Правописание суффиксов и приставок
план-конспект урока (3 класс)

Завьялова Айседора Игоревна

Урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_suffoksov_i_pristavok.docx42.29 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата:

Школа: 

Класс: 3

Урок:

Время:                  Кабинет:

Студент: Завьялова А.И.

Группа: 46

Учитель:

Методист: Кошкарова Л.С.

Тема урока «Правописание суффиксов и приставок»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: учиться различать орфограммы в приставках и суффиксах слов.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Учить находить орфограммы в приставках и суффиксах;

2.Учить намечать способы проверки орфограмм.

Предметные:

  • 1. Учиться определять опознавательные признаки орфограммы;
  • 2. Учиться находить орфограммы и намечать способы проверки орфограмм.

Развивающие:

1.Развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы.

2.Совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле.

3.Развивать умение обобщать изучаемые факты.

Личностные:

1.Осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв.

2.Выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания на последующих уроках.

Воспитательные:

1.Совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе.

2.Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку.

УМК:

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесные методы  (беседа)

Внешний контроль

 1. Приветствует обучающихся.

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

- Здравствуйте, меня зовут Айседора Игоревна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

-Кто скажет, что нужно делать, чтобы быть красивыми учениками?

-Верно, это так. Кто скажет, как правильно нужно сидеть за партой?

-Малыш вернулся домой из школы очень грустный. Его братья и сестры заметили это и спросили, что же с ним случилось. Оказывается на уроке русского языка класс Малыша начал изучать новую тему, но тема для него оказалась сложной и теперь он не сможет сделать домашнюю работу.

Поможем малышу разобраться в новой теме?

 1. Приветствуют учителя.

2. Организуют своё учебное

место.

-Чтобы быть красивыми учениками, нужно правильно сидеть за партой.

-Сидеть прямо, опираться спиной на спинку стула, не опираться грудью на стол, ноги держать прямо, стопы на полу или подставке, туловище, голову, плечи держать ровно.

К: включение в коллективное обсуждение проблемы; умение точно выражать свои мысли.

Презентация, слайд 1

(Приветствие)

Презентация, слайд 2

(Правильная посадка)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

2. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания».

Письмо:

-Покажите большой палец вверх, если вы готовы помочь малышу.

 

 Высказывают предположения и доказывают свою  точку зрения.

Показывают готовность

 П: осознанное строение  речевого высказывания в устной и письменной форме.

Р: оценивание правильности выполнения заданий, используя критерии, заданные учителем

К:формулиование ответа на вопросы.

Презентация, слайд 4

(схема)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока  обучающимися  через создание проблемной ситуации.

- А вот уже и первое задание, которое нужно выполнить.
- Прочитайте слова.

Корень, суффикс, предлог, приставка, окончание, основа.

- Найдите лишнее слово. Обоснуйте ответ.

- В каких частях слова могут быть орфограммы?

- Как проверить написание слова с орфограммой в корне?

Прочитайте следующие слова.

П..стирать, п..р..писать, по..ходить, ..делать, горош..к, дожд..вой.

- Вставьте пропущенные буквы.

- При выполнении задания, где возникли у вас затруднения?

- Еще раз прочитайте слова. Скажите, в  каких частях слова орфограммы?

- Какие орфограммы встречаются в словах, где возникли затруднения?

- Если орфограмма находится в приставке или суффиксе, как проверить правописание?

- Как вы думаете, какая тема была на уроке у Малыша?

Поставим цель на урок.

-На доске расположены карточки с планом урока, но он перепутан. Гена предлагает вам расставить его в правильном порядке.

-Если вы согласны с планом покажите большой палец вверх

Посмотрите на план, можем ли мы что-то отметить как выполненное задание?

Верно 1й пункт плана мы выполнили, двигаемся дальше.

-Вспомните, где в слове находится приставка?

Где находится суффикс?

Рассмотрите запись. Определите, какие из частей слова являются приставками, а какие суффиксами.

еньк

за

над

оньк

под

по

ик

об

тель

чик

до

про

чик

ист

пере

В этой таблице представлены приставки и суффиксы. Определим, какие из частей слова являются приставками, а какие – суффиксами. Проверим себя.

Приставки: за-, над-, на-, под-, по-, об-, до-, про-, пере-.

Суффиксы: -еньк-, -оньк-, -ик-, -тель-, -чик -, -ист.

Вспомним! Опознавательным признаком орфограммы являются:

  • безударный гласный;
  • парный звонкий и глухой согласный;
  • скопление (стечение) согласных;
  • шипящий звук.

После того, как мы определили орфограмму, необходимо указать, в какой части слова данная орфограмма: в корне, в приставке, в суффиксе.

Если орфограмма в приставке или суффиксе, то необходимо определить правильность написания слова по орфографическому словарю.

-Выйдите и подчеркните в приставках и суфиксах орфограммы

Подберите слова, в которых могут быть данные суффиксы и приставки

-Посмотрите на план, можем ли мы что-то отметить как выполненное в нём?

Упр 242 на стр 125

- Прочитайте пары слов.

- Какой суффикс у слов первой группы? (-ек)

- Что с ним происходит при изменении формы слова?

- Какой суффикс у слов второй группы? (-ик)

- Что с ним происходит при изменении формы слова?

- Сформулируйте правило.

Прочитайте правило, перескажите соседу по парте.

Упр 243

Какие слова имеют суффикс -ек а какие -ик?

-Измени вслух слово, чтобы понять исчезает гласный или нет.

У доски вставьте пропущенные буквы в словах.

Если всё верно на доске покажите большой палец вверх.

Обратите внимание на правило на странице 127. Прочитайте его.

Выполним устно упражнение 246.

Назовите однокоренные слова, суффикс и почему вставили именно эту букву.

Назовите буквы, обозначающие чередующиеся согласные звуки.

Упр 248

Прочитайте, выделите у доски приставки в словах.

Скажите в каком слове будет две приставки?

-Можем ли мы что-то еще убрать из плана?

Предлагаю поработать вам в парах.

Я раздам

вам карточки со словами. Ваша задача: найти ошибки,

исправить их и доказать правильность своих суждений.

Не забудьте написать рядом с проверяемым словом

проверочное и выделить суффиксы. Работайте прямо на

карточках.

 

 

- Предлог – это часть речи, остальные – части слова.

- Подобрать проверочное слово

- Затруднения в словах Зделать и дождИвой

-В приставке, суффиксе

- Безударная гласная в слове дождевой.

-Вспомнить как пишется приставка или суффикс

-Правописание приставок и суффиксов

-Узнаем какие бывают орфограммы в приставках и суффиксах.

  1. Сформулировать тему, цель и план урока
  2. Узнать какие бывают приставки с суффиксы
  3. Находить орфограммы в приставках и суффиксах
  4. Выполнить упражнения
  5. Подвести итоги

- В начале слова

-После корня

-Заслужить, надсечка, нарисовать, подбежать, посмотреть, обсудить, доложить, прохладный, перевести.

Дороженька, тугонький, листик, обогреватель, перевозчик, душистый.

-3 и 4

-ек

исчезает гласный звук

-ик

Гласный звук не исчезает

Коврик, замочек, клубочек, лучик, прутик, барашек, веночек, кармашек, ключик, внучек.

Жучок, творожок, паучок, дружок, каблучок.

-Принакрылась.

-лучик(лучики)

хвостик(хвостика)

Мячик(мячика)

П:поиск и выделение необходимой информации, осознание учебно-познавательную задачи.

Р: самостоятельное выделение и формулирование цели урока, планирование сотрудничества.

К:формулирование собственных мыслей, высказываний; умений слушать другого.

Презентация, слайд 6

Презентация, слайд 7

(тема, цель урока)

Презентация, слайд 8

(задачи урока)

Рефлексия

деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные методы (беседа)

Самоконтроль

 Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности  обучающихся.

-Итак, какая была тема нашего урока?

-Цель была нами достигнута? Поднимите большой палец вверх если согласны, если нет, опустите большой палец вниз.

-Когда в слове пишется суффикс -ек, а когда -ик?

Чтобы проверить как хорошо вы поняли тему, вам нужно установить соответствие.

(правильный ответ)

Правописание приставок

Налетел, подбежал, влетел

Правописание гласной в суффиксе после шипящей

Ключик, стульчик, горошек

Правописание безударной гласной в суффиксе

Крючок, паучок, смычок

Определяют уровень работы класса при групповой работе.

-Тема нашего урока «правописание суффиксов и приставок».

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; 

К:

аргументированное выражение своего мнения.

Раздаточный материал

Презентация, слайд 16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Правописание суффиксов и приставок" 1 урок 3 класс Канакина

Конспект  к уроку русского языка в 3 классе "Правописание суффиксов и приставок" 1 урок Канакина УМК "Школа России"...

Технологическая карта к уроку русский язык в 3 классе по теме "Правописание суффиксов и приставок"

Данная технологическая карта предназначена для урока русского языка по УМК "Школа России". С целью решения частных задач, так же организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осозн...

Правописание суффиксов и приставок

Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах....

Конспект урока. 3 класс. Тема: "Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы –ек ,-ик".

Конспект урока по русскому в 3 классе. Тема "Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ек, ик"....

Правописание суффиксов и приставок.

3 классТема: Правописание суффиксов и приставок.Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков (закрепление)Цель урока: создать условия для формирования  ранее полу­ченных знаний ...

Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ик, -ек Конспект урока по русскому языку в 3 классе

организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах. П...