Отчёт по самообразованию по теме: "Использование интерактивных методов и приёмов для развития орфографической зоркости младших школьников"
статья по русскому языку

Мамонтова Надежда Александровна

Отчёт по самообразованию по теме: "Использование интерактивных методов и приёмов для развития орфографической зоркости младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию на тему:

«Использование интерактивных методов и приемов для развития орфографической зоркости младших школьников»

Цель: повышение профессиональной подготовленности в области использования интерактивных методов и приемов для развития орфографической зоркости младших школьников.

Задачи:

  • Проанализировать теоретические положения по вопросам использования интерактивных методов и приемов на уроках «Русского языка» в начальной школе;
  • Разработать и применить на практике систему заданий с использованием интерактивных методов и приемов;
  • Выявить результативность опытно-экспериментальной работы по использованию интерактивных методов и приемов на уроках «Русского языка» для развития орфографической зоркости младших школьников;
  • Адаптировать задания для учащихся начальных классов.

Проблема формирования у школьников умения обнаруживать и квалифицировать орфограммы является наиболее обсуждаемой в теории и практике обучения орфографии. В методике обучения детей грамотному письму и в практической деятельности педагогов начальной школы по-разному решался вопрос о путях формирования орфографической зоркости младших школьников.                                                                                                                    

Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им естественно в процессе общения с окружающими. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда.  Формирование орфографической зоркости у учащихся является приоритетной задачей на уроках русского языка в школе, так как содействует становлению орфографической грамотности ребенка, которая выступает составной частью общей языковой культуры человека, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания при письменном общении.Вопросы формирования орфографической зоркости рассматривались учеными В.Г. Горецким, П.С. Желдек, В.П. Канакиной, Р.М. Львовым, М.С. Соловейчик и другими.

С целью развития орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка применяются интерактивные методы и приёмы, системы развивающих и дифференцированных упражнений, тесты, различные виды диктантов, игры и др. Особое внимание уделяется применению интерактивных методов и приёмов, дидактической игре, т.к. игра - это важное средство воспитания умственной активности учащихся. Игровые задания, задания на смекалку, задания для умников и умниц, загадки – шутки, кроссворды развивают у детей смекалку, находчивость сообразительность. Учитель по своему выбору может определить приём их использования. Это может быть и списывание, и выборочное списывание, и диктанты разного вида. На некоторые правила разработаны примеры разноуровневых самостоятельных работ. Задания подобраны так, что при единой познавательной цели и общем содержании они отличаются разной степенью сложности. Если говорить об индивидуальном подходе в обучении ребёнка, то для достижения этой цели применяются карточки.

Кроме уже описанных упражнений, существуют и другие полезные приемы формирования орфографической зоркости:

  1. Орфографические зарядки — упражнения, которые проводятся на каждом уроке русского языка и направлены на обнаружение и распознавание орфограмм как в зрительном, так и в слуховом восприятии.
  2. Упражнения, включающие орфограммы в загадках, помогающие развивать орфографическую зоркость, расширять словарный запас и развивать логическое мышление.
  3. Использование карточек-сигналов с нужной орфограммой.
  4. Этимологический анализ слов, который помогает ученикам понять происхождение слов и правильное написание орфограмм.
  5. Работа в парах, где ученики рассуждают и доказывают друг другу правильное использование орфограмм.
  6. Создание опорных таблиц и памяток для учеников, содержащих алгоритмы работы с орфограммами.

Эти методы помогают разнообразить работу на уроке, формировать интерес к изучению языка и эффективно развивать навыки работы с орфограммами.

Использованные источники:

  1. https://pedsovet.su/load/541-1-10?ysclid=lo1vkyhi5g124404064 
  2. Методическая разработка "Развитие орфографической зоркости" (infourok.ru)
  3. Использование интерактивных методов и приёмов для развития орфографической зоркости младших школьников (multiurok.ru)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости младших школьников через дидактическое многообразие

Главная цель опыта создание условий для сознательного активного участия школьника в творческой деятельности, практического применения учащимися теоретических знаний по русскому языку, повышения качест...

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка

Проблема формирования орфографического навыка в начальной школе является одной из наиболее трудных задач. Орфографическая зоркость формируется постепенно в процессе выполнения разнообразных упражнений...

« Развитие орфографической зоркости младших школьников посредством словарной работы.»

Актуальность темы. Грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. Детям с трудом дается изучение словарных слов,...

ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя начальных классов Наумовой Елены Ивановны на 2012 – 2013 год. Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»

Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников»Разработчик программы учитель начальных классов Наумова Елена Ивановна.Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалифи...

План самообразования на тему «Развитие орфографической зоркости младших школьников в условиях реализации ФГОС»

План самообразования " Развитие орфографической зоркости младших школьников в условиях реализации ФГОС"...