Исследовательская работа
творческая работа учащихся

Макарова Марина Викторовна

"Школы нет, а память о ней жива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkoly_net_a_pamyat_o_ney_zhiva.docx415.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 38 имени С.В. Кайгородова»

C:\Users\Диман\Desktop\5 школа-интернат\Старая школа и Коллектив\img053.jpg

Школы нет, а память о ней жива

(исследовательская работа)

                                                                              Выполнила: Власова Кристина,

                                                                          учащаяся 4 «В» класса

                                                                              Руководитель: М.В. Макарова,

                                                                           учитель начальных классов

Ленинск – Кузнецкий 2018

Содержание

1. Введение.............................................................................................................3

2. Основная часть.............................................................................................5

      2.1. Школа в годы Великой отечественной войны……………………….5

      2.2.   Этапы развития школы-интерната……………………………………..6

      2.3. Имя в истории школы……………………………………………………7

 

      2.4. Школа «За здоровый образ жизни»………………………………….8

      2.5. Встреча с выпускниками школы-интерната №5……………………10

      2.6. Аллея Народному учителю РФ………………………………………12

3. Заключение……………………………………………………………………13

4. Литература……………………………………………………………………14

5. Приложения………………………………………………………………….15

Введение

          Школа… Любимая и родная школа… Эти слова ни одного человека не могут оставить равнодушным. Для одних - это место получения знаний, для других – их детство и годы взросления, для третьих – второй дом, их жизнь и судьба. В своей исследовательской работе мы будем рассказывать о школе, которая была для детей вторым домом, их жизнью и судьбой. Это дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

       В Кузбассе очень много школ, и у каждой - своя неповторимая история, свое особое лицо.

       Как-то, гуляя в парке им. Горького, я спросила маму: «Что это за здание такое? Большое?» Мама ответила, что это бывшая школа-интернат №5. Какое это страшное слово «интернат»? И от него сейчас осталось только разрушенное здание.

       Потом я узнаю, что четверо моих одноклассников Осокин Данил, Хохлова Виталина, Хохлов Данил и Салева Галина учились в этой школе-интернате до его ликвидации. А наш классный руководитель – это бывший учитель данной школы, которая проработала в ней 15 лет. И нами была определена тема исследовательской работы «Школы нет, а память о ней жива!»

        Актуальность моей исследовательской работы связана, в первую очередь, со знаменательной датой - 75-летием  Кемеровской области. В связи с этим хотелось бы вспомнить о Почетном гражданине Кузбасса, который  внес неоценимый вклад в развитие городской системы образования. Это Аля Алексеевна Сидоренко. Узнать и рассказать о той необыкновенной школе, которая носит имя Народного учителя РФ, какой была школа в прошлом, чем она отличалась от других школ, как в ней развивались и сохранялись на протяжении десятилетий школьные традиции, почему она известна практически всем жителям нашего города, кем стали ее выпускники. Мы старались собрать сведения о директоре и учениках прошлых лет.

     

      Цель нашей исследовательской работы: восстановить историю школы-интерната № 5 г. Ленинска-Кузнецкого с 1942 по 2014г.

Исходя из  цели,  были  поставлены следующие задачи

1. Найти, изучить и  обобщить сведения по истории  создания школы-интерната.

2. Собрать фотографии  и найти сведения о директоре  и  выпускниках прошлых лет.

3. Записать воспоминания  бывших учителей школы, выпускников.

4.  Проанализировать собранный материал и сделать выводы.

5.  Усовершенствовать умения и навыки исследовательской деятельности

Объектом   исследования является школа-интернат.

Предмет исследования – деятельность директора с педагогами и история судеб ее выпускников.

Достижение цели обуславливали наше предположение о том, что изучение архивных материалов и организация поисковой работы позволит нам расширить представление о прошлом школы-интерната №5 под руководством Народного учителя РФ и  ее  выпускниках. Эта гипотеза стала ведущим ориентиром нашего исследования.

         В ходе реализации цели и задач, мы использовали разные методы: анализ устных воспоминаний, записей, фотографий, изучение архивных материалов, обработка данных.

Основная часть

Школа в годы Великой отечественной войны

           С 1942 года по 1944 год здание в парке имени Горького носило название 2-я Московская Специальная артиллерийская школа.  Из воспоминаний ветерана 2-й МСАШ, выпускника 1943 года, полковника в отставке Петрова Бориса Михайловича:

           «Для нас эта школа была интернатом. В этом здании имелись все условия для учебы и проживания, прекрасные классы, столовая, спортивный зал. Каждый день в спецшколе начинался с обязательной зарядки, далее занятия, а во вторую половину дня обязательная самоподготовка, свободное время, отбой. Кроме обычных школьных предметов изучались военные уставы, основы артиллерийской стрельбы, материальная часть орудий и артиллерийских приборов, стрелкового оружия.

             Военная подготовка, учебная стрельба проходили в парке имени Горького. Много времени уделяли спорту, работали духовой и струнный оркестры, хор, драматический и танцевальный кружки (приложение 1- танцплощадка).

            Любили спецшкольники пройтись по городу под звуки собственного духового оркестра, поднимая настроение горожанам (приложение 1).

             Воспитанники 2-й МСАШ одновременно с учебой работали в шахте, разгружали крепежный лес на железнодорожной станции, помогали колхозникам убирать урожай. Нас называли «спецшкольниками», и это стало как бы паролем, что это свой – преданный Родине, грамотный артиллерист.

Всего за годы эвакуации 2-я МСАШ подготовила более 300 курсантов военных училищ. Это выпускники 1942 и 1943 годов. Многие из них погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Они были отважными, преданными своей Родине, в боях с фашистами была фраза: «Спецы не сдаются!»

           В марте 1943 года 33 выпускников были переданы в Лениск-Кузнецкое пулеметное училище, где после полугодичной стажировки, без присвоения воинских званий их отправили на пополнение 909 артиллерийского  полка 336-й стрелковой дивизии, которая вела бои на Украине. Только  в период с октября 1943 по февраль 1944 года погибли 10 спецшкольников.

         Вечная память героям, воспитанникам 2-й МСАШ: Юра Новосильцев, Сева Кореневский, Женя Крейн, Дмитрий Журавлев, Лев Лаврентьев, Василий Андреев, Саша Венсан, Борис Сергеев, капитан Никашин, старший лейтенант Алешин, командир Леонид Понизовский, командир Юрий Кудрявцев.» [8]

Этапы развития школы-интерната

1961-1987 г.г. Восьмилетняя школа-интернат общего типа.

1987-1994 г.г. Восьмилетняя школа-интернат общего типа.  Переход на обучение детей с 6-ти лет. Школа эстетического воспитания

1994-1999 г.г. Средняя общеобразовательная школа-интернат. Подготовка к открытию Школы здоровья. Открытие загородного оздоровительного комплекса «Чайка» в Гурьевском районе.

1999-2004 г.г. Средняя общеобразовательная школа-интернат санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (нарушение опорно-двигательного аппарата).

 2005-2011г.г. Муниципальное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в  длительном лечении  «Санаторная школа-интернат №5»

март 2011 г. школе присвоено имя народного учителя РФ Сидоренко А.А.

сентябрь 2011 г. школа переведена в статус основной школы

 2012-2014 г.  Муниципальное казенное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в  длительном лечении  «Санаторная школа-интернат № 5» имени А.А. Сидоренко

Имя в истории школы-интерната

        Аля Алексеевна Сидоренкоhttp://inter5.ucoz.ru/foto/2012_2013/aa.jpg

23.03.1931

 Директор муниципального оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Санаторная школа-интернат № 5» города Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области.

       Аля Алексеевна родилась в городе Брянске, в семье рабочих. Семья была многодетной. Детство выпало на годы войны, было сиротским, поэтому она научилась сама решать все проблемы. Всегда мечтала о профессии учителя и спустя не один десяток лет ни разу не пожалела о выбранном пути.

      Начала трудовую деятельность в 1950 году преподавателем математики. С 1953 по 1955 годы работала учителем в средней школе № 33 г. Ленинска-Кузнецкого. Преподавание в мужской школе закалило характер, научило быть сильной, никогда не склонять голову, что бы ни уготовила судьба. В 1962 году Аля Алексеевна окончила Новокузнецкий государственный педагогический институт. [2]

    А уже в 1969 году заведующим ГОРОНО В.М. Елсуковым Аля Алексеевна была назначена директором школы-интерната № 5. (приложение 2)

       В этом году Аля Алексеевна отметила  87-й день рождения. За свою 60-ю педагогическую деятельность, 42 года она проработала директором школы-интерната №5, можно этого человека назвать легендой, которого знает город и область.

    Аля Алексеевна Сидоренко имеет почетные звания - кандидат педагогических наук, народный учитель РФ, заслуженный учитель школы РСФСР, почетный гражданин г. Ленинска-Кузнецкого, почетный гражданин Кемеровской области, лауреат премии Кузбасса, почетный учитель области.

      Аля Алексеевна имеет награды: Орден Трудового Красного Знамени (1986г.), медаль «За доблестный труд», медаль «За особый вклад в развитие Кузбасса» 1, 2 степени (2001, 2006г.), медаль «60 лет Кемеровской области» (2002г.), Золотой знак Кузбасса (2006г.) (приложение 3)

      Аля Алексеевна Сидоренко занесена в галерею портретов «Лучшие педагоги Кузбасса» (2003г.) в честь 60-летия образования Кемеровской области.

     Губернатор Кемеровской области Аман Гумирович Тулеев лично вручил директору школы-интерната №5 ключи от автомобиля, а воспитанникам новый автобус. (приложение 4)

Школа «За здоровый образ жизни»

Школа-интернат, которой руководила Аля Алексеевна, крупнейшая и старейшая в области для детей-сирот, детей из неблагополучных или малообеспеченных семей. Это школа жизни, здоровья и любви.

У каждой школы своя эмблема. А вот эмблема школы-интерната №5. При поддержке рук учителя и воспитателя прививаются навыки здорового образа жизни при использовании нетрадиционных методов оздоровления. Птица Феникс призывает: «Познай и сотвори себя для счастливого будущего» (приложение 5).

У воспитанников интерната был суточный режим. Подъем в 7.00., зарядка, обливание холодной водой, прогулка по солевой дорожке, приведение в порядок себя и спальни, завтрак. В 8.30 начинаются уроки. Уроки проводились по разработанной в школе подвижной модели урока. Помимо 3-4 различных гимнастик (для головы, для глаз, для позвоночника) дети могли менять положение тела, используя специальные конторки, а под ногами у детей ортопедические коврики. (приложение 6).

Часов в одиннадцать вся школа выходила на пробежку в парк им. Горького: бегали столько, сколько позволяет здоровье – 1, 2, 3 круга.

 По возвращению все выпивали по стакану фруктового сока для возмещения потраченной энергии. Затем продолжение занятий, обед и 3 часа на свежем воздухе: игро- и трудотерапия. Два часа на самоподготовку, ужин, свободное время. В 21.00. все без исключения укладывались спать.

Хотелось бы отметить, чем дополнительно занимались воспитанники интерната №5, чего нет в общеобразовательных школах. «Гимнастикой ума» считалось обязательные занятия в шахматном клубе. Один раз в год в интернате проводилась театрализованная игра «Живые шахматы» в спортивном зале, которая являлась сильным фактором привития интереса к данному виду спорта. Был отдельный кабинет ЛФК и тренажерный зал.

Для сохранения психологического здоровья медицинскими работниками интерната проводились сеансы музыкотерапии. А для детей с ослабленным здоровьем применялось употребление фиточая.

А еще воспитанники школы-интерната №5 имели страстную любовь к баскетболу, которую им прививал «Заслуженный учитель» Борис Алексеевич Сидоренко. А.А. Сидоренко утверждала: « Именно баскетбол благотворнее всего влияет на неокрепший организм: эта игра сочетает в себе элементы математики, физики, биологии и учит мгновенно принимать верные решения».[6]

 Начиная с 1996 года и до конца существования школы, баскетбольная команда интерната была сильнейшей командой среди общеобразовательных школ нашего города.

Укрепляли здоровье воспитанники школы-интерната №5 и во время летних каникул в лагере Чайка (Гурьевский район Кемеровской области). (приложение 7)

Их летний отдых состоял из следующих элементов: утренняя зарядка, оздоровительный бег (причем босиком по утренней росе) и утреннее купание в таежной реке Ур (1-2минуты) с растиранием полотенцем. Кроме этого еще купание в реке с плаванием на 10-50м. 2 раза в день, обязательный для всех послеобеденный сон, подвижные игры, танцы в вечернее время, 5-разовое питание с витаминизацией.

В 2003 году на 5-ом Всероссийском спортивно-оздоровительном Президентском фестивале в г. Анапа принимала участие единственная команда из г. Ленинска-Кузнецкого, которая защищала честь всего Кузбасса. Это команда воспитанников школы-интерната №5, которые в спорте были первыми и привезли много кубков, грамот и медалей. (приложение 8)

Кроме спорта воспитанники школы-интерната были патриотами своего родного города. Это они доказывали гражданам г. Ленинка-Кузнецкого ежегодно на День Победы 9 мая. Они радовали ветеранов, администрацию и всех жителей города своим патриотическим выступлением на площади Победы. (приложение 9)

Встреча с выпускниками школы-интерната №5

За годы существования школы-интерната многие её выпускники закончили высшие и средние учебные заведения. Выпускницей данной школы является  учительница начальных классов из нашей школы, с которой мы провели классный час и узнали много интересного. Это Немчанинова (Светикова) Ольга Юрьевна. (приложение 10 (фото 1)

Она училась в школе-интернате №5 с 4 класса и окончила ее в 1984 году. Затем учеба в Ленинск-Кузнецком педагогическом училище, институте. И первая практика молодого педагога в родной школе, в которой она проработала четыре года. Вот, что она вспоминает о родной школе-интернате и о директоре: «Я училась в той школе, куда попадают дети сложной судьбы под руководством директора А.А. Сидоренко. И я очень ей благодарна, и только благодаря Али Алексеевны моя судьба счастливая. У меня любимая профессия, замечательная семья: муж, дети, внуки. А, что еще нужно для счастья? Моя судьба состоялась….»

       Еще мы нашли воспитанников школы-интерната №5, которые связали свою профессию в работе с детьми. Это: Мелехов Дмитрий Александрович, тренер-преподаватель по футболу (приложение 10 (фото 2), Елена Бренинг (Локтева) воспитатель МБДОУ №34 (приложение 10 (фото 3), Галина Искакова (Болдина) воспитатель МАДОУ №10 (приложение 10 (фото 4).

       Пестова Наталья Владимировна - старший лейтенант милиции, инспектор по делам несовершеннолетних УВД по г.Ленинску-Кузнецкому, которая за добросовестное исполнение служебных обязанностей удостоена областных наград. Еще со школы Наталья Владимировна мечтала стать полицейским, входила в Совет школьного самоуправления, занимаясь правовой деятельностью. (приложение 10 (фото 5).

       Горбов Виталий, главный ведущий на радио в г.Новосибирск. Если посмотреть на фото этого молодого радиоведущего, то можно увидеть, что он уже чего-то добился в своей профессии и отмечен значками ответственного работника. (приложение 10 (фото 5).

       А Чуракова Яна, окончив Кемеровский институт, уехала в столицу нашей России и стала администратором у известной певицы Аниты Цой. Яна – сирота, но она самостоятельно добилась в жизни всего, о чем мечтала с детства. (приложение 10 (фото 6)

Аллея Народному учителю РФ

       6 мая 2017 года  на территории ДК им. Ярославского педагоги и школьники заложили аллею, посвященную педагогу, почетному гражданину города, народному учителю А.А. Сидоренко. (приложение 11)

       Эта аллея – полезный подарок для горожан и дань уважения Але Алексеевне, женщине, которая  внесла неоценимый вклад в развитие городской системы образования и, будучи директором школы-интерната №5 более 40 лет, посвятила себя детям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации.

      В благоустройстве аллеи приняли участие почётные гости: первый заместитель главы Ленинск-Кузнецкого городского округа К.А. Тихонов, заслуженные учителя РФ, отличники народного просвещения. Вместе с взрослыми за лопаты дружно взялись ученики  школы №73, которые  заботится о саженцах, так как это часть истории их города, которую они теперь знают.[7]

    Специально для закладки аллеи сюда из средней полосы России было привезено семь канадских кленов, для ровного счета к ним прибавили ещё три липы. Клены – это символ удачи. Липы – символ здоровья.

     Эта аллея – это не просто посадка деревьев, а, прежде всего, почетный долг. Через много лет эти деревья станут большими и крепкими, как память о человеке, который всегда желал большего для многих.

        Заключение

В современном мире все больше повышается интерес людей к своему прошлому,  к истории своего родного города и тех людей, которых нужно ценить и помнить. (приложение 12)

Завершая работу над исследованием, что же мы имеем:

  1. Нам  удалось найти, изучить и обобщить, тот богатый и  ценный материал по истории существования школы-интерната №5.
  2. Много интересного из жизни школы и о директоре мы узнали из воспоминаний бывших воспитанников.
  3. Нам удалось собрать богатый фотоматериал о школе, сведения о ее выпускниках.

          Мы считаем, что достигли поставленной  цели, решив все выдвинутые задачи. Гипотеза подтвердилась.

         В заключении хотелось бы закончить словами Почетного гражданина Кемеровской области Али Алексеевны Сидоренко: «Жизнь моя отдана детям. Профессия учителя — самая уникальная. Главное – любить любого ребенка. От того, как воспитаем детей, зависит будущее государства. Если любишь детей, правильно выбрал профессию, понимаешь, к чему надо стремиться, то должен быть и результат. Моя судьба состоялась, и это судьба счастливого человека».[2]

     

Источники информации

1.Воспоминания выпускников школы-интерната №5.

2.Клейменова, В.Т. Становление личности воспитанников через здоровый образ жизни: сборник творческих работ / В.Т. Клейменова. – Ленинск-Кузнецкий, 2007. – 17с.

3.Петрова, О.Г. Человек-легенда / О.Г. Петрова // «Городская газета», 23.03.2016.

4.Сидоренко, А.А., Блинова, Н.Г., Игишева, Л.Н. Комплексная работа по сохранению  и укреплению здоровья воспитанников в школе-интернате №5: научно-методическое пособие / А.А.Сидоренко, Н.Г.Блинова, Л.Н.Игишева. – Ленинск-Кузнецкий, 2004. – 256с.

5.Фотографии разных лет.

6.Хобаткова, М. Дом, где согреваются сердца / М.Хобаткова // «Комсомольская правда», 01.11.2005. – С. 14-15.

7.Шакурина, Н. Канадский клен – в Сибирский дерн! / Н.Шакурина // «Городская газета», 12.05.2017.

8. Школьный архив в городском Краеведческом музее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа: шаг за шагом (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка")

В материале показан пошаговый алгоритм проведения исследовательской работы (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка").Выделены следующие этапы:Шаг 1. Актуальность проблемыШаг 2. Теоретическ...

Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...