Теоретические аспекты и практические методы решения проблемы низкой мотивации к обучению у детей с ОВЗ
материал

Мищинская Марина  Павловна

Доклад выступления в рамках творческой группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретические аспекты и практические методы решения проблемы низкой мотивации к обучению у детей с ОВЗ

Инклюзивное образование это одно из приоритетных направлений национальной политики.Но если говорить о результатах обучения детей с ОВЗ, то следует отметить особую роль    кадров иреализуемых ими методов и технологий, эффективность которых базируется на понимании психологии детей данной категории, в том числе проблем мотивационной сферы.

В современной педагогике  давно практикуются  разные способы формирования мотивов учебной деятельности. Некоторые из них представлены на слайде

Но на практике данные  пути и средства касались лишь нормально развивающихся детей. У детей с интеллектуальными нарушениями наблюдалось лишь повышение продуктивности деятельности. Основная причина заключается в том, что учебная мотивация у детей младшего  школьного возраста с ОВЗ имеет свою специфику в результате того, что для них длительное время ведущей деятельностью продолжает оставаться игра в ее элементарных формах. Интеллектуальное отставание также выступает сдерживающим фактором для развития познавательного интереса.

                   Степень влияния данных особенностей детей с ОВЗ на формирование  учебной мотивации можно оценить, если проанализировать  ее структурные элементы, представленные на СЛАЙДЕ.

      :

Таким образом, учитывая ослабленность мотивационной сферы и ограниченные возможности здоровья, формирование учебных мотивов у детей данной категории является непростой задачей.

Если говорить о практических направлениях решения данной проблемы, то следует сказать о применении элементов образовательных технологий, СЛАЙД.

        Я не буду останавливаться на здоровьесберегающих технологиях, потому что их использование является естественной ежедневной необходимостью отвечающей требованиям к учебному процессу, особенно в условиях тенденции уменьшения количества здоровых детей.

          Если говорить об ИКТ, то уровень обеспечения современного учебного процесса предлагает широкий спектр как аппаратных средств, так и программных.  

Данные средства мы используем, когда готовим индивидуальные задания - карточки, наглядный материал, презентации, представляем аудио, видео – информацию, таким образом, используем возможность задействовать у детей с ОВЗ разные анализаторы или разнообразить виды их деятельности на уроке. Считаю наиболее востребованным использование  аудио и видео информации на уроках литературного чтения, иностранного языка и окружающего мира. Так как материал данных предметов наиболее сложен в восприятии и понимании.

          Например, большинство художественных произведений учебного предмета «Литературное чтение» имеют качественные аудиоверсии, озвученные профессиональными актерами. А произведения некоторых авторов, например К. Чуковского, можно послушать в исполнении самого создателя. На уроках окружающего мира, при знакомстве с новым использую учебные и художественные фильмы. Например, недавно, в рамках темы «Куликовская битва» был продемонстрирован современный мультфильм «Пересвет и Ослябя».

Детям нравится участвовать в онлайн конкурсах и образовательных проектах правда,  реальная возможность такого участия вне стен учреждения есть не у каждого. На уроках математики и русского языка использую материалы образовательных платформ УЧИРУ И ЯНДЕКС   УЧЕБНИК и для фронтальной работы, например – устного счета.

           Хорошим стимулом для развития мотивационной сферы является создание на уроках игровых ситуаций, в том числе сюжетно-ролевых. Например, на уроке детям предлагается выступить в роли экспертов книжной лаборатории в малой группе. Большим плюсом будет наличие персональной атрибутики для каждого участника игровой ситуации, например красочный бэйдж со словом «ЭКСПЕРТ». Часто практикую упражнения «Хоровое чтение», «Чтение по ролям, «Цепочка». Они хорошо стимулируют детей к учебной деятельности и повышает ее продуктивность, развивают внимание и речь.

          Если говорить о проектных методах как средстве развития мотивационной сферы, то это прежде всего проекты, реализованные в рамках сотрудничества с другими учащимися по предметам ИЗО и технология. В данных проектах дети успешны и способны проявить самостоятельность при выполнении учебного действия.

Хочется также отметить  особую роль внеклассных проектов и КТД. Включение в них детей с ОВЗ благоприятно влияет на формирование межличностных отношений и положительное отношение к школе в целом.

        Основной задачей применения технологии разноуровневого обучения  является обеспечение  возможности каждого ученика осваивать учебный материал на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей. В силу того, что в классе обучаются дети разного потенциала, применение элементов данной технологии особо актуально. Наглядно проявляется реализация данного подхода при организации самостоятельной работы учащихся, когда предлагается индивидуальное задание-карточка или задается посильная дозировка объема работы, исходя из возможностей  школьника с ОВЗ.

          В заключении хочется акцентировать внимание на трех моментах, непосредственно затрагивающих развитие учебной мотивации.

- если учащийся с ОВЗ успешен в чем-то на уроке,  необходимо зафиксировать его достижение, впоследствии возможно будет целесообразным повысить степень его самостоятельности в данном виде учебной деятельности;

- если ребенок испытывает затруднения при овладении каким-либо учебным действием,  можно включить его в коллективную, парную работу.

- золотое правило – если ребенок с ОВЗ поднял руку и хочет ответить, обязательно его выслушать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с детьми имеющими низкую мотивацию в обучении

План работы с детьми имеющими низкую мотивацию в обучении русского языка и математики в 3классе...

Проблема снижения мотивации к обучению у младших школьников.

Статья будет полезна для педагогов и родителей....

Низкая мотивация к обучению

Рекомендации психолога по повышению мотивации к обучению...

Использование ИКТ на уроках для развития положительной мотивации к обучению у детей младшего школьного возраста.

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все н...

Работа учителей –предметников по устранению пробелов в знаниях с обучающимися, имеющими низкую мотивацию к обучению.

Для учеников с низким уровнем готовности необходимо ввести дополнительные задания, способствующие, с одной стороны, углублению отрабатываемых действий, с другой стороны, восполнению пробелов в ...

Презентация "Ребёнок с низкой мотивацией: проблемы и пути решения"

Презентация "Ребёнок с низкой мотивацией: проблемы и пути решения"...