Методический семинар «Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС»
методическая разработка

Методический семинар 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon metodicheskiy_seminar.ppt2.46 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический семинар «Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС» МАОУ Иволгинская средняя общеобразовательная школа Учитель: Останина Е.Ю.

Слайд 2

« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» Сухомлинский В.А . Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.

Слайд 3

Цель Осознание основных критериев современного урока в свете внедрения ФГОС второго поколения. Задачи: повышения уровня самообразования педагогов; активное применение современных образовательных технологий в учебном процессе; повышение эффективности взаимодействия учителя и учащихся в учебной деятельности .

Слайд 4

Федеральный Государственный стандарт образования (ФГОС) — это нормы и требования, направленные на повышение качества образования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению процесса образования.

Слайд 5

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способны к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание .

Слайд 6

ЦЕЛЬ ФГОС - развитие личности учащегося через компетентностный и системно-деятельностный подходы в образовании Результаты образования Личностные Предметные Метапредметные (УУД ) СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Слайд 7

Новая формула траектории обучения Планируемые образовательные результаты Соответствующие виды учебной деятельности Необходимые средства обучения (ИКТ, УМК)

Слайд 8

Универсальные учебные действия совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая организацию этого процесса УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ

Слайд 9

Цель - воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Он (субъект): - ставит цели, - решает задачи, - отвечает за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя.

Слайд 10

Система дидактических принципов Принципы: деятельности непрерывности целостности минимакса психологической комфортности вариативности творчества

Слайд 11

Изменения в образовательной области 1. Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной. 2. Изменение содержания образования, форм, приемов, методов и технологий. 3. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель». 4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика. 5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала. 6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.

Слайд 12

Каким должен быть современный урок? «Современный» – значит отвечающий на вызовы времени Современный урок – это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся.

Слайд 13

Современный учитель… Зачем учить? Чему учить? Как учить? Современный учитель - это профессионал , который: • демонстрирует универсальные и предметные способы действий • инициирует действия учащихся • консультирует и корректирует их действия • находит способы включения в работу каждого ученика • создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Слайд 14

Современный учитель… это учитель, применяющий развивающие технологии; - это учитель, обладающий информационной компетентностью.

Слайд 15

Требования к современному уроку хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание; учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и друг с другом.

Слайд 16

Требования к современному уроку учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; времясбережение и здоровьесбережение; в центре внимания урока - дети; учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи;

Слайд 17

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Слайд 18

Критерии Традиционный урок Урок в условиях введения ФГОС Цель Формирование ЗУН Развитие личности Ведущий тип деятельности Репродуктивный, воспроизводящий Исследовательский, продуктивный, творческий Способ усвоения материала Деятельность по образцу Мыслительная деятельность, рефлексия Контроль Контроль и самоконтроль усвоения нового материала Самооценка , рефлексия результатов деятельности Целеполагание Определяет учитель Определяют ученик и учитель по согласованию

Слайд 19

Типология уроков по ФГОС Тип урока Виды (форма) уроков Урок «открытия» новых знаний. лекция, экскурсия, проектная деятельность, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Урок рефлексии практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Урок комплексного применения знаний ( Урок общеметодологической направленности) практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Урок обобщения и систематизации знаний семинар, конференция, круглый стол и т.д. Урок контроля, оценки знаний контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Урок коррекции знаний, умений, навыков консультации, работа над ошибками Комбинированный урок традиционный

Слайд 20

Системообразующие цели уроков каждого типа Тип урока Цель Урок «открытия»новых знаний. -формирование умений реализации новых способов действия - расширение понятийной базы Урок рефлексии - формирование способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа, фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения - закрепление и коррекция изученных способов действий ,понятий, алгоритмов Урок общеметодологической направленности - формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Урок развивающего контроля - формирование способностей к осуществлению контрольной функции - контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов

Слайд 21

Методы и технологии технология проблемного, проектного и исследовательского обучения развиваюшие технологии (Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов) коллективные способы обучения технология развития критического мышления технология эвристического обучения педагогические мастерские ТРИЗ игровые технологии кейс-метод (метод коллективного анализа ситуаций) тренинговые технологии КТД, социальное проектирование

Слайд 22

Структура урока по ФГОС Урок «открытия» нового знания 1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (органи- зационный этап 1-2 минуты). 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут. 3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут. 4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут. 5. Реализация построенного проекта 4-5 минут. 6. Первичное закрепление 4-5 минут. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут. 8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут. 9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты.

Слайд 23

Этапы конструирования урока 1.Характеристика класса 2. Определение темы учебного материала. 3. Определение дидактической цели темы. Прогнозирование результатов урока 4.Определение типа урока. 5. Продумывание структуры урока. 6. Подбор эффективных технологий, методов, приемов и форм деятельности – составление технологической карты урока 7. Обеспеченность урока.

Слайд 24

Основные трудности при подготовке урока в условиях ФГОС Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока. Необходимость дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать её. Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя. Замена известных планов-конспектов технологическими картами урока. Контрольно-оценочная деятельность.

Слайд 25

ВЫВОДЫ Как изменяется урок - у рок становится личностно-развивающим; - урок становится компетентностно-ориентированным; - урок становится метапредметным; - наряду с предметно-ориентированным уроком рождаются интегрированные формы (уроки занятия), стирается грань между обучением и воспитанием

Слайд 26

ВЫВОДЫ Реализация стандарта должна изменить представление учителя о уроке ученик выступает не объектом, а субъектом учебной деятельности; на уроке применяются разнообразные источники знаний; изменяется структура урока; преобладают индивидуальная и коллективная деятельность; отдается приоритет деятельности ученика; применяются новые критерии оценивания деятельности обучающихся.

Слайд 27

Принципы работы педагога 1. Удивляйся сам, удивляй других. 2. Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества. 3. Не останавливаться на достигнутом, всегда идти вперед. 4. Развивайся сам и развивай других.

Слайд 28

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Проектирование  современного урока  в соответствии с требованиями ФГОС ООО...

Статья СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО И ООО.

В статье указаны основные требования к современному уроку с учетом внедрения ФГОС....

Статья СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО И ООО.

В статье указаны основные требования к современному уроку  в условиях внедрения ФГОС....

Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС.

Основные вопросы: 1.Отличие современного урока от традиционного. 2.  Структура урока по ФГОС.  3. Типология современного урока. ...

Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Какие требования к уроку предъявляются сегодня?Меняются цели и содержание образования, требования к результатам, появляются новые технические средства и технологии обучения, а урок, оставаясь основной...

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС.

В помощь молодому учителю мною подготовлена статья "Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС"...