ДОП внеурочной деятельности учащихся c ОВЗ
рабочая программа (2 класс)

Букина Лариса Юрьевна

Создание курса «Уход за комнатными растениями» в школе преследует учебно-воспитательные и развивающие цели. Опыт работы многих кружков юных цветоводов показал, что правильно поставленная работа учащихся с декоративными растениями помогает им закрепить знания по многим вопросам школьного курса ботаники и общей биологии, лучше понять связь растения с внешней средой, убедиться в возможности управления ростом и развитием растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dop_programma_po_ovz.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОП внеурочной деятельности учащихся c ОВЗ

                                           

“Уход за комнатными растениями ”

                                                                                                   

Направление: познавательное, духовно-нравственное, экологическое, краеведческое, социальное.

Возраст учащихся: 8 - 15 лет.

Введение

Актуальность курса

Создание курса «Уход за комнатными растениями» в школе преследует учебно-воспитательные и развивающие цели. Опыт работы многих кружков юных цветоводов показал, что правильно поставленная работа учащихся с декоративными растениями помогает им закрепить знания по многим вопросам школьного курса ботаники и общей биологии, лучше понять связь растения с внешней средой, убедиться в возможности управления ростом и развитием растений.

Цель: формирование практических умений и навыков в работе с декоративными и комнатными растениями

Задачи:

1. В области образования:

- расширить и углубить знания учащихся о комнатных растениях, их биологических особенностях и агротехнике выращивания;

- обучить практическим приемам ухода за комнатными растениями;

- обучить работе со специальной литературой;

- обучить основам флористики и цветочного дизайна.

2. В области воспитания:

- повышать экологическую грамотность личности;

- воспитывать бережное отношение к природе, чувство прекрасного;

- развивать пространственное представление, творчество, воображение.

Основная практическая задача курса – участие в озеленении здания школы

Планируемые результаты обучения:

  • Личностные

- эстетическое отношение к живым объектам;

- чувство доброго и милосердного отношения к окружающей природе;

- потребность в общении с природой;

- освоение новых видов деятельности;

- самостоятельность и ответственность в выборе решений;

- участие в творческом, созидательном процессе;

- коммуникативные: работать в группе – устанавливать рабочие отношения,

 интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное   взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- потребность в здоровом образе жизни

  • Предметные

Получат знания о:

- эстетическом и гигиеническом значении комнатных растений;

- основных правилах и инструкциях по безопасности труда при проведении работ по цветоводству;

- многообразии комнатных растений;

- условиях жизни комнатных растений (свет, тепло, воздух);

- основных приемах ухода за комнатными растениями;

- некоторых заболеваниях растений и мерах помощи растениям;

Будут уметь:

- пользоваться определителями комнатных растений и справочной литературой;

 - определять комнатные растения;

- наблюдать за ростом растений;

- правильно ухаживать за комнатными растениями: протирать, опрыскивать, удалять сухие листья, вносить удобрения по всем правилам  техники безопасности, приготавливать почвенные смеси, рыхлить почву;

- размножать комнатные растения различными способами вегетативного размножения;

- осуществлять действия по озеленению;

- составлять рекомендации по уходу за комнатными растениями.

  • Метапредметные

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать ее, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;

- участие в различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера.

Предполагаемые уровни результатов обучения:

Первый уровень результатов работы по программе - приобретение школьниками соответствующих знаний (о значении растений в природе и жизни человека; основных правилах и инструкциях по безопасности труда при проведении работ; многообразии комнатных растений; основных правилах ухода за комнатными растениями и т. п.).

Второй уровень результатов - получение школьником опыта проведения работ по цветоводству (использование справочной литературы, определение комнатных растений, выполнение работ по уходу за растениями и т.п.)

Третий уровень результатов – самостоятельная работа школьников по цветоводству (озеленение помещения; оформление результатов работы в виде рекомендаций по уходу, «паспортов» растений и т.п.)

Методы работы.

1. Поисково - исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев  с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления отчета о проделанной работе)

2. Метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела (составление «паспортов» растений, работа по озеленению помещения).

3. Метод контроля: самоконтроль, контроль успеваемости и качества усвоения программы.

4. Метод коллективного творчества (совместная работа по озеленению выбранного помещения школы)

5. Наглядно-практический метод (наблюдение за ростом растений; проведение практических работ по уходу за растениями)

 Формы работы:

  1. работа с определителями и справочной литературой;
  2. профилактический осмотр растений;
  3. уход за комнатными растениями;
  4. размещение растений в помещении;
  5. озеленение помещений школы;
  6. практические занятия по пересадке, выращиванию, размножению растений;
  7. паспортизация растений, создание тематических папок;
  8. лекции, беседы;
  9. экскурсии.

Сроки реализации программы. 3 месяца (март – май) 12 часов 1 раз в неделю по 1 часу

Содержание

Тема 1. Введение (1ч).

Ознакомление с планом работы, с видами общественно полезного труда по озеленению, с проводимыми мероприятиями. Правила безопасности труда и гигиены при работе с горшечными растениями и сельхозяйственным инструментом.

Практическая работа: Ознакомительная экскурсия в фитоуголок. Ознакомление с оборудованием и инструментами, необходимыми для комнатного цветоводства.

Тема 2. Комнатные растения и их роль в жизни человека (2 ч).

Происхождение комнатных растений. История комнатного цветоводства, комнатное цветоводство в России. Обычаи и традиции людей разных исторических эпох по отношению к цветам. Легенды и предания о цветах. Комнатные растения и астрология. Декоративная функция растений. Санитарно-гигиеническое значение растений. Многообразие комнатных растений. Лекарственные комнатные растения. Ядовитые комнатные растения.

Практическая работа. Составление памяток «Ядовитые комнатные растения». Подбор информации на тему «Зеленый доктор на подоконнике». Экскурсия в библиотеку.  Ознакомление и работа с литературными источниками о комнатном цветоводстве (каталоги, энциклопедии, атласы и т.п.).

Тема 3. Уход за комнатными растениями (8 ч).

Полив. Правила соблюдения режима полива. Полив из лейки. Метод погружения. Гидропоника. Питание растений. Основные питательные вещества для растения. Виды удобрений, их характеристика. Подкормка. Сроки и правила подкормки комнатных растений. Доза удобрения. Покой. Опрыскивание и гигиенические процедуры. Свежий воздух. Внешний вид растений. Мытьё. Полировка. Очистка. Перевалка и пересадка растений. Формирование комнатных растений. Бонсай. Обрезка. Прищипка. Выгонка растений.

Практическая работа:

Наблюдение и уход за растениями. Пересадка растений. Составление календаря подкормки для комнатных растений. Приготовление растворов для подкормки. Подкормка комнатных цветов. «Обрезка – управление ростом растений» Составление памяток по уходу за растениями. Определение комнатных растений, составление паспортов растений.

щения.

 Тема 4. Подведение итогов работы (1ч).

Подведение итогов. *Выставка работ. *Защита проектов.

В ходе прохождения курса возможна

1) подготовка фотовыставки «В мире комнатных растений»

2) проектно- исследовательская деятельность по следующим темам:

  1. О чем говорят названия растений?
  2. Самые популярные комнатные растения в России.
  3. Лекарственные комнатные растения
  4. Народные методы борьбы с болезнями и вредителями комнатных растений.
  5. Влияние удобрений на рост и развитие растений.
  6. Сад в бутылке.
  7. Как сохранить растения в ваше отсутствие?
  8. Наша зеленая школа.
  9. Оформление помещения при помощи комнатных растений (растения в спальне; растения в детской комнате;  растения в кухне …)

Тематическое планирование

№п/п

Тема раздела.

Тема

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий, активных занятий.

(1 час в неделю 13 часов)

1

Введение

1

1

Ознакомление с планом работы. Инструктаж ТБ.

1

1

2

Комнатные растения и их роль в жизни человека

2

1,5

0,5

История комнатного цветоводства. Комнатные растения и астрология.

0,5

0,5

Декоративная функция растений. Санитарно-гигиеническое значение растений.

1

0,5

Многообразие комнатных растений. Лекарственные и ядовитые комнатные растения.

0,5

0,5

0,5

3

Уход за комнатными растениями

8

4

4

Полив комнатных растений.

2

1

1

Опрыскивание и гигиенические процедуры.

1

0,5

0,5

Питание комнатных растений. Подкормка. Виды удобрений.

1

1

1

Перевалка, пересадка растений.

1

1

Формирование комнатных растений.

1

0,5

0,5

Выгонка растений.

1

1

Составление памяток по уходу за комнатными растениями.

1

1

4.

Подведение итогов работы

1

1

Литература

  1. Ганичкина О. Любимые домашние цветы. – М.: Издательство Оникс, 2010. – 112с.
  2. Д-р Д.Г.Хессайон  Все о комнатных растениях. – М.: «Кладезь-Букс», 2003. – 256с.
  3. Дятченко Т.И. Растения на балконе и террасе. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 184с.
  4. Комнатные растения. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2003. – 672с.

Сергиенко Ю.В. Полная энциклопедия комнатных растений/ Ю.В. Сергиенко. – М.: АСТ, 2007. – 319с.

  1. Степура А.В., Степура М.Ю. Комнатные растения. Практическая энциклопедия. – М.: Мир книги, 2004. – 368с.
  2. Чуб В.В., Лезина К.Д. Полная энциклопедия комнатных растений. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 416с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся

Данная программа представляет собой  программу организации внеурочной деятельности школьников  в МОУ ООШ №78 и пред­назначена для реализации в одном отдельно взятом классе....

Программа внеурочной деятельности учащихся: «Художник - Грамотей». (разработана для учащихся начальных класса, срок реализации: 2 года)

     Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формиров...

Проектная деятельность как форма организации внеурочной деятельности учащихся

Рассказывается как организовать  проектную деятельность учащихся...

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»

Курс   «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, опреде...