Рабочая программа" Коррекционно-развивающие занятия "5 класс (2 вариант) обучение на дому
рабочая программа

Юлия Александровна Орлова

Рабочая программа (2-й вариант) образования обучающихся с умственной отсталостью  направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общепринятыми нравственными и социокультурными ценностями развитие необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korr.razv_.zan_.docx62.66 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Коррекционно-развивающие занятия 5 класс 2 вариант

Пояснительная записка

Рабочая программа (2-й вариант) образования обучающихся с умственной отсталостью  направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общепринятыми нравственными и социокультурными ценностями развитие необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Принципы и подходы к формированию адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

    В основу Рабочей программы для обучающихся с умеренной, тяжелой и
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями в развитии положены принципы
государственной политики РФ в области образования:

-  гуманистический характер образования, единство образовательного
пространства на территории Российской Федерации;

-  светский характер образования, общедоступность образования,
адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и
подготовки обучающихся;

-  принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного
процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и
расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых
образовательных потребностей;

- онтогенетический принцип;

-  принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и
непрерывность образования обучающихся с умеренной, тяжелой и
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями в развитии на всех этапах
обучения: от младшего до старшего школьного возраста;

- принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие
внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными
предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;

-   принцип направленности на формирование деятельности,
обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умеренной,
тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями в развитии
всеми видами доступной им предметно-практической деятельности,
способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

-  принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные
ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося с
умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными
нарушениями в развитии к самостоятельной ориентировке и активной
деятельности в реальном мире.

   В силу наличия тяжелых нарушений развития для обучающихся данной группы показан индивидуальный уровень итогового результата общего образования. Благодаря этому варианту образования все обучающиеся, вне зависимости от тяжести состояния, могут вписаться в образовательное пространство, где принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование и технические средства, программы учебных предметов и коррекционных технологий, содержание и методы работы определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями ребенка.

Итоговые достижения обучающихся с умственной отсталостью, с ТМНР принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям умственно отсталых детей без дополнительных нарушений. Они определяются индивидуальными возможностями ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития и тем, что его образование направлено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненная компетенция») готовит обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования способностей для активной жизни в семье и обществе.

  Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР  является нормализация его жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который ведет подавляющее большинство обычно развивающихся людей: жить дома, решая разные вопросы повседневного быта; участвовать в трудовой деятельности вместе с другими людьми; проводить свободное время, решая где, как и с кем; в целом иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Общим результатом образования такого обучающегося может стать набор компетенций, позволяющих максимально самостоятельно (соразмерно психическим и физическим возможностям) решать задачи, направленные на нормализацию его жизни.

      Вышеперечисленные особые образовательные потребности детей с умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость специальной индивидуальной образовательной программы для их обучения и воспитания. Целью реализации такой программы является достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.

 

Планируемые (ожидаемые) результаты освоения рабочей программы.

     Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) рабочей программы (далее – планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью.

    Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся рабочей программы по 2-му варианту является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

   Рабочая программа направлена на формирование 2-х групп результатов:

- личностных, включающих сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества;

- предметных, включающих освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению.

    Результаты освоения программы рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся.

Личностные результаты освоения данной программы включают:

1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

   Предметные результаты освоения рабочей программы планируются учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся:

1) Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и не вербальными.

2) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.

3) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления.

4) Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.

5) Освоение средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни.

6) Способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности.

7) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

8) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

9) Элементарные представления о течении времени.

10) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

11) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

12) Умение решать постоянно возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

13) Представления о мире, созданном руками человека.

14) Расширение представлений об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

15) Освоение навыков учебной деятельности и накопление опыта продуктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

16) Стремление находить друзей, участвовать в коллективных играх, мероприятиях, занятиях, организовывать личное пространство и время (учебное и свободное).

17) Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни.

18) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие»

Содержание коррекционного курса «Сенсорное развитие».

Содержание коррекционного курса «Сенсорное развитие» направлено на развитие психомоторной и сенсорной сферы обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, имеет практическую направленность и максимально индивидуализировано, поэтому деление программы на блоки условно.

I.  Зрительное восприятие: 

II. Слуховое восприятие: 

III. Кинестетическое восприятие:

IV. Восприятие запаха:

V. Восприятие вкуса.

Цель курса: обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Задачи курса:

1. Формирование полноценного восприятия окружающей действительности.

2. Накопление ребенком сенсорного опыта и формирование на основе опыта сенсорно-перцептивных действий.

3. Расширение диапазона воспринимаемых ощущений, стимуляция активности ребенка.

Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса «Сенсорное развитие»:

- фиксация взгляда на лице человека;

- фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки);

- фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз (выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка);

- прослеживание взглядом за близко расположенным предметом, движущимся по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад);

- прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом;

-  узнавание/различение цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.);

- локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (на уровне плеча, талии);

- прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука;

- локализация неподвижного удаленного источника звука;

- соотнесение звука с его источником;

- нахождение одинаковых по звучанию объектов;

- адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека;

- адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости;

- адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов;

- адекватная реакция на давление на поверхность тела;

- адекватная реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела;

- адекватная реакция на изменение положения тела;

- адекватная реакция на положение частей тела;

- адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей;

- различение свойств материалов: холодный/горячий, гладкий/шероховатый, мокрый/сухой, жидкий/густой;

- адекватная реакция на запахи; результат: узнавание/различение объектов по запаху;

- адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький/сладкий, кислый/соленый), консистенции (жидкий/твердый, вязкий/сыпучий);

- узнавание/различение продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.);  узнавание/различение основных вкусовых качеств продуктов (горький/ сладкий, кислый/соленый). 

 

              Программа коррекционного курса  «Предметно-практические действия»

Содержание коррекционного курса «Предметно – практические действия»

Программно-методический материал коррекционного курса «Предметно – практические действия» включает 2 раздела:

- Раздел I «Действия с материалами»

- Раздел II «Действия с предметами»

Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с

различными предметами и материалами.

Задачей курса является: формирование приёма элементарной предметной деятельности,

такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем будут используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.

       Содержание коррекционного курса «Предметно – практические действия» направлено на формирование у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами. Обучение этому курсу имеет практическую направленность и максимально индивидуализировано, поэтому деление программы на блоки условно.

Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса

«Предметно – практические действия»: 

- сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.): двумя руками, одной рукой, пальцами;

- разрывание материала (бумага, вата, природный материал): двумя руками, направляя руки в разные стороны; двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя;

- размазывание материала: сверху вниз; слева направо; по кругу;

- разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса): двумя руками, одной рукой;

- пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы): двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.);

- переливание материала (вода): двумя руками, с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.);

- наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.);

- захват, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др)

- встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.

  толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др);

- притягивание предмета по направлению к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.);

- вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.);

- нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.):всей кистью, пальцем;

- вынимание предметов из емкости;  складывание предметов в емкость;  перекладывание предметов из одной емкости в другую;

-  вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.);

- нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.): на стержень, на нить. 

 

Программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»

Цели программы:

  • освоение обучающимися доступных средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы;
  • освоение таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора букв как средства коммуникации;
  • освоение коммуникативных таблиц, коммуникативных тетрадей, коммуникативных устройств для общения в школе, дома и в других местах.

Содержание коррекционного курса «Альтернативная  коммуникация».

Коммуникация с использованием невербальных средств:

- Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.

- Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия);приветствие (прощание) с использованием мимики.

-Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия),

благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.

-Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия(неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.

-Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие

(прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.

- Выражение согласия (несогласия), удовольствии (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).

- Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами.

- Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.

- Выражение своих желаний, согласия(несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы,
задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера
(планшетного компьютера).


Развитие  речи средствами невербальной коммуникации:
Импрессивная речь:

- Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.

- Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

-Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

-Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).

- Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).

- Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).

- Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).

- Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).

- Понимание простых предложений.

- Понимание сложных предложений.

- Понимание содержания текста.


Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации:

- Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства).

- Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства).

- Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

- Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).

- Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.).

- Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

- Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).

- Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).

- Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.).

-  Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства).

- Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства).

- Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства).

-  Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства).

-  Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства).

- Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства).

-  Составление рассказа о себе с использованием графического изображения(электронного устройства).
                                                       Чтение и письмо.
    Глобальное чтение: узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Формирование умения использовать взгляд как средство коммуникации.

Ожидаемый результат: использование взгляда как средства
коммуникации.
    
Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса
«Альтернативная  коммуникация»:

-    Использование взгляда как средство коммуникации.

-   Использование мимики как средство коммуникации.

-   Использование жеста как средство коммуникации.

-   Использование звука как средство коммуникации.

-   Использование предмета как средство коммуникации.

-  Использование графических изображений/символов как средство коммуникации.

-  Использование таблицы букв как средство коммуникации.

- Использование карточек с напечатанными словами как средство коммуникации.

- Использование набора букв как средство коммуникации.

- Использование компьютера как средство коммуникации.  

Программа коррекционного курса «Двигательное развитие»

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: развитие двигательной активности ребенка.

Задачи курса:

- мотивация двигательной активности;

- поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений.

- обучение переходу из одной позы в другую;

- освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации);

- формирование функциональных двигательных навыков;

- развитие функции руки, в том числе мелкой моторики;

- формирование ориентировки в пространстве; обогащение сенсомоторного опыта.

Содержание курса «Двигательное развитие»

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого

обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к личностным и предметным результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Личностные результаты:

Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

Формирование уважительного отношения к окружающим,

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и

развивающемся мире,

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах,

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Базовые учебные действия:

1 Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся;

2 Формирование учебного поведения:

- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

- умение выполнять инструкции педагога;

- использование по назначению учебных материалов;

- умение выполнять действия по образцу и по подражанию

3 Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами;

4 Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия

Предметные результаты:

Развитие элементарных пространственных понятий.

Знание частей тела человека.

Знание элементарных видов движений.

Умение выполнять исходные положения.

Умение бросать, перекладывать, перекатывать.

Умение управлять дыханием.

Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.

Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств).

Освоение двигательных навыков, последовательности движений,

Развитие координационных способностей.

Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости.

Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.

Учебно-тематическое планирование

курса «Коррекционно-развивающие занятия»

№ п/п

 Название курса

Контактная форма обучения

Неконтактная форма обучения

1.

Сенсорное развитие

8

25

2

Предметно-практические действия

8

25

3.

Двигательное развитие

8

26

4.

Альтернативная коммуникация

8

26

Итого

32

102

  

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»

2.     РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург, 2015 «Методические рекомендации по внедрению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в систему работы образовательных учреждений РФ».

3.     Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Знаете ли вы нас? Методические рекомендации для изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – М.: В Секачев, 2012.

4.     Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. – М.: Институт общегуманитарных исследований. В Секачев, 2002.

5.     Царев А.М. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) – основа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в контексте ФГОС.

 

Календарно-тематическое планирование «Коррекционно-развивающие занятия»

Тема урока

Количество

уроков

Сроки

  план                  факт

1 четверть – 8ч.

1

Диагностика

Обследование состояние сенсорных и моторных процессов

1

01.09

2

Действия с предметами.

Выполнение простых подражательных движений по инструкции "Делай со мной". Воспроизведение по подражанию действий с предметами

1

08.09

3

Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку (правом, левом), в положении сидя.  Наклоны головы.

1

15.09

4

Коммуникация с использованием невербальных средств.

Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики

1

22.09

5

Развитие зрительного восприятия.

Фиксация взгляда на лице, на неподвижном предмете. Игра «Посмотри на …», «Чего не стало», «Чья тень»

1

29.09

6

Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета

1

06.10

7

Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые».

1

13.10

8

Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях и т.д. с использованием пошагового коммуникатора

1

20.10

9

Форма, цвет, величина.

Выбор и раскладывание предметов контрастных цветов (называние цвета). Группировка предметов по форме. Выбор предметов из двух контрастных форм. Понятие величины. Выбор одинаковых по величине предметов.

1

27.10

2 четверть – 8ч.

10

Прослеживание взглядом за движущимся удаленным предметом. Узнавание и различение цвета объектов. Игра «Куда полетела птичка?» «Какого цвета …травка, солнышко»

1

10.11

11

Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание.

1

17.11

12

Развитие речи средствами невербальной коммуникации.

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.) Узнавание (различение) имён членов семьи, педагогов

1

24.11

13

Развитие слухового восприятия.

Локализация неподвижного (близко расположенного) источника звука. Соотнесение звука с его источником. Игра «На чём Петрушка играет?» «Кто сказал …мяу,гав, хрю?»

1

01.12

14

Элементы конструирования.

Складывание фигур из счетных палочек по показу и по образцу. Складывание разрезных картинок.

1

08.12

15

Выполнение движений плечами.

1

15.12

16

Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)

1

22.12

3 четверть – 9ч.

17

Развитие кинестетического восприятия.

Соприкосновение с различными предметами. Вибрация исходящая от предметов. Игра «Что я делаю?»

1

12.01

18

Постройка  из одноцветных деталей башни.

1

17.01

19

Бросание мяча двумя руками от груди. Упражнения с ленточками.

1

26.01

20

Понимание слов, обозначающих предмет, действия предмета, признак предмета,состояние

1

02.02

21

Соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Игра «Меховой мишка и бумажный мишка» Различение свойств материалов. Тактильная панель.

1

09.02

22

Постройка дома из разноцветных деталей по заданному образцу.

1

16.02

23

Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот, поворот с живота на спину.

1

16.02

24

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты)

1

02.03

25

Восприятие вкуса.

Продукты. Выделение и различение продуктов по вкусу. Узнавание различных запахов. Игра «Что сегодня на обед?»

1

09.03

26

Работа с мозаикой.

Заполнение панели мозаикой одного цвета.

1

16.03

4 четверть -

27

Ходьба по гимнастической скамейке с различными положениями рук

1

06.04

28

Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства)

1

13.04

29

Узнавание различных запахов. Узнавание различных блюд на вкус.

1

20.04

30

Выкладывание мозаики по показу с соблюдением цвета и пространственных отношений

1

27.04

31

Ходьба приставным шагом.

1

04.05

32

Чтение и письмо.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации

1

11.05

33

Диагностика.

Выявление динамики психических процессов

1

18.05

34

Выкладывание мозаики по показу с соблюдением цвета и пространственных отношений

1

25.05

Календарно-тематическое планирование «Сенсорное развитие».

Тема урока

Количество

уроков

Сроки

  план                  факт

1 четверть – 2ч.

1

Диагностика

Обследование состояние сенсорных и моторных процессов

1

04.09

2

Развитие зрительного восприятия.

Фиксация взгляда на лице, на неподвижном предмете. Игра «Посмотри на …», «Чего не стало», «Чья тень»

1

02.10

2 четверть -2ч

3

Форма, цвет, величина.

Выбор и раскладывание предметов контрастных цветов (называние цвета). Группировка предметов по форме. Выбор предметов из двух контрастных форм. Понятие величины. Выбор одинаковых по величине предметов.

1

13.11

4

Развитие слухового восприятия.

Локализация неподвижного (близко расположенного) источника звука. Соотнесение звука с его источником. Игра «На чём Петрушка играет?» «Кто сказал …мяу,гав, хрю?»

1

11.12

3 четверть -3ч.

5

Развитие кинестетического восприятия.

Соприкосновение с различными предметами. Вибрация исходящая от предметов. Игра «Что я делаю?»

1

22.01

6

Соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Игра «Меховой мишка и бумажный мишка» Различение свойств материалов. Тактильная панель.

1

19.02

7

Восприятие вкуса.

Продукты. Выделение и различение продуктов по вкусу. Узнавание различных запахов. Игра «Что сегодня на обед?»

1

18.03

4 четверть-1 ч

8

Узнавание различных запахов. Узнавание различных блюд на вкус. Выявление динамики психических процессов

1

27.04

Календарно-тематическое планирование «Предметно-практические действия»

Тема урока

Количество

уроков

Сроки

  план                  факт

1 четверть – 2ч.

1

Действия с предметами.

Выполнение простых подражательных движений по инструкции "Делай со мной". Воспроизведение по подражанию действий с предметами

1

11.09

2

Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета

1

09.10

2 четверть -2ч

3

Прослеживание взглядом за движущимся удаленным предметом. Узнавание и различение цвета объектов. Игра «Куда полетела птичка?» «Какого цвета …травка, солнышко»

1

20.11

4

Элементы конструирования.

Складывание фигур из счетных палочек по показу и по образцу. Складывание разрезных картинок.

1

18.12

3 четверть -2ч

5

Постройка  из одноцветных деталей башни.

1

29.01

6

Постройка дома из разноцветных деталей по заданному образцу.

1

26.02

4 четверть – 3ч

7

Работа с мозаикой.

Заполнение панели мозаикой одного цвета.

1

08.04

8

Выкладывание мозаики по показу с соблюдением цвета и пространственных отношений

06.05

Календарно-тематическое планирование «Альтернативная коммуникация»

Тема урока

Количество

уроков

Сроки

  план                  факт

1 четверть -2ч.

1

Коммуникация с использованием невербальных средств.

Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики

1

18.09

2

Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях и т.д. с использованием пошагового коммуникатора

1

16.10

2 четверть – 2ч.

3

Развитие речи средствами невербальной коммуникации.

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.) Узнавание (различение) имён членов семьи, педагогов

1

27.11

4

Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)

1

25.12

3 четверть-2ч

5

Понимание слов, обозначающих предмет, действия предмета, признак предмета, состояние

1

05.02

6

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты)

1

04.03

4 четверть -2ч.

7

Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства)

1

15.04

8

Чтение и письмо.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации

1

13.05

Календарно-тематическое планирование «Двигательное развитие»

Тема урока

Количество

уроков

Сроки

  план                  факт

1 четверть -2ч.

1.

Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку (правом, левом), в положении сидя.  Наклоны головы.

1

25.09

2

Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые».

1

23.10

2 четверть – 1ч.

3

Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание.

1

04.12

3 четверть – 3ч.

4

Выполнение движений плечами.

1

15.01

5

Бросание мяча двумя руками от груди. Упражнения с ленточками.

1

12.02

6

Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот, поворот с живота на спину.

1

11.03

4 четверть -

7

Ходьба по гимнастической скамейке с различными положениями рук

1

22.04

8

Ходьба приставным шагом.

1

20.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 2 класс 8 вид, обучение на дому

Рабочая программа по математике 2 класс 8 вид, обучение на дому...

Рабочие программы 4 класс Школа России обучение на дому (вариант 6.2.)

Рабочие программы 4 класс Школа России обучение на дому (вариант 6.2.)...

Рабочая программа по курсу "логопедия" 3б класса II вариант обучения (адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Разработка рабочей программы для учащихся 3 класса (4 год обучения) с интеллектуальными нарушениями (II вариант обучения)....

Речь и альтернативная коммуникация, 2 класс, 2 вариант (обучение на дому)

Рабочая программа по речи и альтернативной коммуникации предназначена для учащихся 2 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....

Рабочая программа Коррекционно-развивающие занятия 4 класс 2 вариант обучение на дому

Рабочая программа (2-й вариант) образования обучающихся с умственной отсталостью  направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общепринятыми нравственными и социоку...

Рабочая программа "Коррекционно-развивающие занятия" 6 класс 1 вариант обучение на дому

Рабочая программа по коррекционному курсу  «Логопедические занятия» составлена на основе:Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2...