СДО Технологическая карта по теме "Ударение" 1 класс
материал (1 класс)

Горбунова Наталья Николаевна

Технологическая карта по теме "Ударение" 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorbunova_n.n._tehnologicheskaya_karta_udarenie._1_klass.docx38.14 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   Технологическая карта урока

ФИО учителя: Горбунова Наталья Николаевна, учитель начальных классов                                                                                                                    МБОУ «Ермаковская СШ №2»

Предмет: русский язык         Класс : 1     УМК: Школа России

Тема: Ударение. Способы определения ударения.  Смыслоразличительная роль ударения в словах.

Цели урока:

I.  Образовательно – развивающие цели:

1. 1. Усвоение (выведение) обучаемыми нового понятия  омографы.

1.2. Применение обучаемыми опорных понятий: гласные буквы, ударение, ударный слог, безударный слог, омографы.

1.3. Развитие у обучаемых универсальных учебных действий (УУД):

- познавательных: структурирование знаний, поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной письменной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действия, построение логической цепи рассуждения, доказательство;

- регулятивных: определение познавательной цели, контроль, оценка, самооценка;

- коммуникативных: выражение своих мыслй в соответствие с задачами и условими коммуникации.

  II. Воспитательные цели:

 2.1.  Формирование научного мировоззрения на основе философских категорий: общее - частное;  причина – следствие.

2.2 Формирование личностных УУД:  личностное самоопределение, нравственно - этическое оценивание результатовсвоего труда и одноклассников.

                                                                                                              План - конспект  урока

Дидактическая и методическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Время, баллы

I.Организационный момент Цель: проверить готовность к уроку

Проверяет  готовность обучающихся  к уроку.

 

Проверяют своё рабочее место

Р.:  волевая саморегуляция

(2 мин.)

1.1.Создание эмоционального настроя на урок:                 

Цель: создать положительный психологический настрой обучающихся к деятельности.

Здравствуйте, ребята!  Пожелайте доброго  утра друг  другу.

Прозвенел звонок,

Мы начать урок готовы,

Будем слушать,рассуждать,

И друг другу помогать!

Проверяют своё рабочее место

Р.:  волевая саморегуляция

1.2.Знакомство обучающихся с заявкой на оценку, критериями оценивания:

Заявка на оценку:

«Гений» - 17 б. и более

«Талант» - 11 б. – 17 б.

«Молодец» - 8 б. –11 б.

Фиксируют на полях тетради запланированную оценку

Л.: оценивать результат собственной деятельности.

1.3. Планирование оценки:

-Запланируйте, какую оценку хотите получить за урок, поставьте её на полях тетради напротив даты.

Букву Г - кто желает стать гением. Т - кто  проявит свой талант и  М - кто будет молодец. Желаю  всем удачи!

I I. Актуализация  знаний 

Цель: создать условия для сохранения и воспроизведения знаний, умений и навыков, необходимых для построения новых  знаний.

На доске записаны буквы:

а, ы, и, о, ё, э.

- Что записано на доске?

- Задайте вопрос понятие.

- Что обозначают эти  буквы?

- Задайте вопрос понятие.

-Назовите главную роль гласных.

- У гласных есть ещё одна очень важная роль, о которой мы поговорим позже.

-Буквы (гласные буквы)

- Гласные звуки.

Что называется гласными звуками?

1.Гласными звуками называются  звуки речи, которые при произношении образуются с помощью потока воздуха , проходящего свободно, в результате чего слышится голос.

2.Звук мы слышим и произносим, букву мы видим и пишем.

- Словообразующая роль гласных звуков.

 Р.: умение высказывать своё мнение.

П.: умение находить ответ на вопрос.

К.: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Л.: выражать положительное отношение к процессу познания, проявить внимание.

(3 мин)

III. Каллиграфическая минутка

Задание №1. 

Включиться в работу нам  поможет  минутка красивого письма.

-Запишите эти буквы в тетрадь. На доске: а, ы, и, о, ё, э

- Оцените себя за правильность 1 балл  и аккуратность 1 балл.

Задание №2.

А.Индивидуальная работа

В.Фронтальная проверка:

- Подчеркните в записи:  а, ы, и, о, ё, э лишнюю букву и  ответ сформулируйте,  используя карточку №3.

С.Самооценка по критериям учителя:

- Кто нашёл так же и подчеркнул  гласную Ё, поставьте 1б.

- Правильно ли я вас поняла, что если в слове есть гласная ё, то она всегда ударная?

Записывают в тетрадь строчные буквы.

Доказывают:

-лишняя  буква Ё, т.к.она дает 2 звука.

-лишняя буква Ё, она всегда ударная.(это существенные признаки)

-буква Ё лишняя ,так как в написании по сравнению с другими  буквами имеет 2 точки( несущественный признак)

(Если ученик нашел другую гласную и доказал, то ставит 1б)

Р.:  оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

П.:  классифицировать  объекты(объединять в группы по существенному признаку.

К.: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

(5мин)

2б (правильность и аккуратность)

По 1 б.

за устные ответы

IV. Сообщение темы урока. Постановка познавательной цели.

Цель: формулирование  темы и задач урока

- Назовите тему урока.

-Сформулируйте нашу цель к данному уроку в виде суждения, используя слова-подсказки.

1.Цель урока- повторить, что такое ….

2. Цель урока- потренироваться в нахождении…

1.Цель урока- повторить, что такое ударение и обощить всё, что мы о нём знаем.

2. Цель урока- потренироваться в нахождении ударения в словах.

П.: самостоятельное

выделение и

формирование

познавательной цели

Р.:умение действовать по плану и планировать свою деятельность.

(2 мин)

По 1 б.

за устные ответы

V. Работа по теме урока.

Цель: организовать подводящий к открытию нового знания диалог

Задание № 3

(Индив. труд)             - Запишите  слова, определите ударный слог и подчеркните его: Собака, ёжик, зверёк, стол, ребята, друг.

- Проверьте. Оцените свою работу: за каждое правильное слово 1 балл + 1 балл за аккуратность.

- В каких словах вы легко справились с заданием?

-Какой можно сделать вывод?

- Задайте вопрос – понятие.

-Кто  из вас знает, что такое ударение?

- Кто знает способы определения ударного слога?

- На какие буквы всегда ставят ударение?

- Какой слог может быть в слове ударным?

Собака, ёжик, , зверёк, стол, ребята, друг.

-В словах, где есть гласная ё и где один слог.

Вывод:Ударение не ставят в словах с

буквой ё и в односложных словах.

(-Что можно считать ударением?)

- Ударение – выделение слога или слова силой голоса или повышением голоса

- Только гласные могут быть ударными

- Любой слог в слове может быть ударным.

Ударный слог - это слог, который произносится с большей силой.

Безударный слог - это слог, который произносится с меньшей силой.

-Называют способы выделения ударного слога в слове (в том числе: «позвать» слово, «спросить» слово,

«покричать»,  «музыкальный», «иди сюда», «удивительный», «рот шире ворот».)

П.: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Л: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

К: - планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

(5 мин)

По 1 б.

за устные ответы

VI. Физминутка.

Цель: смена деятельности

Электронное приложение

(звуковая гимнастика)

- Ударный слог, ударный слог,

Он назван так не даром.

Эй ,невидимка молоток, Отметь его ударом.

И молоток стучит, стучит,

И чётко речь моя звучит.

(3 мин)

Задание №4.

Прочитать.Выписать слова:

1 строка – ударение на первый слог

2 строка — на второй слог

3 строка — на 3 слог

Радуга, малина, карнавал, тропинка, ландыш,  молоток.

А.Индивидуальный труд.

В.Простая кооперация.

Объединившись в группы, обсудите результаты индивидуального труда и подготовьте выступление.

1 и 6 команды слова с ударением на 1 слог;

 2 и 3 команды- с ударением на 2 слог;

4 и 5 команды – с ударением на 3 слог.

С.Сложная кооперация.

- Ребята, внимательно слушайте представителя каждой группы, срвните с результтами индивидуального труда.

-У кого есть возражения, дополнения к выступлениямгрупп?

D. Самооценка индивидуального труда.

За каждый правильно выписанный слог поставьте по 1 баллу (макс.6 баллов)

- Сформулируйте такой  вопрос- суждение, ответ на который будет доказательством правильности выполнения задания.

Задание №5.

Рассказ учителя.                      -Знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение?                                    -Рассказать? Тогда слушайте.                                     Собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить Ударных Дел Мастера и он очень обиделся. Когда слова стали выступать, Ударных Дел Мастер вдруг выскочил откуда-то и закричал:                             – Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас!Слова ему не поверили.:Мы тебя не боимся, что ты можешь сделать. Ведь ударение– это же просто черточка.    Ударных Дел Мастер рассердился и стал перепрыгивать с одного слога на другой. И посмотрите, что стало твориться со словами.  Прочитай слова:кружки –кружки, белки –белки, гвоздики- гвоздики.

-Как написаны пары слов?

- Что будет обозначать  каждое из них, если поставить ударение на разные слоги?

- Что помогает различить одинаковые по написанию, но разные по значение слова?

А.Индивидуальный труд

Запиши слова в тетрадь парами. Поставь ударение.

В.Работа в парах

По  окончании  работы  обменяйтесь  тетрадями  с соседом  по  парте,  проверьте правильность  выполнения  работы.

-Такие слова называют –ОМОГРАФЫ: кружки –кружки, белки –белки, гвоздики- гвоздики.

А вы встречали такие слова?

А.Индивидуальный труд.

В.Простая кооперация.

С.Сложная кооперация

1и 6: радуга, ландыш

2 и 3: тропинка, малина.

4 и 5: карнавал, молоток

Вопрос -суждение:

-Как доказать , что слог ра в слове радуга — ударный?

- Слог, который можно выделить силой голоса, называется ударным слогом. В слове радуга слог ра выделяется силой голоса. Значит, слог ра является ударным слогом.

От постановки ударения меняется смысл слова. Слова пишутся одинаково, но звучат по- разному и имеют другое значение. В некоторых словах трудно сразу поставить ударение, нужно предложение  или пояснение, что обозначает слово.

-Пары слов написаны одинаково.

-Слова написаны одинаково,но звучат по-разному, различаются ударением и имеют разный смысл.

.

П.: поиск и выделение необходимой информации.

К.: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

(9 мин)

По 1 б.

за устные ответы

(5 мин)

По 1 б.

за устные ответы

VII. Домашнее задание.

Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

1.Сформулировать 2 вопроса-суждения и ответьте на них в форме суждения или умозаключения по теме: «Ударение»

2.Выучить правила

П.: общеучебные-поиск и выделение информации.

(2 мин)

VIII.Обобщение темы урока.

- Какова тема нашего урока? Вспомните,какую цели мы ставили на уроке? Достигли ли мы их?

- Что нового вы запомнили?

Закончите фразы:

Сегодня на уроке я учился…

Мне удалось…

У меня возникли сложности…

Мне было интересно выполнять задание…

-Главная цель урока была  - что такое ударение и обобщить всё, что мы о нём знаем. Мы это на уроке сделали.

Р.: контроль, коррекция.

П.:: общеучебные умения:

умение осознанно  и произвольно строить       речевое высказывание.

логические.

К.: взаимодействие с одноклассниками, умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Л.: самоопределение.

(2 мин)

По 1 б.

за устные ответы

IX.Подведение итогов урока.

Рефлексия деятельности.  

Цель: провести рефлексивный анализ деятельности и оценить собственную деятельность, зафиксировать направление будущей деятельности.

1.Подсчитайте количество  баллов,заработанных на уроке,за устные ответы и практические задания.

2.Соотнесите оценку, запланированную в начале урока, с фактически полученной оценкой.

3.  У кого оценка оказалась оценку выше (ниже) запланированной? Почему?

Оценивают свою работу на уроке.

С помощью «смайликов-настроения» проводят анализ  деятельности  на уроке, поместив  себя на определённую лесенку- успеха.

Р.: выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат;

Л.: умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

К.: умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

(2 мин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федотова В.А. Технологические карты для 1 класса

Данный материал может быть использован при диагностике ЗУН первоклассников. В таблицах в графах ежемесячно отмечается уровень развития формируемых умений и навыков (В – высокий, С – средний, Н – низ...

Мониторинг. Технологические карты ОУУН 1 класс ФГОС

Мониторинг. Технологические карты ОУУН 1 класс ФГОС...

Корень.Технологическая карта урока. 2 класс

Урок русского языка.  2 класс. Технологическая карта....

Технологическая карта урока 1 класс

Полная технологическая карта урока обучение грамоте по УМК "Гармония". Тема урока "Твердые и мягкие согласные звуки"....

Технологические карты уроков 1 класс

Технологические карты уроков 1 класс...