

  1. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП

Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии. Обработка ран и способы остановки кровотечения. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших. Игра «Скорая помощь». Практическая работа: отработка различных приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему.

  1. Тестирование по правилам дорожного движения.

Вручение сертификата «Юный инспектор дорожного движения».

Ожидаемые результаты

Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.).

  • знания о правилах дорожного движения;
  • знания о  правилах оказания первой медицинской помощи;
  • знания  о моральных нормах и правилах поведения;
  • начальные представления о правах и обязанностях участников дорожного движения;
  • понимание сущности основных социальных ролей: пешеход, пассажир, водитель, участник дорожного движения;
  • понимание обучающимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир,  знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

  • соблюдение правил дорожного движения, способность руководствоваться ими в практической деятельности;
  • умение сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • выполнение  возложенных на обучающегося обязанностей участника дорожного движения (пешехода, пассажира, водителя);
  • осознание ответственности за жизнь и здоровье себя, товарища, незнакомого человека, как участников дорожного движения;
  • соблюдение правил поведения в общественном транспорте;
  • умение водить велосипед согласно требованиям ПДД.

Третий  уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.

  • приобретение опыта ролевого взаимодействия и реализации ПДД;
  • накопление личного опыта участия в проектах, акциях и других мероприятиях по вопросу ПДД;
  • высокий уровень самосознания, самодисциплины;
  • участие в конкурсах, играх, олимпиадах и т.п. разной направленности и разного уровня (муниципального, регионального, федерального, международного);
  • умение пользоваться правами и обязанностями участников дорожного движения;
  • активная жизненная позиция.

Система отслеживания и оценивания  ожидаемых результатов

С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится  2 раза в 1-4 классах (декабрь, май).

Формы и средства контроля:

-мониторинг участия в планируемых школой делах и мероприятиях, в различных мероприятиях муниципального, регионального, федерального и международного уровней;

- тестирование по правилам дорожного движения;

- викторины, конкурсы, олимпиады.

Ресурсное обеспечение реализации программы

Кадровое

  1. Педагоги, библиотекарь,  администрация МАОУ «СОШ № 36».
  2. Работники ГИБДД г. Северодвинска, дополнительного образования г.Северодвинска,

медицинские работники.

Материально-техническое

  1. Мультимедиа проектор.
  2. Многофункциональное устройство.
  3. Мебель для обучающихся.
  4. Маркер-меловая доска.
  5. Интерактивная доска.
  6. Ноутбук.

Информационно-методическое

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.-М.: Просвещение, 2011.
  2. Данилюк А.Я., Логинова А.А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.-М.: Просвещение, 2012.
  3. В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов. Примерная программа внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.  М.: Просвещение, 2011.
  4. Интернет - ресурсы.

Тематическое планирование

занятий внеурочной деятельности

«Юные инспекторы дорожного движения»

направление: духовно-нравственное

1 класс

1 час в неделю (33часа в год)

№ п/п

№ занятия в теме

Тема занятия

Теоретические

Практические

Примечание

Понятие об участниках дорожного движения (10 ч)

1

1

Мы идём по тротуару.

1

2

2

Правила поведения на тротуаре.

1

3

3

Элементы улиц и дорог.

1

4

4

Дорожная разметка.

1

5

5

Дорожные знаки.

1

6

6

Светофор трёхглазый.

1

7

7

Элементы улиц и дорог.

1

8

8

Сигналы светофора и регулировщика.

1

9

9

Игра «Наш друг Светофор».

1

10

10

Конкурс «Школа светофорных наук».

1

Правила безопасного поведения на дорогах и улицах (6 ч)

11

1

Дорога – не место для игр.

1

12

2

Сказка «Волшебная горка».

1

13

3

Правил для пешеходов и водителей транспортных средств.

1

14

4

Игра «Я – пешеход».

1

15

5

Виды перекрёстков и правила разъезда на них.

1

16

6

Ответственность за нарушение правил.

1

Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста(3ч)

17

1

Сказка «Как пешеход получил колёса». Транспорт.

1

18

2

Правила движения для велосипедистов.

1

19

3

Правила движения для велосипедистов.

1

Особенности устройства велосипеда. Приёмы безопасного падения (2ч)

20

1

Назначение основных частей велосипеда.

1

21

2

Физические основы устойчивости двухколёсного велосипеда.

Приёмы безопасного падения.

1

Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта (4ч)

22

1

Сказка «О правилах дорожного движения».

1

23

2

Изучение правил дорожного движения.

1

24

3

Переход проезжей части дороги в разное время года. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения.

1

25

4

Беседа с работником ГИБДД.

Игра «Знаете ли вы правила дорожного движения?».

1

Мы – пассажиры, обязанности пассажира(6ч)

26

1

Правила поведения в транспорте.

1

27

2

Закрепление правил поведения в транспорте.

1

28

3

Правила безопасного поведения в автомобильном транспорте, в автобусе.

1

29

4

Правила безопасного поведения в железнодорожном транспорте.

1

30

5

Правила безопасного поведения в самолёте.

1

31

6

Правила безопасного поведения на водном транспорте.

1

Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП (1ч)

32

1

Состав и назначение автоаптечки. Обработка ран и способы остановки кровотечения.

1

Тестирование по правилам дорожного движения (1ч)

33

1

Тестирование по правилам дорожного движения.

Вручение сертификата «Юный инспектор дорожного движения».

1

Тематическое планирование

занятий внеурочной деятельности

 «Юные инспекторы дорожного движения»

направление: духовно-нравственное

2 -4 классы

1 час в неделю (34 часа в год)

№ п/п

№ занятия в теме

Тема занятия

Теоретические

Практические

Примечание

Понятие об участниках дорожного движения (10 ч)

1

1

Мы идём по тротуару.

Безопасный путь в школу, из школы домой.

1

2

2

Правила поведения на тротуаре.

1

3

3

Элементы улиц и дорог.

1

4

4

Дорожная разметка.

1

5

5

Дорожные знаки.

1

6

6

Перекрёстки и их виды.

1

7

7

Элементы улиц и дорог.

1

8

8

Сигналы светофора и регулировщика.

1

9

9

Игра «Я - пешеход».

1

10

10

Конкурс «Школа светофорных наук».

1

Правила безопасного поведения на дорогах и улицах (6 ч)

11

1

Дорога – не место для игр.

1

12

2

Конкурс рисунков на тему «Соблюдай правила дорожного движения»

1

13

3

Правила для пешеходов и водителей транспортных средств.

1

14

4

Игра «Я – пешеход».

1

15

5

Виды перекрёстков и правила разъезда на них.

1

16

6

Ответственность за нарушение правил.

1

Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста(3ч)

17

1

Сказка «Как пешеход получил колёса». Транспорт.

1

18

2

Правила движения для велосипедистов.

1

19

3

Правила движения для разного вида транспорта.

1

Особенности устройства велосипеда. Приёмы безопасного падения (2ч)

20

1

Назначение основных частей велосипеда.

1

21

2

Физические основы устойчивости двухколёсного велосипеда.

Приёмы безопасного падения.

1

Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта (4ч)

22

1

Изучение правил дорожного движения.

1

23

2

Переход проезжей части дороги в разное время года. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения.

1

24

3

Места для игр и катания на самокатах, детских велосипедах, лыжах, санках, коньках.

1

25

4

Беседа с работником ГИБДД.

Игра «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения».

1

Мы – пассажиры, обязанности пассажира(6ч)

26

1

Правила поведения в транспорте.

1

27

2

Правила безопасного поведения в автомобильном транспорте, в автобусе.

1

28

3

Правила безопасного поведения в железнодорожном транспорте

1

29

4

Правила безопасного поведения в самолёте и на водном транспорте.

1

30

5

Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.

1

31

6

Правила безопасного поведения на улице вблизи транспортных средств.

1

Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП (1ч)

32

1

Состав и назначение автоаптечки. Обработка ран и способы остановки кровотечения.

1

33

2

Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии.

1

Тестирование по правилам дорожного движения (1ч)

34

1

Тестирование по правилам дорожного движения.

Вручение сертификата «Юный инспектор дорожного движения».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. 2 класс. Программа "Юные инспектора дорожного движения"

               Данная рабочая программа «Юные инспектора дорожного движения» для учащихся    2 классов  разработана на основе авторск...

Программа дополнительного образования в рамках внеурочной образовательной деятельности по направлению «Спортивно-оздоровительная деятельность» «Юные инспектора дорожного движения»

Программа направлена на реализацию умения, относящегося к  культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности...

Программа кружка "Юные инспектора дорожного движения"

Программа предназначена для внеурочной деятельности в начальной шкколе. Целью программы является обучение элементарным правилам поведения на дороге, профилактика дорожно-транспортного травматизма. Про...

Дополнительная образовательная программа кружка «Юные инспектора дорожного движения» (ЮИДД)

Программа кружка  «Юные инспектора дорожного движения» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасн...

Программа клуба «Юные инспектора дорожного движения»

Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на ...

Программа курса «Юные инспекторы дорожного движения»

Основная идея курса – формирование представлений о  правилах дорожного движения (ПДД) и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.     ...