Рекомендации родителям дошкольников на тему: «Семейное чтение»
статья

для педагогов дополнительного образования и методистов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_shatkovskaya_s.n.doc380.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Рекомендации родителям дошкольников на тему:

«Семейное чтение»»

Шатковская Светлана Николаевна,

заведующий отделом

ГБУ ДО ДДТ Красносельского района СПб

Формирование духовной культуры личности всегда осуществляется через чтение.

Книга служит не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Общеизвестно ее воздействие на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольников. Связная речь показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, грамматическим строем, и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.

Значение художественной литературы открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает знаниями, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя представление ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение чувствовать форму и ритм родного языка. Литература, в частности сказка, во многом способствует «проживанию эмоций», удовлетворению духовных потребностей личности.

Психологические истоки привязанности детей к сказкам, удовлетворяющим определенные потребности детского возраста, возможности «проживания эмоций» интересно описаны знаменитым американским психологом и психиатром Бруно Беттельхеймом. Он утверждал: «Детям нужны сказки, ибо они являются необходимой пищей для развития личности».

Сказки вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необычайных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие. «Детям нужны сказки», ведь в лучших своих образах они, по словам В.А. Жуковского, нравственно чисты и не оставляют после себя «дурного, ненравственного воспитания». Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и радоваться, без которой человек - не человек. Ибо цель сказочников – «воспитывать в ребенке человечность, эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою». (К.И. Чуковский).

Сегодня, к сожалению, чтение все больше утрачивает свою культурную, образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения информации и средство развлечения.

В наше сложное время детское чтение как никогда нуждается в поддержке. Проблема падения интереса к чтению глубоко волнует педагогов студии творческого развития «Гармония» Дома детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга.

В программу обучения дошкольников в студии включена образовательная программа «Мир Сказки», которая знакомит детей с лучшими образцами отечественной и зарубежной детской литературы, развивает эмоциональную отзывчивость, поэтический слух, чувство рифмы, ритма, стиля, воспитывает потребность к познанию мира и ценностей культуры. Однако без поддержки родителей невозможно получить положительные результаты. Педагоги уделяют большое внимание в работе с семьей и семейному чтению. Именно родители являются первыми воспитателями, они читают ребенку его первые книжки, рассматривают вместе с ним картинки, переживают вместе с ним радость узнавания и удивления, его счастье и горе, связанные с приключениями и судьбами первых любимых литературных героев. Именно родители выбирают и покупают детские издания, советуют ребенку, что лучше почитать. Таким образом, родители, семья оказывают во многом решающее влияние на формирование круга чтения, вкусов и предпочтений детей.

В девятнадцатом веке принято было читать вслух, и по вечерам взрослые читали собравшимся вокруг домочадцам романы с продолжением, возлюбленные наедине читали стихи друг другу или что-то романтическое. В кружках самообразования читали вслух книги по экономике, философии. Родители, школьные педагоги читали вслух детям. Такие чтения были сродни сегодняшнему просмотру телевизора по вечерам. Неудивительно, что с появлением телевидения семейные чтения вслух, существовавшие еще в 50-х годах двадцатого века во многих семьях, почти окончательно исчезли. И сейчас, более полвека спустя, идея о необходимости возрождения семейного чтения становится актуальной.

Само по себе чтение вслух – занятие непростое, требующее творческого подхода. И в этом начало разгадки секрета его привлекательности.

Сравним чтение с просмотром телепрограмм, ведь именно телевизор и компьютер являются главными соперниками чтения. Что есть в чтении вслух того, что не дает телевизор? Прежде всего, это возможность творчества и выбора. Вы сами выбираете книгу для чтения вслух. Конечно, телевизионную программу вы тоже выбираете, но возможности выбора мировой художественной литературы и программы передач на сегодня несопоставимы.

Вы выбираете книгу, манеру чтения, темп чтения, тембр голоса, степень драматизации, театральности, кульминационные моменты для остановки. Вместе с автором книги вы творите ее содержание для тех, кто вас слушает, и это неповторимо. А ваши дети, они не пассивные потребители, как в случае с телевидением. Они сочувствуют, сопереживают, блеск их глаз и затаенное дыхание – источник вашего вдохновения. Неслучайно ваш ребенок, несмотря на обилие DVD дисков с мультфильмами, просит вас почитать вслух. Малыш еще не осознает полезность чтения вслух для развития образного и эмоционального чтения, для развития речи и совершенствования в родном языке. Просто он хочет, чтобы вы были рядом. Вы, а не телевизор. Ведь в этот момент вы принадлежите друг другу.

Пройдет время, и ваш ребенок почувствует желание почитать вам. По мере взросления и освоению процесса чтения ваш ребенок будет читать вслух. Следует отметить, что чтение - сложный психический процесс, основанный на понимании смысла письменной речи. Чтение включает в себя такие психические функции, как смысловое восприятие и внимание, память и мышление. Соответственно, требует достаточного уровня их развития. И помочь в этом ребенку могут педагоги и родители. В нашей статье мы дадим некоторые рекомендации родителям дошкольников шестилетнего возраста.

Для начала уделите внимание рабочему месту. Свет при чтении должен падать через плечо, противоположное тому, где рука, которой вы пишете. Свет должен быть ярким, но не ослепляющим, от мягкого света хочется спать. Сесть необходимо удобно, спину держать не слишком прямо (но ровно, чтобы воздух поступал максимально в кровь), ноги должны упираться в пол или скамеечку. Столешница должна быть на 20 см выше стула. Книгу необходимо держать на расстоянии 50 см от глаз (чтобы работало периферическое зрение, и несильно напрягались глаза). Всегда используйте тонкую указку (китайские палочки или спицу), она не должна загораживать текст. Указка способствует концентрации и увеличению скорости чтения. Рабочее место должно быть комфортным: все под рукой - бумага, карандаши, линейка, указка. Это нужно для того, чтобы не бегать и не прерывать процесс чтения. Иначе ребенок быстро отвлекается, и потом его вниманием уже не завладеть.

Уделите внимание психологическому настрою. Ребенок должен быть готов к работе и усвоению материала. Если его что-то гнетет, начните в другой раз. Необходимо четкое понимание ребенком, зачем ему это нужно, для чего ему надо это прочитать, так как позитивная мотивация - это важнейший аспект. Надо разобраться, что к этому ведет: слишком сложный материал для усвоения или слишком легкий, внутренние переживания, которые не дают сконцентрироваться (если голова занята чем-то важным, невозможно переключиться), плохая рабочая обстановка.

Рекомендуется, чтобы ребенок читал каждый день по 40-45 минут в день (без перерыва не более 20 минут). Во время чтения обращайте внимание на все в тексте, делайте выводы. Ребенок может читать и вслух, и про себя. На начальном этапе читайте 5-7 минут и обязательно просите пересказать прочитанное. Затем по абзацу с 10-20 минутным перерывом. Ребенок должен уметь читать про себя, без движения губ и шептания текста. Если не умеет читать про себя, можно научить через совместное чтение текста с родителями при просмотре предложений и движении указкой: родитель читает, ребенок только следит глазами. Перед тем как читать текст, попросите ребенка пробежать его глазами (предварительный просмотр). Это устраняет боязнь перед неизвестным текстом и акцентирует его внимание на сложных местах. Очень хорошо, если ребенок быстро зарисует то, что прочитал, это ведет к улучшению памяти, развитию обоих полушарий мозга, к концентрации на основном материале и отбрасывании ненужного.

Некоторые упражнения для развития скорости чтения:

  • Применение метода Глена Домана (метода целых слов). Следует показать ребенку на карточках слоги, слова, предложения, цифры (однозначные, двузначные, трехзначные) по одному или несколько за раз, сначала медленно, потом быстрее. Затем убрать карточки и спросить, что было написано.
  • Работа со слоговой таблицей. Первое упражнение на внимание - «Муха». Следует выбрать точку и глазами двигаться туда, куда укажет ведущий, затем необходимо остановиться и сказать, где мы находимся. Второе упражнение – чтение слогов в разные стороны (по горизонтали, вертикали, диагонали, вперед и обратно): сначала медленно, затем довести до максимальной скорости. Третье упражнение – игра в слова: кто больше составит слов, тот и выиграл. Четвертое упражнение - игра «Найди слог»: кто быстрее найдет, тот и победил.

  • Следует выбрать текст с крупным шрифтом. Ребенок читает предложение, затем пересказывает дословно, и так несколько предложений в течение четырех минут.
  • В специальной таблице необходимо смотреть на цифру и стараться прочитать слово, следя за тем, чтобы голова не поворачивалась, только глаза.

  • Чтение слов по три слова за раз. Следует не просто прочитать слова, а стараться их запомнить, лучше представить их друг с другом, связать и т.д. Итог: запомнить целую строчку слов по порядку (одна строчка в день). Через 3 дня повторить пройденное.

  • Чтение смысловых рядов на скорость.


Эти упражнения лучше всего проделывать раз или два в неделю. Главное, чтобы для ребенка это было весело и интересно, а родителям не в тягость.

Чтение заложено в основу обучения, является необходимым навыком в жизни. Люди, которые хорошо умеют читать, живут более насыщенной жизнью. Уделяйте внимание не столько процессу чтения, сколько пониманию прочитанного, в противном случае, чтение перейдет в фазу неосознанного. Ребенок будет читать бегло на радость всем, но ничего не сможет сказать про то, что он прочитал. Именно поэтому так важен момент обсуждения и анализа не только самим ребенком, но и окружающими его людьми. Поэтому так важна помощь и поддержка родителей ребенка, который хочет и имеет большое желание познать и понять этот удивительный мир, который заключен в книге. Пройдите этот путь вместе, и, возможно, вы откроете своего ребенка с другой стороны, и что-то новое откроется и для вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока по литературному чтению на тему: " Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"...

Рекомендации родителям: "Как приобщить детей к чтению книг???????"

Данные рекомендации помогут задуматься о том, что в эпоху развития технологий и электроники , дети не знают , что такое книга, как её выбрать, а самое важное, что не умеют читать. Важно, что бы каждый...

Рекомендации родителям по развитию интереса к чтению

Рекомендации родителям по развитию читательского  интереса у детей...

Технологическая карта урока литературного чтения.Тема "Семейное чтение. Притча". УМК "Перспектива" (3 класс)

Тема урока «Семейное чтение. Притча»Цель урока: формирование читательской компетентности младших школьников через чтение и анализ притчиДидактическиеОрганизовать работу по осмысленному чте...

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек»

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек»...