Конспект урока. 3 класс. Тема: "Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы –ек ,-ик".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Прокопьева Лидия Анатольевна

Конспект урока по русскому в 3 классе. Тема "Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ек, ик".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_69.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы –ек ,-ик.

Цель: формировать умения находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, писать слова с суффиксами -ек, -ик.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

Словарная работа

  1. Самоопределение к деятельности
  • Прочитайте слова.

Корень, суффикс, предлог, приставка, окончание, основа.

  • Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ. (Предлог — это часть речи, остальные — части слова.)
  • В каких частях слова могут быть орфограммы?
  • Как проверить написание слова с орфограммой в корне? (Подобрать проверочное слово.)
  • А если орфограмма в приставке или суффиксе? (Вспомнить, как пишется приставка или суффикс.)
  • Сформулируйте тему урока.
  1. Работа по теме урока
  1. Наблюдения над ролью приставок в словах
  • Прочитайте текст.

Мы рисовали коллективную работу. Я нарисовал снеговика. Коля подрисовал ему нос, а Таня вырисовывала глазки. Маша срисовала из книги снежинки. А Оля дорисовала фон.

  • Выпишите из текста глаголы. Что вы заметили? (Это однокоренные слова.)
  • Чем отличаются эти глаголы? Выделите в них корень. При помощи какой части слова изменялся смысл однокоренных слов? (При помощи приставки.)
  • Как найти приставку в слове?
  1. Работа по учебнику

Упр. 239 (с. 124).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

  • Прочитайте приставки.
  • Прочитайте суффиксы.
  • Прочитайте слова, которые вы подобрали. Назовите приставки и суффиксы в этих словах.
  • Что нужно сделать, чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук в приставке или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе? (Вспомнить, как пишется эта приставка или суффикс.)

Упр. 240 (с. 124).

  • Прочитайте.

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

  1. Физкультминутка
  1. Продолжение работы по теме урока

Упр. 242 (с. 125).

  • Прочитайте пары слов.
  • Какой суффикс у слов первой группы? (-ек.)
  • Что с ним происходит при изменении формы слова? (Исчезает гласный звук.)
  • Какой суффикс у слов второй группы? (-ик.)
  • Что с ним происходит при изменении формы слова? (Гласный звук не исчезает.)
  • Сформулируйте правило.
  • Выполните письменное задание к упражнению.

(Взаимопроверка.)

  • Расскажите о правописании суффиксов -ик и -ек.
  • Прочитайте ниже сведения о языке. (Диск)
  1. Рефлексия
  • Спишите, допишите подходящие по смыслу приставки

..летел ураган, ..бежал первым, ..шёл в дом, ..ехал из города, ..копал яму, ..вязала варежки, ..шёл друга.

  • Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах суффиксы.

Замоч..к, ключ..к, платоч..к, списоч..к, листоч..к.

  • Как правильно обозначить буквой безударный гласный в приставке?
  • Когда в слове пишется суффикс -ек, а когда -ик?
  • Оцените свою работу на уроке.
  1. Подведение итогов урока
  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Упр. 241 (с. 125).

Дополнительный материал

Чудесные превращения

В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там школа, где они учились строить новые слова. Одно правило в этой школе выполнялось всеми обязательно: суффиксам разрешалось стоять только за корнем. Остальные правила считались не очень строгими и позволяли каждому делать слова на свой вкус и лад. А так как все суффиксы были друг на друга не похожи, то и слова у них получались разные. Озорник -ёнок любил всё уменьшать: кота он превращал в котёнка, слона — в слонёнка. Важный -ищ, наоборот, всех увеличивал и даже огромного великана мог сделать ешё больше — великанищем. Впрочем, у каждого суффикса немало историй. Вот послушайте.

Суффикс -ик учился прилежно, а вот его друг, суффикс -ек, был самым настоящим прогульщиком: вернее, к всегда оставался на месте, а е умудрялся улизнуть.

Один раз, когда е опять убежал, учитель — суффикс -тель — решил с того дня считать е в суффиксе -ек беглым гласным.

И сейчас, когда мы начинаем склонять слова с суффиксом -ек, е всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: замочек - замочка, замочку; платочек — платочка, платочку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "Правописание приставок"(русский язык 4 класс, система Л.В.Занкова)

Урок плановый.  Дети систематизируют и закрепляют свои знания о приставках, их отличиях от   корня и предлога, о правописании. В процессе работы выявляют наличие приставок в середине сложных...

План-конспект урока по теме "Правописание приставок и предлогов"УМК "Школа России"

На этапе актуализации  знаний использован приём интерактивного обучения "Ручеёк".   ...

Конспект урока по теме "Правописание приставок в глаголах" 4 класс

Конспект урока  по теме  "Правописание приставок в глаголах" ("Начальная школа 21 века")...

Конспект урока по теме: "Правописание приставок и предлогов"

Предлагаю вашему вниманию конспект урока  русского языка в 3 классе по теме: "Правописание приставок и предлогов"....

Конспект урока по теме "Правописание суффиксов-иц-,-ец-"

Урок русского языка по программе "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока на тему"Правописание приставок раз- и рас-"

Данный материал позволит хорошо усвоить материал и организовать детей на познавательную деятельность....

Конспект урока русского языка на тему «Существительные с суффиксом -ок-.Написание суффикса -ок- после шипящих.»

Технологическая карта урока русского языка на тему: "Существительные с суффиксом -ок-. Написание суффикса -ок- после шипящих."  3 класс УМК "Перспективная начальная школа "...