РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Экология»
методическая разработка

Егорова Наталья Дмитриевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Экология»

 социальное направление

для обучающихся 1 - 4 класса  с задержкой психического развития

(вариант 7.2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_zpr.docx87.06 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №  17 к АООП НОО

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное  учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №10»

                         

Рассмотрено и принято

Педагогическим советом

МБС(К)ОУ«С(К)НШ-ДС№10»

(протокол № 1  от  30.08.2023 г.)

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБС(К)ОУ«С(К)НШ-ДС№10»

___________ Т.В. Русанова

 приказом  № 258-ОД от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Экология»

 социальное направление

для обучающихся 1 - 4 класса  с задержкой психического развития

(вариант 7.2)

                                                         


  1. Пояснительная записка

             Ухудшающаяся с каждым днем экологическая обстановка вызывает огромную тревогу и беспокойство. Вырубки лесов, обмеление и заиливание малых рек, оскудение природных ресурсов, выбросы вредных веществ в атмосферу, почти повсеместное загрязнение окружающей среды, свалки отходов и горы мусора – все это происходит без контроля общественности. И уж, наверное, всем знакомы засыпанные мусором городские и деревенские улицы, обезображенные подъезды и заборы, сломанные деревца и растоптанные клумбы – свидетельства низкой экологической культуры в быту.

        Немалую роль в улучшении экологической обстановки может сыграть школа, учащиеся которой могут активно участвовать в природоохранной деятельности, изучении состояния окружающей среды и даже организации экологического мониторинга при создании соответствующей материально-технической базы.

        Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Экология» разработана с учетом нормативно-правовых документов:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (с изменениями на 11 декабря 2020 года);
  • Федерального  государственного образовательного стандарта  начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598) (далее — ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ);
  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской федерации  от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
  • Приказа Минпросвещения РФ № 1023 от 24.11.2022 г. «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего обучения для обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья»;
  • Рабочей программы «Практическая экология для младших школьников»
  • Устава  МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10».
  • учебного плана МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС №10";
  • Положения о разработке рабочих программ МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС №10"

Цель рабочей программы: формирование у обучающихся готовности к экологически рациональной деятельности в природе.

Задачи рабочей программы:

  • доказать обучающимся, что в природе всё взаимосвязано;
  • помочь обучающимся понять, для чего человек должен знать природные связи;
  • научить строить своё поведение на основе знаний о взаимосвязях в природе.                

Психолого – педагогическая характеристика обучающихся класса ЗПР: Программа курса воспитания и внеурочной деятельности для детей  класса ЗПР (вариант 7.2) адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.

2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

             Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в настоящее время экология - это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек - не главное действующее лицо, а разумная часть природы. История человечества неразрывно связана с историей природы. Во все времена взаимоотношения между человеком и природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи.

Экологического образования и воспитания учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.

             Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной

внеурочной деятельности детей.

             У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родная деревня, улица, школа), семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы.

             Основные формы, используемые в работе с обучающимися.- это наблюдения, опыты, беседы, экскурсии, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях.

3. Место учебного курса внеурочной деятельности

В МБС(К)О «С(К)НШ-ДС№10»  для детей с ЗПР реализуется программа «Экология» которая предполагает проведение 1 занятия в неделю, начало занятий не раньше чем через 35 минут  после окончания уроков, продолжительность занятия – 35 минут, из расчета 1 час в неделю: в 1- х классах – по 33 часа; в 2 - 4 классах – по 34 часа. Общее количество часов курса внеурочной деятельности: 168 ч.

Срок реализации программы внеурочной деятельности 5 лет.

4. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

 

Личностные результаты (к концу 1 класса):

  • владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • сформированность уважительного отношения к природе родного края;
  • воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды родного края;
  • формирование мотивации дальнейшего изучения природы  родного                 края;
  • сформированность установки на принятие ценности природного мира родного края;
  • сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни;
  • наличие мотивации и готовности следовать нормам природоохранного поведения.

Личностные результаты (к концу 2 класса):

  • сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края;
  • осознанность своей этнической и национальной принадлежности.
  • владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни;
  • наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных.

Личностные результаты (к концу 3 класса):

  • осознанность своей этнической и национальной принадлежности.
  • сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе с учётом региональных особенностей;
  • сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося.
  • наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе по сохранению окружающей среды родного края, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных, связанных с экологическим образованием;
  • навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Личностные результаты (к концу 4 класса):

  • осознанность своей этнической и национальной принадлежности;
  • сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе с учётом региональных особенностей;
  • сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося;
  • наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе по сохранению окружающей среды родного края, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных, связанных с экологическим образованием;
  • навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты (к концу 1 класса): 

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • сформированность умения принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем преобразовывать практическую задачу в познавательную, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • сформированность умения под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент; Познавательные универсальные учебные действия:
  • сформированность умения осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий под руководством учителя;
  • сформированность основ смыслового восприятия познавательных сообщений, выделения существенной информации из сообщений разных видов (включая электронные, цифровые);
  • сформированность умения планировать и выполнять учебный проект по заданию и под руководством учителя;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • сформированность умений формулировать собственное мнение.

Чтение. Работа с текстом:

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и в открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся при получении начального общего образования:

Использование безопасных для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичных приёмов работы с компьютером и другими средствами ИКТ.

Метапредметные результаты (к концу 2 класса):

Регулятивные универсальные учебные действия

  • сформированность умения в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале;
  • сформированность умения учитывать установленные учителем правила в планировании способа решения задачи;
  • сформированность        умения        в        сотрудничестве        с        учителем осуществлять прогнозирование как предвидения будущих событий.

Познавательные универсальные учебные действия

  • сформированность умения осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий под руководством учителя;
  • сформированность умения владеть рядом общих приёмов решения задач;
  • сформированность умения выполнять учебный проект по заданию и под руководством учителя в соответствии с требованиями.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • сформированность умений учитывать разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве под руководством учителя.

Чтение. Работа с текстом

Активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

Соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую.

Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, относить к известным понятиям.

Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся при получении начального общего образования

Организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

Вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.).

Сохранять полученную информацию. Набирать небольшие тексты на родном языке.

Подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования.

Метапредметные результаты (к концу 3 класса):

Регулятивные универсальные учебные действия

  • сформированность умения в сотрудничестве с учителем преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • сформированность умения в сотрудничестве с учителем оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям;
  • сформированность умения в сотрудничестве с учителем вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия

  • сформированность основ смыслового восприятия познавательных сообщений, выделение существенной информации из сообщений разных видов;
  • сформированность умения анализировать объекты с заданными признаками с выделением существенных и несущественных признаков;
  • умения проектной, в том числе учебно-исследовательской, деятельности;
  • сформированность умения представлять продукт учебного проекта в форме устной презентации;
  • сформированность умения формулировать собственное мнение по поводу выполненного учебного проекта.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • сформированность умения формулировать вопросы партнёру по общению;
  • сформированность способности учитывать существование у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра и социально-приемлемые способы поведения в общении и деятельности.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся при получении начального общего образования

Редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей. Пользоваться основными функциями стандартного текстового                                            редактора.

Метапредметные результаты (к концу 4 класса): 

Регулятивные универсальные учебные действия

  • сформированность умения под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели.

Познавательные универсальные учебные действия

  • сформированность умения выявлять проблему под руководством учителя при решении учебных задач.
  • сформированность умения под руководством учителя проводить по образцу контроль и оценку хода и результатов выполнения учебного проекта.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • сформированность умений строить понятные для партнёра высказывания, в том числе с помощью наводящих вопросов.

Чтение. Работа с текстом

  • Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде. Определять тему и главную мысль текста.
  • Делить тексты на смысловые части, составлять план текста.
  • Вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность, упорядочивать информацию по заданному основанию.
  • Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста.
  • Использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения.
  • Делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.
  • Готовить        своё        выступление        и        выступать        с        аудио-,        видео-        и графическим сопровождением.
  • Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
  • Участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся при получении начального общего образования

  • Искать информацию в системе поиска внутри компьютера.
  • Искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете.
  • Составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок).
  • Создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста.

Предметные результаты (к концу 1 класса):

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы родного края;
  • обнаруживать        простейшие        взаимосвязи        между        живой        и        неживой природой, в том числе с учётом региональной специфики;
  • использовать взаимосвязи в живой природе для объяснения необходимости бережного отношения к природе, в том числе с учётом региональной специфики;
  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения в окружающей среде родного края;
  • узнавать, называть изученные объекты живой и неживой природы Челябинской области.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде родного

края и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;

  • использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях);
  • использовать различные справочные издания для поиска информации, в том числе по Челябинской области.

Предметные результаты (к концу 2 класса):

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы, в том числе родного края;
  • обнаруживать        простейшие        взаимосвязи        между        живой        и        неживой природой, в том числе с учётом региональной специфики;
  • использовать взаимосвязи в живой природе для объяснения необходимости бережного отношения к природе родного края;
  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения в окружающей среде родного края;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы родного края, выделять их существенные признаки;
  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде родного края и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям;
  • узнавать, называть изученные объекты живой и неживой природы
  • Челябинской области.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде родного
  • края   и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
  • использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях);
  • осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде родного края);
  • использовать различные справочные издания для поиска информации, в том числе по Челябинской области.

Предметные результаты (к концу 3 класса):

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы, в том
  • числе родного края;
  • обнаруживать        простейшие        взаимосвязи        между        живой        и        неживой природой, в том числе с учётом региональной специфики;
  • использовать взаимосвязи в живой природе для объяснения необходимости бережного отношения к природе родного края;
  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения в окружающей среде родного края;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы родного края, выделять их существенные признаки;
  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде родного края и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям;
  • использовать естественно­научные тексты, в том числе подготовленных с учётом региональной специфики с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  • узнавать, называть изученные объекты живой и неживой природы Челябинской области.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде родного
  • края   и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
  • использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях);
  • осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде родного края);
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира родного края в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • использовать различные справочные издания для поиска информации, в том числе по Челябинской области.

Предметные результаты (к концу 4 класса):

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы, в  том числе родного края;
  • обнаруживать        простейшие        взаимосвязи        между        живой        и неживой природой, в том числе с учётом региональной специфики;
  • использовать взаимосвязи в живой природе для объяснения необходимости бережного отношения к природе родного края;
  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения в окружающей среде родного края;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы родного края, выделять их существенные признаки;
  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде родного края и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям;
  • использовать естественно­научные тексты, в том числе подготовленных с учётом региональной специфики с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, в том числе с использованием примеров родного края, здоровье и безопасность человека;
  • узнавать, называть изученные объекты живой и неживой природы

Челябинской области.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде родного
  • края   и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
  • использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях);
  • осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде родного края);
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира родного края в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • использовать различные справочные издания для поиска информации, в том числе по Челябинской области.

5. Содержание курса внеурочной деятельности

1 и 1(д) классы (33 ч, 1 час в неделю)

Раздел «Мир природы»

Планета  Земля, Челябинская область, природа, природные явления, экология.

Формы занятий:        прогулка, проблемное        обсуждение и беседа, викторина, фотовыставка.

Практическая деятельность: выбор объектов для долгосрочного наблюдения за их изменениями по сезонам года; фотографирование объектов для наблюдения.

Раздел «Осенние события в мире природы»

Воздух, пар, кристаллы льда, облака перистые, кучевые, слоистые; дождь. Солнечный свет, дерево, кустарник, лист: черешок, листовая пластина, пигменты. Берёза, листопад, причины листопада. Окраска листьев сирени осенью, листовая и цветочная почки, почечные чешуйки. Насекомое божья коровка, питание, особенности поведения в холодное время года. Отличия окраски самца и самки утки-кряквы, их приспособленность к водной среде, особенности добывания корма, утки перелётные и оседлые.

Формы занятий: экскурсии и прогулки, проблемное обсуждение и беседа, игра с ролевым акцентом oб экологических проблемах, практическая работа, коллективное творческое дело, викторины, фотовыставки, выставки.

Практическая деятельность: краткосрочные наблюдения за заявленными объектами живой и неживой природы, выявление взаимосвязей в живой и неживой природе, опыт фотографирования и видеозаписи наблюдаемых объектов ближайшего окружения, сбор природных материалов для наблюдений и опытов.

Раздел «Зимние события в мире природы»

Строение и образование снежинок, снежная крупа, метель, вьюга, наст, сугробы. Особенности расположения хвоинок сосны, отличие хвои сосны от листьев берёзы, значение воскового налёта, покрывающего хвою в зимний период. Зимние силуэты лиственных деревьев – берёзы, осины, тополя, распространение плодов и семян берёзы. Зимние силуэты ивы, дуба, липы, зимний покой деревьев и кустарников, пробуждение лиственных деревьев, процессы их питания и развития. Лягушка озёрная, остромордая, травяная; жаба, места обитания, особенности питания и зимовки у лягушек. Золотой и серебряный караси, особенности строения тела, питания и зимовки карасей. Сорока – оседлая птица, особенности строения тела, передвижения, питания и зимовки. Линька животных, следы зверей и птиц, особенности питания зверей в зимний период. Обыкновенный и ушастый еж, особенности строения тела, питания и зимовки. Кочующие птицы нашей местности, полная песня большой синицы – перелом зимы, особенности строения тела, питания и зимовки синиц, подкормка птиц.

        Формы занятий: экскурсии и прогулки, проблемное обсуждение и беседа, игра с ролевым акцентом oб экологических проблемах, практическая работа,        коллективное творческое дело, викторины, фотовыставки, выставки.

        Практическая        деятельность: краткосрочные наблюдения        за заявленными объектами живой и неживой природы, выявление взаимосвязей в        живой        и неживой природе,        опыт        фотографирования и видеозаписи наблюдаемых         объектов        ближайшего окружения,        сбор        природных материалов для наблюдений и опытов.

Раздел «Весенние события в мире природы»

Роль снега в жизни травянистых растений, первоцветы в Челябинской области, особенности строения надземной и подземной частей мать-и-мачехи, приспособленность растения к условиям жизни. Причина раннего появления первых бабочек – крапивницы и лимонницы, особенности их внешнего вида, размножения, питания и цикла жизни. Ласточки – перелётные птицы, деревенская, береговая и городская ласточки, особенности строения тела, питание, перелёты, гнездование. Птичьи гнёзда, особенности гнёзд разных птиц, выбор материала для гнезда и места гнездования грача, синицы, жаворонка, ласточки, чайки.

Формы занятий: экскурсии и прогулки, проблемное обсуждение и беседа, игра с ролевым акцентом oб экологических проблемах, практическая работа, коллективное творческое дело, викторины, фотовыставки, выставки.

Практическая деятельность: краткосрочные наблюдения за заявленными объектами живой и неживой природы, выявление взаимосвязей в живой и неживой природе, опыт фотографирования и видеозаписи наблюдаемых объектов ближайшего окружения, сбор природных материалов для наблюдений и опытов.

Раздел «Экологический календарь: всемирные, международные и всероссийские праздники»

Экологический календарь: для чего он нужен: способ привлечения внимания школьников к существующим на сегодняшний день экологическим проблемам на территориях отдельных регионов и на всём земном шаре.

27 сентября – Всемирный день туризма: пропаганда туризма и здорового образа жизни, правила поведения в природе, ориентирование на местности, сбор мусора, наблюдение взаимосвязей в реальной природной среде.

1 октября – Международные дни наблюдения птиц: привлечение внимания к миру птиц, к проблемам сохранения мест их обитания и охраны природы в целом.

4 октября – Всемирный день защиты животных: многообразие животных в Челябинской области и в целом на планете, особенности жизнедеятельности некоторых животных, значение национальных парков и зоопарков в сохранении и возможности наблюдения за животными.

26 октября – Международный день без бумаги: способы получения бумаги, возможности школьников в сохранении природных ресурсов, современные безбумажные технологии. Учимся разделять мусор: виды мусора и способы его сбора, доставки на полигоны, возможности школьников в рациональном использовании ресурсов.

12 ноября – Синичкин день: представление об отличиях в поведении зимующих и кочующих птиц нашей местности, способы подкормки зимующих птиц родного края.

14 марта – Международный день рек: представление о реках, морях, океанах на планете; самые крупные реки России и Челябинской области, роль воды в жизни человека, способы охраны водных богатств.

20 марта – День Земли: способы охраны обитателей живой природы, экологические акции, планета как общий «дом».

1 апреля – Международный день птиц: видовое разнообразие птиц, перелетные птицы Челябинской области, жизнь птиц в весенний период.

13 мая – Всероссийский день посадки леса: проблемы сохранения, восстановления и приумножения лесных богатств, лесные хозяйства Челябинской области, способы посадки деревьев и кустарников.

Формы занятий: праздник, проблемное обсуждение и беседа, игра с ролевым акцентом oб экологических проблемах, коллективное творческое дело, викторины, конкурсы, фотовыставки, выставки.

Практическая деятельность: участие в раздельном сборе мусора, в подкормке птиц, в очистке от мусора ближайшего водоема, в экологических акциях школьного уровня, в посадке деревьев и кустарников на школьном дворе.

2 класс (34 ч, 1 час в неделю)

Раздел «Экология» (1 час)

Законы экологии. Круговорот веществ в природе.

Воздух – природное богатство (8 часов)

Роль воздуха в жизни растений и животных: дыхание, среда обитания, опыление, перенос плодов и семян. Роль воздуха в жизни человека. Растения

  • легкие нашей планеты. Загрязняющие воздух вещества. Бактерии и вирусы
  • источники инфекций. Эпидемии, передающиеся воздушно-капельным путем. Металлургическая промышленность Челябинская область – гордость России. Источники загрязнения воздуха в нашем крае. Сохранение чистоты воздуха: газовое оборудование, очистные фильтры. Особенности погодных явлений на территории Челябинской области: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Причинно-следственные зависимости изменения положения Солнца над Землей в течение дня. Характерные особенности погоды на территории Челябинской области по сезонам. Значение ветра в в живой природе.

Вода – природное богатство (6 часов)

Свойства и состояния воды. Свойства снега и льда и их экологическое значение. Вода — наиболее важная часть живых организмов, главный растворитель питательных веществ. Водоемы Челябинской области – источники питьевой воды. Водохранилища Челябинской области – Аргазинское и Шершнёвское. Колодцы, скважины. Бытовая потеря воды. Коммунальные услуги. Способы очистки воды. Роль воды в формировании поверхности Челябинской области: Великое Пермское море. Геологические особенности рельефа, сформированного водой: равнины и горы, пещеры. Игнатьевская пещера, Устиновские известняки на реке Миасс – памятники природы Челябинской области. Гора Юрма. Каменная река на Таганае.

Раздел «Про почву и подземные богатства» (7 часов)

Причины скопления определенных полезных ископаемых Челябинской области и их особые свойства: песка и глины. Кичигинский карьер в Увельском районе. Южноуральский фарфоровый завод. Коркинский карьер. Происхождение и свойства угля. Мраморный карьер в Коелге. Свойства известняка и мрамора. Биогенное происхождение известняков. Состав почвы. Плодородие почвы. Образование перегноя. Роль бактерий в образовании солей. Значение почвы в жизни растений и животных. Почва – главное богатство планеты. Роль живых организмов в образовании почвы. Почвы Челябинской области. Причины разрушения почвенного покрова. Охрана почв нашего края.

Раздел «Взаимосвязи весенних явлений в природе» ( 12 часов)

Весна на Южном Урале. Наблюдения за погодой. Изменение высоты Солнца и продолжительности дня и ночи весной. Весенние явления в природе: потепление, таяние снега, проталины, ледоход, появление растений и насекомых. Особенности поведения перелетных птиц весной. Зависимость температуры воздуха от высоты солнца; влияние температуры на осадки, состояние водоемов и почвы, Влияние неживой природы на жизнь растений и животных ранней весной. Взаимосвязи в природе. Изменения в неживой природе, помогающие растениям пробуждаться от зимнего покоя. Оттаивание почвы, сокодвижение, набухание и раскрытие почек, развертывание листьев. Причины раннего цветения растений. Раннецветущие растения нашего края. Последовательность цветения. Операция «Первоцвет». Зависимость температуры тела насекомых от температуры воздуха. Последовательность появления насекомых весной. Последовательность возвращения скворца, утки, чайки, коршуна, ласточки, иволги, кукушки, соловья.

Экологический календарь и причины его создания. Объекты всемирного наследия. 11 января – День заповедников и национальных парков. Экологическая роль заповедников, национальных парков, ботанических садов, дендрариев. Ильменский заповедник. Национальный парк

«Зюраткуль». 19 апреля – День подснежника. 3 мая – День Солнца

Формы организации проведения занятий: праздник, проблемное обсуждение и беседа, игра с ролевым акцентом oб экологических проблемах, коллективное творческое дело, викторины, конкурсы, фотовыставки, выставки; поисковые исследования; общественно-полезные практики.

Виды деятельности: (практическая деятельность): участие в раздельном сборе мусора, в подкормке птиц, в очистке от мусора ближайшего водоема, в экологических акциях школьного уровня, в посадке деревьев и кустарников на школьном дворе; проектная деятельность; социальное творчество.

  1. класс (34 ч, 1 час в неделю)

Раздел «Природные сообщества родного края – биоценозы» (2 часа)

Понятие «биоценоз» как устойчивая совокупность видов растений, животных, грибов и бактерий, длительное время существующих совместно в определенном пространстве и представляющих собой экологическое единство. Роль живых организмов в биоценозе. Примеры биоценозов Челябинской области.

Раздел «Лес и его обитатели» (8 часов)

Что растет и кто живет в лесах Челябинской области. Биоценоз леса. Деревья, кустарники и травянистые растения лесного сообщества. Роль листа в жизни дерева и кустарника. Разнообразие форм и размеров листовых пластинок - приспособление к условиям существования и получению оптимального количества света. Фотосинтез как процесс превращения солнечной энергии в органическое вещество. Роль фотосинтеза для жизни на Земле. Уникальная роль растений в экосистеме леса. Растения и состав воздуха (кислород и углекислый газ). Растения как пища для человека и других живых организмов. Мхи и лишайники в лесу. Покой в природе. Приспособления растений леса к периоду зимнего покоя.

Насекомые, паукообразные, птицы и звери лесов Челябинской области.

Приспособленность животных к жизни в лесу. Пищевые (трофические) взаимосвязи в биоценозе леса. Отношения: хищник – жертва. Зубы, носы, уши. (Биоразнообразие. Приспособление живых существ к жизни.). Крылья, лапки, клювы. (Биоразнообразие. Приспособление живых существ к жизни.). Колючки и угрозы. (Биоразнообразие. Приспособление живых существ к жизни.).

Грибы и их роль в биоценозе леса. Этажи леса - ярусы леса. (Топические и фабрические связи организмов к жизни в сообществе). Лес – ботанический памятник природы Челябинской области.

Раздел «Жизнь в почве. Луг и его обитатели» (8 часов)

Почва как среда обитания живых существ. Живые существа почвы. Приспособления живых существ почвы к условиям существования. Взаимоотношение живых существ почвы с компонентами неживой природы и друг с другом. Растения и почва. Что растет и кто живет на лугах Челябинской области. Биоценоз луга. Пищевые взаимосвязи в биоценозе луга. Отношения: хищник – жертва.

Форические взаимосвязи в биоценозе луга (участие насекомых в опылении растений). Грибы и их роль в биоценозе.

Раздел «Жизнь в водоемах» (8 часов)

Что растет и кто живет в водоемах Челябинской области. Биоценоз водоема. Приспособление организмов к жизни в воде. Взаимоотношения обитателей водной среды с компонентами неживой природы и между собой. Пищевые взаимосвязи в биоценозе водоема. Отношения: хищник – жертва. Закон круга. (Цикличность природных процессов). Сезонный цикл природы Челябинской области. Приспособление животных водоема к жизни в зимних условиях. Водоемы - гидрологические памятники природы Челябинской области. Охрана водоемов Челябинской области. Правила поведения на берегу водоема.

Раздел «Памятники природы Челябинской области» (8 часов)

        Геологические                памятники природы: Казарменный гребень, Жукова шишка,  Юрма, Александровская        сопка, пещеры Игнатьевская, Киселевская пещера. Гидрологические памятники природы: озера Аракуль, Подгорное. Река Аша и Тюлюк. Урочище «Пороги». Верхнеуральский родник. Клюквенное болото в Кунашакском районе. Шумный брод в долине реки Тогузак. Ботанические памятники        природы:        липовая        гора в Ашинском районе, Челябинский городской бор. Ландшафтные или комплексные памятники природы: Аркаим.

        Формы        организации        проведения занятий: праздник, проблемное обсуждение и беседа, игра с ролевым акцентом oб экологических проблемах,             коллективное         творческое дело, викторины,         конкурсы, фотовыставки, выставки; поисковые исследования; общественно-полезные практики.

Виды деятельности: (практическая деятельность): участие в раздельном сборе мусора, в подкормке птиц, в очистке от мусора ближайшего водоема, в экологических акциях школьного уровня, в посадке деревьев и кустарников на школьном дворе; проектная деятельность; социальное творчество; игровая; проблемно-ценностное общение.

4 класс (34 ч, 1 час в неделю)

Раздел «Экосистема – ячейка биосферы» (16 часов)

Экосистема - комплекс, объединяющий организмы и среду их обитания. Биосфера как самая крупная экосистема Земли. Среда и место обитания. Границы распространения жизни. Сферы Земли. Атмосфера. Гидросфера. Литосфера. Биосфера – сфера жизни. Продолжительность формирования биосферы. Царства живой природы. Биоразнообразие как основа устойчивости экосистем. Экосистемы нашего края.

Деление биосферы на природные зоны. Природные зоны Челябинской области. Приспособления живых организмов к существованию в различных природных зонах. Взаимоотношения живых существ с компонентами неживой природы и между собой. Неправомерность деления живых существ на «полезных» и «вредных». Пищевые и непищевые отношения между живыми существами. Прямые и опосредованные отношения. Симбиоз. Комменсализм. Квартирантство. Нахлебничество. Паразитизм. Конкуренция. Хищничество.

Цикличность природных процессов. Круговорот жизни. Круговороты как механизм жизнеобеспечения планеты Земля. Продуценты – производители. Консументы - потребители. Редуценты - разрушители. Их роль в круговороте веществ в экосистеме. Экологическая пирамида.

Раздел «Человек – часть живой природы» (18 часов)

Человек как представитель царства животных. Место человека среди других живых организмов. Среда обитания человека и адаптация к ней. Диапазон абиотических условий существования человека. Место обитания и условия существования человека. Жизненный цикл человека. Место человека в пищевых цепях. Человек как одно из звеньев круговорота веществ.

Человек как существо социальное. Воздействие человека на окружающий мир. Человек как основной преобразующий фактор природы. Классификация природных ресурсов. Исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы. Возобновимые и невозобновимые ресурсы. Время образования каменного угля и торфа. Полезные ископаемые Челябинской области. Объемы запасов и скорость добычи полезных ископаемых. Водные ресурсы и их охрана в нашем крае. Основные направления использования природных ресурсов. Необходимость экономии природных ресурсов. Нарушение связей в природе нашего региона в результате человеческой деятельности.

Человек и экологические проблемы. Экологическая проблема как следствие разрушения естественных природных связей. Мусор как вещества, выведенные человеком из естественного круговорота. Необходимость раздельного сбора мусора в Челябинской области. Личный вклад каждого человека в решение экологических проблем своего края. «Мысли глобально, действуй локально».

Законы экологии Коммонера. Иллюстрация законов на основе знаний, полученных на занятиях курса «Практическая экология для младших школьников».

Формы организации проведения занятий: праздник; проблемное обсуждение и беседа; игра с ролевым акцентом oб экологических проблемах; коллективное творческое дело; проект; викторины; конкурсы; фотовыставки; выставки; поисковые исследования; общественно-полезные практики; соревнование.

Виды деятельности: (практическая деятельность): участие в раздельном сборе мусора, в подкормке птиц, в очистке от мусора ближайшего водоема, в экологических акциях школьного уровня, в посадке деревьев и кустарников на школьном дворе; проектная деятельность; социальное творчество.

Структура занятия курса внеурочной деятельности

«Экология»

Этапы и продолжительность занятия

Деятельность обучающихся

1

Прогулка в реальную природную среду (до 10 минут).

Ведут кратковременные наблюдения за объектами и явлениями в реальной природной среде, собирают необходимые образцы, делают фото и видеосъёмки; участвуют в продуктивной беседе по результатам наблюдений.

2

Основная часть (до 20 минут).

Формулируют вместе с учителем проблемный вопрос. Отвечают на него после прослушивания текста учебного пособия или просмотра презентации, ролика. Выполняют задания, проводят опыты, объясняют их результаты.

3

Рефлексия (до 5 минут).

Участвуют в продуктивной беседе по результатам собственного осознания освоенных экологических знаний и умений.

6. Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Теория

Практические работы

По плану

Факт

1 класс

33

17

16

1.

Мир природы

2

1

1

2.

Осенние события в мире природы

12

6

6

3.

Зимние события в природе

10

5

5

4.

Весенние события в природе

9

5

4

1(д) класс.

33

17

16

1

Мир природы

2

1

1

2

Осенние события в мире природы

12

6

6

3

Зимние события в природе

10

5

5

4

Весенние события в природе

9

5

4

2 класс

34

20

14

1

Экология

1

1

2

Воздух – природное богатство

8

5

3

3

Вода – природное богатство

6

4

2

4

Про почву и подземные братства

7

5

2

5

Весна в природе

12

5

7

3 класс

34

22

12

1

Природные сообщества родного края - биоценозы

2

2

0

2

Лес и его обитатели

8

5

3

3

Жизнь в почве. Луг и его обитатели

8

5

3

4

Жизнь в водоемах

8

6

2

5

Памятники природы Челябинской области

8

4

4

4 класс

34

20

14

1

Экосистема – ячейка биосферы

16

12

4

2

Человек – часть живой природы

18

8

10

Итого

168

96

72

7. Оценка результатов освоения курса внеурочной деятельности

Экологическое воспитание рассматривается как интересное образование, регулирующее знания, умения и отношения.

За основу определения качественных характеристик уровней взяты теории, предложенные Л.П.Симоновой: научно-познавательный, ценностный, нормативный, практически – деятельностный.

На основе методик были определены уровни и критерии экологической воспитанности.

Низкий уровень – дети узнают и называют подавляющее большинство животных, растений леса, луга, поля, водоема, вычленяя их некоторые особенности. Умеют определять состояние растений в зависимости от среды обитания, с помощью педагога классифицируют растения. Познавательное отношение к животным и растениям не устойчиво.

Средний уровень – дети узнают и называют подавляющее большинство животных и растений разных сообществ по представлению и небольшой опорой на наглядность. С помощью педагога классифицируют животных и растения. Устанавливают некоторые общие связи, сравнивая растения. Используют известные способы наблюдений. Недостаточно владеют обобщенными представлениями и не владеют понятиями рода и вида при классификации растений. Не всегда способны прогнозировать последствия неадекватных воздействий на природу, но при этом проявляют бережное и заботливое отношение к животным и растениям. Знают о существовании Красной книги, называют некоторые растения и животных, занесенных в нее. Эмоционально откликаются на яркие растения, проявляя внимательность, устойчивый интерес. В процессе наблюдений вспоминают стихи, песни, пословицы.

Высокий уровень – у детей этого уровня многообразны знания о животных и растениях разных сообществ. Самостоятельно устанавливают связи между развитием растений и средой обитания. Знания сформированы на уровне представлений, понятий, рода и вида. Дети способны устанавливать общие и частные связи с помощью наглядно – схематических пособий. Используют разные виды наблюдений за ростом и развитием растений и животных в разных сообществах и в соответствии с сезоном. Воспитательное отношение к природе устойчивое. Часто задают поисковые вопросы. Появляются эвристические суждения. Бережно относятся к растениям и животным, нетерпимы к людям в случае нарушения правил поведения в лесу, поле, на лугу. Эмоционально откликаются на красоту природы, используют песни, стихи, загадки о растениях и животных. Проявляют бережное отношение к дарам природы, понимая самоценность исчезающих растений и животных, занесенных в Красную книгу.

Экологическая образованность младших школьников.

Эмпирические исследования позволили выделить три уровня экологической образованности младших школьников: прагматико-потребительский, знаниево-ориентированный, инициативно-творческий

  • Инициативо-творческий уровень экологической образованности предполагает, что учащиеся имеют глубокие и системные знания о природе, о взаимосвязях с ней, развиты экологические убеждения, широкий круг природоохранительных умений; понимают многообразную ценность природы; обладают проявляют устойчивый интерес, инициативу и творчество в природоохранительной деятельности.
  • Знаниево-ориентированный уровень определяется наличием у учащихся недостаточно систематичных и глубоких знаний, определённых экологических убеждений, некоторого арсенала природоохранительных умений. Учащиеся понимают ценность природы, но интерес неустойчивый, участвуют в природоохранительной деятельности, но недостаточно осознают её значимость.
  • Прагматико-потребительский уровень отличается низкой степенью осознания экологических проблем, отсутствием интереса. Учащиеся имеют поверхностные знания, проявляют потребительское отношение к природе. Низкий уровень познавательной активности, связанной с объектами природы; доминирует прагматический тип установок по отношению к природе.

Анкетирование

Анкетирование – метод множественного сбора статистического материала путём опроса испытуемых. Анкета может быть рассчитана на получение материала, касающегося или непосредственно испытуемого, или третьего лица. По содержанию анкета должна охватывать только определённую проблему. Это позволяет сделать не только количественный, но и качественный анализ. По форме вопросы могут быть:

  • закрытыми (с приведением полного набора вариантов ответов);
  • открытыми (не содержат подсказок и не «навязывают» вариант ответа, поэтому при помощи открытых вопросов можно собрать более богатую информацию).

Вопросы, разработанные Н. С. Житовой.

Вопросы

Ответы

1.Нравится ли тебе бывать в природе?

1. Нравится.

2.Что ты больше всего любишь делать, приходя в природу?

1. Слушать птиц, любоваться природой, гулять

2. Загорать, купаться

3. Играть в подвижные игры

4. Собирать ягоды, грибы

5. Рвать цветы.

3.Приходилось ли тебе оказывать помощь животным, растениям?

1. Нет, не приходилось

2. Подбираю бездомных животных и ухаживаю за ними

3. Лечил собаке глаз

4. Отогревал зимой птиц

5. Лечил раненую птицу

6. Подкармливаю зимой птиц

4.В каких делах по охране природы ты и твои друзья принимали участие?

1. Не принимал участие

2. Делал с папой скворечник

3. Принимал участие в озеленении класса, школьного двора

5. Какие книги о природе ты читал?

1. Не люблю книги о природе

2. Читаю книги В. Бианки, Е. Чарушина и др.

«Экологический светофор»

С помощью этой методики можно развивать:

  • представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности;
  • умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно);
  • расширить опыт ребенка в экологически ориентированной деятельности.

Оборудование.

  • Набор из цветных кружков (красного, жёлтого, зелёного) для каждого ученика.
  • Набор карточек с изображением и описанием деятельности, поступков человека на природе.

Методика в форме игры, которую можно провести в классной комнате, актовом зале и т.д.

В ходе игры все участники получают по три кружка: красный, жёлтый, зелёный. Ведущий поясняет, что каждый цвет имеет своё значение. Так же, как и светофор на проезжей части дороги, наш экологический светофор, зажигая красный свет, запрещает, жёлтый – предупреждает, а зелёный – разрешает.

  • Красный – запрещает действие, приносящее вред окружающей среде и жизни людей.
  • Жёлтый – предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе.
  • Зелёный – разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным.

Ведущий зачитывает описание поступка человека на природе, демонстрирует детям соответствующий рисунок. Участники игры должны оценить тот или иной поступок, подняв по сигналу ведущего один из имеющихся кружков, – включить тот или иной сигнал экологического светофора

Диагностический опросник, выявляющий сформированность умений, «отношений», «желаний» у учащихся к окружающему миру.

        За основу взята методика Н.С.Жестовой, с введением дополнительных вопросов на выявление у учащихся отношения к природе, знания и желания общаться с ней. Процедура эксперимента: учащимся третьих классов предлагается бланк вопросов, на котором расчерчены три графы «умения», «отношения», «желания» и даются вопросы, на которые они должны ответить.

Баллы

Умения

Отношения

Желания

2

Сделаю хорошо;

нравится;

хочу заниматься;

1

Сделаю средне;

безразлично;

безразлично;

0

Не сделаю

не нравится

не хочу заниматься

Перечень вопросов:

1. ухаживать за животными.

2. помогать больным животным.

3. выращивать молодняк (животных какой-либо породы).

4. помогать и защищать бездомных животных.

5. рисовать рисунки с изображением природы.

6. разъяснять людям нужные им сведения о природе.

7. охранять природу.

8. вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса.

9. следить за состоянием развития растений.

10. распространение детенышей животных (щенят, котят и т.д.).

11. распространять растения.

12. наблюдать и изучать природу и природные явления.

13. помогать пернатым друзьям.

14. смотреть телепередачи о животных.

Обработка результатов:

Подсчитывается количество набранных баллов по вертикали, сумма характеризует отношения, знания, умения.

Низкий уровень – от 0 до 9 баллов – не проявляют желания заботится о животных и окружающей среде. Познавательное отношение к растениям не развито. Бережно относятся к животным и растениям. Но интереса к данному содержанию не проявляют.

Средний уровень – от 9 до 19 – не всегда способны анализировать последствия неадекватных воздействий на окружающую среду, проявляя при этом желание, заботу и бережное отношение.

Высокий уровень – от 20 до 28 баллов – проявляют желание, заботу, бережное отношение к растительному и животному миру, понимая их ценность. Существенно мотивируют свое отношение к природе, проявляют устойчивый интерес к окружающему миру.

Метод диагностики «Работа над ошибками».

Смысл этой диагностики заключается в следующем: дети знакомятся с текстом. В интересной форме им даются правила поведения в лесу. Они знакомятся с рассказом, в котором дети совершали неправильные действия по отношению к природе. Ученики должны найти ошибки в поведении детей. По окончании работы с рассказом дети выводят правила поведения в природе: а) не сбивать несъедобные грибы; б) для костра собирают сушняк, а не ломают молодые деревья, и в жаркую погоду костер не разводят; в) не бросать полиэтилен и консервные банки; г) костер залить водой или засыпать землей и т. д.

Воскресенье в лесу

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже транзистор. Весёлой музыкой мы оповестили лес- мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками. Быстро наломали веток, разложили костёр. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать бросила его, Взяли его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошёл поезд. Весело прошёл день.

Метод «незаконченный рассказ»

– это изложение реальной жизненной ситуации, направленной на выявление установок подростков. Например: Рассказ «На реке с друзьями». Ребята ушли купаться, стол был неубран, на столе остались грязные тарелки, кружки с соком, а я остался один. И тогда я решил/а: «Дай-ка я… Попробую? Уберу со стола? Выкину остатки под дерево, в реку?....

Метод незаконченных предложений

Экология – это…

В природе все связанно и, если…

Я думаю, что когда я вырасту…

«Диагностическая ситуация».

Перед учащимися ставится проблема морального выбора и предлагается 3 варианта ответа.

2 вариант. Предлагается ситуация: «Горе – туристы» пришли в лес. Что произойдет?

Что произойдет с травой, с лесными цветами?

Что нельзя делать и оставлять в лесу?

Можно ли шуметь в лесу и ломать деревья?

методика предназначена для выявления имеющихся экологических знаний у учащихся начальных классов.

Перечень вопросов:

1.Какие организмы используют как показатели загрязнения?

А) животные; Б) лишайники; В) растения.

2.Почему человек создает сады и парки в городе?

А) чтобы растения обогащали кислородом воздух;

Б) чтобы люди отдыхали и гуляли;

В) чтобы было красиво.

3. Какие вещества люди добывают из морской воды?

А) морскую соль; Б) сахар; В) рыбий жир.

4. В воды океана можно сбрасывать все отходы деятельности человека, океан от этого не пострадает:

А) да; Б) нет.

5. Какое морское животное было истреблено уже после нескольких лет его открытия?

А) морская свинка; Б) морская корова; В) морская собака.

6. Какая вода встречается в озерах?

А) пресная; Б) соленая; В) в одних пресная, в других соленая.

7. К чему приводят загрязнения водоемов?

А) гибнет рыба; Б) по берегам чахнут растения В) размножаются водоросли.

8. Как служат почве дождевые черви?

А) уничтожают вредителей; Б) перерабатывают опавшие листья;

В) роют подземные ходы.

9. Где больше всего загрязнена и разрушена почва?

А) в лесу; Б) в городе; В) на лугу.

10. Редкие растения у нас выращивают:

А) в заповедниках; Б) в садах и парках города; В) в ботаническом саду.

11. Букеты можно составить:

А) из редких цветов; Б) из растений выращенных человеком;

В) из красивых цветов.

12. Если в лесу станет мало птиц, то:

А) деревья могут погибнуть; Б) ничего не случиться;

В) не услышим птичьих песен.

13. Какое животное может дольше других в состоянии спячки без еды:

А) мышь; Б) бобер; В) еж; Г) медведь.

14. Какая птица подкладывает свои яйца в другие гнезда?

А) синица; Б) кукушка; В) филин; Г) соловей.

15. Какое из перечисленных животных запасают себе корм на зиму?

А) лошадь; Б) волк; В) белка.

Ключ: 1-б, 2-аб, 3-а, 4-б, 5-б, 6-в, 7-абв, 8-б, 9-б, 10-ав, 11-б, 12-а, 13-г, 14-б, 15-в.

Обработка результатов: подсчитывается количество правильных ответов, их сумма характеризует уровень имеющихся экологических знаний у учащихся.

  • Низкий уровень - от 0 до 6 правильных ответов. Характеризуется отсутствием знаний или наличием узких неадекватных знаний о животном и растительном мире. Не знают о существенных сторонах познаваемого объекта.
  • Средний уровень – от 7 до 11 верных ответов. Характеризуется усвоением закономерных связей, объектов, явлений. Появляется и развивается обобщенность знаний об особенностях природного мира.
  • Высокий уровень – от 12 до 15 правильных ответов. Характеризуется осведомленностью закономерных связей в природе. У детей многообразны знания о растениях и животных разных сообществ.

Метод анкетирования использовался в сочетании с методом интервью.

Анкета:

1. Нравится ли тебе бывать в природе?

2. Что ты любишь делать когда бываешь в природе?

3. Приходилось ли тебе оказывать помощь животным?

4. Что по твоему значит охранять природу?

5. Какие лекарственные растения есть в наших лесах и лугах?

6. Какие животные занесены в "Красную книгу" нашей страны?

7. Знаешь ли ты что такое окружающая среда?

8. Что такое фотоохота?

9. Что могут сделать дети для охраны природы?

10. Какие чувства вы испытываете, когда помогаете природе?

. В содержание вопросов входили критерии уровней экологических знаний и представлений о природе и гуманного отношения к ней, такие как :

  • полнота или объём знаний- многообразие объектов и сторон познаваемого объекта;
  • существенность знаний- выделение существенного в объекте;
  • обобщенность знаний- выявление сущности целого класса объектов, связей внутри класса;
  • системность знаний- целостное рассмотрение объектов, совокупность объективных связей.

Уровни знаний и представлений выявлялись по следующим критериям:

за каждый ответ на вопрос ребенок получал определенное количество баллов. Максимальное количество баллов- 3 балла. Таким образом, суммарное число баллов не могло превышать 30.

В результате анализа ответов на вопросы анкеты все учащиеся были распределены по трем уровням экологических знаний и представлений:

  • высокий уровень: полнота знаний, существенность, обобщенность, системность (от 26 до 30баллов);
  • средний уровень: нарастание полноты знаний о многообразии особенностей и наиболее существенных сторонах объектов (от 16 до 25 баллов);
  • низкий уровень: узкие, неадекватные знания, частые заблуждения (от 10 до 15 баллов).

5.Результаты освоения образовательных программ внеурочной деятельности обучающихся фиксируются в листе оценки результатов освоения образовательной программы по внеурочной деятельности и заносятся в лист оценки результатов.

Лист оценки результатов освоения образовательной программы по внеурочной деятельности 

________________________________(название)

Обучающегося:  _________________________________________________

Планируемые результаты

Результат  (+ да, - нет)

К концу 1 класса

К концу 2 класса

К концу 3 класса

К концу 4 класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Путешествие в мир экологии» (В.А. Самкова)

Программа курса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта  начального общего образования на основании программы внеурочной деяте...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология"

Рабочая программа внеурочной деятельности «Экология» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального образования (2...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экология и здоровье"

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Экология здоровья» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учеб...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экология и краеведение"

Малая Родина ребёнка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного города, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории горо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя первая экология» 3 класс

Программа реализуется через следующие формы занятий: • ситуационная игра, • образно-ролевые игры, • исследовательская деятельность,• урок-практикум,• дискуссия,...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Моя первая экология"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Моя первая экология" для 3 и 4 классов. В ней представлены планируемые результаты, тематическое планирование и КТП....