Мастер-класс по теме «Использование элементов ТРИЗ на уроках в начальной школе»
статья

Фазлиева Гульнара Музиповна

Тема мастер – класса: ««Использование элементов  ТРИЗ  на уроках в начальной школе»». ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. Данную теорию начал разрабатывать в СССР  Генрих Саулович Альтшуллер вместе с коллегами коллегами в 1946 году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fazlieva_gulnara_muzipovna_statya.docx31.22 КБ

Предварительный просмотр:

Фазлиева Г.М.,

учитель начальных классов,

МБОУ «СОШ № 3 г. Мамадыш»

Мастер-класс по теме

«Использование элементов  ТРИЗ на уроках в начальной школе»

Ход мастер-класса

Уважаемые коллеги! Хотим начать своё выступление известным китайским народным изречением  «Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз. Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь.»

    Тема моего мастер – класса: ««Использование элементов  ТРИЗ  на уроках в начальной школе»». ТРИЗ — теория решения изобретательских задач.

Данную теорию начал разрабатывать в СССР  Генрих Саулович Альтшуллер вместе с коллегами коллегами в 1946 году.

  В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Однако при «тризовском» обучении перед учащимися не только ставятся проблемы, но предлагаются инструменты для их решения, что помогает достижению успешности в решении проблемных задач.

В ТРИЗ технологии существует много методов и приемов, используемых для развития творческого воображения. С некоторыми из них я вас познакомлю.

ЛОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА

Универсальный прием ТРИЗ. Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип.

Модель “Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Вы видите паспорт Шурале.

Мы вам предлагаем сделать паспорт Незнайки из произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»  

СВЯЗИ

Учитель задает (или ученики выбирают) два объекта, на первый взгляд никак не связанные между собой (как вариант, объекты выбираются случайным образом, например, с помощью кубика). Дети строят цепочку объектов и взаимодействий между ними так, чтобы первое взаимодействие начиналось от одного из исходных объектов, а последнее заканчивалось вторым объектом.

ХОРОШО – ПЛОХО

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие. Пример 1. Класс делится на две команды. Первая будет находить «плюсы» в предложенном объекте или ситуации, вторая – «минусы». Отвечаем по очереди, до первой остановки.

ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА

Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока. Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения. Пример: Представим Золушку в современном мире.  Какие задания ей даст мачеха? Что она оденет на бал?

Я БЕРУ ТЕБЯ С СОБОЙ

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.

Мы предлагаю оценить нашу работу сегодня. Перед вами яркая, солнечная полянка. Надо приклеить разные бабочки. Если мастер-класс понравился и вы будете использовать в работе – красная бабочка, не очень понравился – оранжевая, совсем не понравился – желтая бабочка. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы Кени Светланы Анатольевны, учителя МОУ лицея №4 г.Ейска МО Ейский район по теме «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

Статья содержит теоритический материал по теме, опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в 1-4 классах, фрагменты уроков, презентацию....

Мастер – класс на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

В данной разработке я рассматривала подходы к организации главной составляющей образовательного процесса- урока, способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения. Здоровьесберегающие обр...

Мастер – класс на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

В данной разработке я рассматривала подходы к организации главной составляющей образовательного процесса- урока, способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения. Здоровьесберегающие обр...

Мастер-класс на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему мы приветствуем людей словом “здравствуйте”.Ответ- Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говори...

Мастер класс на тему : "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"

Методы здоровьесбережения все чаще используется учителями в учебном процессе. Учителя на каждом уроке проводят  физ.минутки, следят за санитарно-гигиеническими условиями учебного процесса, за пра...

Мастер-класс на тему "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"

Мастер-класс на тему "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"Цель: ознакомление и распространение опыта работы.Задачи: раскрыть значение здоровьесберег...

Конспект мастер-класса по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

Актуальность темы: Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. Здоровые дети – здоровое будущее. Здоровье определяется как составная полного физического, псих...