Использование старинных задач на внеурочных занятиях для развития познавательного интереса младших школьников
статья

Воспитать у подрастающего поколения с юных лет интерес и любовь к науке, увлеченность знаниями – вот одна из важнейших задач, которые ставит сама жизнь перед учителями в настоящее время.

Психологические особенности детей младшего школьного возраста, их отзывчивость на всё окружающее, природная любознательность, готовность воспринимать всё новое создают благоприятные условия для развития у них познавательного интереса.

Проблема развития интереса детей в обучении нашла отражение в трудах: Я.А. Коменского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского, Г. И. Щукиной и других ученых – исследователей.

Большую роль в жизни человека играют задачи. Задачи, которые ставит перед собой человек, и задачи, которые ставит перед ним другие люди и обстоятельства жизни, направляют всю его деятельность, всю его жизнь.

Роль математических задач огромна: т.к. решение задач в обучении математике выступает и как цель, и как средство обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дымарчук Татьяна Ярославовна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №6»

г.о. Реутов Московской области

Использование старинных задач на внеурочных занятиях для развития познавательного интереса младших школьников

Воспитать у подрастающего поколения с юных лет интерес и любовь к науке, увлеченность знаниями – вот одна из важнейших задач, которые ставит сама жизнь перед учителями в настоящее время.

Психологические особенности детей младшего школьного возраста, их отзывчивость на всё окружающее, природная любознательность, готовность воспринимать всё новое создают благоприятные условия для развития у них познавательного интереса.

Проблема развития интереса детей в обучении нашла отражение в трудах: Я.А. Коменского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского, Г. И. Щукиной и других ученых – исследователей.

Большую роль в жизни человека играют задачи. Задачи, которые ставит перед собой человек, и задачи, которые ставит перед ним другие люди и обстоятельства жизни, направляют всю его деятельность, всю его жизнь.

Роль математических задач огромна: т.к. решение задач в обучении математике выступает и как цель, и как средство обучения.

Если говорить об использовании текстовых задач при обучении математике в России, о разных подходах к обучению решению задач и о прошлых реформах математического образования в России, сошлемся на академика В.И. Арнольда, который, сравнивая традиционное отечественное преподавание математики с американским образованием, писал: «Наше традиционное отечественное преподавание математики имело более высокий уровень и базировалось на культуре арифметических задач. Еще два десятка лет в семьях сохранялись старинные «купеческие» задачи. Теперь это утрачено». [1, с.10]

В нашем исследовании мы рассмотрели проблему: действительно ли, использование старинных задач на уроках математики в 4 классе влияет на развитие познавательного мышления младших школьников.

Предметом нашего исследования стал процесс развития познавательного интереса учащихся младшего школьника при использовании старинных задач на внеурочных занятиях.

Изучив научные подходы к решению текстовых задач, мы подробно остановились на методике введения в обучение детей старинных задач.

Из первых известных письменных источников мы узнаем о том, что математические задачи на Руси были распространены уже в X-XI веках. Они были связаны с практическими нуждами людей: летоисчислением, вычислением поголовья и стоимости стада, определением прибыли от сбора урожая и т. д.

В 1703 году был издан типографическим способом учебник тиражом в количестве 2400 экземпляров. Назывался он «Арифметика, сиречь наука числительная…». Автором его был выдающийся педагог-математик Леонтий Филиппович Магницкий.

В 1794 году занимательным задачам посвящаются отдельные издания: «Детский гостинец, или четыреста девяносто девять загадок с ответами в стихах и прозе, взятых как из древней, так и новейшей истории и из всех царств природы и собранных одним другом детей для их употребления и приятного препровождения времени». Эта небольшая книжка вышла в Москве и содержала различные занимательные вопросы, загадки, пословицы и небольшие истории. В предисловии к ней сказано, что «книга, сей источник просвещения и истинного удовольствия, не должна быть для детей источником скуки и горести». [2, с.8]

Арифметические способы решения старинных задач приучали детей к первым абстракциям, позволяли воспитывать логическую культуру, вызывали познавательный интерес сначала к процессу поиска решения задачи, а потом и к изучаемому предмету.

Использование старинных задач не только обогащает опыт мыслительной деятельности учащихся, но и позволяет им осваивать важное культурно-историческое наследие человечества, связанное с поиском решения задач. Это важный внутренний (связанный с предметом), а не внешний (связанный с отметками, поощрениями) стимул к поиску решений задач

Для развития познавательного интереса мы провели серию занятий с использованием старинных задач, предложили домашнее задание и провели математический марафон: «Вовка в древнерусском государстве».

На первом занятии мы предложили несколько русских пословиц и поговорок, таких как «Мал золотник да дорог», «От горшка два вершка» и др. Познакомившись со старинными мерами длины, веса, денег, ученикам было предложено объяснить смысл пословиц. После выполнения задания учащиеся должны были закрасить нужный смайлик, тем самым показав свое отношение к выполнению данного задания.

На занятии по теме «Движение в противоположных направлениях» на этапе закрепления пройденного материала мы предложили учащимся старинную задачу:

Двое крестьян вышли одновременно из одного села в противоположных направлениях. Один в час проходил 4 версты, другой – 3 версты. Какое расстояние будет между ними через 5 часов? (решите в верстах) [2, с.15]

В старинных задачниках представлено большое количество задач на денежные отношения. Поэтому на одном из уроков мы предложили учащимся на этапе повторения пройденного материала следующую задачу:

Двое крестьян поделили между собой 7 рублей, причем один получил на 3 рубля больше другого. Сколько денег досталось каждому? [2, с.63]

Мы увидели, что решение старинных задач вызывает интерес у учеников, но времени на уроке не хватало, и мы предложили учащимся решить старинную задачу самостоятельно, дома:

У купца спросили, сколько лет его двум сыновьям. Купец ответил, что если к произведению чисел, означающих их года, прибавить сумму этих чисел, то будет 14. Сколько лет сыновьям? [2, с.65]

На последнем занятии мы провели математический марафон «Вовка в древнерусском государстве», составленном на основе Сборника старинных занимательных задач С.Н. Олехника. [2] В течение 40 минут учащиеся должны были решить 10 старинных задач и помочь Вовке вернуться домой. Марафон проводил кукольный персонаж Вовка. Максимальное количество – 10 баллов.

Мы проанализировали отношения учащихся к решению старинных задач, провели анализ математического марафона и определили уровни развития познавательного интереса учащихся к концу нашего исследования.

Анализ отношения учащихся к решению старинных задач показал, что решать старинные задачи всем учащимся было интересно, но не все справились с заданиями.

Анализ марафона по развитию познавательного интереса показал, что 14 ученикам было интересно выполнять задания марафона. Дети в анкетах писали: «Мне понравилось решать такие задачи. Больше всего мне понравилось решать задачу о монетах, я быстро с ней справился» (Паша К.), «Старинные задачи оказались очень интересными. Я сначала боялась их решать, но потом перестала, решила 8 из 10» (Алина Д.), «Задачи из марафона мне очень понравились. Интересно было, что Вовка был главным героем. Я много задач решил правильно» (Дима К.).

С целью выяснить, как изменился уровень познавательного интереса учащихся, было организовано наблюдение за работой учащихся. Критериями стали: участие в решении старинных задач, правильность ответов, творческое выполнение задания (решение с объяснением).

Наблюдение показало, что два ученика с низким уровнем развития познавательного интереса на активно участвовали в решении старинных задач, а на контрольном этапе, при решении марафона, они показали средний уровень развития познавательного интереса. Три ученика со среднего уровня поднялись на высокий уровень

Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов показал: низкий уровень понизился с 17 % до 9%, а высокий повысился с 35% до 48%.

Мы увидели, что старинные задачи вызывают большой интерес учащихся и развивают логическое мышление, происходит формирование функциональной грамотности. Таким образом, введение старинных задач на уроках математики в начальной школе способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия.

Старинные задачи положительно влияют на развитие познавательной активности и интересов учащихся. Содержание их, обучающая деятельность учителя способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов учащихся, приобщают к самостоятельной деятельности, создаёт благоприятные условия для обучения, а, значит, соблюдаем принципы экологии обучения.

Литература:

1. Арнольд В.И. Избранное — 60. — М.: ФАЗИС, 1997.

2. Олехник С. Н. Старинные занимательные задачи / С. Н. Олехник, Ю. В. Нестеренко, М. К. Потапов. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 173 с.

3. Подласый И. П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ.  пед. колледжей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 400 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных интересов младших школьников через внеурочную деятельность

Представляю вашему вниманию материал,с которым я выступала на окружной конференции 20 августа 2011 года в г.Котельнич,Я постаралась  обобщить свой  опыт работы  по теме"Развитию п...

мастер-класс "Использование метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе для развития познавательных интересов младших школьников"

В мастер-классе рассказывается о том, как с помощью применения данного метода можно сделать уроки окружающего мира более интересными и познавательными....

Развитие познавательного интереса младших школьников к родному слову через использование различных источников информации

Статья о том, как развивать познавательный интерес у учащихся начальной школы к слову через различные источники информации....

"Использование метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе для развития познавательных интересов младших школьников", мастер-класс

Мастер-класс об использовании метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе....

Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям.Воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников.

Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям;Воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников....

Протокол №3 заседания МО "Использование различных технологий, методов и приемов на уроках и во внеурочной деятельности для развития познавательной деятельности младших школьников". Декабрь 2015 г.

Выступление по теме самообразования "Устный счет на уроках математики как средство развития мыслительных операций младших школьников"....

«Использование логических заданий для развития познавательного интереса младших школьников»

Какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться жизненного успеха?      Познавательные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывать в себе определ...