«СИСТЕМА РАБОТЫ ПО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ»
консультация (1 класс)

Татьяна Владимировна Деревщукова

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Поэтому, важно не только дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, но и вооружить ребёнка такими универсальными учебными действиями, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

 Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введение предшкольного образования детей 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«СИСТЕМА РАБОТЫ ПО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ»

Педагог-психолог-

Деревщукова Т.В.

МБОУ СОШ №19 им. А.П. Васильева

Тема консультации «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ»

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Поэтому, важно не только дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, но и вооружить ребёнка такими универсальными учебными действиями, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введение предшкольного образования детей 6-7 лет.

Очень хочется, чтобы первоклассники, пришедшие в нашу школу, чувствовали себя комфортно и процесс адаптации у них проходил легко и спокойно. Поэтому было принято решение на базе нашей общеобразовательной организации открыть группы предшкольной подготовки. Необходимость открытия таких групп была обусловлена ещё и высоким процентом детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения и не готовых к школьному обучению. На родительских собраниях родителям и детям был предложен набор конкретных занятий, базирующих на основных положениях программы обучения и развития детей 5 – 6 лет «Предшкольная пора».

Наш коллектив работает в этом направлении три года. И результаты говорят сами за себя: в игровой форме проводим занятия, которые помогают развивать и обучать детей шестого года жизни в условиях групп предшкольной подготовки, обеспечивать их общее психическое развитие, помогает формированию предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к успешному обучению.

Школьная адаптация – это приспособление ребенка к условиям и требованиям школы, которые для него являются новыми по сравнению с условиями детского сада и семьи в дошкольном детстве.

Работа складывается очень гармонично: мы, специалисты по начальному образованию указываем какого ученика хотим видеть в первом классе, какими качествами он должен обладать, чему должен научиться для успешного старта в первом классе. Используем для этого все необходимые формы и методы при работе с детьми дошкольного возраста.

И педагоги, и родители видят достижение основной цели в процессе занятий дошкольников: создание психолого – педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

Результатом всего хода нормального развития и воспитания ребёнка в дошкольном возрасте является такая подготовка к школе, которая позволяет ему не только подготовиться к изучению школьных предметов, но и осознать самого себя («я есть»), свои возможности и индивидуальные особенности («я такой»), уметь общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. А это и есть успешная адаптация в школе, в будущем.

Успешность обучения в школе определяется развитием тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе, что является исходным фоном на старте обучения.

И вот дети приходят в 1 класс. Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроках тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять задания и т.д.

Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям. И в этом, конечно, очень помогает «Предшкольная пора».

Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения и степень подготовленности ребенка к школьной жизни. Наиболее тяжелы для ребенка первые 6–9 недель пребывания в школе, характеризующиеся как время "острой адаптации". Но и спустя два месяца обучения многие дети продолжают переживать серьезные трудности.

Успешность адаптации первоклассников к школе зависит, конечно, не только от учителя, но и от родителей, в том числе.

Большинство первоклассников идут в школу с желанием учиться, узнавать новое, интересное. Дети в этом возрасте очень любопытны, открыты и доверчивы. Они уверены, что школа их всему научит, ждут от неё новой интересной жизни.

Но бывает так, что ребёнок быстро понимает, что учёба – это тяжёлый труд, и не всегда он приносит радость. И желание первоклассника гаснет, а иногда и пропадает совсем.

Поэтому главная моя задача, как учителя, не дать погаснуть этому желанию- желанию учиться!

Что же было у нас? В наш 1 «А» класс пришли 28 человек. И вот как у нас проходила адаптация-приспособление ребёнка к школе, к новым условиям существования, к новым видам деятельности, к новым нагрузкам.

С 1 сентября начинается основная работа учителя по успешной адаптации первоклассников.

Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать своё желание быть услышанным и понятым. Поэтому на первом этапе адаптационного периода, который длится примерно неделю, я прежде всего, ставлю задачу познакомить детей друг с другом, подружиться, стараюсь создать доброжелательную атмосферу в классе, даю детям возможность почувствовать себя школьниками.

Мы знакомимся со школой, с ее большими светлыми кабинетами, игровыми комнатами, спортивными залами, огромной светлой столовой и, конечно же, бассейном, в котором каждый из моих первоклассников хотел бы побывать на занятии. Параллельно знакомлю ребят с профессиями работников школы, учу ходить по школе парами. Проводя ролевые игры, вместе с детьми учим, как по- разному, можно произносить имена ребят, например, Диму можно называть Димочка, Дмитрий, Димуля.

Большое значение уделяю классным часам на тему «Познакомьтесь- это Я», на которых сначала я рассказываю о себе, затем каждый из ребят рассказывал не только о себе, но и о своей семье, о своих любимых занятиях, домашних животных. Ребята приносят в класс любимые игрушки, книги, рассказывают о них. Но многие дети между собой уже знакомы, так как вместе ходили на предшкольную подготовку. И это тоже очень помогло во время адаптации.

Для сохранение физического, психического и социального здоровья детей необходимо правильно организовать школьную жизнь первоклассника. Это проведение утренней гимнастики, соблюдение режима проветривания классной комнаты, привитие гигиенических норм поведения, рефлексия (формирование самооценки ребенка), выстраивание позитивных взаимоотношений (похвала, ориентируем на успех), улыбка учителя и его доброжелательное отношение, организация подвижных игр на перемене, смена деятельности на уроке, организация разнообразных форм работы (групповая, парная, фронтальная, индивидуальная). Непростым делом оказывается для первоклассников выдержать 3-4 урока. Чтобы вызвать и поддержать активность ребёнка, традиционно использую игровые приёмы обучения, использование разнообразных типов уроков (урок-сказка, экскурсия, путешествие, игра, театрализация). Сказочные герои- частые гости на наших уроках. А использование ярких презентаций, интерактивной доски помогает заинтересовать ребят при изучении более сложного материала.

В целях снятия напряжения провожу физкультурные минутки в классе под весёлую детскую современную музыку. Через время, выучив движения, ребята их и сами проводят. Очень нравятся детям анимационные физкультурные минутки.

Положительные эмоции должны сопутствовать формированию правильных познавательных и учебных действий. В период первых шагов формирования учебно- познавательной деятельности постоянно хвалю ребят, даже за маленькие победы и удачи, поддерживаю их. В первом классе оценки не выставляются. Вместо оценок в прописях и тетрадках пишу «Молодец!», «Хорошо!», наклеиваю наклейки в виде сердечек, звёздочек, солнышек. Это очень стимулирует ребят и им хочется чаще отвечать на уроках, работать у доски.

Самым непростым делом для первоклассников оказалось спорить, не ссорясь и не обижаясь друг на друга. Первоклассники очень подвижные и эмоциональные. Никто не хочет уступать друг другу. Частые ссоры, обиды и даже слёзы присутствовали в начале сентября. Поэтому учителю необходимо проводить планомерную работу по воспитанию своих ребят. С первых дней учимся преодолевать трудности, слушать мнение товарища, высказывать своё мнение спокойно и сдержанно. Учим законы дружной жизни, правила поведения в классе, на перемене, в столовой, в туалете. Настольные игры, раскраски, мы с ребятами используем на переменках и в группе продлённого дня. Учатся играть коллективно.

Очень помогает в адаптационный период занятия логопеда и педагога-психолога. Это очень важная совместная работа, которая, конечно, даёт свои положительные результаты.

В конце первого триместра, как итог адаптационного периода, мы с ребятами проводим традиционный праздник: «Посвящение в первоклассники». Для этого праздника готовим стихи, песни, танцы. Ребята 4-ых классов играют с первоклашками в забавные, интересные развивающие и весёлые игры. Все родители и ребята очень довольны!

Таким образом, наша предшкольная подготовка, создание и развитие общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество учителя и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех действующих в нём субъектов, позволяет сделать период адаптации первоклассников недолгим, а результаты его – высоким.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия успешной адаптации первоклассника к школе

Для сохранение физического, психического и социального здоровья детей необходимо правильно организовать школьную жизнь первоклассника....

Составляющие успешной адаптации первоклассника

Составляющие успешной адаптации первоклассника.Сегодня мы поговорим с Вами на очень актуальную тему «Адаптация учащихся 1 классов к обучению в школе». Учебная программа 1 класса  уже пройдена. Ва...

Пути успешной адаптации первоклассников к школе

Пути успешной адаптации первоклассников к школе...

Психологическая готовность к обучению в школе, как условие успешной адаптации первоклассников.

Первые месяцы пребывания в школе- очень напряженный период, так как образовательное учреждение с первых дней ставит перед детьми задачи, не связанные с их опытом, и требует  мобилизации интеллект...

Совместная работа семьи и учителя для создания условий для успешной адаптации первоклассников к школе.

из опыта организации межпредметного модуля введения в школьную жизнь "В школу с радостью"...

Успешная адаптация первоклассников в школе.

Начальный период обучения достаточно труден для всех детей, поступивших в школу. Поступление в школу - это серьезный шаг от беззаботного детсадовского периода к возрасту, требующему ответственности, д...

Система работы учителя по успешной адаптации первоклассников. Выступление на педагогическом совете школы

Успешность адаптации первоклассников к школе зависит конечно от родителей и учителя. Большинство первоклассников идут в школу с желанием учиться. Они любопытны, открыты, доверчивы. Они уверены, что ш...