Рабочая программа "Коррекционно-развивающие занятия" 6 класс 1 вариант обучение на дому
рабочая программа

Юлия Александровна Орлова

  Рабочая программа по коррекционному курсу  «Логопедические занятия» составлена на основе:

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • Приказа  Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Постановления от 10 июля 2015 года № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihokorrektsiya.docx27.84 КБ
Файл logopediya.docx27.78 КБ
Файл defektologiya.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      На основании справки ВК №71 от 08.08.2023 г., выданной ОБУЗ Приволжская ЦРБ  рекомендовано надомное обучение по индивидуальной программе.

  Рабочая программа по коррекционному курсу  «Психокоррекция» составлена на основе:

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • Приказа  Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Постановления от 10 июля 2015 года № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Рабочая программа по коррекционному курсу  «Психокоррекция» составлена с учётом:

  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа рассчитана на 17 учебных часов в год, из расчета 0,5 часа в неделю (34 учебных недели).

Цель:  коррекция общей и мелкой моторики, когнитивной сферы.

Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:

  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
  • формирование пространственно-временных ориентировок;
  • развитие слухоголосовых координаций;
  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
  • исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
  • формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Планируемые результаты:

В результате целенаправленной деятельности на занятиях обучающийся должны уметь: -

- развитие познавательной активности детей;

- развитие обще интеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

- формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;

- психокоррекция поведения ребенка;

-социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Содержание курса психокоррекции

  Диагностика познавательной сферы и эмоционального восприятия (2 часа). Включает в себя диагностику интеллектуального и психоэмоционального развития, обучающегося с умственной отсталостью, уровень включенности в общегрупповую деятельность. Обследование детей: для коррекционных занятий.

1.Коррекция когнитивных процессов (16 часов). Развитие внимания, памяти, мышления. Приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков. Формирование умения правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения. Становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Расширение словарного запаса. Развитие внутреннего плана действий. Развитие пространственного восприятия и воображения. Развитие и коррекция познавательной сферы.

2.Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка (10 часов). Знакомство с приёмами психической саморегуляции. Обучение основам саморегуляции. Ориентировка в эмоциональных состояниях. Идентификация чувств. Формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния. Воспитание чувства ответственности и долга. Знакомство с понятием «стресс», «вредные привычки». Воспитание навыков культурного поведения. Развитие и коррекция эмоционально-личностой сферы.

3.Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка (10 часов). Формирование понятия о том, что все люди разные и имеют свой характер. Развитие адекватного отношения к другому человеку, усвоение социально-приемлемых норм поведения. Формирование умения определять личностные черты других людей. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы.

4.Коррекция и развитие социальных и коммуникативных умений (14 часов). Формирование осознания самого себя и определения своего внутреннего мира. Формирование умения определить личностные черты других людей. Раскрытие качеств, необходимых для активного общения. Знакомство с принципами хорошего слушания. Расширение представлений о способах самоанализа. Отстаивание своей точки зрения и аргументации. Коммуникативных навыков.

5.Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы "Профессиональное самоопределение» (14 часов). Развитие профессиональной зрелости и интереса к самопознанию. Актуализация знаний о профессиональном самоопределении. Учет медицинских противопоказаний при выборе профессии. Личностные особенности и выбор профессии. Развитие адекватной самооценки и интереса к самопознанию. Актуализация знаний о способах и путях получения профессии. Формирование и развитие навыков самопознания. Обобщение знаний о профессиональном самоопределении. Самопознание.

Продолжительность коррекционно-развивающих занятий составляет 20-25 минут.

АОП составлена на 34 часа в год, 1 час в неделю.

Учебно-тематическое планирование по психокоррекции

№п/п

Тема занятий

Контактная

форма

Неконтактная

форма

1

Диагностика познавательной сферы и эмоционального восприятия

1

1

2

Коррекция когнетивных процессов

2

3

3

Развитие эмоционального-личностной сферы ребенка

5

5

4

Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка

2

2

5

Коррекция и развитие социальных и коммуникативных умений

3

3

6

Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы «Профессиональное определение»

3

3

Итого

16

17

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

1.Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии : сб. игр и игровых упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М. : Книголюб, 2007. - 119 с. - (Специальная психология).

2.Мастюкова Фомина Л.В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте 5-6 лет / Л.В. Фомина. - М. : Сфера, 2001. - 77 с. : ил. Р.Волков «Радужная страна» Знакомство с цветом./ Р.Волков -Волгоград «Учитель» 2003г -56с

3.Алябьева Е.А Занятия по психогимнастике.Методическое пособие./Е.А Алябьева-М.:Сфера,2008.-158с.

4.КряжеваН.Л Развитие эмоционального мира детей./КряжеваН.Л.-Ярославль.-1996

5.Чистякова М.И Психогимнастика./ М.:-Сфера, 1990г

6.Вачков И.В. «Сказкотерапия» М. Ось-89 2001г.

7. Короткова Л.Д. « Сказкотерапия для детей дошкольного и школьного возраста» ЦГЛ М. 2003 г

8. Самоукина Н.В. «Первые шаги школьного психолога» Дубна «Феникс» 2002г.

9. Шмаков С.А. «Игры, развивающие психические качества личности школьника» ЦГЛ Москва 2004г

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование тем и разделов.

Коли-чество

часов

Информационное сопровождение

Сроки

по плану

факт.

1 четверть-4 ч.

Диагностика.

1

Определение уровня сформированности познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы

1

Шмаков С.А. «Игры, развивающие психические качества личности школьника» ЦГЛ Москва 2004г

13.09

2

Увеличение объема, уровня распределения, концентрации и устойчивости  внимания и наблюдательности. Тренировка переключения внимания

1

Сюжетные картинки, поле расчерченное на клетки, «лабиринты», пуговицы.  Образцы рисунков, бумага, карандаши

27.09

3

Развитие слуховой и зрительной ассоциативной памяти. Развитие мыслительных навыков: классификация

1

Небольшой рассказ, репродукция картины в жанре бытовой живописи, карточки с заданиями, с объектами для классификации

11.10

4

Развитие мыслительных навыков: обобщение

1

Карточка с заданиями.

25.10

II четверть. ( 4 ч.).

5

Причинно-следственные отношения

1

Карточки с заданиями, презентация.

15.11

6

Зачем нужно знать себя?

1

Тетради, карандаши

29.11

7

Мое тело.

1

Фотографии мальчиков и девочек

13.12

8

Мой волшебный мир

1

Карточки с различными качествами характера

27.12

III четверть- 5 часов

9

Самооценка.  Буду делать хорошо и не буду плохо

1

Тетради, карандаши, листы формата А 4, Мяч, бланки с тестом, листы бумаги

17.01

10

Взаимодействие. Как мы видим друг друга. Я глазами других.

1

Тетради, ручки, листочки для записей. Карточки с положительными и отрицательными качествами.

31.01

11

 Дружба начинается с улыбки. Разговор взглядов. Пойми меня

1

Бланк теста «Умеешь ли ты слушать?» Бланки с пословицами

14.02

12

Умеем ли мы вежливо общаться? Поведение в общественных местах

1

Презентация. Тетрадь, карандаши.

28.02

13

Урок мудрости (уважение к старшим)

Восприятие мира (наши органы чувств). Что такое эмоции? Чувства и поступки

1

Пиктограммы с изображением различных эмоций, цветные карандаши, бумага формата А

13.03

IV четверть – 4 ч

14

Стресс. Почему некоторые привычки бывают вредными

1

Ватман, маркер.

03.04

15

Умей выбирать. Я отвечаю за свое решение

1

Цветные карандаши, бумага формата А

17.04

16

Хозяин своего «Я». Понятие «конфликт»,

мое поведение в трудных ситуациях

1

Цветные карандаши, бумага формата А

08.05

17

Определение уровня сформированности познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы

1

Шмаков С.А. «Игры, развивающие психические качества личности школьника» ЦГЛ Москва 2004г

22.05



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      На основании справки ВК №71 от 01.09.2023 г., выданной ОБУЗ Приволжская ЦРБ рекомендовано надомное обучение по индивидуальной программе.

  Рабочая программа по коррекционному курсу  «Логопедические занятия» составлена на основе:

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • Приказа  Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Постановления от 10 июля 2015 года № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Рабочая программа по коррекционному курсу  «Логопедические занятия» составлена с учётом:

  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа рассчитана на 17 учебных часов в год, из расчета 0,5 часа в неделю

Цель: коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, коррекция общей и мелкой моторики, когнитивной сферы.

Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:

  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
  • формирование пространственно-временных ориентировок;
  • развитие слухоголосовых координаций;
  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
  • исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
  • формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Планируемые результаты:

В результате целенаправленной деятельности на занятиях обучающийся должны уметь: 

-Правильно артикулировать и произносить звуки, соотносить их с соответствующими буквами.

-Дифференцировать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки.

-Проверять написание звонких и глухих согласных путем изменения формы слова или подбора родственных слов.

-Активизировать усвоенную лексику через речевую практику.

-Находить однокоренные слова. Делать морфемный анализ слов. Образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов. Дифференцировать приставки и предлоги.

-Объяснять лексическое значение слов. Согласовывать слова в предложении.

-Грамматически правильно оформлять предложения, интонационно правильно произносить их. Строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение, предложение с обращениями.

-Работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную мысль. Владеть различными видами пересказов.

- развитие познавательной активности детей;

- развитие обще интеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

- формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;

- психокоррекция поведения ребенка;

-социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

Познавательные базовые учебные действия включают: общеучебные умения и навыки, умение мыслить, сравнивать, обобщать, исключать, устанавливать причинно-следственные связи.

 Коммуникативные базовые учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

 Регулятивные базовые учебные действия   обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, саморегуляция.

Личностные базовые учебные действия   обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Основное содержание учебного предмета.

Логопедические занятия

Обследование

I. Речь. Предложение. Слово  

Речь и её значение. Место и роль речи в общении между людьми. Дифференциация понятий «предложение» - «слово». Связь слов в предложении. Восстановление «рассыпанных» предложений. Понятие о подлежащем и сказуемом. Понятие о второстепенных членах предложения.

Виды предложения по цели высказывания. Повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения. Деление текста на предложения. Восстановление деформированного текста. Составление рассказа по картинке.

II. Звуки и буквы  

Звуки и буквы.  Дифференциация понятий. Звукослоговой анализ и синтез. Уточнение знаний об алфавите.  Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение  на письме мягкости  согласных звуков гласными буквами (е, ё, и, я, ю) Обозначение мягкости согласных буквой ь.  Мягкий знак в конце и в середине слова. Разделительный мягкий знак. Сопоставление разделительного мягкого знака и мягкого знака показателя мягкости согласного по смыслу и произношению. Правильное употребление предлогов, развитие связной речи. Понятие «согласные звуки и буквы». Парные согласные. Оглушение звонких согласных в конце и в середине слова.

III. Состав слова

Родственные и однокоренные слова. Корень слова.   Понятие «безударные гласные». Определение безударного гласного в корне, требующего проверки.

Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне. Сложные слова. Окончание. Приставка. Слитное написание слов с приставками. Суффикс. Наблюдение над значениями приставок и суффиксов в слове. Овладение суффиксальным и приставочным способами образования слов.  Обогащение словарного запаса. Формирование умений находить значимые части слова в простых по составу словах. Приставка и предлог.  Правильное употребление предлогов, развитие связной речи. Дифференциация предлогов и приставок. Раздельное написание слов с предлогами.  Буква ъ после приставок. Развитие способности проводить разбор слов по составу.

IV. Части речи

Имя существительное

Число имён существительных (единственное, множественное), изменение имён существительных по числам. Изменение имён существительных по падежам. Осознанное употребление каждой падежной формы при помощи вопросов. Правильное употребление предлогов данного падежа. Верное употребление окончаний. Моделирование предложений из слов в начальной форме (для каждого падежа). Поиск конкретных падежных форм в текстах. Разбор имени существительного как части речи.  

Имя прилагательное

Имя прилагательное. Лексическое значение имён прилагательных. Род и число имён прилагательных. Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Согласование имён прилагательных с именами существительными по падежам. Образование прилагательных от существительных. Разбор имени прилагательного как части речи.

V. Связная речь. Текст

Общее понятие о тексте. Сравнение текста и набора предложений. Сравнение текста и его различных искаженных вариантов. Членение сплошного текста на предложения. Работа с деформированным текстом. Определение последовательности предложений в тексте.  Построение текста. План. Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста- повествования, текста- описания.

VI. Контроль знаний        

Обследование.

Тема занятий

Контактная

 форма

Неконтактная форма

1

Обследование.

1

1

2

Звуки и буквы

1

1

3

Твердые и мягкие согласные

1

1

4

Дифференциация звонких и глухих согласных.

4

4

5

Состав слова.

2

1

6

Части речи

4

3

8

Связная речь

3

3

9

Обследование

1

1

Итого

17ч.

16

 Учебно-тематический план логопедических занятий

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

1.        Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

2.        Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

3.        Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

4.        Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

5.        М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. – Волгоград: «Панорама», 2006.

6.        М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие. – М.: «Глобус», 2007.

7.        О.С.Гомзяк. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий. – М.: «ТЦ Сфера», 2007.

8.        Т.А.Ткаченко. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: Пособие для логопеда. – М., 2005.

9.        Т.А. Ткаченко. Логопедические упражнения.- М. Эксмо, 2015.

10.        Н.С.Жукова. Уроки логопеда. - М. Эксмо, 2013.

11.        В.П. Невская. Речевые игры и упражнения. Пособие для учителей – логопедов. – М.: ТЦ Сфера, 2017 г.

12.        Нищева Н.В. «Артикуляционная гимнастика» Москва Детство-пресс 2020г.

13.        Нищева Н.В. «Весёлая пальчиковая гимнастика гимнастика» Москва Детство-пресс 2020г.

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий 7 класс

Наименование тем и разделов.

Коли-чество

часов

Информационное сопровождение

Сроки

по плану

факт.

1 четверть-4 ч.

Диагностика.

1.

Обследование импрессивной речи, связной речи, слоговой структуры слова, грамматического строя речи, учебных навыков: чтения, письма

1

Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007

Азова О.И. «Диагностический комплект» Логопедическое обследование младших школьников.  М, 2008г.

13.09

2

Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных1 и 2 ряда. Артикуляция. Выделение в слогах, словах, предложениях.

1

Схемы гласных  звуков, набор букв, картинный материал, набор цифр. . презентация.

27.09

3

Артикуляция согласных [в – ф, в’ – ф’], [з – с, з’ – с’]. Автоматизация в речи. Дифференциация в словах, предложениях, текстах.

1

Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Горбунова,  С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.

Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г. презентация

11.10

4

Артикуляция согласных [ж – ш],[б – п,

б’ – п’]. Автоматизация в речи. Дифференциация в словах,предложениях, текстах.Проверочная работа

1

Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. Горбунова,  С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.

Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г. презентация

25.10

II четверть. ( 4 ч.).

5

Артикуляция согласных[д – т, д’ – т’],  [г – к, г’ – к’]. Автоматизация в речи. Дифференциация в слогах, словах, предложениях, текстах.

1

Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Горбунова,  С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.

Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г. презентация

15.11

6

Артикуляция согласных «ш»-«с»,«ж»-«з»  Автоматизация в речи. Дифференциация в слогах, словах, предложениях, текстах.

1

Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями. Горбунова,  С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г. презентация

29.11

7

Родственные, однокоренные слова. Корень слова.

1

Раздаточный картинный материал, карточки с заданиями. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». Презентация

13.12

8

Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов.

1

Раздаточный картинный материал, карточки с заданиями. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». Презентация

27.12

III четверть- 5 ч

9

Части речи.  Имя существительное. Имена существительные собственные и нарицательные, род и число существительных

1

Раздаточный картинный материал, карточки с заданиями. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и аграмматическая дисграфия». Презентация

17.01

10

Имя прилагательное.  Значение им. прилагательных в речи.

1

Раздаточный картинный материал, карточки с заданиями. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и аграмматическая дисграфия».

31.01

11

Близкие и противоположные по значению имена прилагательные. Род и число прилагательных.

1

Раздаточный картинный материал, карточки с заданиями. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и аграмматическая дисграфия». Презентация

14.02

12

Глагол. Глаголы, близкие и противоположные по значению

1

Раздаточный картинный материал, карточки с заданиями. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и аграмматическая дисграфия». Презентация

28.02

13

Правописание частицы не с глаголами. Изменение глаголов по временам и числам. Проверочная работа.

1

Раздаточный картинный материал, карточки с заданиями. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и аграмматическая дисграфия». Презентация

13.03

IV четверть – 4 ч

14

Последовательный и выборочный пересказ.

1

Карточки с простыми нераспространёнными предложениями, карточки со словами для распространения предложений. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г. презентация

03.04

15

Составление рассказа по данному началу, по данной концовке

1

Карточки с простыми нераспространёнными предложениями, карточки со словами для распространения предложений. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.презентация

17.04

16

Работа с деформированным текстом. Восстановление деформированного текста

1

Индивидуальные карточки с заданиями. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.презентация

08.05

17

Обследование импрессивной речи. связной речи, грамматического строя речи, учебных навыков: письма, чтения, пересказа прочитанного

1

Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007

Азова О.И. «Диагностический комплект» Логопедическое обследование младших школьников.  М, 2008г.

22.05



Предварительный просмотр:

       Пояснительная записка

  На основании справки ВК №71 от 08.08.2023 г., выданной ОБУЗ Приволжская ЦРБ рекомендовано надомное обучение по индивидуальной программе.

  Рабочая программа по коррекционному курсу  «Логопедические занятия» составлена на основе:

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • Приказа  Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Постановления от 10 июля 2015 года № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Рабочая программа по коррекционному курсу  «Логопедические занятия» составлена с учётом:

  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа рассчитана на 17 учебных часов в год, из расчета 0,5 часа в неделю

 Целью применения данной программы является: ликвидация пробелов знаний обучающегося, развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у ребенка.

Задачи программы:

1. Обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка путем создания:

климата психологического комфорта и эмоционального благополучия;

развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых ребенок может отыскать наиболее близкие его способностям и задаткам;

ситуации достижения успеха во внеучебной и учебной деятельности.

2. Субъектно-ориентированная организация совместной деятельности ребенка и взрослого:

опора на личный опыт ученика;

обеспечение близкой и понятной цели деятельности;

индивидуальный подход к ребенку, как на индивидуальных, так и на групповых занятиях;

использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и обучающей);

организация взаимодействия со сверстниками.

3. Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущей деятельности:

стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;

использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр на всех этапах деятельности ребенка.

Практическое значение: систематизируя и анализируя специфические проявления познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями в здоровье, формулируются психолого-педагогические условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей у детей.

Основные направления коррекционной работы на дефектологических занятиях.

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

Развитие навыков каллиграфии;

Развитие артикуляционной моторики;

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

Развитие зрительного восприятия и узнавания;

Развитие зрительной памяти и внимания;

Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

Развитие пространственных представлений и ориентации;

Развитие представлений о времени;

Развитие слухового внимания и памяти;

Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

Навыков соотнесенного анализа;

Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

Умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

Развитие наглядно-образного мышления;

Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям).

6. Развитие речи, овладение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

                       Содержание учебных тем.

Развитие аналитико-синтетической сферы.

Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.

Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению: развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования в развитии математических и речевых навыков.

Упражнения на поиск закономерности, обобщение, проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации; решение логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений (аналитические задачи 3-го типа с построением “логического квадрата”); переформулировка отношений из прямых в обратные, задания с лишними и недостающими данными, нетрадиционно поставленными вопросами; логическое обоснование предполагаемого результата, нахождение логических ошибок в приводимых рассуждениях («Исключи лишнее», «Продолжи числовой ряд», «Подбери пару», «Угадай слово», «Дорисуй девятое», «Продолжи закономерность»).

Развитие внимания

Развитие устойчивости, концентрации, повышения объема, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, самоконтроль.

Развитие саморегуляции и умения работать самостоятельно при выполнении заданий математического характера и в работе над текстом.

Самостоятельное планирование этапов деятельности.

Развитие воображения

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Упражнения, требующие нетрадиционного подхода, задачи поискового характера.

Развитие памяти

Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);

Развитие аудиальной и визуальной, кратковременной и долговременной памяти при заучивании наизусть математических и словесных понятий, стихов, проз.

Упражнения с увеличением объема, сложности и постепенное увеличение времени хранения запоминаемой информации; лабиринты по памяти или с отсроченной инструкцией.

Развитие личностно-мотивационной сферы

Формирование учебной мотивации;

Развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости;

Развитие познавательных интересов, активности и самостоятельности, уверенности в своих силах и навыков совместной и индивидуальной деятельности.

Планируемые результаты

  • различать наложенные, зашумленные перечеркнутые изображения;
  • определять величину и форму предметов;
  • различать на слух речевые и неречевые звуки;
  • находить отличительные признаки предметов и явлений;
  • составлять разрезные картинки;
  • находить нереальные элементы нелепых картинок;
  • знать цвета и оттенки, смешивать и называть их;
  • следовать инструкции педагога;
  • обобщать, классифицировать, сравнивать, находить закономерности предметов и явлений;
  • решать логические, комбинаторные задачи самостоятельно по аналогии и с помощью учителя;
  • выполнять прямой и обратный счет;
  • выполнять вычислительные навыки на сложение и вычитание, умножение и деление;
  • строить и чертить геометрические фигуры;
  • составлять числовые комбинации;
  • различать звуки и буквы алфавита;
  • делить слова на слоги;
  • правильно расставлять ударение в словах;
  • составлять предложения и набора слов;
  • понимать и различать синонимы, антонимы, амонимы самостоятельно и с помощью учителя;
  • работать с деформированными текстами;
  • видеть границы предложений;
  • восстанавливать сюжет по опорным словам;
  • находить слова в слове;
  • правильно читать, соблюдая знаки препинания;
  • ориентироваться в собственном теле и на листе;
  • различать предлоги, правую и левую стороны;
  • правильно определять временную последовательность;
  • знать времена года и их признаки;
  • знать месяцы и дни недели;
  • уметь определять части суток;
  • соблюдать режим дня;
  • определять время по часам;
  • определять возраст людей;
  • пользоваться элементами расслабления.

Литература

1. В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогики”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.

2. Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 1992 г.

3. И.А.Морозова, М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Москва. 2006 г.

4. Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.

5. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.

6. Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.

7. Бабкина Н.В. “Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития”. – Москва. 2006

Календарно-тематическое планирование дефектологии 7 класс

Наименование тем и разделов.

Коли-чество

часов

Информационное сопровождение

Сроки

по плану

факт.

1 четверть -4ч.

1

Диагностическое обследование

1

Картинки, карточки Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва.

06.09

2

«Продолжи логический ряд» «Зашифрованный рисунок».

1

Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”., картинки,карточки

20.09

3

«Графический диктант» Исключи лишнее». Отличия растительного и животного мира.

1

Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”., картинки,карточки

04.10

4

«Сходство и различие». Единицы измерения «Мозаика». Планета Земля.

1

Картинки,мозаика,карточки

18.10

2 четверть -4ч.

5

«Продолжи логический ряд». «Найди отличия».

1

Е.Худенко, Е.Останина  “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии, картинки, карточки

08.11

6

«Угадай слово». Животный мир.  «Найди отличия». Зрительный диктант».  Словарные слова. Деревья

1

Картинки, карточки Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва.

22.11

7

«Исключи лишнее». Сравнение чисел «Сходство и различие». Кустарники. Беглое чтение.

1

Е.Худенко, Е.Останина  “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии

06.12

8

«Противоположное слово».

 Цвет. Форма. Величин «Поиск ошибок в тексте». Лекарственные травы.

1

Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”., картинки,карточки

20.12

3 четверть – 6ч.

9

«Графический диктант».  Виды треугольников. «Противоположное слово».  Части речи.

1

Картинки, карточки Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва.

10.01

10

«Продолжи числовой ряд». «Муха».

 Насекомые. Осознанность чтения.

1

Картинки, карточки Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва.

24.01

11

«Точки». «Зашифрованный рисунок».

Рыбы. Отработка каллиграфии.

1

Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”., картинки,карточки

07.02

12

«Поиск ошибок». «Противоположное слово».

1

Е.Худенко, Е.Останина  “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии

21.02

13

«Зрительный диктант»

1

Картинки, карточки Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва.

06.03

14

Обобщающее занятие.

1

Картинки, карточки Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. Картинки,мозаика,карточки

20.03

4 четверть -4ч.

15

«Найди отличия» Окружность, линии круга. «Внимательный художник».  Профессии. Правописание.

1

Картинки, карточки Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва.

10.04

16

«Зашифрованный рисунок». «Исключи лишнее».  Здоровье человека.

1

Е.Худенко, Е.Останина  “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии, картинки, карточки

24.04

17

«Волшебный мешочек».  Цилиндр, конус

«Шнуровочки». Обобщающее занятие.

Диагностика

1

Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”., картинки,карточки

15.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку 4 класс (индивидуальное обучение на дому)

РП по английскому языку 4 класс (индивидуальное обучение на дому)...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 1 класс, вариант обучения 7.1 и 7.2

Данная методическая разработка предназначена для учителей-дефектологов, работающих с детьми с ОВЗ. Занятия проходят 3 раза в неделю. Всего 33 учебных недель....

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 2 класс (вариант обучения 7.2)

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для 2 класса составлена с учётом примерной программы основного общего образования, на основе ФГОС второго поколения, адаптированной образовательной п...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 3 класс, вариант обучения 7.2

Данная рабочая программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с учащимися 3 класса по варианту обучения 7.2 из расчёта на 34 учебных часа или 68 учебных часа...

Рабочая программа" Коррекционно-развивающие занятия "5 класс (2 вариант) обучение на дому

Рабочая программа (2-й вариант) образования обучающихся с умственной отсталостью  направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общепринятыми нравственными и социоку...

Речь и альтернативная коммуникация, 2 класс, 2 вариант (обучение на дому)

Рабочая программа по речи и альтернативной коммуникации предназначена для учащихся 2 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....

Рабочая программа Коррекционно-развивающие занятия 4 класс 2 вариант обучение на дому

Рабочая программа (2-й вариант) образования обучающихся с умственной отсталостью  направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общепринятыми нравственными и социоку...