Развитие творческих способностей и креативного мышления у учащихся во внеурочной деятельности.
статья

Янгирова Лэйля Наиловна
•Развивать ассоциативное мышление
•Адаптировать основные модели составления загадок по Нестеренко  для детей младшего школьного возраста..
•Побуждать детей находить противоречия в том или ином явлении и разрешать их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_2.pptx2.42 МБ
Файл vystuplenie_2_2.docx48.19 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие творческих способностей и креативного мышления у учащихся во внеурочной деятельности. Подготовила учитель МОАУ СОШ№ 3 Янгирова Л.Н .

Слайд 2

“Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать...”. Л.Н. Толстой

Слайд 3

Отличительные черты творческого мышления Пластичность , так как творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно. Подвижность , т.е. для творческого мышления не составляет труда перейти от одного вида аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной точкой зрения. Оригинальность, она порождает неожиданные, непривычные решения.

Слайд 4

Учитель должен: Замечать любые творческие проявления учеников; Создавать условия для развития творческих способностей

Слайд 5

К ак же развивать креативное мышление? Развивать ассоциативное мышление Адаптировать основные модели составления загадок по Нестеренко для детей младшего школьного возраста.. Побуждать детей находить противоречия в том или ином явлении и разрешать их.

Слайд 6

Развитие семантического видения

Слайд 7

ПОСЛОВИЦЫ

Слайд 9

Неполные фигуры Допол н и рису н ки так, чтобы получились различные предметы или рисунки

Слайд 10

Кружки и овалы

Слайд 11

Эмоции и краски любовь гнев радость боль



Предварительный просмотр:

«Кружки и овалы»                                                                                                                    «Кружки и овалы»

Дополните и дорисуйте круги  и овалы так, чтобы                                        Дополните и дорисуйте круги  и овалы так, чтобы  они   они  стали предметами или образами                                                                                          стали предметами или образами

                               Эмоции и краски                                                                        Эмоции и краски

любовь                                       гнев

радость                                                     боль

                              любовь                                       гнев

радость                                                     боль

Тест «Незаконченные рисунки»

Я.Л. Коломенского и Е.А. Панько

Цель: выявить невербальные творческие способности, уровень изобразительных способностей, активность процесса воображения.

Коломенский Я.Л. и Панько Е.А. предлагают в качестве исходного шаблона использовать 10 окружностей, расположенных в два ряда друг под другом на листе А4.

Материалы: лист А4, карандаши цветные и простой, ластик.

Инструкция: « Незнайка начал  рисовать и забыл закончить рисунок.Давайте поможем ему дорисовать, когда закончите, придумаете cвоему рисунку название и подпишите.»

Оценивание: задание оценивается по следующим показателям:

Беглость - количество задействованных элементов.

Разработанность - количество значимых деталей

Оригинальность:

0 б. - ребенок не дорисовывает шаблон, а рисует рядом что-то свое.

1 б. - Ребенок дорисовывает фигуру так, что получается изображение

отдельного предмета, но изображение контурное, лишено деталей.

2 б. - изображен объект, но с разнообразными деталями.

3 б. - изображен отдельный объект, но включен в воображаемый сюжет.

4 б. - изображается несколько объектов по воображаемому образцу.

5 б. - на основе шаблона рисуется картина и эта фигура, как один извторостепенных элементов включается в воплощаемый ребенком образ.

Методика «Предложения»

Направлена на изучение дивергентной продуктивности при операциях с символическим материалом.

Инструкция: Составьте как можно больше осмысленных предложений из трёх слов, которые начинались бы на следующие буквы: Д, М, Т Время выполнения – 8 минут

Обработка результатов: Подсчитывается количество предложений, которые будут показателем продуктивности при операциях с символическим материалом, и сравнивается со средними значениями (таблица) Таблица :

Среднее значение дивергентной продуктивности

Дети

Возраст

8 лет

10 лет

Мальчики

3,3

4,2

Девочки

4,0

5,2

Диагностическое задание «Нарисуй картинку» методика П. Торренса.

Цель: выявить оригинальность мышления, уровень изобразительных способностей.

Материалы: элемент, сделанный из цветной бумаги, в форме капли с клейким слоем, лист А4, карандаши цветные и простой, ластик.

Инструкция: « Ребята, вы получили клейкую фигурку и чистый лист. Сейчас хорошенько подумайте, какую картинку можно нарисовать с помощью этой капельки, которую вы приклеете в любую часть листа, а потом дорисуете ее цветными карандашами. Полученную картинку обязательно назовите и я ее подпишу.»

Оценивание: выполненное задание оценивается по следующим показателям:

Оригинальность: 0 б. - абстрактный узор, капля, курица, яйцо, цветок.

1 б. - жук, человек, черепаха, лицо, шар.

2 б. - нос, остров.

3 б. - гном, девочка, заяц, камень, кошка, НЛО, облако, инопланетянин, ракета, метеор, животное, крыса, птица, рыба.

4 б. - глаз, динозавр, дракон, рот, робот, самолет, слон, озеро, планета.

5 б. - остальные рисунки.

Разработанность: один балл за каждую значимую деталь.

Название: 0 - обычное название.

1 - простое описание.

2 - описательное название.

3 - релевантное название.

Основные правила

  • Первый признак наличия творческих способностей у ребенка – его высокая познавательная активность.

  • Следует  помнить, что  посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования можно выявить лишь наличие творческих способностей, творческий потенциал ребенка, и практически невозможно выявить одаренность.

  • Выявление одаренности это, как правило, процесс продолжительный, связанный с анализом образовательных, личностных, творческих успехов конкретного ребенка.

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная

школа № 3 г. о. город Нефтекамск Республики Башкортостан

Диагностические задания для определения творческих способностей младших школьников.

2022г.

Диагностическое задание «Повторяющиеся фигуры» (методика П. Торренса).

Цель: проверить способность к продуцированию множества разнообразных ассоциаций, оригинальность мышления.

Материалы: лист А4 с нарисованными 25 парами параллельных линий. Карандаши цветные и простой. Ластик.

Инструкция: За 10 минут придумайте и нарисуйте как можно больше предметов из каждой пары параллельных линий, которые должны составлять основную часть вашей картинки, остальное дорисуйте карандашом и придумайте название к рисункам.

Оценивание: Выполненное задание оценивается по следующим показателям:

Беглость - количество заполненных пар параллельных линий.

Разработанность - количество деталей.

Название - Ход: назовите мне как можно больше слов, близких по значению даны- хороший – сильный, здоровый – легкий, чистый – черный, пустой – чужой, далеко – смелый.

Оригинальность - по 3-бальной системе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс на тему:Развитие творческих способностей и логического мышления младших школьников

Данная тема является сферой моего методического интереса. В данном мастер классе я хочу показать методику проведения упражнений на развитие логического мышления и творческих способностей. Целью опы...

Развитие творческих способностей и логического мышления

Данная тема вызывает у меня огромный интерес. В данном мастер классе я хочу показать методику проведения упражнений на развитие логического мышления и творческих способностей.Целью опыта является попы...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время

В работе отражены некоторые приемы развития творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время, приведены примеры....

Развитие творческих способностей и логического мышления у учащихся начальной школы

Учитывая новые ФГОС, большое значение придается личностно-ориентированным урокам. А это в свою очередь подразумевает дифференцированный подход в обучении. В данной статье я постаралась показать ...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Многие родители хотят,  чтобы их  ребенок вырос творческой личностью....

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности...

Развитие художественно творческих способностей обучающихся с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности.

В данной статье представлена информация о развитии художественно творческих способностей обучающихся с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности....