Развитие орфографической зоркости младших школьников через дидактическое многообразие
статья по русскому языку по теме

Зайцева Елена Александровна

Главная цель опыта создание условий для сознательного активного участия школьника в творческой деятельности, практического применения учащимися теоретических знаний по русскому языку, повышения качества знаний и эффективность урока как основной формы обучения и воспитания учащихся, привития подрастающему поколению прочных навыков нормированной литературной речи; учить детей говорить и писать правильно, применять знания на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informacionnaya_karta.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

I. Общие сведения  

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта  

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

 Зайцева Елена Александровна

МОУ  ЕСОШ №1  

Учитель  начальных классов

22 года  

II. Сущностные характеристики

1. Тема

инновационного педагогического опыта (ИПО)

Развитие орфографической зоркости младших школьников через дидактическое многообразие  

2. Источник изменений

(противоречия, новые условия

образовательной деятельности, др.)

Использование активных форм и методов работы с учащимися на уроках русского языка. Развивая творческую инициативу и самостоятельность учащихся в процессе обучения, найдены способы формирования самостоятельного мышления, позволяющего научить школьников не просто запоминать и воспроизводить знания, но и уметь применять их на практике.

3. Идея изменений (в

чём сущность ИПО:

в использовании

образовательных,

коммуникационно-

информационных

или других

технологий, в

изменении

содержания

образования,

организации

учебного

или воспитательного процесса, др.)

Главная цель опыта создание условий для сознательного активного участия школьника в творческой деятельности, практического применения учащимися теоретических знаний по русскому языку, повышения качества знаний и эффективность урока как основной формы обучения и воспитания учащихся, привития подрастающему поколению прочных навыков нормированной литературной речи; учить детей говорить и писать правильно, применять знания на практике.

4. Концепция изменений (способы их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоёмкость, риски)

Одной из основных целей воспитания и образования является социализация личности. Реализовать её можно только при активном участии субъекта и исследовательской работе, открытия способов решения учебных задач и способов получения знаний самостоятельно, с помощью учителя или сверстников. Учитель создаёт на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой школьники при изучении новой темы пользуются несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией и обобщением. Проведение конкурсов, олимпиад,   творческие работы учащихся,  


  - всё это формирует орфографическую грамотность и навык публичных выступлений. А главное - это формирует личность, помогает процессу её социализации.

5. Условия реализации изменений (включая личностно- профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень

профессионализма)

Реализуется через уроки и внеклассные мероприятия.

6. Результат изменений

Рост качества знаний, увеличение числа школьников, принимавших участие во Всероссийских, областных и районных конкурсах.

7. Публикации о

представленном

инновационном

педагогическом

опыте

Участие во Всероссийской дистанционной конференции 2011 года «Интернет-технологии в образовании», публикация статьи на сайте конференции, на компакт- диске и в сборнике тезисов «Использование ИКТ в начальной школе».

III. Описание инновационного опыта учителя.

Активные формы и методы формирования орфографической зоркости учащихся на
уроках интенсифицирует процесс формирования личности школьника, позволяет не
только побуждать к активной учебной деятельности, но и взаимодействовать на её
мотивационно-познавательную деятельность учеников, вызывают интерес, энтузиазм.

Современный этап педагогической практики - это переход информационно-
объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающейся, формирующий
широкий спектр личностных качеств ребёнка.

Для достижения поставленной цели и задач на уроках применяю проблемно-
поисковый метод обучения, который включает в себя создание проблемных ситуаций,
постановку проблемных вопросов, задач, опытов, формирование учебных гипотез по
решению проблемных ситуаций, доказательств, лексических рассуждений,
формирование выводов и обобщений. В условиях современной учебной работы у
учеников возникает стремление к сотрудничеству, к сопоставлению своих
представлений и позиций. Для этого использую групповую и парную форму работы, при
выполнении которой дети свободно общаются, разговаривают, доказывают свою точку
зрения.

Дифференцированное обучение на уроках русского языка - актуальная проблема
современной школы. Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-
урочной системы реализовать творческие возможности всех учеников, каждому
школьнику работать в своём, оптимальном темпе, даёт возможность справиться с
заданиями, формирует положительные мотивы учения.

Чтобы повысить интерес к предмету, я стараюсь сделать более
увлекательным изучаемый материал, а работу по формированию необходимых
умений и навыков более творческой и информативно-насыщенной.  

Часто на уроках применяю технологию перспективно-опережающего обучения,
цель которой - будить детскую любознательность, пробуждать желание заглянуть за
рамки учебника, формировать активное отношение к процессу познания.


Очень полезной для детей считаю технологию развивающегося обучения через систему образов, которая помогает решить ряд задач: во-первых, ученики надёжнее и легче запоминают правописание трудных слов, орфограммы, разборы, во-вторых, у учащихся развивается не только память, орфографическая зоркость, но и ассоциативное мышление.

Технология игрового обучения позволяет проводить уроки русского языка интересными и содержательными.

На уроках использую также формы учебной деятельности, как разные виды диктантов, составление рассказов, тестирование, решение проблемных логических задач, составление таблиц, схем, решение кроссвордов, ребусов, тщательно подбираю занимательный дополнительный материал, технические и художественные средства.  

Применяемые на уроках русского языка активные формы и методы формирования орфографической зоркости оказывает положительные влияния на качество знаний учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка

Проблема формирования орфографического навыка в начальной школе является одной из наиболее трудных задач. Орфографическая зоркость формируется постепенно в процессе выполнения разнообразных упражнений...

« Развитие орфографической зоркости младших школьников посредством словарной работы.»

Актуальность темы. Грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. Детям с трудом дается изучение словарных слов,...

ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя начальных классов Наумовой Елены Ивановны на 2012 – 2013 год. Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»

Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников»Разработчик программы учитель начальных классов Наумова Елена Ивановна.Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалифи...

"Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка"

"Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка"...

Презентация Опыт работы "Развитие орфографической зоркости младших школьников"

Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. На современном ...

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ

статья по развитию орфографической зоркости младших школьников через дидактическое многообразие...