Социальный проект "Хорошие дела - добрые сердца"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Социальный проект для детей начальной школы под руководством учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 177"

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Хорошие дела - добрые сердца»

Руководитель проекта:

Громяк Елена Николаевна,

учитель начальных классов

Участники проекта: учащиеся начальной школы

                                                  г. Нижний Новгород

Паспорт проекта

1. Название проекта

Социальный проект «Хорошие дела - добрые сердца"»

2. Название организации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бердниковская основная школа»

3. Фактический адрес, телефон

Нижний Новгород, ул. Норильская, д.1

4. Автор

Громяк Елена Николаевна

5. Срок реализации проекта

2 года

6. Краткое изложение идеи проекта

Цель проекта: формирование у детей социально-нравственных ценностей, привлечение детей к значимой самостоятельной деятельности во благо других людей и животных, учиться совершать добрые поступки и дела в семье, школе, на улице.

Задачи проекта:

  •  - обогатить эмоциональный мир школьников, укрепить знания о добре;
  •  - побуждать к желанию творить добрые дела бескорыстно и искренне: воспитывать уважение к сверстникам, к детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
  •  - запланировать виды добрых дел в семье, школе, на улице;
  •  - осуществить запланированные добрые дела;
  •  - выявить изменения, появившиеся в результате реализации добрых дел.

Планируемый результат

 - рост социальной и общественной активности;

 - повышение стремления к общению;

 - появление людей солидарных, готовых быть сопричастными к проблемам окружающей жизни;

 - формирование зрелой гражданской позиции;

 - формирование толерантного отношения к людям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

 - проведен ряд добрых дел, направленный на помощь нуждающимся.

          Гипотеза проекта: можно научиться делать добрые дела и становиться внимательнее к окружающим людям и животным.

Этапы реализации проекта

I этап – работа над разработкой и утверждением плана действий. Анкетирование. Обсуждение и составление плана добрых дел.

II этап – проведение добрых дел:

 - Добрые дела для семьи (ноябрь - декабрь).

1. Помощь в трудовых делах (мыть посуду, вытирать пыль, протирать полы…)

2. Ухаживать за домашними питомцами.

3. Заботливо относиться к старшим и младшим членам семьи.

  • Добрые дела для класса (январь – февраль)
  1. Помощь в классе учителю.
  2. Проведение классного часа под названием «Доброе слово лечит, а злое калечит», посвятив её изучению вежливых слов.
  3. На уроке технологии сделали поделки, назвав выставку с помощью наших ладошек. Ладони – это символ того, что всё в человеческих руках, пусть даже таких маленьких, как наши.
  1. Соблюдение правил поведения.
  2. Содержание кабинета в чистоте и порядке.
  • Добрые дела для школы (март)

3.Сбор книг для пополнения фонда школьной библиотеки.

  • Добрые дела для общества

1. Участие в общественной акции «Помоги ближнему» (март – апрель )

2. Уборка в классной комнате. (май ).

3.Создание Сборника пословиц и поговорок о добре (сентябрь ).

5. Сборник «Добрых песен» (январь)

III этап  – подведение итогов, отчетный вечер «Доброта спасет мир».

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3

1.Проблема добра и зла в современном мире…………………………………….4

1.1. Общее понятие о добре и зле ……………………………………………….......4

2. Организация и проведение мероприятий……………………………………..5

2.1. Анкетирование учащихся……………………………………………………..…5

2.2. Проведение мероприятий, направленных на совершение «добрых дел»….....6

3.Заключение…………………………………………………………………………7

4.Список источников информации………………………………………………..7

Введение

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта – она от века
Украшенье человека…

             Мы живём в мире технических достижений, когда у человека есть всё. Но в последнее время, мы перестали замечать главное: людей, которые нуждаются в помощи, животных, которые зависят от нас; природу, частью которой являемся. Отсутствие заботы к ближнему, агрессия по отношению к братьям нашим меньшим, безразличие к происходящему в мире - стало неотъемлемой частью поведения людей.

              Это можно поправить только любовью и заботой о тех, кто нас окружает. Мы решили, что каждый должен начать с себя.

              Цель: формирование у детей социально-нравственных ценностей, привлечение детей к значимой самостоятельной деятельности во благо других людей и животных, учиться совершать добрые поступки и дела в семье, школе, на улице.

              Задачи:

  • определить отличительные особенности добрых дел;
  • обогатить эмоциональный мир школьников, укрепить знания о добре;
  • побуждать к желанию творить добрые дела бескорыстно и искренне: воспитывать уважение к сверстникам, к детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
  • запланировать виды добрых дел в семье, школе, на улице;
  • осуществить запланированные добрые дела;
  • выявить личные изменения, появившиеся в результате реализации добрых дел.

              Объект исследования: поведение школьников.

              Предмет исследования: добрые дела школьников.

              Методы: анализ, сравнение.

              Гипотеза исследования: можно научиться делать добрые дела и становиться внимательнее к окружающим людям.

              Значимость проекта

               Осознанное желание ребят участвовать в социальной деятельности совместно с родителями и классным руководителем послужило «толчком» для обсуждение понятия «доброта» на основе примеров из литературных произведений, собственных житейских ситуаций детей, выводы о том, что многие люди, а также природа нуждаются в помощи.

                Особенностью предлагаемого проекта является вовлечение всего классного коллектива в его реализацию через организацию деятельности каждого ученика нашего класса.

                 Участники проекта: ученики начальной школы.

                 Руководитель проекта: ГР\ромяк Елена Николаевна.

                 Сроки реализации: 2 года.

                 Формы реализации проекта:

  1. Совместная организованная деятельность с детьми;
  2. Беседы;
  3. Работа с родителями.

                  Продукты реализации проекта:

  1. Оформление фотовыставки «Наши добрые дела»;
  2. Оформление «Дневника добрых дел»;
  3. Создание сборника «Добрых песен»;
  4. Создание сборника пословиц и поговорок о добре;
  5. Создание памятки «Правила доброты»
  6. Презентация проекта.


Глава 1. Проблема добра и зла в современном мире.

1.1 Общее понятие о добре и зле.

Говорят, если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.

В. А. Сухомлинский писал “Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь”.

Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей и, когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один, переживает чувство отчаяния, страдает. В детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.

В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «добро» толкуется так: добро - это положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Слово «добро» является исконно русским и ведет свои корни не со старославянского, а из славянского языка. В котором оно имело несколько значений: храбрый, сильный, крепкий. Свой современный смысл слово получило после создания «Азбуки»: А- аз, Б-буки, В – ведаю, Г – глаголю, Д – добро.

В Википедии, понятие «добро» объясняется так: добро - общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности. Изначально было противоположно понятию худа (т. е. означало результат действия блага, в противовес результату действия зла), а в более позднее время стало употребляться как антоним понятия зла, означая намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью, любовью тех или иных людей, т. е. становится близким релевантному понятию «хорошо».

  Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: "Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье". Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.

Нужно оглянуться по сторонам и найти, кому нужна поддержка, кому можно протянуть руку, сказать доброе слово. Мы все – частичка этой жизни. Станем лучше мы – станет лучше жизнь.

Категории добра и зла составляют суть извечного выбора человека, смысл его земного существования. Эта проблема появилась с самого момента появления человека. Без осознания личностью, что есть добро и зло невозможно постижение других категорий этических ценностей. Вопрос о добре и зле является центром всех религиозных доктрин, известных человечеству. Проблемы добра и зла разбираются в философии, этике, психологии и других науках. Этой теме посвящено множество литературных произведений. Эта проблема не перестает будоражить человечество, заставляя искать новые ответы на извечные вопросы.

Добро и зло являются центральными понятиями, определяющими моральное сознание человека. Они связаны с оценкой совокупности поступков и его деятельности. Добро является главным критерием для морали, с его позиций рассматриваются все нравственные категории, оно объединяет в себе все положительные нормы и требования. Кроме того, добро само выступает мотивом, определяющим деятельность человека.

Зло, категория противоположная добру. Оно выражает совокупность всех негативных явлений, которые подлежат осуждению и преодолению. Зло отражает все нравственно негативные понятия: обман, подлость, жестокость.

Моральные поступки – это выбор между добром и злом. Этот выбор всегда означает действие свободной воли человека, он возможен тогда, когда человек понимает, что есть добро и зло и имеет оценку действий в соответствии с этими понятиями.

2. Организация и проведение мероприятий.

2.1. Анкетирование учащихся.

Вечное противостояние добра и зла – это одна из наиболее важных проблем. Дискуссии по этому поводу шли с древних времён, и по сей день. Трудно представить себе человека, не имеющего представления об этих понятиях.

Мы решили выяснить, что думают ученики нашего класса по этому вопросу. Для этого мы провели экспресс- анкетирование в рамках проекта. Детям были заданы следующие вопросы:

  1. Кто такой добрый человек?
  2. Считаешь ли ты себя добрым человеком?
  3. Кто нуждается в помощи?
  4. Кому мы можем помочь?

Анализируя ответы, мы выяснили, что:

  • добрый человек - это человек с доброй душой, который помогает другим;
  • добрый человек – это тот, который всё может сделать, помочь, выручить в беде;
  • это тот, кто никогда ни с кем не спорит, уступает место.

На второй вопрос мы получили такие ответы: По результатам анкетирования,

мы выяснили, что в нашем классе из 8 человек опрошенных: 5 человек добры и любезны, 3 человека добры от случая к случаю. Они добры не со всеми и не всегда.

В помощи нуждаются, по мнению, ребят:

  • человек, который лежит в больнице, инвалид:
  • пожилые люди или дети, у которых нет родителей;
  • нищий человек, бомж, больной;
  • люди, у которых нет семьи;
  • животные

На последний вопрос были получены такие ответы:

  • пожилых людей перевести через дорогу, открыть дверь в помещение, помочь донести тяжёлые сумки;
  • детям, пожилым и людям, которые живут на улице;
  • помочь детям из без родителей;
  • которые болеют, у которых нет дома и нищим, инвалидам.

Проведенное анкетирование показало, что ребята понимают, что такое «добро», и как можно своими силами совершать добрые дела.

2.2. Проведение мероприятий, направленных на совершение «добрых дел».

ПЛАН ДОБРЫХ ДЕЛ

  • Добрые дела для семьи.

1. Помощь в трудовых делах (мыть посуду, вытирать пыль, протирать полы…)

2. Ухаживать за домашними питомцами.

3. Заботливо относиться к старшим и младшим членам семьи.

  • Добрые дела для класса.
  1. Помощь в классе учителю.
  2. Проведение акции под названием «Доброе слово лечит, а злое калечит», посвятив её изучению вежливых слов. И потом провели эксперимент, используя бумажную куклу.
  3. Изучили музыкальный материал и создали Сборник «Добрых песен».
  4. Организовали выставку «Всё в твоих руках».

На уроке технологии сделали поделки, назвав выставку с помощью наших ладошек. Ладони – это символ того, что всё в человеческих руках, пусть даже таких маленьких, как наши.

  1. Соблюдение правил поведения.
  2. Уборка кабинета.
  • Добрые дела для школы.

3.Сбор книг для пополнения фонда школьной библиотеки.

  • Добрые дела для общества

                1. Уборка территории школы.

2.Создание Сборника пословиц и поговорок о добре.

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Деятельность, осуществляемая по проекту для нас очень важна. В процессе реализации проекта был накоплен определенный положительный опыт.

В ходе реализации проекта, нами были созданы следующие продукты:

сборник пословиц и поговорок о добре, сборник «Добрых песен», памятка «Правила доброты», которые могут быть использованы учениками и учителями в своей практической деятельности.

За время реализации проекта мы провели много добрых дел, многому научились. Но сказать, что мы закончили работать над проектом, мы не можем, так как на протяжении всей нашей жизни, каждый день и каждый час, мы сталкиваемся с необходимостью и желанием помогать людям. Мы решили, что самое главное для нас -это то, что мы:

- научились быть внимательным к ближним, быть добрым, вежливым, быть ответственным, научились сотрудничать.

И конечно, если каждый из нас, хотя бы в своей семье, будет это делать, то меньше будет обиженных людей, брошенных животных, плохого настроения, будет больше улыбок, счастья, да и мир будет добрее.

4.Список использованной литературы:

  1. Крылова Н. Школьное самоуправление перед выбором пути // Народное образование. – 2002. – №7.
  2. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. – М., 1998.
  3. Пахомов В.П. «Молодежь обустраивает Россию», Москва – Самара: Издательство «НТЦ», 2002. -120с.
  4. Т. В. Волкова, «Наука быть человеком: материалы для классных часов.

в 1-4 классах», Волгоград: Учитель, 2007

  1. В. И. Даль, «Толковый словарь русского языка. Современная версия», Москва: ЭКСМО, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект «Спешите делать добрые дела. Воспитываем лидера»

Цель проекта:  Ориентирование возможных лидеров класса на позитивные ценности.Задачи:Воспитание  соци­ально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющих­ся ...

Социальный проект «Спешите делать добрые дела. Воспитываем лидера»

Цель:  Ориентирование возможных лидеров класса на позитивные ценности.Задачи:Воспитание  соци­ально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющих­ся условиях...

Сборник социальных проектов «Делать добро вместе»

Социальное проектирование в работе классного руководителя.Социальная жизнь настолько сложна и многообразна, что порой необходимы механизмы для ее структурирования и регулирования, позволяющие успешно ...

Рабочая программа «Добрые дела - добрые сердца»

Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние....

Социальный проект "Делать добро просто"

Наш проект создает условия для проявления лучших человеческих качеств.Мы уверены, среди нас есть много людей, готовых совершенно бескорыстно потратить несколько часов в неделю на доброе дело. И они на...

Технологическая карта классного часа "Добро, которые ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе"

Внеурочная деятельность по программе "Путешествие в страну "Мудрость" с использованием технологии саморазвивающего обучения"....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Социальной направленности «С добрым сердцем-на добрые дела» комплексная

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАСоциальной направленности«С добрым сердцем-на добрые дела»комплексная...