Мастер-класс на тему «Шестиугольное обучение как один из приемов развития критического мышления младших школьников»
методическая разработка

Бобнева Оксана Александровна

Опыт своей деятельности по применению  технологии критического мышления - это приём «шестиугольное обучение»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shestiugolnoe_obuchenie.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Бобнева Оксана Александрова,

            учитель высшей квалификационной категории

                                                                     МБОУ «Средняя общеобразовательная школа                                                    

                                                                       № 31 имени А. М. Ломакина», г. Курск

                                                                     E-mail: golobokova.oksana@yandex.ru

Мастер-класс на тему

«Шестиугольное обучение как один из приемов развития критического мышления младших школьников»

В основу Федерального государственного образовательного стандарта положен системно-деятельностный подход, при котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности школьника. Поэтому урочная и внеурочная работа учителя должна быть направлена на формирование у учащихся познавательного интереса, потребности узнавать что-то новое. Ученик  должен быть вовлечен в процесс обучения,  учиться логически мыслить, сопоставлять, классифицировать, обобщать. Владение данными универсальными учебными действиями свидетельствует о сформированности познавательных интересов школьников.

Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, развитие в ребёнке его лучших качеств, учитывая особенности его личности. Одним из важнейших направлений работы учителя является развитие критического мышления учащихся. Педагог должен так спроектировать учебное занятие, подобрать такие методы и приемы работы, чтобы пробудить в учениках исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, предоставить условия для осмысления нового материала.

Сегодня я хочу представить опыт своей деятельности по применению еще одного приема технологии критического мышления, который, по моему мнению, мало известен большой аудитории учителей. Это приём «шестиугольное обучение» (методика шестиугольного обучения Рассела Тарра). Метод шестигранного (шестиугольного) обучения сегодня активно используется в ряде школ Великобритании и практически не распространен в России. А ведь этот метод позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к повышению эффективности занятий.

Метод шестигранного обучения позволяет сэкономить полезное пространство (парта), строительный материал (бумага) и труд учащихся. Шестиугольная карточка называется гексом (hexagon). Каждая из шестиугольных карточек — это некоторым образом формализованные знания по определённому аспекту. Все шестиугольники соединяются благодаря определённым связям.

Использование шестиугольников является простым и эффективным способом развития таких навыков как способность выбирать, классифицировать и связывать доказательства.

В процессе работы дети, анализируя учебный материал, получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и  обосновывают свои представления по поставленной учебной задаче. Заполняя шестиугольники, учащиеся сами выбирают, как их соединить. Может получиться «ромашка», линия, соты и другие фигуры. При изучении нового материала учащиеся могут сделать неожиданные, но правильные выводы.

Практическая часть

         Остановимся на одном из занятий внеурочной деятельности в 1 классе по теме «Про репку и другие корнеплоды».

1 блок – «Читательская грамотность»

- Давайте вспомним героев сказки «Репка», которым удалось вытянуть репку.

Задание: Запишите героев сказки в гексы.

- Итак репку вытащили.

- Наверно, вкусный корешок у репки, - сказала бабка.

- А почему у неё такой толстый корешок?- спросила мышка.

- Это и корень, и плод. Растёт в земле и его едят. Корнеплодами называют те овощи, плоды которых находятся в земле.

- На огороде много корнеплодов, продолжил беседу дедушка.

Задание: Среди овощей найди корнеплоды.

- А ещё, - сказала мышка, - я видела, как мышка грызла репу, морковь и свёклу.

- Это очень вкусно, - проговорила мышка.

- Дедушка, расскажи еще про корнеплод репу. Что из неё раньше готовили? – спросила внучка.

- Из репы готовили множество вкусных блюд: парили в русской печи; варили похлёбку; пекли пироги с начинкой из репы; готовили репный квас; ели её с мёдом. Тёртая крупа, сваренная с крупой, называлась «репником».

- А как едят свёклу? Морковку я люблю сырой.

- В сыром и варёном виде свёклу используют для салатов, - ответила бабушка.

– С добавлением свёклы варят свекольник.

Задание: Соберите соты сначала по теме, что можно приготовить из репы, а потом соты, что можно приготовить из свёклы и соедините их между собой.

- А теперь из предложенных пословиц выберите те, которые подойдут к сказке «Репка»:

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Один за всех и все за одного. Что одному трудно делается, то коллективом легко берётся. Без труда, нет плода. Дело гладко, так и глядеть сладко. Где дружба прочна, там хорошо идут дела. Не дорого начало, похвален конец. Дерево смотри в плодах, а человека в делах.

 - О каких корнеплодах нам ещё рассказали герои сказки? (о свёкле и моркови)

      Выполним упражнение «Неожиданные связи». У вас есть два предмета «морковь» и «репа». Придумайте 3 отличия и 3 сходства между предметами, а также составьте с ними несколько предложений.

      Сходство: употребляют их в пищу, растут на огороде, корнеплоды, много витаминов, насечки на корнеплодах.

       Отличие: разные по цвету, разные по форме, разные на вкус, вершки, из моркови нельзя сварить каши.

- «Дед с бабой посадили семена репы, а весной оказалось, что взошли семена моркови».

2 блок – «Финансовая грамотность»

- Поехал дед на базар и решил продать собранный урожай со своего огорода. За весь товар дед получил 15 монет. Какие семена корнеплодов он может приобрести на вырученные деньги?

(капуста-10 монет, морковь – 2 монеты, редис – 1 монета, огурцы-3 монеты, помидоры-3 монеты, свёкла – 2 монеты, репа-5 монет, лук-2 монеты, баклажан- 5 монет, петрушка – 1 монета).

- Запиши числовое выражение, которым ты сможешь доказать, что деду хватило монет для приобретения семян.

- Найди остаток денег после покупки семян.

- А как вы думаете, почему дед купил семена именно осенью, после продажи урожая. Что будет способствовать повышению цены на товар зимой?

А) Семена будут стоить намного дороже, потому что их придётся привозить из других мест.

Б) Семена будут стоить намного дороже, потому что много семян продадут и их останется мало.

В) Семена будут стоить дороже, потому что спрос на семена весной больше, чем осенью.

Г) Семена лучше купить сразу, чтобы лишний раз не ездить на базар.

Я пришла к выводу, что «шестиугольное обучение» может быть успешно реализовано в школе; оно вызвало неподдельный интерес у учащихся. Чем я это объясняю? Ребята, анализируя учебный материал, получили возможность выбора ответа, собственной классификации и установки связей, определения доказательств. Наблюдая за детьми в процессе работы с применением данного приема технологии развития критического мышления, я пришла к выводу, что ребята учатся не только работать с информацией, не только вдумчиво читать, быть активными слушателями, но и у них развивается познавательный интерес к процессу обучения, активизируется мыслительная деятельность, происходит формирование положительного отношения к самостоятельной деятельности в получении знаний и к самообразованию в целом, а это и формирует устойчивый глубокий познавательный интерес и функциональную грамотность учащихся. Мотивация на уроках с использованием приема «шестиугольного обучения» значительно возрастает, что, несомненно, ведет к повышению качества образования.

Среди плюсов шестиугольного обучения можно назвать:

-  организация работы в группах, парах, индивидуально.

- интерактивность, наглядность;

-  эффективная систематизация материала;

- реализация деятельностного и дифференцированного подходов к обучению;

- активизация учащихся, достижение включенности каждого ребенка в работу на уроке;

- адаптивность к разным возрастным группам;

- эффективная реализация развивающего потенциала конкретного урока.

Среди минусов шестиугольного обучения можно отметить, что подготовительный этап занимает много времени.

Данная методика многогранна и применима в процессе проведения не только уроков или учебных занятий, а также внеклассных мероприятий.

И в заключении хотелось бы сказать, что выше изложенный приём, дает возможность ребёнку работать творчески, способствует развитию любознательности, повышает активность, приносит радость, формирует у ребёнка желание учиться.

Список литературы

  1. Буряк М. В., Шейкина С. А. Функциональная грамотность 1 класс. Тренажер для школьника. Издательство «Планета», 2022 – 104 с.
  2. Хлынцева, Ю. В. Технология «интерактивный гексагон», или Шестиугольное обучение в начальной школе / Ю. В. Хлынцева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 3 (16). — С. 18-20.
  3. Кузнецова, Н. М. Внеурочная деятельность как компонент образовательного процесса, обеспечивающий формирование функциональной грамотности учащихся / Н. М. Кузнецова, А. А. Денисова // Региональное образование: современные тенденции.- 2020. - № 1 (40). - С. 123-126


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приемы развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения»

В статье предлагаются психологические приемы, которые учат ребенка вдумчиво работать с информацией. А также педагогическая технология технология, где учащийся сам исходя из своих целей, отслеживает св...

Мастер- класс «Технология развития критического мышления младших школьников».

Основная цель моей педагогической деятельности- помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. В связи с этой целью я поставила перед собой такие задачи: ...

"Приемы развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения."

Статья об итспользовании на уроках литературного чтения птехнологии развития критического мышления с примерами...

Лагутина Юлия Сергеевна "Мастер-класс по теме: «Использование технологии развития критического мышления младших школьников И.В. Муштавинской»

Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году  Её авторы – американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл.  Особенность технологии – работа с информацией ...

мастер -класс "Создание проблемной ситуации на уроке как один из способов развития творческого мышления младшего школьника "

Этот мастер  - класс был проведен для учителей начальных классов  на практической части августовской конференции....

Мастер-класс «Шестиугольное обучение как один из приемов развития критического мышления»

Мастер-класс  «Шестиугольное обучение как один из приемов развития критического мышления» - это мастер класс в котором на примерах разбирается материал Гексального обучения...

Кластер как один из методов развития критического мышления младших школьников

Один из методов развития критического мышления являекся кластер.Кластер универсален, он может применятся на всех уроках в начальной школе, при изучении разных тем. Уроки с применением кластераповышают...