Отчет по самообразованию учителя начальных классов «Использование интерактивных методов и приемов для развития орфографической зоркости младших школьников»
статья

Федорова Анастасия Сергеевна

Каждый учитель должен заниматься самообразованием. Статья предназначена для коллег и для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samobrazovaniyu.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по теме самообразованию

«Использование интерактивных методов и приемов для развития орфографической зоркости младших школьников»

Цель: повышение профессиональной подготовленности в области интерактивных методов и приемов для развития орфографической зоркости младших школьников.

Задачи:

  • Проанализировать теоретические положения по вопросам использования интерактивных методов и приемов на уроках «Русского языка» в начальной школе;
  • Разработать и применить на практике систему заданий с использованием интерактивных методов и приемов;
  • Выявить результативность опытно-экспериментальной работы по использованию интерактивных методов и приемов на уроках «Русского языка» для развития орфографической зоркости младших школьников;
  • Выпустить методические пособия в составе творческой группы;

Проблема формирования у школьников умения обнаруживать и квалифицировать орфограммы является наиболее обсуждаемой в теории и практике обучения орфографии. В методике обучения детей грамотному письму и в практической деятельности педагогов начальной школы по-разному решался вопрос о путях формирования орфографической зоркости младших школьников.

Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им естественно в процессе общения с окружающими. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда.

Формирование орфографической зоркости у учащихся является приоритетной задачей на уроках русского языка в школе, так как содействует становлению орфографической грамотности ребенка, которая выступает составной частью общей языковой культуры человека, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания при письменном общении. Вопросы формирования орфографической зоркости рассматривались учеными В.Г. Горецким, П.С. Желдек, В.П. Канакиной, Р.М. Львовым, М.С. Соловейчик и другими.

С целью развития орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка применяются интерактивные методы и приёмы, системы развивающих и дифференцированных упражнений, тесты, различные виды диктантов, игры и др. Особое внимание уделяется применению интерактивных методов и приёмов, дидактической игре, т.к. игра - это важное средство воспитания умственной активности учащихся. Игровые задания, задания на смекалку, задания для умников и умниц, загадки – шутки, кроссворды развивают у детей смекалку, находчивость сообразительность. Учитель по своему выбору может определить приём их использования. Это может быть и списывание, и выборочное списывание, и диктанты разного вида. На некоторые правила разработаны примеры разноуровневых самостоятельных работ. Задания подобраны так, что при единой познавательной цели и общем содержании они отличаются разной степенью сложности. Если говорить об индивидуальном подходе в обучении ребёнка, то для достижения этой цели применяются карточки.

Кроме уже описанных упражнений, существуют и другие полезные приемы формирования орфографической зоркости:

Орфографические зарядки — упражнения, которые проводятся на каждом уроке русского языка и направлены на обнаружение и распознавание орфограмм как в зрительном, так и в слуховом восприятии.

Упражнения, включающие орфограммы в загадках, помогающие развивать орфографическую зоркость, расширять словарный запас и развивать логическое мышление.

Использование карточек-сигналов с нужной орфограммой.

Этимологический анализ слов, который помогает ученикам понять происхождение слов и правильное написание орфограмм.

Работа в парах, где ученики рассуждают и доказывают друг другу правильное использование орфограмм.

Создание опорных таблиц и памяток для учеников, содержащих алгоритмы работы с орфограммами. Эти методы помогают разнообразить работу на уроке, формировать интерес к изучению языка и эффективно развивать навыки работы с орфограммами.

Использованные источники:

  1. https://pedsovet.su/load/541-1-10?ysclid=lo1vkyhi5g124404064 
  2. https://diplom.sspi.ru/diploms/1372753968_433.pdf
  3. Методическая разработка "Развитие орфографической зоркости" (infourok.ru)
  4. Использование интерактивных методов и приёмов для развития орфографической зоркости младших школьников (multiurok.ru)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя начальных классов Наумовой Елены Ивановны на 2012 – 2013 год. Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»

Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников»Разработчик программы учитель начальных классов Наумова Елена Ивановна.Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалифи...

Выступление на ШМО учителей начальных классов Тема: «Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий».

Умение грамотно писать и говорить на государственном языке – привилегия любого современного человека, считающего себя образованным. Одно из условий социального заказа общества и государства сегодня – ...

План самообразования на тему «Развитие орфографической зоркости младших школьников в условиях реализации ФГОС»

План самообразования " Развитие орфографической зоркости младших школьников в условиях реализации ФГОС"...

Отчет по теме самообразования учителя начальных классов «Использование приемов эйдетики для формирования орфографической грамотности младших школьников»

Современные дети мало читают. Книге трудно соперничать с компьютерными играми. В лексику современного школьника приходят новые трудные для написания слова. Одним из способов решения проблемы является ...

«Развитие орфографической зоркости младших школьников » Методическое пособие для учителей начальных классов

Данный дидактический материал – результат поиска и размышления учителя, пытающегося с помощью нестандартных, дифференцированных заданий сделать обучение более доступным, радостным, интересным. О...

Программа самообразования учителя начальных классов по теме: «Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников»

Программа самообразования учителя начальных классов по теме:  «Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников»...

Отчёт по самообразованию по теме: "Использование интерактивных методов и приёмов для развития орфографической зоркости младших школьников"

Отчёт по самообразованию по теме: "Использование интерактивных методов и приёмов для развития орфографической зоркости младших школьников"...